Экспресс-диагностика познавательных процессов (у детей от 3 до 7 лет (автор Панфилова М.А.)
рабочая программа по коррекционной педагогике на тему

Галкина Наталия Борисовна

Экспресс-диагностика познавательных  процессов

(у  детей от 3  до 7  лет (автор Панфилова М.А.)

Цель:

Определение  успешности  дошкольника  в  обучении;

исследование  познавательных  процессов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekspress.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

Экспресс-диагностика познавательных  процессов

(у  детей от 3  до 7  лет (автор Панфилова М.А.)

Цель:

Определение  успешности  дошкольника  в  обучении;

исследование  познавательных  процессов

Задание  №1. «Ознакомительная беседа»

  • Как  тебя  зовут?  С  кем  ты  живешь?  Как  их  зовут?

(Контактность  ребенка)

  • Сколько  тебе  лет?  Когда  у  тебя  день  рождения(Число, месяц, год,   или  время  года)

( Особенность  восприятия  времени)

  • Ты  ,возможно,  все  знаешь  про  себя? А  где  расположен  у  тебя  нос? А  ты  можешь  правой  рукой  дотянуться  до  своего  левого  уха?  А   левой рукой  до  правого  глаза?

(  пространственные  понятия –лево- право)

Задание  №2  «Кубики-вкладыши»

«Ты  любишь  играть?  А  шалить?  Можно  мне  пошалить? (взрослый  разбрасывает  кубики-вкладыши  на  полу)

(Контактность  ребенка, сила  социальных  запретов)

Помоги  мне, пожалуйста.   Поднять  кубики. Дай  самый  большой  кубик. Самый  маленький. А  теперь  большой  красный.  Маленький  желтый  и  т.д.»

( Восприятие  величины, цвета, по  одному   признаку, по  двум)

Давай  посчитаем ,сколько  всего  кубиков? (от 1  до 9)

(Навык  прямого  счета)

  • А  сможешь  посчитать  в  обратную  сторону?  (от 9  до 1)

(Навык  обратного  счета)

  • Каких  кубиков  больше? (четыре  больших кубика, пять  маленьких)

(Сформированность   понятия  числа)

  • Попробуй  сложить  кубики  вместе

( сформированность   мышления («пробы  и  ошибки»-наглядно-действенное  мышление; активность  руки –левая ,  правая).

Задание №3. «Чудесные  окошки»

 Используются  12  прямоугольных  цветных  карточек (основные  цвета  и  их  оттенки);

  1. карточек  различной  формы  (круг, овал, прямоугольник, квадрат, треугольник)
  • «Один  волшебник  построил  дворец  с «чудесными  окошками». Чтобы  найти  свое  окошко, надо  знать  цвета  и  формы, Давай  рассмотрим  эти  окошки  и  попробуем    назвать  цвет  и  форму. (Карточки  раскладываются  на  столе  и  ребенок  называет  каждое «окошко»).

(оценивается  восприятие  цвета  и  формы)

  • А  теперь  выбери  свое «окошко»,которое  тебе  больше  всего  нравится  по  цвету  и  форме.

(эмоциональные  предпочтения)

Задание №4  «Попугайчик»

  • «В  одной  жаркой  стране  жил  волшебный  попугайчик, который  умел  повторять  все  звуки. Попробуй  повторить  за  мной  непонятные  звуки, как  это  делал  попугайчик :

ТО-ЦА

ТО-ЦА-МУ

ТО-ЦА-МУ-ДЭ

ТО-ЦА- МУ- ДЭ-НИ

ТО-ЦА-МУ-ДЭ-НИ-ЗУ

ТО-ЦА-МУ-ДЭ-НИ-ЗУ-ПА

ТО-ЦА-МУ-ДЭ-НИ-ЗУ-ПА-КИ

ТО-ЦА-МУ-ДЭ-НИ-ЗУ-ПА-КИ-ЧА

ТО-ЦА-МУ-ДЭ-НИ-ЗУ-ПА-КИ-ЧА-ЛЕ

(Кратковременная  слуховая  память (эхо-память),слуховое  внимание _фонематический  слух –хороший  результат до  5  слогов)

  • «Попугайчик  научился  не  только  повторять  звуки, но  даже  запоминать  слова. Попробуй  запомнить как  можно  больше  слов. (Взрослый  называет 10  слов: СТОЛ ,МЫЛО, ЧЕЛОВЕК, ВИЛКА, КНИГА, ПАЛЬТО, ТОПОР,СТУЛ, ТЕТРАДЬ ,МОЛОКО)

( Объем  слуховой  памяти (словесной  памяти),  слухового  внимания –хороший  результат –более 5  слов

)«Когда  попугайчик  научился  запоминать  слова, то  ему  захотелось  подсказывать  нужные  слова  своим  друзьям. Я  сейчас  буду  говорить  начало  предложения,  а  ты  его  будешь  заканчивать.

 Например:  Лимон  кислый,  а  сахар  сладкий.

Днем  светло,  а  ночью…….

Ходим  ногами, а  бросаем……

Девочки  вырастают  и  становятся женщинами,  а  мальчики…

У  птицы  перья,  а  у рыбы…..

(Способности  ребенка  к  аналогиям)

Задание  №  6  «Волшебные  картинки»

Используются :

Три  картинки-  первая  разрезана  на  две  части;

Вторая-    на  четыре;  

Третья -  на  шесть  частей;

Серия  сюжетных  рисунков (3-4  картинки)

  • «В  конвертах  у  меня  лежат  волшебные  картинки. Дети  пытаются их  сложить,  а  они  опять  ломаются. Попробуй  сложить  картинку.»Предлагаем  сначала  сложный  уровень. После  того  как ребенок  сложит  картинку ,предлагается  придумать  рассказ.

(Целостность  восприятия  образа; особенности  наглядно-образного  мышления; умение  рассказывать  по  одной  картинке, связность  речи; контекстность .)

  • «А  другие  картинки  -не  ломаются,  зато  они все  время  путаются. Какая  картинка  должна  быть  первой, второй ?

(Развитие  логического  мышления; умение  рассказывать  по  серии  сюжетных  картинок,  связность  речи,   контекстность   речи

Задание №7 «Зайчик»

Используется   простой   карандаш  средней  твердости, лист  бумаги, на  котором  изображены  зайчик  и  его  домик. Между  зайчиком  и  домиком  нарисована  узкая  извилистая  дорожка.

  • «Помоги  зайчику  дойти  до  дома. Карандашом  нарисуй  ему  путь  посередине  дорожки, Постарайся  не  отрывать  карандаш  от  листа  бумаги.

( Оценивается  ведущая  рука,  развитие  мелкой  моторики  руки (нажим, плавность линии, равномерность)

«Зайчик  благополучно  добрался  до  дома  и  решил  потанцевать. Попрыгай  как  зайчик. Молодец. ! С  тобой очень  интересно  играть!»

(Развитие  общей  моторики,  координация  и  выразительность  движений)