Главные вкладки

    Опыт работы по теме: «Развитие речи и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством приобщения к миру сказки и театра.»
    материал (средняя группа) на тему

    Маслова Любовь Васильевна

    В опыте представлны формы работы по театральной деятельности.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл opyt_raboty.docx33.39 КБ

    Предварительный просмотр:

    Опыт работы

    Тема: «Развитие речи и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством приобщения к миру сказки и театра.»

    Актуальность исследования. В современном мире проблема речевого развития  ребенка достаточно актуальна, так как одним из требований к образовательным результатам в соответствии с ФГОС ДО является формирование общей культуры личности детей, развитие социальных, нравственно-волевых качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка.

         Речь занимает чрезвычайно важное место в развитии ребёнка. Хорошее знание языка  необходимо для овладения программой детского сада, а в последующем – школы. А.И.Сорокина считает родной язык средством общения, выражения и формирования мыслей и, таким образом, он служит «активным, могучим средством всестороннего развития личности ребёнка».

         Велика роль театрализованной деятельности в речевом развитии ребёнка. Исследование, проведённое Г.А. Волковой  по логопедической ритмике, убедительно показало, что театрализованные игры детей способствуют активизации разных сторон их речи – словаря, грамматического строя, диалога, монолога, совершенствования звуковой стороны речи.

         Кроме того, благодаря декорациям, костюмам перед детьми открываются большие возможности для создания образа с помощью цвета, формы, конструкции.

         «Сказкотерапия, как средство развития речи детей дошкольного возраста» О.Ф. Васьковой, А.А. Политыкина, которая помогает верить в сказку, войти в нее, настроить ребят на игру.

     Что такое сказкотерапия? Лечение сказками, совместное открытие с ребенком тех знаний, которые живут в душе. Знание сокровенное, глубокое, не только о себе, но и об окружающем мире, безусловно, лечит.

          Сказкотерапия – это процесс поиска смысла, расшифровка знаний о мире, и системе взаимоотношений в нем, это процесс образования между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность.

          Ребенок, находясь в сказке, взаимодействует со многими сказочными героями и, как в жизни, ищет пути решение проблем, которые встают перед ним.

          Задачи, решаемые с помощью сказкотерапии и театральной деятельности, важны для творческой активности, продуктивного обучения, накопление их познавательного, эмоционального, жизненного опыта, для повышение самооценки детей, снижение уровня тревожности, что способствует и стимулирует речевую активность детей, развивает их индивидуальные способности.

         Актуальность исследования, анализ психолого-педагогической литературы  представили возможность определить тему исследования:

    «Развитие речи и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством приобщения к миру сказки и театра.»

            Цель: Развивитие речи ребенка дошкольного возраста в процесе театральной деятельности и реализации инновационной педагогической технологии « Сказкотерапия».

           Задачи:

    1. Формирование связной речи;

    2.Развитие воображения, фантазии, навыков импровизации, т.е. творческих способностей

    3.Развитие эмоционального мира ребёнка

    4.Формирование актёрского мастерства (выразительности речи, мимики, пластики)

    5.Воспитывать потребность детей в свободном общении, в доброжелательных отношениях в коллективе.

         Используя методику О.С.Ушаковой, Е.М. Струниной, провела диагностику сформированности речевого развития в группе, по результатам которой на начало года выявилось следующее:

          Доля детей с низким уровнем речевого развития составляет 45% - со средним -  30%, с высоким -  25%

          Я выделила для себя метод сказкотерапии, который является здоровьесберегающей технологией, а именно комплексной системой, направленной на коррекцию речевых нарушений, личностное развитие ребенка и сохранение его здоровья. Данная технология позволяет в рамках сказки решать обучающие, коррекционные, воспитательные задачи.

         Планируя свою работу, я поставила перед собой следующую цель:  апробировать технологию « Сказкотерапия» в речевом развитии детей дошкольного возраста. При систематической работе с детьми  вывести их уровень речи на средний  и высокий. Пробудить у детей интерес к театральной деятельности, увлечь их, раскрепостить и превратить непосильный труд в любимый и самый доступный вид деятельности- игру. Игровые методы и приёмы сказкотерапии помогают сделать задания для детей привлекательнее. Дети играют, не подозревая, что усваивают какие-то знания, овладевают навыками, учатся культуре общения друг с другом, с окружающими, формируется их связная речь. Используя игровые нетрадиционные формы обучения, я стараюсь вызывать интерес детей к театральной деятельности, полюбить сказки ,овладеть связной речью.

           Для работы с детьми мной разработан комплекс упражнений, сказочных занятий и игр с использованием элементов и приемов взятых из педагогической технологии «Сказкотерапия».

         «Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре. И вся история отдельного человека как деятеля и работника может быть представлена в развитии игры и постепенном переходе ее в работу…»

                                                                          А.С.Макаренко

       Театрализованные игры детей способствуют активизации разных сторон речи детей:

    — активизации словаря;

    — формированию грамматического строя речи;

    — развитию диалогической и монологической речи;

    — совершенствованию звуковой стороны речи.

            Интенсивному речевому развитию способствуют и самостоятельная театральная деятельность, которая включает в себя не только само действие детей с куклами и персонажами, или собственные действия по ролям, но также художественно-речевую деятельность:

    — выбор темы;

    — передача знакомого содержания;

    — сочинение;

    — исполнение от лица персонажей.

           Для речевого развития необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, желания и взгляды, чувства, причем не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь посторонних слушателей.

          Наш театр – это картинки, рисунки, фигурки, персонажи, декорации.  Ребенок может смотреть, слушать и сам участвовать в представлении, которое вызывает яркие эмоции, развивает пространственное и образное мышление и самое важное связную речь (Приложение 1).

           Для детей в группе, создана предметно - развивающая среда, где ребята с удовольствием играют в настольные игры, театральное лото, разыгрывают сказки по картинкам, на магнитной доске. Детям очень нравится играть куклами «Топотушками». В  уголке по развитию речи есть театральная ширма, оформленный уголок ряженья, раскраски и картинки по знакомым сказкам. Уголок ряженья - это любимое место всех детей группы. Ребята самостоятельно переодеваются в различные костюмы,

    могут в данном образе вести небольшие диалоги,  используя выражения из знакомых сказок и игр. Играть, слушать и  участвовать в представлении, - одна из самых любимых занятий детей, которое позволяет выражать свои   эмоции, развивает пространственное и образное мышление и, самое важное, связную речь ( Приложение 1)

           Возможности театрального уголка позволяют детям объединяться в группы и самостоятельно разыгрывать полюбившиеся им сказки, играть в настольный театр и куклами би-ба-бо.  

           Во время образовательной деятельности часто с детьми разыгрываем   знакомые сказки с простым сюжетом. Это следующие  русские народные сказки:  «Козлята и волк», «Колобок», «Бычок - Смоляной бочок», «Крошечка –Хаврошечка»,  «Заюшкина избушка», «Репка» «Теремок».

    Язык этих сказок выразительный, богат точными определениями и сравнениями, повторяющими фрагментами, что способствует хорошему его  усвоению.

       Такой вид работы формирует интерес к театрализованной деятельности, умение разыгрывать знакомые сказки. (Приложение 2).

    Многие авторские сказки, такие как «Под грибком», «Кто сказал «Мяу», «Дорога на мельницу», «Руковичка» Сутеева очень подходят для постановки спектаклей с детьми. Просмотр кукольных спектаклей способствует формированию у детей навыков грамматического строя речи, правильного оформление высказываний. Обогатив лексику новыми словами и словосочетаниями, дети активно участвуют в инсценировке сказок, а также  в подготовке атрибутов к ним. (Приложение 3).

        Большое значение уделяю индивидуальной работе с детьми, когда ребенок сам инсценирует сказку, озвучивая всех героев.

         Сказкотерапия помогает в работе с детьми с ОВЗ.  Работая с ребенком индивидуально, веду диалог от лица куклы, используя мимические этюды, пальчиковые игры.  

        Знакомя детей со сказкой  я использую методы целенаправленного наблюдение текста, описание по прочтению текста, “интерьер” сказки, создание иллюстраций к отдельным эпизодам.   При организации продуктивной деятельности используем  работу с пластилином, картоном.  Лепка сказочных персонажей, изготовление  карнавальных масок, волшебных атрибутов, отбор иллюстраций к ранее прочитанным сказкам, разыгрывание сценок из сказок, драматизация,  литературное чтение, демонстрация  рисунков и поделок, прослушивание музыкальных произведений, сочинение рассказов от лица одного из героев произведения, рассказывание о любимой сказке,  тематические беседы о прочитанном, беседа о литературных героях – это всё приемы работы со сказкой, используемых мною в процессе работы, задача которых – развивать художественные ассоциации.

        В работе со сказкой использую приём мнемотехники, компьютерную технику, к сказкам составлены  мнемотаблицы и компьютерные презентации.

    Такая образовательная деятельность способствуют развитию воображения, творчества, навыков импровизации. У детей совершенствуется диалогическая и монологическая речь, появляется желание  принимать участие в создание декорации, сказочных атрибутов. (Приложение 4).

    Также в образовательной деятельности использую эксперимент с художественным образом игры «Герои среди нас», которая активизирует детей, концентрирует внимание, увеличивает интерес к познанию, приносит массу положительных эмоций. (Приложение5).

    Во время  режимных моментов я применяю следующие приемы:

    Психодинамические  медитации  и танцы - это вид, связанный с движениями перевоплощения, с развитием различного рода чувствительности, получением позитивного двигательного опыта.

    Танцуя, ребенок начинает чувствовать свое тело и лучше владеть им.

    (Например, находясь в лесу, дети изображают  различных животных и птиц. Застенчивые дети в таких ситуациях чувствуют себя более свободными и уверенными ( Приложение 6).

    Пальчиковые игры 

      Больше внимание уделяется развитию мелкой моторики рук.

    Куклотерапия (пальчиковые, бумажные, перчаточные, верховые, магнитные куклы).

       Дети  в повседневной жизни и во время образовательной продуктивной деятельности изображают различные явления природы, растения, животных. Сказки звучат, чтобы помочь детям лучше прочувствовать особенность той или иной сказки. Мы используем звуки, которые издают колокольчики, бубны, а также пластмассовые баночки с разными предметами внутри, которые при встряхивании “шумят” (Приложение 7).

    Экскурсии:

        Была проведена экскурсия в комнату сказок детской библиотеки, экскурсия по территории ДОУ, гастроли кружка «Добрые сказки» со сказкой «Два жадных медвежонка» в младшие группы детского сада «Лапочки» и «Карапузики». (Приложение 8).

    Обыгрывание различных стихов

          Например, рассказывая стихотворение «Мишка косолапый», «Елка», «Кораблик», сказку Сутеева «Под грибком», «Теремок»,  мы выполняем движение мишки и передаем его эмоции. Ребенку так интересней и легче запомнить текст. Также использую в своей работе мнемотаблицы, картинки - подсказки. (Приложение 9).

        В студии «Добрые сказки» дети приобретают знания  о театральном искусстве, о культуре поведения в театре,  играют в сказки, театральные игры, формируют умение и навыки вести себя на сцене.

    Мной была разработана программа для работы студии, которую я внедрила с детьми младшего возраста. Составлены конспекты и развлечения, подобрана картотека пальчиковых, дидактических игр, потешки для различных видов деятельности (Приложение 10).

        По результатам диагностики при завершении исследования наблюдается положительная динамика, виден фактический результат.

    Значительно снизилась доля детей с низким уровнем речевого развития. Она составляет 20%, а доля со средним уровнем выросла до 50%, с высоким до 30%.

         Дети с нарушением речевого развития стали говорить предложениями, активно участвовать в образовательной деятельности. Застенчивые ребята обрели друзей, стали более уверенными в себе. ( Приложение 11).

    Я стремлюсь активно вовлекать ребят  и  родителей в процесс изготовления атрибутов, декораций, сказочных героев. Так были изготовлены сказочные деревья, ветви которых были кисти руки детей, цветочная полянка из бумаги, рукавичка для показа сказки- драматизации «Рукавичка», игрушки-топотушки. (Из картона вырезаются различные персонажи, внизу проделывается два отверстие для пальчиков, ребенок вставляет пальчики в эти отверстия и манипулирует игрушкой).

        Родителями изготовлены следующие герои: «Кот Мурлыка», «Снеговик»,   персонажи по сказке «Три медведя»,   «Козлята и волк», «Теремок», «Ёжик без колючек» (для сенсорного развития), театральная ширма, волшебные коврики; организованны творческие выставки: «Сказка из овощей», «Сказочные герои своими руками», оформлена веранда по сказке «Гуси- лебеди», цветочная клумба по сказке «Три поросенка». (Приложение 12).

         В группе создан «Клуб выходного дня», где совместно с родителями и детьми мы трудимся, отдыхаем, погружаемся в мир театра и сказки.

        «Клуб выходного дня» дал возможность родителям ближе узнать друг друга, способствовал сплочению, у них появилось желание встречаться чаще и самим принимать участие  в организации встречи.  Организовываем совместные с родителями театральные  показы. Проводим познавательно - игровые театральные встречи, фотовыставки, создаем альбом «Мы и театр», «Моя семья».

        Это побуждает родителей  поддерживать интерес ребенка к театрализованной деятельности, присутствовать на детских спектаклях,  отмечать достижения и определять пути дальнейшего совершенствования,  исполнить понравившуюся роль в домашних условиях, помогать разыгрывать полюбившиеся сказки, стихотворения и пр.

         Для родителей предоставляется наглядная информация в виде фотовыставок, презентаций, брошюр, совместное изготовление атрибутов.

    Проводятся деловые встречи, совместные детско-родительские выступления, просмотр спектаклей, проведение веселых праздников и спортивных встреч, творческо-театральных досугов. (Приложение 13).

        В перспективе запланировано совместное представление с родителями «Экологическая сказка», посещение кукольного театра в г.Тюмени.

    Просмотр театрализованных представлений в местной библиотеке и школе искусств. Встречи «Клуба выходного дня» развлечения «Зимние забавы», «Весна красна», «Золотая осень» и др.

        Родители принимают активное участие в жизни детского сада и группы.

    Проблема речевого развития существует на протяжении всего дошкольного возраста, в дальнейшем моя задача - продолжать работу с детьми по совершенствованию речи путем театральной деятельности, используя новую инновационную технологию «Сказкотерапию», развивать диалогическую и монологическую речь, совершенствовать умение в театральных играх и играх драматизациях развивать чувство  уверенности на коллективных показах,  обогащать словарь детей, воспитывать любовь к театральным играм, дружеские отношения и веру, что добро побеждает зло.

        Театральная деятельность очень важна  для развития речи ребенка,  инновационная педагогическая технология «Сказкотерапия» -  неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний, эмоциональных открытий. В результате  ребенок познает мир умом и сердцем. Выражая свое отношение к добру и злу, познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Обретает легкость в общении со сверстниками. В процессе выступления приносит радость своим близким и окружающим. 


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие художественно-эстетических творческих способностей детей дошкольного возраста,посредством театрализованной деятельности.

    "Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей…» - Б.М. Теплов.Детское творчество – одна из актуальных пр...

    «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством приобщения к истокам национальной культуры».

    Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством приобщения к истокам национальной культуры...

    Методическая разработка по развитию интелектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности

    Разработка по развтитию интелектуальных способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности...

    Методическая разработка для воспитателей дошкольных учреждений. Программа по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности с развивающими играми

    Пояснительная записка: Мною представлен опыт работы по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности с развивающими играми Дьенеша...

    Методическая разработка на тему: «Программа по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности с развивающими играми В. Воскобовича, Б. П. Никитина, З. Дьенеша, Х. Кюизенера»

    Мною представлен опыт работы по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности с развивающими играми В. Воскобовича, Б. П. Никитина, З....