Главные вкладки

    Опыт работы педагога-психолога «Развитие эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возраста»
    материал

    Гостяйкина Лидия Павловна

       

    На сегодняшний день в педагогике все более актуальным становится вопрос эмоционального развития ребенка. Современные ученые, психологи и педагоги считают, что этому вопросу не всегда уделяется достаточно внимания в отличие от интеллектуального развития детей. Как справедливо указывали и , только единство и согласованная работа этих двух систем могут обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности. Формирование «умных» эмоций, коррекция недостатков эмоциональной сферы должны рассматриваться как наиболее важные, приоритетные задачи воспитания.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon dokument_microsoft_office_word.doc7_.doc35 КБ

    Предварительный просмотр:

                            Опыт работы педагога-психолога

     «Развитие эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возраста»

    На сегодняшний день в педагогике все более актуальным становится вопрос эмоционального развития ребенка. Современные ученые, психологи и педагоги считают, что этому вопросу не всегда уделяется достаточно внимания в отличие от интеллектуального развития детей. Как справедливо указывали и , только единство и согласованная работа этих двух систем могут обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности. Формирование «умных» эмоций, коррекция недостатков эмоциональной сферы должны рассматриваться как наиболее важные, приоритетные задачи воспитания.

    писал о феномене «засушенное сердце», или отсутствие чувства, наблюдаемом у его современников. Причиной этого считались особенности воспитания, направленного на логизированное поведение, что и сейчас не потеряло актуальности. В настоящее время «обесчувствованию» способствует технологизация современной жизни. Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети мало общаются со взрослыми и сверстниками, тем самым в значительной степени снижают эмоциональную, чувственную и отзывчивую сферы к другим.

    Эмоциональная сфера – важная составляющая в развитии дошкольников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, «читать» эмоциональное состояние другого, во-вторых – управлять своими эмоциями. Понимание собственных чувств – важный момент в становлении личности. Наиболее адекватное средство выражения чувств и переживаний – эмоциональная лексика. Распознавание и передача эмоций – достаточно сложный процесс, требующий от ребенка определенных знаний и уровня развития. Чем больше ребенок знает о том, какие бывают эмоции, чем шире его эмоциональная лексика, тем точнее он поймет состояние другого человека. Таким образом, в работе педагога-психолога и учителя-логопеда над эмоциональной сферой ребенка с нарушениями речи обнаруживаются точки соприкосновения. Актуальность такого взаимодействия несомненна.

    Вышесказанное стало основанием для разработки психолого-педагогического проекта «Развитие эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи »

    Цель проекта - создание и апробирование модели взаимодействия педагога-психолога и учителя-логопеда в процессе коррекционно-развивающей образовательной работы, стимулирующей развитие эмоционально-волевой сферы и формирование эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи на основе развития невербальных и вербальных средств общения.

    В соответствии с поставленной целью обозначены задачи:

    1. Изучение и уточнение эмоциональных состояний, доступных возрасту.
    2. Развитие невербальных средств общения: мимики, пантомимики.
    3. Овладение интонационной стороной речи.
    4. Формирование эмоциональной лексики.
    5. Развитие связных высказываний и речевой коммуникации.

    В основу системы работы по формированию лексики детей с нарушениями речи положены принципы:

    • деятельности подхода – определяет содержание и ход обучения с ведущей деятельности;
    • системности – позволяет развивать речь как сложную функциональную систему, структурные компоненты которой находятся в тесном взаимодействии;
    • развития чувства языка – состоит в том, что при многократном использовании в собственных высказываниях сходных форм у ребенка на подсознательном уровне формируются аналоги, а затем он усваивает и языковые закономерности;
    • коррекции и компенсации – требует гибкого соответствия коррекционно-педагогических технологий и индивидуально-дифференцированного подхода к характеру речевых нарушений у детей;
    • общедидактические – наглядности и доступности материала, постепенного перехода от простого к сложному, от конкретного к абстрактному, индивидуального подхода.

    По итогам прохождения проекта ребенок должен стать эмоционально отзывчивым, который:

    • откликается на эмоции близких людей и друзей;

    . сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов;

    • эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы;
    • может выразительно прочитать стихотворение или пересказать роль персонажа в рассказе или сказке.


    Результаты реализации проекта:

    • повышение уровня эмоционального благополучия детей, их адаптированности, готовности к взаимодействию с внешней средой, обучению в школе;
    • обеспечение целостности, единства коррекционно-развивающего пространства в содержательном и организационном планах;
    • полноценное профессиональное взаимодействие в педагогическом процессе;
    • обновление форм и содержания коррекционно-развивающей работы с детьми;
    • повышение уровня родительской компетентности;
    • изменение социального позиционирования педагогов вследствие интеграции в профессиональное сообщество через повышение профессионального уровня, творческого характера деятельности педагогов, умения презентовать свой опыт работы.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Опыт работы на тему: «Логоритмика, как стимулирование речевой активности детей дошкольного возраста».

    Обобщение передового педагогического опыта в группе раннего возраста на тему:  «Логоритмика, как стимулирование речевой активности детей дошкольного возраста»....

    Опыт работы Тема: «Профилактика плоскостопия и нарушения осанки у детей дошкольного возраста»

    Все родители мечтают, чтобы их дети были здоровыми, красивыми, умными, добрыми. Родители прилагают для этого большие усилия. Но успех вряд ли будет достигнут в полной мере, если из комплекса мероприят...

    Опыт работы « Роль сказки в воспитании экологической культуры у детей дошкольного возраста»

    Для экологического воспитания сказка – относительно новое явление: она как бы противоположна природной действительности. В сказке всё возможно, в ней происходят нереальные события, чудесные превращени...

    Гендерное воспитание дошкольников Основные направления деятельности педагога-психолога в ДОУ по дифференцированному гендерному воспитанию детей дошкольного возраста

         В современной науке используются два термина:       Пол - (от латинского «secare» - разделять, делиться) - первоначально относится ни к чему ин...

    Конспект непосредственной образовательной деятельности педагога-психолога по развитию эмоционально-волевой сферы у детей 5-6 лет через авторские сказки Тема: Необычное путешествие

    Данная разработка будет полезна педагогам-психологам при реализации непосредственной образовательной деятельности в рамках сказкотерапии по  развитию эмоционально-волевой сферы у детей 5-6 лет...

    Коррекционно-развивающая программа педагога-психолога по развитию эмоционально-волевой сферы у дошкольников с ЗПР "Страна эмоций"

    Коррекционно-развивающая программа Страна эмоций"  направлениа на развитие эмоционально-волевой и коммуникативной сфер  у дошкольников с ЗПР, на равзвитие творческого потенциала. Коррек...