Главные вкладки

    Первичную экспресс- диагностику дошкольников можно осуществить с помощью педагогов.
    методическая разработка на тему

    Матвеева Ирина Михайловна

     

    Первичную экспресс- диагностику дошкольников можно осуществить с помощью педагогов, непосредственно работающих с детьми. Эта диагностика позволяет педагогу-психологу увидеть группу глазами воспитателя, выявить существующие в группе проблемы, определить детей, нуждающихся в дополнительном индивидуальном обследовании.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл anketa_dlya_pedagogov_moya_gruppa.docx28.66 КБ

    Предварительный просмотр:

    Анкета для педагогов «Моя группа»

    Ф.И.О. педагогов__________________________________________________

    Группа____________________________________________________________

    1

    Какие дети из вашей группы развиты выше возрастной нормы, одаренные?

    2

    Какие дети отстают в развитии?

    3

    Какие дети агрессивны?

    4

    Какие дети плаксивы?

    5

    Какие дети суетливы, тревожны?

    6

    Какие дети не выполняют требования воспитателя?

    7

    Медлительные дети

    8

    Очень подвижные дети

    9

    Популярные в общении со сверстниками дети

    10

    Непопулярные в общении со сверстниками дети

    11

    Дети малоэмоциональные, с низкой мимической выразительностью

    12

    Пассивные на занятиях

    13

    Левши

    14

    Дети, живущие в неполных семьях

    Итог: зачисление детей в коррекционную или  в профилактическую группу, на индивидуальные занятия. Таблица 1. Диагностика неконструктивного поведения детей.

    Группа «__________________ » педагог ________________________________________________

    Ф.И. ребенка

    № характеристики

    К

    П

    И

    Д

    Н

    А

    вывод

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    10

    11

    12

    13

    14

    15

    16

    17

    18

    19

    20

    21

    22

    23

    24

    25

    26

    Система психологической диагностики в ДОУ.

    Первичную экспресс- диагностику дошкольников можно осуществить с помощью педагогов, непосредственно работающих с детьми. Эта диагностика позволяет педагогу-психологу увидеть группу глазами воспитателя, выявить существующие в группе проблемы, определить детей, нуждающихся в дополнительном

    индивидуальном обследовании.

    Нами для первичной экспресс-диагностики используются 2

    методики: Анкета «Моя группа» и Диагностика «Неконструктивного

    поведения» Вайнера М.Э. [1].

     Данные методики проводятся в августе-сентябре и в мае. Это позволяет сравнить результаты в начале и в конце года, сделать вывод об эффективности построенной

    коррекционно-развивающей работы.

    Анкета «Моя группа»

    Цель: определение особенностей группы детей .

    Заполнение: воспитатель (и) группы, записывает фамилии детей в соответствующих разделах. Если детей данной категории нет, строчки оставляются пустыми.

    Анализ: на основе полученных данных педагог-психолог может выявить детей «группы риска», нуждающихся в дополнительном обследовании познавательной или эмоционально-волевой сферы. Анкета может являться запросом на индивидуальную работу с ребенком, поводом для зачисления ребенка в коррекционно-

    развивающую группу.

    Результаты: заносятся в паспорт группы (Приложение 1)

    Итог: наблюдение за отдельными детьми, построение

    диагностической и коррекционно-развивающей работы.

    Бланк анкеты смотри в Приложении 2.

    Диагностика Неконструктивного поведения детей Вайнера М.Э. [1].

    Цель: выявление детей, проявляющих неконструктивные формы поведения, отбор детей для коррекционно-развивающих занятий.

    Заполнение: педагог заполняет Таблицу 1 (только столбцы 2 и 3).

    Вначале пишутся фамилии детей группы, а в соседнем столбике только номера характеристик, встречающихся у каждого ребенка по Таблице 2.

    I. Опосредованная диагностика дошкольников

    Система психологической диагностики в ДОУ.

    Анализ: педагог-психолог обрабатывает полученные данные по Таблице 3. Подсчитывая в колонках количество встречающихся признаков.

    К П И Д Н А

    Если в одной из колонок, напротив Фамилии ребенка больше 4-х характеристик, это может говорить о возможном наличии данного типа неконструктивного поведения у ребенка. Эти данные

    сопоставляются с Анкетой «Моя группа», наблюдениями, результатами рисуночных тестов.

    Если результаты спорные и недостаточные для зачисления ребенка в коррекционную или профилактическую группу, или получено слишком много детей с неконструктивными формами поведения, то можно провести второй этап диагностики. Он заполняется только на детей с выявленными на первом этапе

    формами неконструктивного поведения. Педагог сам или совместно с

    психологом заполняет Таблицу 4. Этот этап позволяет ответить на вопрос: «Надо ли срочно принимать какие-либо меры, направленные на преодоление неконструктивного поведения, или со временем ребенок сам от него откажется?» В некоторых случаях, действительно можно не торопиться. Однако чаще промедление приводит к тому, что

    неконструктивное поведение не только не исчезает, а наоборот закрепляется. Чтобы не ошибиться, целесообразно каждый присущий ребенку тип неконструктивного поведения оценить с помощью следующих критериев:

     частота подобного поведения;

     длительность его присутствия в поведенческом репертуаре

    ребенка;

     степень тяжести последствий неконструктивного поведения;

     ситуационная специфичность такого поведения. Частота

    неконструктивного поведения — это то, насколько часто ребенок прибегает к такому поведению.

    В каждом конкретном случае частотность может быть разной, поэтому для большей точности и объективности целесообразна следующая градация:

    несколько раз в день — 5 баллов

    один раз в день — 4 балла

    несколько раз в неделю — 3 балла

    один раз в неделю — 2 балла

    один раз в месяц и реже — 1 балл

    Результаты: заносятся в Паспорт группы (Приложение 1),

    составляется заключение по итогам диагностики (образец3).

    Итог: зачисление детей в коррекционную или в профилактическую

    группу, на индивидуальные занятия.

    Итог: зачисление детей в коррекционную или  в профилактическую группу, на индивидуальные занятия. Таблица 1. Диагностика неконструктивного поведения детей.

    Группа «Листочек » педагог ________________________________________________

    Ф.И. ребенка

    № характеристики

    К

    П

    И

    Д

    Н

    А

    вывод

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    10

    11

    12

    13

    14

    15

    16

    17

    18

    19

    Таблица 2. Признаки неконструктивных форм поведения.

     Встречаются ли у ребенка данные признаки? Если да, то поставьте

    № этого признака в колонке напротив фамилии ребенка.

     1 Испуганно озирается, оглядывается

     2 Продолжает заниматься своим делом даже после замечания

     3 Нетерпелив, выкрикивает, перебивает

    4 Претендует на главные роли

    5 Неопрятный внешний вид

     6 Дерется со сверстниками, кусается

    7 Беспрекословно следует инструкциям, выполняет просьбы

    8 Спорит, с трудом договаривается, соглашается

    9 Не доводит начатое до конца

    10 Требуете себе постоянного внимания

    11 Не в состоянии поддерживать порядок

    12 Обзывает сверстников, грубит взрослым

     13 Говорит тихо и мало

    14 Ссорится, конфликтует со сверстниками

    15 Склонен к быстрой и частой смене настроений

    16 Кривляется, строит из себя «шута»

    17 Опаздывает

    18 Задирает сверстников, провоцирует у них агрессивное поведение

    19 Не проявляет инициативы, пассивен, не задает вопросов

     20 Обидчив, склонен к беспричинным слезам

    21 Говорит быстро и много

    22 Любит приказывать другим детям, повелевать ими

    23 Не держит обещания, забывает о порученном

    24 Плюется в состоянии раздражения

     25 Не уверен в себе

    26 С трудом признает свои ошибки

    27 Двигательно беспокоен: вертится, совершает бесполезные движения руками и ногами

    28 Болезненно переживает поражения, неуспехи

    29 Нарушает правила поведения и правила игры «по забывчивости»

    30 Стремится делать многое назло

    31 Сторонится коллективных игр и заданий

    32 Обвиняет в своих неудачах других

    33 Неусидчив

    34 Склонен к хвастовству

    35 Не правильно истолковывает правила: соблюдая одно, нарушает другое

     36 Ломает, бросает, портит учебные принадлежности и игровые атрибуты

    37 Избегает главных ролей в играх

    38 Добивается своего капризами

    39 Постоянно отвлекается

     40 Не идет на уступки и компромиссы

    41 Регулярно и целенаправленно нарушает правила

    42 Замахивается на сверстников

    Таблица 3. Анализ данных. Длительность».

    Тип поведения

    Номера

    характеристик

    Конформное

    1,7,13,19,25,31,37

    Протестное

    2,8,14,20,26,32,38

    Импульсивное

    3,9,15,21,27,33,39,

    Демонстративное

    4,10,16,22,28,34,40

    Недисциплинированное

    5,11,17,23,29,35,41,

    Агрессивное

    6,12,18,24,30,36,42

    Таблица 4. Заполняется на каждого ребенка с выявленным типом

    неконструктивного поведения.

    Ф.И.ребенка

    Возраст

    Дата

    Тип

    неконструктивного

    поведения

    Критерии оценки

    Частота

    Длительность

    Степень

    Ситуационная

    специфичность

    Соответствующий балл заносится в таблицу 4 в графу

    «Частота».

    Длительность — критерий времени — указывает на то, как давно неконструктивное поведение появилось и как долго присутствует в  репертуаре ребенка:

    год и дольше — 5 баллов

    полгода — 4 балла

    два—три месяца — 3 балла

    три—четыре недели — 2 балла

    несколько дней — 1 балл.

    Соответствующий балл заносится в таблицу 4 в графу

    Степень тяжести свидетельствует о том, насколько негативно влияние неконструктивного поведения на общее развитие ребенка и к каким нежелательным последствиям это приводит:

    ♦ снижается продуктивность на занятиях;

    ♦ появляются негативные качества личности, черты характера;

    ♦ ухудшается физическое самочувствие, возникают проблемы со

    здоровьем;

    ♦ не складываются взаимоотношения со сверстниками;

    ♦ обостряются взаимоотношения со взрослыми.

    Каждый параметр оценивается в один балл. Суммарный балл (от1 до 5) заносится в таблицу 4 в графу «Степень». Соответственно, чем выше балл, тем разрушительнее оказываются последствия неконструктивного поведения.

    Следующий критерий оценки — ситуационная специфичность возникновения неконструктивного поведения. Считается, что если подобное поведение спровоцировано конкретной ситуацией, возникает только в определенной обстановке, то это гораздо менее тревожный симптом, чем когда неконструктивное поведение

    появляется вне зависимости от какой бы то ни было ситуации. В связи с этим варианты ситуационной специфичности неконструктивного поведения могут быть такими:

    поведение от ситуации не зависит — 5 баллов

    поведение возникает в нескольких схожих ситуациях — 3 балла

    поведение возникает всегда в одной и той же ситуации — 1 балл

    Соответствующий балл заносится в таблицу 3 в графу «Ситуационная

    специфичность».

    Заполнив таблицу 4, педагог анализирует комбинацию всех вышеназванных критериев, подсчитывает суммарный балл и делает следующие выводы.

    Если выраженность какого-либо типа неконструктивного поведения оценивается баллом от 15 до 20, то дальше медлить нельзя. Ребенку срочно необходима квалифицированная психолого-педагогическая помощь.

    Если выраженность какого-либо типа неконструктивного поведения оценивается баллом от 10 до 14, то ребенка целесообразно включить в коррекционную работу. Он уже находится в «группе риска» и велика вероятность, что неконструктивное поведение может закрепиться, если не будут приняты своевременные меры.

    Если выраженность какого-либо типа неконструктивного поведения оценивается баллом от 4 до 9, то, скорее всего, оно явление временное — возрастное (кризис семи лет) или ситуативное (ребенок перешел учиться в новую школу, поменял место жительства, сломалась его любимая игрушка и др.). Прежде чем вовлекать таких

    детей в коррекционную работу, предлагать целенаправленную коррекционную помощь, необходимо, в первую очередь, создать им психологически комфортные условия, продолжая при этом внимательно наблюдать за динамикой их поведения.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Экспресс-диагностика дошкольника.

    Экспресс-диагностика дает в короткий срок получить первичную картину речевого развития ребенка....

    Экспресс-диагностика познавательного и коммуникативного развития старших дошкольников с ЗПР.

    Экспресс-диагностика познавательного и коммуникативного развития старших дошкольников с ЗПР и нормой психического развития....

    Тестовая методика экспресс - диагностики устной речи дошкольников

    Представлена презентация для воспитателей, в которой описана наиболее лёгкая методика обследования речи детей, которую воспитатели частично могут использовать в свой работе для выявления детей с наруш...

    Диагностика познавательной сферы Н.Н.Павлова, Л.Г.Руденко "Экспресс - диагностика в детском саду"

    Дошкольное детство — очень короткий отрезок в  жизни че­ловека, всего первые семь лет, однако он имеет непреходящее значение. Это период, когда ребенок развивается как никогда бурно и с...

    Экспресс-диагностика познавательного развития дошкольников и уровня сформированности математических представлений детей старшего дошкольного возраста.

    Назначение диагностики состоит в контроле за овладением детьми основными способами и приёмами познавательной (математической) деятельности, практическими действиями, содержанием, речевым выражением сп...

    Консультация для педагогов: «Общие представления о формировании первичных математических представлений дошкольников в различных видах детской деятельности»

    Консультация для педагогов: «Общие представления о формировании первичных математических представлений дошкольников в различных видах детской деятельности»...