Опыт работы по теме: «Развитие речи и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством приобщения к миру сказки и театра.»
материал (средняя группа) на тему

Маслова Любовь Васильевна

В опыте представлны формы работы по театральной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty.docx33.39 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт работы

Тема: «Развитие речи и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством приобщения к миру сказки и театра.»

Актуальность исследования. В современном мире проблема речевого развития  ребенка достаточно актуальна, так как одним из требований к образовательным результатам в соответствии с ФГОС ДО является формирование общей культуры личности детей, развитие социальных, нравственно-волевых качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка.

     Речь занимает чрезвычайно важное место в развитии ребёнка. Хорошее знание языка  необходимо для овладения программой детского сада, а в последующем – школы. А.И.Сорокина считает родной язык средством общения, выражения и формирования мыслей и, таким образом, он служит «активным, могучим средством всестороннего развития личности ребёнка».

     Велика роль театрализованной деятельности в речевом развитии ребёнка. Исследование, проведённое Г.А. Волковой  по логопедической ритмике, убедительно показало, что театрализованные игры детей способствуют активизации разных сторон их речи – словаря, грамматического строя, диалога, монолога, совершенствования звуковой стороны речи.

     Кроме того, благодаря декорациям, костюмам перед детьми открываются большие возможности для создания образа с помощью цвета, формы, конструкции.

     «Сказкотерапия, как средство развития речи детей дошкольного возраста» О.Ф. Васьковой, А.А. Политыкина, которая помогает верить в сказку, войти в нее, настроить ребят на игру.

 Что такое сказкотерапия? Лечение сказками, совместное открытие с ребенком тех знаний, которые живут в душе. Знание сокровенное, глубокое, не только о себе, но и об окружающем мире, безусловно, лечит.

      Сказкотерапия – это процесс поиска смысла, расшифровка знаний о мире, и системе взаимоотношений в нем, это процесс образования между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность.

      Ребенок, находясь в сказке, взаимодействует со многими сказочными героями и, как в жизни, ищет пути решение проблем, которые встают перед ним.

      Задачи, решаемые с помощью сказкотерапии и театральной деятельности, важны для творческой активности, продуктивного обучения, накопление их познавательного, эмоционального, жизненного опыта, для повышение самооценки детей, снижение уровня тревожности, что способствует и стимулирует речевую активность детей, развивает их индивидуальные способности.

     Актуальность исследования, анализ психолого-педагогической литературы  представили возможность определить тему исследования:

«Развитие речи и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством приобщения к миру сказки и театра.»

        Цель: Развивитие речи ребенка дошкольного возраста в процесе театральной деятельности и реализации инновационной педагогической технологии « Сказкотерапия».

       Задачи:

1. Формирование связной речи;

2.Развитие воображения, фантазии, навыков импровизации, т.е. творческих способностей

3.Развитие эмоционального мира ребёнка

4.Формирование актёрского мастерства (выразительности речи, мимики, пластики)

5.Воспитывать потребность детей в свободном общении, в доброжелательных отношениях в коллективе.

     Используя методику О.С.Ушаковой, Е.М. Струниной, провела диагностику сформированности речевого развития в группе, по результатам которой на начало года выявилось следующее:

      Доля детей с низким уровнем речевого развития составляет 45% - со средним -  30%, с высоким -  25%

      Я выделила для себя метод сказкотерапии, который является здоровьесберегающей технологией, а именно комплексной системой, направленной на коррекцию речевых нарушений, личностное развитие ребенка и сохранение его здоровья. Данная технология позволяет в рамках сказки решать обучающие, коррекционные, воспитательные задачи.

     Планируя свою работу, я поставила перед собой следующую цель:  апробировать технологию « Сказкотерапия» в речевом развитии детей дошкольного возраста. При систематической работе с детьми  вывести их уровень речи на средний  и высокий. Пробудить у детей интерес к театральной деятельности, увлечь их, раскрепостить и превратить непосильный труд в любимый и самый доступный вид деятельности- игру. Игровые методы и приёмы сказкотерапии помогают сделать задания для детей привлекательнее. Дети играют, не подозревая, что усваивают какие-то знания, овладевают навыками, учатся культуре общения друг с другом, с окружающими, формируется их связная речь. Используя игровые нетрадиционные формы обучения, я стараюсь вызывать интерес детей к театральной деятельности, полюбить сказки ,овладеть связной речью.

       Для работы с детьми мной разработан комплекс упражнений, сказочных занятий и игр с использованием элементов и приемов взятых из педагогической технологии «Сказкотерапия».

     «Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре. И вся история отдельного человека как деятеля и работника может быть представлена в развитии игры и постепенном переходе ее в работу…»

                                                                      А.С.Макаренко

   Театрализованные игры детей способствуют активизации разных сторон речи детей:

— активизации словаря;

— формированию грамматического строя речи;

— развитию диалогической и монологической речи;

— совершенствованию звуковой стороны речи.

        Интенсивному речевому развитию способствуют и самостоятельная театральная деятельность, которая включает в себя не только само действие детей с куклами и персонажами, или собственные действия по ролям, но также художественно-речевую деятельность:

— выбор темы;

— передача знакомого содержания;

— сочинение;

— исполнение от лица персонажей.

       Для речевого развития необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, желания и взгляды, чувства, причем не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь посторонних слушателей.

      Наш театр – это картинки, рисунки, фигурки, персонажи, декорации.  Ребенок может смотреть, слушать и сам участвовать в представлении, которое вызывает яркие эмоции, развивает пространственное и образное мышление и самое важное связную речь (Приложение 1).

       Для детей в группе, создана предметно - развивающая среда, где ребята с удовольствием играют в настольные игры, театральное лото, разыгрывают сказки по картинкам, на магнитной доске. Детям очень нравится играть куклами «Топотушками». В  уголке по развитию речи есть театральная ширма, оформленный уголок ряженья, раскраски и картинки по знакомым сказкам. Уголок ряженья - это любимое место всех детей группы. Ребята самостоятельно переодеваются в различные костюмы,

могут в данном образе вести небольшие диалоги,  используя выражения из знакомых сказок и игр. Играть, слушать и  участвовать в представлении, - одна из самых любимых занятий детей, которое позволяет выражать свои   эмоции, развивает пространственное и образное мышление и, самое важное, связную речь ( Приложение 1)

       Возможности театрального уголка позволяют детям объединяться в группы и самостоятельно разыгрывать полюбившиеся им сказки, играть в настольный театр и куклами би-ба-бо.  

       Во время образовательной деятельности часто с детьми разыгрываем   знакомые сказки с простым сюжетом. Это следующие  русские народные сказки:  «Козлята и волк», «Колобок», «Бычок - Смоляной бочок», «Крошечка –Хаврошечка»,  «Заюшкина избушка», «Репка» «Теремок».

Язык этих сказок выразительный, богат точными определениями и сравнениями, повторяющими фрагментами, что способствует хорошему его  усвоению.

   Такой вид работы формирует интерес к театрализованной деятельности, умение разыгрывать знакомые сказки. (Приложение 2).

Многие авторские сказки, такие как «Под грибком», «Кто сказал «Мяу», «Дорога на мельницу», «Руковичка» Сутеева очень подходят для постановки спектаклей с детьми. Просмотр кукольных спектаклей способствует формированию у детей навыков грамматического строя речи, правильного оформление высказываний. Обогатив лексику новыми словами и словосочетаниями, дети активно участвуют в инсценировке сказок, а также  в подготовке атрибутов к ним. (Приложение 3).

    Большое значение уделяю индивидуальной работе с детьми, когда ребенок сам инсценирует сказку, озвучивая всех героев.

     Сказкотерапия помогает в работе с детьми с ОВЗ.  Работая с ребенком индивидуально, веду диалог от лица куклы, используя мимические этюды, пальчиковые игры.  

    Знакомя детей со сказкой  я использую методы целенаправленного наблюдение текста, описание по прочтению текста, “интерьер” сказки, создание иллюстраций к отдельным эпизодам.   При организации продуктивной деятельности используем  работу с пластилином, картоном.  Лепка сказочных персонажей, изготовление  карнавальных масок, волшебных атрибутов, отбор иллюстраций к ранее прочитанным сказкам, разыгрывание сценок из сказок, драматизация,  литературное чтение, демонстрация  рисунков и поделок, прослушивание музыкальных произведений, сочинение рассказов от лица одного из героев произведения, рассказывание о любимой сказке,  тематические беседы о прочитанном, беседа о литературных героях – это всё приемы работы со сказкой, используемых мною в процессе работы, задача которых – развивать художественные ассоциации.

    В работе со сказкой использую приём мнемотехники, компьютерную технику, к сказкам составлены  мнемотаблицы и компьютерные презентации.

Такая образовательная деятельность способствуют развитию воображения, творчества, навыков импровизации. У детей совершенствуется диалогическая и монологическая речь, появляется желание  принимать участие в создание декорации, сказочных атрибутов. (Приложение 4).

Также в образовательной деятельности использую эксперимент с художественным образом игры «Герои среди нас», которая активизирует детей, концентрирует внимание, увеличивает интерес к познанию, приносит массу положительных эмоций. (Приложение5).

Во время  режимных моментов я применяю следующие приемы:

Психодинамические  медитации  и танцы - это вид, связанный с движениями перевоплощения, с развитием различного рода чувствительности, получением позитивного двигательного опыта.

Танцуя, ребенок начинает чувствовать свое тело и лучше владеть им.

(Например, находясь в лесу, дети изображают  различных животных и птиц. Застенчивые дети в таких ситуациях чувствуют себя более свободными и уверенными ( Приложение 6).

Пальчиковые игры 

  Больше внимание уделяется развитию мелкой моторики рук.

Куклотерапия (пальчиковые, бумажные, перчаточные, верховые, магнитные куклы).

   Дети  в повседневной жизни и во время образовательной продуктивной деятельности изображают различные явления природы, растения, животных. Сказки звучат, чтобы помочь детям лучше прочувствовать особенность той или иной сказки. Мы используем звуки, которые издают колокольчики, бубны, а также пластмассовые баночки с разными предметами внутри, которые при встряхивании “шумят” (Приложение 7).

Экскурсии:

    Была проведена экскурсия в комнату сказок детской библиотеки, экскурсия по территории ДОУ, гастроли кружка «Добрые сказки» со сказкой «Два жадных медвежонка» в младшие группы детского сада «Лапочки» и «Карапузики». (Приложение 8).

Обыгрывание различных стихов

      Например, рассказывая стихотворение «Мишка косолапый», «Елка», «Кораблик», сказку Сутеева «Под грибком», «Теремок»,  мы выполняем движение мишки и передаем его эмоции. Ребенку так интересней и легче запомнить текст. Также использую в своей работе мнемотаблицы, картинки - подсказки. (Приложение 9).

    В студии «Добрые сказки» дети приобретают знания  о театральном искусстве, о культуре поведения в театре,  играют в сказки, театральные игры, формируют умение и навыки вести себя на сцене.

Мной была разработана программа для работы студии, которую я внедрила с детьми младшего возраста. Составлены конспекты и развлечения, подобрана картотека пальчиковых, дидактических игр, потешки для различных видов деятельности (Приложение 10).

    По результатам диагностики при завершении исследования наблюдается положительная динамика, виден фактический результат.

Значительно снизилась доля детей с низким уровнем речевого развития. Она составляет 20%, а доля со средним уровнем выросла до 50%, с высоким до 30%.

     Дети с нарушением речевого развития стали говорить предложениями, активно участвовать в образовательной деятельности. Застенчивые ребята обрели друзей, стали более уверенными в себе. ( Приложение 11).

Я стремлюсь активно вовлекать ребят  и  родителей в процесс изготовления атрибутов, декораций, сказочных героев. Так были изготовлены сказочные деревья, ветви которых были кисти руки детей, цветочная полянка из бумаги, рукавичка для показа сказки- драматизации «Рукавичка», игрушки-топотушки. (Из картона вырезаются различные персонажи, внизу проделывается два отверстие для пальчиков, ребенок вставляет пальчики в эти отверстия и манипулирует игрушкой).

    Родителями изготовлены следующие герои: «Кот Мурлыка», «Снеговик»,   персонажи по сказке «Три медведя»,   «Козлята и волк», «Теремок», «Ёжик без колючек» (для сенсорного развития), театральная ширма, волшебные коврики; организованны творческие выставки: «Сказка из овощей», «Сказочные герои своими руками», оформлена веранда по сказке «Гуси- лебеди», цветочная клумба по сказке «Три поросенка». (Приложение 12).

     В группе создан «Клуб выходного дня», где совместно с родителями и детьми мы трудимся, отдыхаем, погружаемся в мир театра и сказки.

    «Клуб выходного дня» дал возможность родителям ближе узнать друг друга, способствовал сплочению, у них появилось желание встречаться чаще и самим принимать участие  в организации встречи.  Организовываем совместные с родителями театральные  показы. Проводим познавательно - игровые театральные встречи, фотовыставки, создаем альбом «Мы и театр», «Моя семья».

    Это побуждает родителей  поддерживать интерес ребенка к театрализованной деятельности, присутствовать на детских спектаклях,  отмечать достижения и определять пути дальнейшего совершенствования,  исполнить понравившуюся роль в домашних условиях, помогать разыгрывать полюбившиеся сказки, стихотворения и пр.

     Для родителей предоставляется наглядная информация в виде фотовыставок, презентаций, брошюр, совместное изготовление атрибутов.

Проводятся деловые встречи, совместные детско-родительские выступления, просмотр спектаклей, проведение веселых праздников и спортивных встреч, творческо-театральных досугов. (Приложение 13).

    В перспективе запланировано совместное представление с родителями «Экологическая сказка», посещение кукольного театра в г.Тюмени.

Просмотр театрализованных представлений в местной библиотеке и школе искусств. Встречи «Клуба выходного дня» развлечения «Зимние забавы», «Весна красна», «Золотая осень» и др.

    Родители принимают активное участие в жизни детского сада и группы.

Проблема речевого развития существует на протяжении всего дошкольного возраста, в дальнейшем моя задача - продолжать работу с детьми по совершенствованию речи путем театральной деятельности, используя новую инновационную технологию «Сказкотерапию», развивать диалогическую и монологическую речь, совершенствовать умение в театральных играх и играх драматизациях развивать чувство  уверенности на коллективных показах,  обогащать словарь детей, воспитывать любовь к театральным играм, дружеские отношения и веру, что добро побеждает зло.

    Театральная деятельность очень важна  для развития речи ребенка,  инновационная педагогическая технология «Сказкотерапия» -  неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний, эмоциональных открытий. В результате  ребенок познает мир умом и сердцем. Выражая свое отношение к добру и злу, познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Обретает легкость в общении со сверстниками. В процессе выступления приносит радость своим близким и окружающим. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством приобщения к истокам национальной культуры».

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством приобщения к истокам национальной культуры...

Методическая разработка для воспитателей дошкольных учреждений. Программа по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности с развивающими играми

Пояснительная записка: Мною представлен опыт работы по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности с развивающими играми Дьенеша...

Методическая разработка на тему: «Программа по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности с развивающими играми В. Воскобовича, Б. П. Никитина, З. Дьенеша, Х. Кюизенера»

Мною представлен опыт работы по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности с развивающими играми В. Воскобовича, Б. П. Никитина, З....

Мастер-класс для воспитателей "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности через изготовление кукольного театра своими руками"

Театрализованные игры позволяют решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи интеллектуального, коммуникативного, художественно — эстетического воспитан...

Мастер-класс для педагогов «Развитие речи и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством использования игровой технологии "друдлы"»

Друдл – это графическая головоломка, которая имеет множество вариантов ответа. Проще говоря, загадка в визуальной форме. Суть техники «друдлы» заключается в том, что предлагается опи...

Обобщения опыта работы по теме: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством приобщения их к русскому народному творчеству»

Обобщения опыта работы по самообразованию  за 2021-2022 учебный год  по теме:«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством приобщения их к русскому нар...