Главные вкладки

    «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством приобщения к истокам национальной культуры».
    статья ( группа) по теме

    Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством приобщения к истокам национальной культуры

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл bolshaya_rodina_nachinaetsya_s_maloy.docx37.4 КБ

    Предварительный просмотр:

     

    ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИДЕЯ

    «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством приобщения к истокам национальной культуры».

                                               

                                                  Подготовила:  воспитатель

                                       первой кв.категории

                          Китаева Т.В.

                                                             

         

                                                     Саранск

         Большая Родина начинается с малой. От любви к понятному и близкому, дорогому с рождения, зарождается очень значимое чувство национального самосознания. Оно становится глубже, когда мы больше узнаем об истории и культуре, национальных традициях родной земли.

        В Национальной доктрине образования Российской Федерации подчеркивается, что система образования призвана обеспечить, прежде всего, историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России. Поэтому одной из приоритетных задач образования является воспитание личности, принадлежащей к определенному этносу, осознающей ценность национальной культуры народов России и способной к ведению равноправного диалога  с людьми других национальностей.

         Сегодня мы на многое начинаем смотреть  по–иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа.

          Существует бесспорная истина: чтобы познать другую культуру, приобщиться к общечеловеческим ценностям, необходимо прежде всего знать свою. П.П. Блонский указывал, что «путь к общечеловеческой культуре лежит через национальное воспитание».

          Развитие личности ребенка-дошкольника как носителя национальной культуры,  возможно при знакомстве с традициями и обычаями своего народа, родной культурой, произведениями художественной литературы  и искусства.    Познавая прошлое, многовековую мудрость, исторический опыт, традиции мы лучше узнаем самих себя, свои живительные корни. Это позволит разумнее строить свою жизнь. Что и  становиться актуальностью в наши дни.

          В настоящее время этот вопрос рассматривается многими учеными и педагогами. Современные исследования Козловой С.А., Шукшиной С.Е., Артамоновой С.А. посвящены проблемам приобщения дошкольников к истории, культуре  социальной жизни, формирования у детей сознания причастности к судьбе родного края.  Преподаватели МГПИ имени М.Е. Евсевьева Ереминой Р.А. и Маликовой С.А.издана программа спецкурса и методические рекомендации по проблеме культуры межнационального общения и формирования ее у детей дошкольного возраста.. Методист кафедры дошкольного и начального образования  ГОУ ДПО (ПК)С «МРИО» г.Саранск Свешникова Е.А посвятила особое внимание проблеме «Формирование патриотических качеств при ознакомлении дошкольников с родным краем».

    Научный сотрудник лаборатории этнокультурного образования, старший преподаватель кафедры дошкольного и начального образования А.И.Исайкиной   разработала программу «Обучение детей мордовским (мокшанскому и эрзянскому)  языкам в дошкольных образовательных учреждениях Республики  Мордовия».  Коллективом авторов разработана комплексная региональная программа «Валдоня», направленная на ознакомление детей с декоративно-прикладным изобразительным искусством Мордовии, мордовским фольклором и детской художественной литературой, музыкой композиторов Мордовии и мордовскими народными играми.

    Региональный компонент – наиболее гибкая и динамично развивающаяся часть общеобразовательного стандарта.

    Система образования призвана обеспечить:

    -историческую преемственность поколений, сохранения, распространения и развития национальной культуры, восстановление бережного отношения к историческому и культурному наследию;

    -воспитание патриотов;

    -формирование культуры и межличностных отношений;

    -формирование целостного понимания мира и развитие культуры эстетических отношений.

          Проблема, над которой я  работаю звучит так «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством приобщения к истокам мордовской культуры». Основная  цель, которую я  ставлю, занимаясь с детьми – это развитие творческих способностей детей посредством приобщения к истокам мордовской культуры.

    Знакомя детей с родным краем, национальными традициями  и культурой мордовского народа я  определила  следующие задачи:

    -формировать интерес к Мордовскому искусству и мордовскому народу, желание глубже узнать культуру мордвы;

    - формировать и обогащать знания детей о родном крае;

    -развивать творческие и интеллектуальные способности, их речевую культуру;

    -культивировать эмоциональное, поэтическое отношение к природе.

    - воспитывать у детей любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу.

    -воспитывать любовь к Родине и родному краю и его истории: учить видеть историю вокруг себя ( в домах, которые нас окружают, в предметах быта, в названиях улиц);

         Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту.

    Работа по реализации регионального компонента ведется в трех направлениях:

    Первое –  историко-культурное образование дошкольников в процессе знакомства с республиканской символикой, гербом и флагом Мордовии, названиями городов и улиц, историческими достопримечательностями мордовского края

    Второе – художественно-творческое развитие детей на материале устно- поэтического творчества, произведений поэтов, писателей, композиторов Мордовии, мордовского декоративно-прикладного и изобразительного искусства.

    Третье – физическое развитие через использование национальных подвижных игр.

         Создание национально-этнической среды в ДОУ – объективно решает задачу образовательную, воспитательную, развивающую. Особое место в воспитании детей в духе национальных традиций отводиться мини-музею по краеведению. Все предметы в нем доступны ребенку. Здесь собраны мордовские народные костюмы, материал по творчеству В.Ф.Сычкова, С.Д.Эрьзи. Здесь дети могут найти книги с произведениями поэтов и писателей Мордовии, альбомы с видами родного города, края. Ответить на вопросы: Как жили мордва? Как работали и отдыхали? Чем украшали быт? Помогают детям подлинные предметы старины, которые собраны с помощью родителей и педагогов в «Избе». В изостудии находятся игрушки, сделанные мастерами Подлесной Тавлы. В нашей группе  тоже есть центр  «Краеведение».  

    При ознакомлении детей с родной страной  мы создали  благоприятные условия, при которых у них расширяется кругозор, развиваются познавательные способности, активность, любознательность, обогащается и развивается речь,  любовь к природе родного края, решаются также задачи эстетического воспитания и детского творчества. Для решения задач по патриотическому воспитанию были составлены перспективные планы.  

    В процессе систематической работы по развитию интереса и любви к родному краю дети приобретают достаточно необходимый уровень умений через все виды занятий. Эти занятия можно условно разделить следующим образом:

    -занятия, имеющие целью дать детям конкретное представление о родной стране на основе непосредственного восприятия (наблюдение, экскурсии, целевые прогулки) или опосредованного (рассказ воспитателя, беседы, чтение художественных произведений);

    -занятия, способствующие углублению и систематизации знаний детей (беседы, дидактические игры);

    -занятия, во время которых дети на основе полученных знаний выражают свое отношение к явлениям общественной жизни (изобразительная деятельность, творческое рассказывание).

    Целью занятий по ознакомлению с окружающим является не только формирование правильных представлений об окружающем мире, но главное правильное эмоционально-положительного отношения к нему.

     Я разработала  цикл занятий по теме «Мой дом, моя улица, мой детский сад», «Город, где мы живем»,  «Мордовский край», «Знаменитые люди нашего края».

          В своей педагогической практике, наряду с традиционными стараемся как можно больше использовать современные формы и методы воспитательной работы с детьми: викторины, аукционы, турниры знатоков, литературные гостиные, «часы общения». Например, осенью прошлого года мы проводили  творческую встречу с мордовским  поэтом В.Н. Корчегановым. Это была незабываемая встреча. Дети «вживую» общались с поэтом, задавали ему вопросы, вместе играли, читали  его стихи и других мордовских поэтов. Тем самым мы  не только знакомим детей со знаменитыми людьми  нашей Республики, но и развиваем  у детей любовь и интерес к творчеству мордовских  поэтов.

         Мордовское декоративно-прикладное и изобразительное искусство является важнейшим источником формирования духовной сферы личности. Знакомлю с характерными особенностями национальных  росписей, их элементами, сочетаниями, композицией и цветосочетанием. Рассматривая иллюстрации в книге «Мордовский народный костюм» Т.П.Прокиной и М.И.Суриной, знакомлю детей с узорами, цветами, расположением, с богатством, вариацией мордовской народной одежды, классическими возможностями и своеобразием манер ношения. Большую помощь в ознакомлении с мордовским костюмом оказывает знакомство с творчеством художника Ф.В.Сычкова. Учим детей видеть и понимать содержание картин, чувствовать настроение художника.  

          Интересно проходят занятия по ознакомлению детей с произведениями скульптора С.Д.Эрьзи. Например, проводили литературную гостиную «Образ Бабы Яги в творчестве С.Д.Эрьзи, П.И.Чайковского, А.К.Лядова, М.Мусоргского», где мы рассматривали иллюстрации с изображением скульптур С.Д.Эрьзи, и посредством включения в занятие музыкальных произведений великого русского композитора П.И.Чайковского, А.К.Лядова, М.Мусоргского, учили детей слушать, видеть, понимать, познавать, различать средства музыкальной выразительности , чувствовать гордость за свою  малую Родину.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            Одна из форм работы с детьми – продуктивно- творческая деятельность, которая включает рисование, аппликацию, ручной труд.  Это позволяет закрепить знания детей, полученные в результате общения, формирующееся у них отношение к окружающему миру, к миру природы , воспитывать ответственность за свою работу, бережное отношение к результатам своего труда.

    Художественная литература и ее устное народное творчество издавна служат важным средством воспитания детей дошкольного возраста. Мордовская детская художественная литература (сказки, рассказы, стихотворения) открывает ребенку мир человеческих чувств и взаимоотношений, дает прекрасные образы литературного языка. Эти образы различны по своему воздействию. Мордовская художественная литература и фольклор - это неисчерпаемый источник эстетического, нравственного, патриотического воспитания дошкольников, несут в себе черты национальных традиций, а также содержат много информации о родном крае, верованиях культуре народа. В группе созданы картотеки  по устному народному творчеству.

         Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают занятия по физической культуре, спортивные праздники и развлечения, основанные на фольклоре. Фольклорные праздники стали традицией проведения их в нашем детском саду: «Фестиваль мордовской песни», «Осенины», «Зимние святки», «Масленица»,  «Пасха», «В гостях у бабушки Алдуньи» и другие. На них обязательно приглашаются родители. Неоднократно гостями таких праздников  был мордовский детский   ансамбль «Говорушки». Такие праздники проходят ярко, весело, интересно. Ансамбль дарит детям свои мордовские песни как на русском, так и на мордовском языках, прибаутки ,колядки,  народные игры.

    А при организации двигательной активности детей большое место отводится подвижным играм, спортивным упражнениям. Овладение ими имеет важное значение для разносторонней физической подготовленности детей. Мордовские народные игры широко использую как на занятиях, так и в свободной деятельности.  Мы играем с детьми в такие игры как «В коровку», «Пайгоня», «Горшки», «В голубей», «В ключи»  и другие. В группе  так же имеется картотека подвижных игр. (Приложение 5)

             Одной из наиболее значимых форм реализации задач приобщения детей к общекультурным и национально значимым условиям формирования личности достойного гражданина знатока , создателя культурных ценностей и традиций Мордовии является организация взаимодействия МДОУ с учреждениями культуры. Для воспитания основ национального самосознания детей нами широко используется возможности учреждений культуры Республиканского и городского назначения. Музейно-образовательный процесс мы строим с учетом комплекса задач:

    -развитие у детей способность к восприятию ценности, к эмоциональному переживанию мира культуры;

    -формирование потребности в общении с музеем (Музейная культура);

    -развитие творческих способностей и познавательных интересов.

      Исходя из предложений музеев, мы выбрали маршруты экскурсий и сценарии их проведения. В каждый из музеев нами проводится одна выездная экскурсия в год. Например, в музее мордовской народной культуры детям в  доступной форме рассказали об истории народной культуры мокши и эрзи. Это цикл театрализованных занятий «Сказка для маленьких мастеров»- для детей дошкольного возраста.

    С краеведческим музеем мы сотрудничаем уже давно. Интересные занятия проходят в помещении музея, в окружении подлинных экспонатов, где сама среда оказывает сильное положительное  воздействие, помогает развитию у ребенка эстетических чувств, вкусов и идеалов с помощью музейных средств.

         В этом году мы посетили с экскурсией музей изобразительных искусств им. С.Д. Эрьзи. Дети познакомились поближе с творчеством великого скульптора С.Д.Эрьзи, рассмотрели его работы.

        Библиотека им.С.Я.Маршака находиться недалеко от нашего образовательного учреждения, и поэтому мы уже несколько лет активно с ними сотрудничаем. На базе библиотеки проводятся выставки книг мордовских писателей и поэтов, проводятся литературные часы, викторины, часы поэзии, знакомство с новыми периодическими изданиями. Посещения библиотеки проходят один раз в месяц. Все  эти занятия  способствуют расширению кругозора детей, привитию любви к литературе, в частности к национальной, развитию творческих способностей.

            Большая роль в воспитании детей отводится системе дополнительного образования. Язык – уникальное достояние человечества. При изучении языка формируется уважение к народу как носителю языка, раскрываются общечеловеческие ценности, повышается общая культура общения. Наряду с этим растет уровень владения родным языком.  Я являюсь руководителем кружка «Обучение детей мокшанскому языку». Эта работа начинается со старшей группы и заканчивается в подготовительной группе. В дошкольном звене эта работа проводится в системе дополнительного образования, 2 раза в неделю по программе А.И.Исайкиной «Обучение детей мордовским (мокшанскому, эрьзянскому) языкам в дошкольных образовательных учреждениях».

         Мною был разработан перспективный план таким образом, что каждый год

    ( в течении 2-х лет) происходит обогащение словарного запаса у детей по той или иной теме, усложнение лексического материала.(Приложение 6)  Занятия провожу с интеграцией нескольких видов деятельности. Интегрированные занятия по обучению дошкольников мокшанскому языку позволяют ребенку реализовать свои творческие возможности ( он фантазирует, думает, познает законы и специфику мордовского языка); в интересной игровой форме обогащает словарь устной речи, развиваются коммуникативные умения ( способность свободно общаться и высказывать свою мысль) познавательный интерес и активность. Как показал опыт, для таких занятий необходима особая предметно-пространственная среда. Занятия проводятся в мини-музее, где собраны старинные предметы. Свои языковые знания дети закрепляют во время проведения различных мероприятий. Ведем тесное сотрудничество со школой № 25, где дети продолжат свое обучение мордовскому языку.

    Работа по воспитанию патриотизма более эффективна, если установлена тесная связь с родителями детей. Эта работа осуществляется с целью создания единого этнокультурного образовательного пространства детского сада и семьи через следующие формы работы: родительские собрания, анкетирование, круглый стол, дни открытых дверей, всеобуч, фотовыставки, конкурсы поделок  и т.д.

         Работая по данной проблеме мы пытаемся добиться следующих показателей развития творческих способностей детей дошкольного возраста посредством приобщения к истокам мордовской культуры ребенка:

    - проявляет любовь  к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу.

    -проявляет интерес к Родине и родному краю и его истории: интересуется  историей  вокруг себя ( в домах, которые нас окружают, в предметах быта, в названиях улиц);

    -старается приобщиться  к культуре и традициям мордовского народа, видит  лучшие качества присущие ему: трудолюбие, доброту, сочувствие;

    -эмоционально реагирует   при встрече с прекрасным и пытается передать свои чувства в доступных видах творчества (рассказ, рисунок и т.д.);

    -проявляет готовность оказать помощь нуждающимся в ней людям, животным, растениям

    -пытается контролировать свое поведение, поступки, чтобы не причинить вреда окружающему.

           В результате последовательной, систематической работы, поставив перед собой определенные задачи, учитывая возрастные особенности детей, при использовании региональных программ мы получили определенные результаты.

    На основе диагностических карт можно проследить, что уровень развития детей в плане  развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством приобщения к истокам мордовской культуры      значительно возрос.  

                         

                         

                    Список использованной литературы

    1.   Анакшин М.М. Роль национально-регионального компонента в  содержании образования // Народное образование, 2001-№3-4

    2. Валдоня (Светлячок): Программа и методические  рекомендации для ДОУРМ // под ред. И.М.Фадеева.-   Саранск.20001

    3.Волков СВ. Этнопедагогика К., 1985г.

    4. Гаранькина В.П. Использование этнокультурного компонента в  практической деятельности дошкольных образовательных  учреждений Р.М./ Этнопедагогические проблемы дошкольного  образования // под ред. Фадеевой И.М. Саранск, 1999г.

    5.  Гейкер Н. Национально-региональный компонент в работе  детьми // Дош.восп.. 2007г. № 9

    6.  Еремина Р.А., Мошкова С.А. Культура межнационального  общения и формирование у детей дошкольного возраста.  Программа спецкурса и методические рекомендации МГПИ.

    Саранск,2000г.

    7.  Исайкина А.Н. Мордовские народные игры, Метод. Рекомендации для воспитателей детских садов.- Саранск, 1993г.

    8.   Павлова Л. Фольклор для маленьких /7 Дошк.восп., 1990г., № 10

    9.  Пальчикова А.П. Национально-региональный компонент в  детском саду // Народное образование, 2002г. №1-2

    10.  Свешникова Е.А. Дошкольное образование // Народное образование, 2004г. №3-4

    11.  Фольклор и дети: Сборник материалов // составитель  Д.Л .Крейдмена.-М,:ННЦ, 1954г.

    12. Этнокультурное образование: опыт и перспективы: Материалы межрегиональной научно-практической конференции. Мордовский республиканский институт образования. Саранск, 2007.

    13.  Этнокультурное образование: опыт и перспективы: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, 20 ноября 2008 года, г.Саранск \ Сост.; Т.В.Самсонова; З.И. Акимова; МО РМ, МРИО. -Саранск, 2009.

         


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством лепки

    Эта презентация разработана для демонстрации на районном методическом объединении по художественно- эстетическому воспитанию детей дошкольного возраста....

    Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством нетрадиционного рисования.

    «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше ...

    «Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста посредством приобщения к русской традиционной культуре с исп. технологии сказкотерапии»

    Статья на тему: «Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста посредством приобщения к русской традиционной культуре с использованием технологии сказкотерапии»...

    Творческая презентация "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования"

    Дошкольное детство важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разносторон...

    Приоритетное направление деятельности по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста посредством работы с бумагой в технике «Оригами» для детей среднего дошкольного возраста 4-5 лет

    Данное направление носит художественно-эстетическую направленность, так как она ориентирована на развитие мотивации личности к познанию, творчеству и способствует воспитанию художественного вкуса. Так...

    Выступление из опыта работы на тему: «Развитие творческих способностей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к истокам мордовской культуры».

    Выступление из опыта работы на тему:«Развитие творческих способностей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к истокам мордовской культуры»....