Главные вкладки

    «Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста посредством приобщения к русской традиционной культуре с исп. технологии сказкотерапии»
    статья по теме

    Кононова Светлана Александровна

    Статья на тему: «Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста посредством приобщения к русской традиционной культуре с использованием технологии сказкотерапии»

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл статья39.98 КБ

    Предварительный просмотр:

     «Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста посредством приобщения к русской традиционной культуре с исп. технологии сказкотерапии»

    В настоящее время внедряется новая методика работы с различными категориями населения - это сказкотерапия. Многие люди считают, что сказкотерапия - это чтение сказок и относятся к этому методу несерьезно с улыбкой, но познакомившись с нимпоближе меняют свое мнение.

    Сказкотерапия - это форма познания и лечения души. В сказкотерапии используются терапевтические сказки – истории, рассказывающие о проблемах и переживаниях, с которыми сталкивается человек.

    Благодаря сказкотерапии у человека формируется творческое отношение к жизни, она помогает увидеть многообразие способов достижения цели, развивает скрытые способности к решению жизненных задач, появляется уверенность в своих силах, так же человек освобождается от негативных эмоций, ориентируется в окружающей обстановке, осознает свои сильные и слабые стороны, развивается самооценка и самоконтроль.

    Сказкотерапия – молодая методика, она долгое время разрабатывалась только лишь в психологии, но ее также начинают применять и в социальной работе. Сказкотерапия может использоваться при работе с клиентами разных возрастов, пола и проблем.

    Применение сказкотерапии в социальной работе базируется на принципах предоставления помощи «здесь и сейчас» и усилении способности клиента самостоятельно решать проблемы.

    Проблемы использования сказкотерапии изучаются многими авторами. Например, Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева рассматривает влияние сказкотерапии на эмоционально-волевую сферу ребенка, возникшие у него эмоциональные проблемы, развитие его личности, формирование созидательной системы ценностей.1

    Гришина И.И и Дальхеева А.М. рассматривали влияния сказкотерапии на формирование самодостаточной личности в детском возрасте. При знакомстве со сказкой ребенок попадает в виртуальный мир, который не соприкасается с действительностью. Мир сказок, по их мнению, наполнен разнообразными событиями и ситуаниями, и когда ребенок сталкивается с подобными ситуациями в жизни, он способен найти решение возникшей проблемы. Сказка формирует у ребенка способность самостоятельно принимать решения.1

    1.К основным методам сказкотерапии в рамках социальной работы относят метод «Песочная терапия», метод «Изготовление кукол», метод «Рисование сказки».

    2. Сказкотерапия активно используется в: социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних, детских домах, коррекционных школах-интернатах, домах-интернатах для пожилых, в детских садах, кризисных центрах и т.п.

    3. Сказкотерапия – это технология социальной работы, обладающая огромным социально-адаптационным и социально-терапевтическим потенциалом и, при этом, довольно проста в использовании. Многие работники социальных служб и родители недооценивают эти преимущества, поэтому необходимо развивать консультирование по вопросам использования сказкотерапии и обучать ее методикам.

    Изучение самих сказок начинается с XVII века, когда возникает научный интерес к этому жанру, особенно в области филологии, этнологии, истории. Сказками интересуются и писатели, которые видели в них отражение «души русского народа», но и также понимали их значения.Сама сказкотерапия является самостоятельным направлением в практической психологии и социальной работе.

    На сегодняшний день выделяют 4-е этапа развития сказкотерапии: устное народное творчество, собирание и исследование сказок и мифов, обращение в сказочную форму сюжетов из жизни, создание необходимого поведения посредством проекции сказочных сюжетов. Конкретная сказка может стать жизненным сценарием человека.

    1. Определены категории клиентов социальной работы, нуждающихся в сказкотерапии. Дети младшего, школьного возраста; подростки, инвалиды, пожилые, женщины - это категории населения, при организации работы с которыми целесообразно использовать разнообразные методы сказкотерапии. Для любой категории используются свои методы сказкотерапии.
    2. Выявлены направления и методы сказкотерапии как технологии социальной работы:

    - кататимный поход в сказку;

    - песочная терапия;

    - изготовление кукол;

    - рассказывание сказки;

    - рисование сказки;

    - сказкотерапевтическая диагностика;

    - сочинение сказки;

    - постановка сказки.

    Рассмотрен опыт реализации сказкотерапии: в основном сказкотерапия проводится в реабилитационных центрах для детей и подростков с ограниченными возможностями, детских домах, интернатах. Основная цель занятий по сказкотерапии - это самовыражение, преодоление барьеров в общении, снятие негативного напряжения, развитие творческих способностей, повышение самооценки и т.п.

    Таким образом, сказкотерапия обладает огромным потенциалом в рамках социальной работы, а потому необходимо транслировать имеющийся опыт ее использования. Также определенными перспективами обладают следующие направления ее развития:

    - создание специализированных на сказкотерапии социальных служб;

    - разработка обучающих основам сказкотерапии программ для родителей, воспитателей и т.п.

    Консультирование детей и их родителей с использованием технологий сказкотерапии

    Сказки любят все. Даже те, кто не любит сознаваться в этом. В сказке все как в сказке. Это не обо мне, и это даже обо мне, и о вас, и о них, наших детях. В сказочной форме свою проблему легче увидеть и легче принять (не так обидно, не так больно). Для сказочного героя легче придумать выход из положения – ведь в сказке все можно! А потом этот выход, оказывается, можно использовать и для себя. К тому же всем известно, что сказки всегда хорошо кончаются. Вот потому так популярна в настоящее время сказкотерапия. Эта методика переживает настоящий бум популярности.

    Для психологов сказкотерапия – один из наименее травмоопасных и безболезненных способов психотерапии. Возможно, потому, что с помощью сказок (или под их влиянием) сформировался жизненный сценарий и с помощью сказки же можно попытаться из этого неудачного жизненного сценария человека извлечь. Ведь в сказкотерапии принято сочинять и рассказывать сказки, притчи, легенды, мифы и другие истории. Сказка содержит уникальную информацию о личности автора и его внутреннем мире, она помогает понять ожидания и стремления, сильные и уязвимые места, особенности мироощущения человека, и главное дает представление о его системе ценностей.

    Прочтение родителям сказки, созданной их ребенком, дает удивительный эффект. Даже не понимая психологического значения детской сказки, не подвергая ее символическому анализу, родители постигают ее смысл сразу, одномоментно. То же самое происходит и с детьми, когда им читаешь истории, сочиненные их родителями.

    В чем здесь секрет? Может быть, сказка образует волшебный, невидимый мост между родителями и детьми, освобождает взрослых от суетных мыслей и позволяет им проникнуть во внутренний мир ребенка?

    Когда родители обращаются к нам по поводу проблем своих детей, мы уже знаем, что где-то между ними нарушилась эта “Волшебная связь”, слишком “Утончилась” нить понимания друг друга. Обычно психологи рекомендуют родителям стремится лучше понять внутренний мир ребенка. Однако понимание и принятие ребенком внутреннего мира родителей так же необходимо. Взаимный обмен, “духовное партнерство” детей с родителями и родителей с детьми – главное условие их взаимопонимания и роста.

    Сказки, сочиняемые детьми и взрослыми, не только дают специалисту необходимую психодиагностическую информацию, но и одновременно являются мощным терапевтическим средством для обеих сторон. Поэтому девиз для детей и родителей прост: “Сочиняйте сказки и дарите их друг другу”. Даже без специальной психологической работы это делает взаимоотношения более добрыми и гармоничными.

    Еще один важный аспект сказкотерапии – это коррекция эмоциональных нарушений поведения. Самым, пожалуй, доступными и любимым детьми средством является сказка. Вот почему коррекция эмоциональных нарушений поведения и является частью науки сказкотерапии. Лечение сказками. Разве это возможно?

    Именно воображение в сочетании с памятью даст ребенку возможность в кратчайший срок выбрать наиболее правильное и эффективное решение проблемы, столкнись он с чем-то подобным в жизни. А сказка – это и есть жизнь, приукрашенная, доводящая поведение героев до абсурда, но закладывающая в память и сознание ребенка самое главное: выход из трудной, порой кажущейся безвыходной ситуации. Выход все равно есть! Более ли менее желанный, но есть. В жизни тупиков не бывает. Просто человек оказывается не готов к выходу из них.

    Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для коррекции эмоциональных нарушений и совершенствования взаимоотношений с окружающим миром. Целью и задачей сказкотерапии является снижении агрессивности у детей, устранение тревожности и страхов, развитие эмоциональной саморегуляции и позитивных взаимоотношений с другими детьми. Для этого сказкотерапия использует сказочные приемы и способы работы с детьми, доступные им из-за своей простоты и огромного интереса к самой сказке.

    Всякий ребенок по-своему понимает и воспринимает ту или иную сказку. Поэтому одна сказка производит на него большое впечатление, а другая проходит мимо не задевая его чувств. Но это не означает, что в “копилке” жизненных ситуаций не прибавилось еще одной “ячейки”, просто она не будет задействована до того момента, когда человек столкнется с подобной жизненной проблемой (например, проблемы выбора, формой взаимоотношения между зятем и тещей, снохой и золовкой, отношением к потере либо краже чего-то важного или значимого и т.д.).

    Возможности работы со сказкой

    1. Использование сказки как метафоры. Тексты и образы сказок вызывают свободные ассоциации, которые касаются личной жизни клиента, затем эти метафоры и ассоциации могут быть обсуждены.

    2. Рисование по мотивам сказки. В рисунке проявляются свободные ассоциации, в дальнейшем возможен анализ полученного графического материала.

    3. Обсуждение поведения и мотивов действия персонажа. Прочтение сказки служит поводом к обсуждению ценностей поведения клиента, выявляет его систему оценок в категориях “хорошо – плохо”.

    4. Проигрывание эпизодов сказки. Можно осуществить постановку сказки группой детей или взрослых. Проигрывание тех или иных ее эпизодов, дать каждому участнику постановки возможность прочувствовать некоторые эмоционально значимые для себя ситуации и проиграть эмоции. Так же можно проиграть сказку в песке или осуществить ее постановку с помощью кукол. Работа с куклами помогает ребенку или взрослому корректировать свои движения и делать поведение куклы максимально выразительным, позволяет совершенствовать и проявлять через нее те эмоции, которые он обычно по каким-либо причинам не может себе позволить проявить.

    5. Использование сказки как притчи-нравоучения, которая подсказывает клиенту с помощью метафоры вариант решения проблемы.

    Творческая работа по мотивам сказки:

    а) Анализ. Цель – осознание, интерпретация того, что стоит за каждой сказочной ситуацией, конструкция сюжета и поведения героев. Читателю предлагается ответить на ряд вопросов: “О чем эта сказка?”, “ Кто из героев больше нравится и почему?”, “почему герой совершил те или иные поступки?”, “Что произошло бы с героями. Если бы они не совершили тех поступков, которые описаны в сказке”, “Что было бы если бы в сказке были только хорошие, или только плохие герои” и т.д. Основная задача психолога – поставить вопрос так, чтобы он подталкивал к размышлению. Данная форма работы применяется для детей в возрасте от 5 лет, подростков и взрослых.

    б) Рассказывание сказки. Прием помогает проработать развитие фантазии, воображения, способности к децентрированию. Ребенку или группе детей предлагается рассказать сказку от первого или от третьего лица. Можно предложить рассказать сказку от имени других действующих лиц, участвующих или не участвующих в сказке. Например, как сказку о колобке рассказала бы лиса, Баба Яга или Василиса Премудрая.

    в) Переписывание сказки. Переписывание и дописывание авторских и народных сказок имеет смысл тогда, когда ребенку подростку или взрослому чем-то не нравится сюжет, некоторый поворот событий, конец сказки и т.д. это важный диагностический материал. Переписывая сказку, дописывая свой конец, или вставляя необходимые персонажи, клиент сам выбирает наиболее соответствующий его внутреннему состоянию поворот и находит тот вариант решения ситуации, который позволяет освободиться ему от внутреннего напряжения – в этом заключается психокоррекционный смысл переписывания сказки.

    г) Сочинение сказки. В каждой волшебной сказке есть определенная закономерность развития сюжета. Главный герой появляется в доме (семье), растет, при определенных обстоятельствах покидает дом, отправляясь в путешествие. Во время странствий он приобретает и теряет друзей, преодолевает препятствия, борется и побеждает зло, возвращается домой, достигнув цели. Таким образом, в сказках дается не просто жизнеописание героя, а в образной форме рассказывается об основных этапах становления и развития личности.

    При сочинении сказок возможно использование юмора. Он стимулирует интерес и является эффективным средством для снятия напряжения, тревоги и беспокойства. Техника использования метафор, сказок и сочинения историй с успехом используется в лечении людей, страдающих разными невротическими расстройствами, сопровождающимися страхами, депрессиями, тревогой, агрессивностью, а так же в работе с жертвами эмоциональной и физической травматизации.

    Сказочная куклотерапия

    Слушая или читая сказку, ребенок или взрослый проигрывает, просматривает ее в своем воображении. Он представляет себе место действия и героев сказки. Таким образом, он в своем воображении видит целый спектакль. Поэтому совершенно естественно является использование постановки сказок в психологических целях. Однако не каждый ребенок и взрослый обладает актерским талантом, для того, чтобы самому играть на сцене, потому, для психологических целей используется постановки сказки с помощью кукол. Кроме того, изготовление и общение с куклой может быть самостоятельным направлением психологической, педагогической и развивающей работы. Сказкотерапия на данный момент использует три варианта кукол: куклы-марионетки, пальчиковые куклы, теневые куклы. В своей работе я чаще использую куклы-марионетки. Детям до 8 лет еще сложно самостоятельно изготовить даже простую куклу, поэтому к этому процессу привлекаю родителей. Изготовление марионеток полезно и для детей и для взрослых. Это сплачивает и позволяет им лучше понимать и чувствовать друг друга. Обычно дети очень любят кукол, сделанных руками их близких. Отвергая самые дорогие игрушки, они могут с этой куклой спать, есть, играть часами. Застенчивые дети легче идут на контакт, проговаривают родителям или специалистам свои проблемы от имени куклы. Дети школьного возраста с удовольствием делают вместе с ней уроки. Родители при изготовлении куклы-марионетки узнают заветные желания детей, что помогает им скорректировать некоторые ошибки в воспитании. Например: мама девочки при капризах и непослушном поведении говорила ей: “Ой, мне плохо, ты меня доведешь, я скоро умру”. Изредка даже ложилась на кровать, закрывала глаза и не откликалась на зов дочери. Этими поступками она сформировала у ребенка страх смерти матери. При изготовлении куклы-марионетки девочка проговорила свой страх в форме заветного желания.

    Такие совместные занятия по изготовлению куклы-марионетки помогают улучшить взаимодействия между родителями и детьми и укрепляют взаимодействие между специалистом и родителями.

    Сказкотерапевтическая песочная терапия

    Песочная терапия представляет собой одно из направлений сказкотерапии и имеет как индивидуальную, так и групповые формы работы. Мною песочная терапия используется как для диагностических, так и для терапевтических целей. В кабинете находится деревянный ящик с голубыми стенками и дном, символ воды и воздуха, полки с миниатюрными игрушками, отражающие все стороны жизни на Земле. Это люди (дети и взрослые разных профессий), предметы быта, транспорт, здания, животные, растения, камни, сказочные герои (отлично подходят игрушки из Киндер-сюрприза), разные необычные штучки (шкатулочки, ленточки, “драгоценности”), страшилки.

    На первом сеансе знакомлю ребенка с правилами поведения в “Волшебной комнате”. “Здесь можно все – строить из песка, копать и сыпать песок, наливать воду. Здесь нельзя только одно – бросать песок на пол. Посмотри! Это не простой песок, это пустыня. А ты – волшебник и можешь превратить эту пустыню в волшебную страну, в которой тебе будет хорошо!”. Дав инструкцию, можно занять позицию активного зрителя – отвечать на вопросы ребенка, сопереживать с ним развитию сюжета. Важно не направлять действия ребенка в данный момент времени. А дать полную свободу его фантазии. Если ребенок застенчив, тревожен, не доверяет взрослому, лучше всего будет заняться “своими делами” – сесть в сторонке и наблюдать за ним незаметно. Это даст ему состояния покоя, уверенности в себе, защищенности и возможности побыть самим с собой. Когда игра закончена, следует попросить ребенка рассказать или показать, что у него получилось. Если он отказывается, не следует настаивать. Можно просто сказать, что вам очень понравилась песочная картинка.

    В течение сеанса, пока маленький “волшебник” строит свою сказочную страну можно выяснить:

    • уровень развития речи (звукопроизношение, грамматический строй речи, лексику), если ребенок говорящий;
    • уровень развития игровой деятельности (игрушки просто набросаны в песочнице, присутствует простой сюжет, или развитие сюжета);
    • эмоциональное развитие (как выражает эмоции, их адекватность ситуации, устойчивость);
    • уровень развития таки психических процессов, как произвольная или непроизвольная память (помнит ли где стояли игрушки), восприятие формы, цвета, размера;
    • устойчивость и распределение внимания, работоспособность;
    • воображение (сказочный сюжет, его развитие, разнообразие героев и т.п.);
    • уровень развития воли и целеустремленности (убирает ли игрушки по местам, доводит ли дело до конца);
    • на групповых (2–4 человека) сеансах – уровень сформированности коммуникативных навыков, стиль общения со сверстниками.

    Тревожные, неуверенные в себе дети ведут себя неуверенно, очень осторожно выбирают себе игрушки, часто оборачиваются, спрашивают разрешение у психолога, даже после неоднократных напоминаний, что здесь можно брать все. Во время сеанса пересыпает песок из руки в руку, закатывает игрушки в песок, рельеф местности строит гладкий и т.п.

    О наличии страхов свидетельствуют выбранные “страшные” игрушки-монстры, драконы, насекомые и др. Ребенок часто берет их в поднос, но не помещает на песочный лист, а прячет под песочницу, либо закапывает в песок, приговаривая: “Этот дракон не может выйти… Он никого не съест”, “Это страшило всех пугает, ест, убивает и т.д.”

    У детей с плохо развитой моторикой игрушки часто падают, не становятся друг на друга, не помещаются на задуманное место и т.п. Во время перехода ребенка от песочницы к полкам, по тому, как он устраивается возле песочницы можно судить и о развитии крупной моторики.

    Стиль поведения во время песочной терапии детей с задержкой психического развития, детей с пограничной умственной отсталостью и близких к нормальному развитию заметно различается: чем более глубокая задержка психического развития по интеллектуальному типу, тем менее организовано ведет себя ребенок в песочнице: не выполняет единственного запрета – не сыпать песок на ковер; сюжет более беден, а при умственной отсталости полностью отсутствует; не запоминает, где и какие брал игрушки; с трудом обобщает; не догадывается, куда положить машинку, глядя на полку, полностью заставленную разными видами транспорта.

    Групповая форма

    Групповая форма сказкотерапевтической песочной терапии предполагает проективную психологическую диагностику системы межличностных отношений в группе, исследование совместимости ее членов и стиля взаимодействия. А также коррекцию и формирование моделей позитивной коммуникации (общение друг с другом).

    Психотерапевтическая группа обычно состоит из 4 человек (по количеству сторон в песочнице). Если вы имеете дело со сложными пациентами (агрессивные, гиперактивные дети, подростки-девианты и пр.), лучше составить группу из трех человек – психолог будет четвертым.

    Игры с семьей

    Очень хорошо поддается коррекции на песочнице внутрисемейные проблемы. Членам семьи (маме, папе, ребенку) предлагается построить в подносе мир, отражающий их реальную семейную ситуацию. Затем в течение 5–10 минут “мир оживает”, и членам семьи предлагается “пожить в мире”. После обсуждения семье предлагается построить “идеальную семью”, то есть мир, отражающий их желанную семейную ситуацию. Затем “идеальный мир” также оживает. После игры проводится обсуждение, предлагая выбрать из коллекции миниатюр те фигуры, которые являются символами достижения идеальной семьи, помощниками или ресурсами в этом достижении, необходимыми условиями или действиями. По желанию семья может привнести их в песочный мир и проиграть различные варианты выхода из проблемной ситуации.

    Процесс самовыражения через сказку напрямую связан с укреплением психического здоровья человека и может рассматриваться как значимый психопрофилактический фактор. Использование сказкотерапевтических технологий дает психологу возможность помочь клиенту справиться со своими проблемами восстановить его эмоциональное равновесие или устранить имеющиеся у него нарушения поведения, преодолеть дезадаптацию, способствовать интеллектуальному развитию.

    Удачи вам и действенной помощи нуждающимся детям. Ведь сказка действительно и лечит, и душу греет, и учит жить.

    “Истинная радость – дело серьезное!”
    (Сенека)

    В настоящее время, заботясь о физическом и познавательном развитии ребенка, взрослые зачастую забывают о важности его эмоционально – личностного развития, которое напрямую связано с психологическим и социальным благополучием ребенка.

    У детей наблюдаются недостаточно сформированные умения распознавать и описывать свои эмоции, а также выражать свое эмоциональное состояние социально приемлемым способом. Из-за этого возникают конфликты внутри детской группы, у дошкольников появляются внутриличностные проблемы, которые вытекают в тревожность, гиперактивность, застенчивость, агрессивность, замкнутость и т.д.

    Таким образом, проблема развития эмоциональной сферы дошкольников является актуальной, поскольку в настоящее время учеными, психологами (А.Н. Леонтьев, Джайнотт X. и др.) установлено много случаев нарушения развития эмоций у детей дошкольного возраста. А эти нарушения мешают нормальному психическому, умственному, физическому, эмоциональному развитию ребенка.

    Целью данной работы является создание условий для ознакомления детей с миром эмоций и способами адекватного выражения своего эмоционального состояния, а также профилактика эмоциональных нарушений

    Задачами же являются:

    1. Изучение уровня знаний детей и их родителей об эмоциях и способах их выражения.
    2. Изучение социально-эмоциональной сферы личности ребенка.
    3. Ознакомление детей с различного вида эмоциями, обучение различению их в графическом изображении.
    4. Подбор средств коррекции эмоционального неблагополучия: организация досуговой, театрализованной, игровой и других видов деятельности детей, направленных на развитие эмоциональной сферы детей.

    Эмоции – особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результат его практической деятельности.

    Опыт работы с дошкольниками показывает, что начинать знакомить детей с эмоциями можно с четырехлетнего возраста (в средней группе или в младшей группе после завершения адаптационного периода): дети усваивают необходимые понятия, их словарный запас пополняется словами, обозначающими эмоции, хотя само слово “эмоция” не вводится, оно заменяется более доступным для ребенка этого возраста понятием “настроение”.

    Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые семь лет. Но оно имеет непреходящее значение. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно. Маленький ребенок не умеет управлять эмоциями. Его чувства быстро возникают и так же быстро исчезают. С развитием эмоциональной сферы у дошкольника чувства становятся более рациональными, подчиняются мышлению. Но это происходит, когда ребенок усваивает нормы морали и соотносит с ними свои поступки. Развитию эмоциональной сферы способствуют все виды деятельности ребенка и общение с взрослыми и сверстниками.

    Дошкольник учится понимать не только свои чувства, но и переживания других людей. Он начинает различать эмоциональные состояния по их внешнему проявлению, через мимику и пантомимику. Необходимо изучать развитие эмоциональной сферы дошкольника, что создает базу для осмысленного усвоения психолого-педагогических знаний, а в последствие обеспечит эффективность их применения.

    Развитие эмоций и чувств у дошкольников зависит от ряда условий:

    1. Эмоции и чувства формируются в процессе общения ребенка со сверстниками. При недостаточных эмоциональных контактах может быть задержка эмоционального развития, которая может сохраниться на всю жизнь. Воспитатель должен стремиться к установлению тесных эмоциональных контактов с каждым ребенком. Взаимоотношения с другими людьми, их поступки – важнейший источник чувств дошкольника: радости, нежности, сочувствия, гнева и других переживаний.

    В семье ребенок имеет возможность испытывать целую гамму переживаний. Очень важны доброжелательные взаимоотношения. Неправильное общение в семье может привести: к односторонней привязанности, чаще к матери. При этом слабеет потребность в общении со сверстниками; к ревности при появлении второго ребенка в семье, если первый ребенок чувствует себя обделенным; к страху при выражении взрослыми отчаяния по малейшему поводу, угрожающему ребенку. Взрослому необходимо способствовать выделению и осознанию собственных состояний и переживаний ребенка.

    2. При специально организованной деятельности (например, музыкальные занятия, праздники) дети учатся испытывать определенные чувства, связанные с восприятием (например, музыки).

    3. Эмоции и чувства очень интенсивно развиваются в соответствующем возрасту дошкольников виде деятельности – в игре, насыщенной переживаниями.

    4. В процессе выполнения совместных трудовых занятий (уборка участка, группой комнаты) развивается эмоциональное единство группы дошкольников.

    Развитие эмоций и чувств связано с развитием других психических процессов и в наибольшей степени – с речью. Следует постоянно обращать особое внимание на состояние детей, их настроение. Для сопереживания и умения проявлять адекватные реакции на чужие эмоции ребенку нужен опыт совместного проживания своих эмоций и эмоций партнера по общению при различных по характеру эмоциональных воздействиях.

    Способы поведения, которые мы, естественно, демонстрируем ребенку в обыденной жизни, не всегда продуктивны, иногда – неадекватны, часто – ограничены нашим собственным опытом и недостатками. Поэтому для развития эмоциональной сферы дошкольника необходима специальная работа в этом направлении. Если начать развивать эмоциональную сферу в детстве, развивать и тренировать способности предвидеть, брать на себя ответственность и руководить своими действиями, то в зрелом возрасте можно достичь большего согласия и совершенства в управлении самим собой.

    Для решения проблем эмоционального развития дошкольником в данной работе представлены перспективы ближайшего и дальнейшего развития эмоциональной сферы детей.
    Перспективы ближайшего развития:

    1. Изучение эмоционального благополучия детей 3–4-летнего возраста. 
    2. Подбор средств коррекции у детей нарушений в эмоциональной сфере. 
    3. Ознакомление родителей с проблемами в эмоциональной сфере их детей. Разработка рекомендаций, памяток. 

    Перспективы дальнейшего развития:

    1. Работа с детьми по обучению самоконтролю эмоций и чувств, а также наблюдению за эмоциями и чувствами других людей.
    2. Применение средств коррекции эмоционального неблагополучия детей.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Сказкотерапия-как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста"

    презентация на тему "Сказкотерапия  - как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста"...

    Использование коррекционных технологий, арттерапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с логоневрозом

    Пояснительная записка:В данной работе раскрывается необходимость работы над эмоциональной сферой детей дошкольного возраста с логоневрозом и разнообразные методы коррекционной работы.Цель: Через разви...

    «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством приобщения к истокам национальной культуры».

    Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством приобщения к истокам национальной культуры...

    Психолого – педагогическая программа «Развитие толерантного сознания детей дошкольного возраста через приобщение к русской народной культуре»

    На сегодняшний день, в век развития высочайших информационных технологий люди всё реже вспоминают культуру  наших предков. Дети практически не посещают музеи, предметы старины сохранились в едини...

    Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста ОНР посредством дидактических игр.

    Одна из задач  моей работы в группах ОНР  по развитию эмоциональной сферы ребенка–научить детей понимать свое эмоциональное состояние, окружающих людей, а также сов...

    Проект на тему: "Развитие нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством приобщения к русской народной сказке".

    ,,Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество - верная дорога к сердцу ребенка. Сказка, фантазия- это ключик, с помощью, которого  можно открыть эти истоки,...