Методы диагностики познавательной активности дошкольников
учебно-методическое пособие (старшая группа)

В данной публикации раскрыты методики диагностики познавательной активности дошкольников: 

методика прерывания процесса деятельности,

методика "Сказка",

методика Д.Б.Годовикова

"Таинственное письмо" автор А.М.Прихожан,

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методы диагностики познавательной активности воспитанников

старшего дошкольного возраста

Методы диагностики познавательной активности воспитанников

старшего дошкольного возраста

Методика прерывания процесса деятельности

Цель. Определение степени выраженности познавательной мотивации, силы и устойчивости мотивации.

Материал. Две логические задачи – проблемного и не проблемного типа.

Ход события. Детям поочередно предстоит найти решение двух задач: на решение задачи не проблемного типа отводится примерно 2 минуты, затем воспитаннику предлагают решить задачу проблемного типа. На решение задачи второго типа отводится примерно 10 минут. В процессе решения задачи проблемного типа, в то время, когда субъект уже углубился в работу, но решение задачи еще не найдено, педагог по какой-либо причине предлагают прекратить деятельность. Предполагается, что возврат к решению незавершенной задачи осуществляется на основе возникшей познавательной мотивации.

Обработка данных. Дается оценка следующим показателям: интерес воспитанника к поставленной задаче; желание продолжить решение проблемной задачи; отношение воспитанника к попыткам педагога приостановить деятельность; время, отведенное на решение проблемной задачи сверх установленного времени.

Н. И.Ганошенко, В. С. Юркевич «Особенности познавательных потребностей у дошкольников».

Методика «Сказка»

Цель. Выявить степень выраженности любознательности у детей дошкольного возраста.

Ход проведения. После окончания первого опыта ребенку предлагается на выбор в качестве награды послушать одну из четырех сказок: о сливе, яблоке, груше и личи (последний предмет обязательно ребенку не знаком). Ребенка спрашивают, какую сказку он хочет послушать.

Обработка данных.Педагог фиксирует результаты наблюдения, выбирает ли ребенок сказку о незнакомом объекте (о личи), спрашивает взрослого, что это такое или предпочитает послушать сказку о знакомом объекте. Предполагается, что интерес к сказке с незнакомым предметом указывает на более выраженную степень любопытства.

Методика «Таинственное письмо», автор А. М. Прихожан

Цель. Выявление напряженности познавательной потребности.

Материал. «Письмо» с зашифрованными словами. Внизу листа прилагается шифр.

Ход проведения. Педагог говорит за 5 минут до окончания занятия, что в детский сад пришло письмо. Письмо таинственное, отправитель письма неизвестен, несколько слов в письме зашифрованы. Шифр к отгадке прикреплен к листу бумаги внизу.

Каждому ребенку выдается листок бумаги с письмом. Под руководством педагога дети расшифровывают первое слово. Слово, которое дети расшифровали вместе с педагогом, отмечено на листе бумаги. Затем педагог предлагает продолжить работу тем воспитанникам, которые хочет расшифровать неразгаданные слова и узнать, отправителя письма. Воспитанники, которые не проявили интерес и не испытывают стремление расшифровывать шифр, могут передать листочки педагогу.

Обработка данных. Интенсивность познавательной потребности оценивается на основе следующих показателей: интерес к предлагаемой деятельности, возвращение к расшифровке письма.

Методика Д. Б. Годовикова

Цель. Выявление уровня развития любознательности, степени выраженности познавательной активности.

Материал.Несколько новых или забытых и давно спрятанных игрушек (машинки, кубики и т.д.), одна игрушка с секретом (используется для того, чтобы воспитаннику предложить решение проблемной задачи), новая книга.

Ход проведения. Перед ребенком выкладывают игрушки, предмет с секретом размещают рядом с игрушками, возле него – книга. Ребенку предлагается поиграть. Педагог проводит наблюдение за воспитанником 15 – 20 минут.

Обработка данных производится на основании результатов наблюдения за воспитанником, что позволяет определить уровень сформированное любознательности.

1 – й уровень. Внимание переключается с объекта на объект, оно полностью подчинено внешним свойствам объекта: звучности, яркости, яркости, размеру и т.д.Ребенок может не заметить «тайных», необычных свойств предмета, если предмет не является внешне привлекательным для ребенка. Такой уровень развития любознательности и степень поисковой активности свойственны для воспитанников младшего дошкольного возраста (3 года).

2 – й уровень. Незнакомые предметы с «секретом» включаются в игру в качестве запасных предметов. Но во время игровых действий ребенок замечает, что в предметах есть что-то непонятное, необычное, ранее ему незнакомое. Именно незнакомые предметы начинают привлекать внимание ребенка, побуждают его к настойчивым попыткам исследовать объект: открыть коробку, извлечь содержимое, определить непонятную функцию предмета. Но попытки разгадать незнакомое быстро прекращаются, и ребенок прибегает к помощи взрослого, проявляет настойчивость в просьбах и уговорах. Если взрослый оказывает помощь, ребенок снова возвращается к игре. Иногда он может переключиться на книгу, долго листать ее, разглядывать предметы, изображенные на картинках. На таком уровне развития ребенок не сможет самостоятельно организовать поиск необходимой информации. Этот уровень характерен для воспитанников в возрасте 4-5 лет.

3 – й уровень (самый высокий, максимально возможный для дошкольников). Ребенок, который быстро рассматривает игрушки, может сразу же быстро взять в руки книгу и рассказать о предметах, изображенных на картинках. Листая книгу, он возвращается к разглядыванию игрушек, выполняет с ними игровые действия, но ненадолго. Самостоятельно выбирает незнакомые предметы непонятные по назначению. Воспитанник сам выбирает предмет (например, коробку), осматривает его со всех сторон, изучает, пытается открыть, спрашивает («Что там?»). Он внимательнее присматривается к предмету, пытает понять его функциональное назначение. Ребенок может вернуться к игре, но вскоре вернется к изучению предмета и действиям с ним. Совершив несколько попыток, он находит решение, но даже если проблема не решена, действия подчинены желанию решить проблему, воспитанник увлечен, поглощен деятельностью. Такой уровень развития любознательности характерен воспитанникам старшего дошкольного возраста (6 лет).

Цель. Определение степени выраженности познавательной мотивации, силы и устойчивости мотивации.

Материал. Две логические задачи – проблемного и не проблемного типа.

Ход события. Детям поочередно предстоит найти решение двух задач: на решение задачи не проблемного типа отводится примерно 2 минуты, затем воспитаннику предлагают решить задачу проблемного типа. На решение задачи второго типа отводится примерно 10 минут. В процессе решения задачи проблемного типа, в то время, когда субъект уже углубился в работу, но решение задачи еще не найдено, педагог по какой-либо причине предлагают прекратить деятельность. Предполагается, что возврат к решению незавершенной задачи осуществляется на основе возникшей познавательной мотивации.

Обработка данных. Дается оценка следующим показателям: интерес воспитанника к поставленной задаче; желание продолжить решение проблемной задачи; отношение воспитанника к попыткам педагога приостановить деятельность; время, отведенное на решение проблемной задачи сверх установленного времени.

Н. И.Ганошенко, В. С. Юркевич «Особенности познавательных потребностей у дошкольников».

Методика «Сказка»

Цель. Выявить степень выраженности любознательности у детей дошкольного возраста.

Ход проведения. После окончания первого опыта ребенку предлагается на выбор в качестве награды послушать одну из четырех сказок: о сливе, яблоке, груше и личи (последний предмет обязательно ребенку не знаком). Ребенка спрашивают, какую сказку он хочет послушать.

Обработка данных.Педагог фиксирует результаты наблюдения, выбирает ли ребенок сказку о незнакомом объекте (о личи), спрашивает взрослого, что это такое или предпочитает послушать сказку о знакомом объекте. Предполагается, что интерес к сказке с незнакомым предметом указывает на более выраженную степень любопытства.

Методика «Таинственное письмо», автор А. М. Прихожан

Цель. Выявление напряженности познавательной потребности.

Материал. «Письмо» с зашифрованными словами. Внизу листа прилагается шифр.

Ход проведения. Педагог говорит за 5 минут до окончания занятия, что в детский сад пришло письмо. Письмо таинственное, отправитель письма неизвестен, несколько слов в письме зашифрованы. Шифр к отгадке прикреплен к листу бумаги внизу.

Каждому ребенку выдается листок бумаги с письмом. Под руководством педагога дети расшифровывают первое слово. Слово, которое дети расшифровали вместе с педагогом, отмечено на листе бумаги. Затем педагог предлагает продолжить работу тем воспитанникам, которые хочет расшифровать неразгаданные слова и узнать, отправителя письма. Воспитанники, которые не проявили интерес и не испытывают стремление расшифровывать шифр, могут передать листочки педагогу.

Обработка данных. Интенсивность познавательной потребности оценивается на основе следующих показателей: интерес к предлагаемой деятельности, возвращение к расшифровке письма.

Методика Д. Б. Годовикова

Цель. Выявление уровня развития любознательности, степени выраженности познавательной активности.

Материал.Несколько новых или забытых и давно спрятанных игрушек (машинки, кубики и т.д.), одна игрушка с секретом (используется для того, чтобы воспитаннику предложить решение проблемной задачи), новая книга.

Ход проведения. Перед ребенком выкладывают игрушки, предмет с секретом размещают рядом с игрушками, возле него – книга. Ребенку предлагается поиграть. Педагог проводит наблюдение за воспитанником 15 – 20 минут.

Обработка данных производится на основании результатов наблюдения за воспитанником, что позволяет определить уровень сформированное любознательности.

1 – й уровень. Внимание переключается с объекта на объект, оно полностью подчинено внешним свойствам объекта: звучности, яркости, яркости, размеру и т.д.Ребенок может не заметить «тайных», необычных свойств предмета, если предмет не является внешне привлекательным для ребенка. Такой уровень развития любознательности и степень поисковой активности свойственны для воспитанников младшего дошкольного возраста (3 года).

2 – й уровень. Незнакомые предметы с «секретом» включаются в игру в качестве запасных предметов. Но во время игровых действий ребенок замечает, что в предметах есть что-то непонятное, необычное, ранее ему незнакомое. Именно незнакомые предметы начинают привлекать внимание ребенка, побуждают его к настойчивым попыткам исследовать объект: открыть коробку, извлечь содержимое, определить непонятную функцию предмета. Но попытки разгадать незнакомое быстро прекращаются, и ребенок прибегает к помощи взрослого, проявляет настойчивость в просьбах и уговорах. Если взрослый оказывает помощь, ребенок снова возвращается к игре. Иногда он может переключиться на книгу, долго листать ее, разглядывать предметы, изображенные на картинках. На таком уровне развития ребенок не сможет самостоятельно организовать поиск необходимой информации. Этот уровень характерен для воспитанников в возрасте 4-5 лет.

3 – й уровень (самый высокий, максимально возможный для дошкольников). Ребенок, который быстро рассматривает игрушки, может сразу же быстро взять в руки книгу и рассказать о предметах, изображенных на картинках. Листая книгу, он возвращается к разглядыванию игрушек, выполняет с ними игровые действия, но ненадолго. Самостоятельно выбирает незнакомые предметы непонятные по назначению. Воспитанник сам выбирает предмет (например, коробку), осматривает его со всех сторон, изучает, пытается открыть, спрашивает («Что там?»). Он внимательнее присматривается к предмету, пытает понять его функциональное назначение. Ребенок может вернуться к игре, но вскоре вернется к изучению предмета и действиям с ним. Совершив несколько попыток, он находит решение, но даже если проблема не решена, действия подчинены желанию решить проблему, воспитанник увлечен, поглощен деятельностью. Такой уровень развития любознательности характерен воспитанникам старшего дошкольного возраста (6 лет).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Детское экспериментирование, как метод развития познавательной активности дошкольника»

Современное общество нуждается в активной личности, способной к  познавательно-деятельной самореализации, к проявлению исследовательской активности и творчества в решении жизненно важных проблем....

Методическая работа с педагогами по проблеме «Исследовательская деятельность, как метод развития познавательной активности дошкольников»

Введение педагогов в проблему; настрой на плодотворную работу; уточнение некоторых теоретических вопросов; совершенствование практических навыков работы с детьми....

Методы повышения познавательной активности дошкольников

Особенность здоровой психики ребенка - познавательная активность. Любознательность ребенка постоянно направлена на познание окружающего мира и построение своей картины этого мира. Ребенок, играя, эксп...

Методы, повышающие познавательную активность дошкольников

Конcультация для родителей  Тема: «Методы, повышающие познавательную активность дошкольников »...

Методы диагностики познавательных процессов дошкольников

Методы диагностики познавательных процессов дошкольников можно использовать на всехвозрастных группах....

МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ ДОШКОЛЬНИКОВ

МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ ДОШКОЛЬНИКОВ Прежде чем излагать конкретные методики психодиагностики познавательных процессов: восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления и р...

Тема: Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста. Методы, повышающие познавательную активность дошкольников»  

Познавательный интерес – это стремление к знанию, которое соединяется с радостью познания и побуждает человека как можно больше узнать нового, выяснить непонятное о качествах, свойствах предмето...