Экспресс диагностика состояния звукопроизношения и слоговой структуры слова дошкольников.
презентация к уроку (средняя, старшая, подготовительная группа)

Голякова Екатерина Владимировна

Материал, с помощью которого можно быстро обследовать звукопроизношение и слоговую структуру слова у детей 5-7 лет. Подходит как для очного проведения диагностики, так и для онлайн занятий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obsledovanie_zvukovoy_storony_rechi_u_doshkolnikov.pptx873.68 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Обследование звуковой и слоговой стороны речи у дошкольников

Слайд 2

Длительность диагностического занятия сугубо индивидуальна, зависит от возраста ребенка и его психофизического состояния, личностных особенностей, поведения в ситуации обследования. Оптимальная длительность диагностического занятия с ребенком раннего возраста – 10-15 минут. Рекомендуется не превышать это время, даже если кажется, что ребенок очень заинтересовался выполнением задания и не испытывает усталости после предъявления целой серии картинок. При назывании картинок во время проверки звукопроизношения надо учитывать : состояние словарного запаса ребенка, наличие перестановок слогов и/или отдельных звуков, усечений окончаний слов и характер трудностей формирования слоговой структуры многосложных слов. Особо следует остановиться на изучении слоговой структуры слова как одной из важных характеристик произносительной стороны речи. При обследовании слоговой структуры слова необходимо выявить умение ребенка правильно произносить не только звуки в слове, но их количество и последовательность. Традиционно считается, что в раннем возрасте слоговая структура слова только формируется.

Слайд 3

Таким образом, обследование звуковой стороны речи предполагает тщательное выявление: 1) Типа нарушения произношения. 2) Уровня фонематического восприятия. 3) Уровня сформированности языкового анализа и синтеза. Прежде чем начать обследование звуковой стороны речи у дошкольников необходимо рассмотреть ее специфику: Следует разграничить патологические нарушения от физиологических трудностей, связанных с возрастными особенностями формирования звуковой системы русского языка. 2) При обследовании речи ребенка раннего возраста огромное значение приобретает создание адекватной возрасту мотивации к выполнению заданий.

Слайд 4

Б П Т Д

Слайд 5

К Г Х Ф В

Слайд 6

С - СЬ

Слайд 7

З - ЗЬ

Слайд 8

Ж Ш Ч Ц Щ

Слайд 9

Звукопроизношение Р

Слайд 10

Коза – коса Даня – Таня Точка - дочка

Слайд 11

Слоговая структура Классификация картинок I класс - двусложные слова, состоящие из двух открытых слогов. Картинки: нога, рука, муха. II класс - трехсложные слова, состоящие из открытых слогов. Картинки: волосы, корова, машина. III класс - односложные слова, состоящие из закрытого слога. Картинки: кот, нос, дом.

Слайд 12

IV класс - двусложные слова, состоящие из одного открытого слога и одного закрытого. Картинки: филин, кефир, жираф. V класс - двусложные слова со стечением согласных в середине слова. Картинки: масло, листья, коньки. VI класс - двусложные слова с закрытым слогом и стечением согласных. Картинки: дельфин, кактус, кровать.

Слайд 13

VII класс - трехсложные слова с закрытым слогом. Картинки: самолет, пирожок, чемодан. VIII класс - трехсложные слова со стечением согласных. Картинки: облако, иголка, подушка. IX класс - трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом. Картинки: автобус, карандаш, виноград.

Слайд 14

X класс - трехсложные слова с двумя стечениями согласных. Картинки: игрушки, кисточка, морковка. XI класс - односложные слова со стечением согласных в начале или конце слова. Картинки: джип, стол, ключ. XII класс - двусложные слова с двумя стечениями согласных. Картинки: птичка, спичка, гвозди. XIII класс - четырехсложные слова из открытых слогов. Картинки: пуговица, черепаха, гусеница. Повтори за мной слова

Слайд 15

Результаты обследования Необходимо занести в речевую карту Обсудить с родителями Составить индивидуальный план коррекционной работы (на год) Отражать динамику коррекции речи в индивидуальном маршрутном листе ребенка Ф.И. ребёнка С С’ З З’ Ц Ш Ж Ч Щ Л Л’ Р Р’ Й Захарова Ксюша ○ ● ● в конце слов Банкина Таня ○ ○ ● ● в конце слов Ропейков Антон ● м/з ● ● ● ● ● ● ● ● Матвеев Стёпа ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ○ ● ● пропускает множественные замены – х, ф, к… Копылов Саша ● С ● С ● З ● ● С’ ○ ● Л ● Л’ заменяет на Л’ в речи Зайцева Даша ● ● Викторова Вера ○ ○ ● ○ ● ● Условные обозначения: произношение звука нарушено ● автоматизация звука ○


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Теоретическая часть по коррекции слоговой структуры слова дошкольников с ОНР.

В статье описана теория работы по корекции слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с ОНР. Указаны: нарушения слоговой структуры, этапы коррекции, формы работы с детьми и родителями, мето...

Мастер – класс «Использование дидактических игр в работе воспитателя для формирования слоговой структуры слова дошкольников с ТНР».

Цель мастер – класса: повысить профессиональное мастерство педагогов – участников мастер – класса в процессе активного педагогического общения по проблеме  устранения ...

Слоговая структура слова.Развитие слогового анализа и синтеза слов.Виды нарушений слоговой структуры слова.

1) Формирование слоговой структуры слова в онтогенезе.2) Первые слова аномальной детской речи.3) Типы нарушений слоговой структуры слова.4) Этапы коррекционной работы по устранению нарушений слоговой ...

Коррекционная работа по формированию слоговой структуры слова дошкольников

Под понятием «слоговая структура слова» принято подразумевать взаиморасположение и связь слогов в слове. Формирование слоговой структуры влияет на успешность овладения ребенком грамматичес...

Мастер класс Формирования слоговой структуры слова дошкольников с ТНР

Цель мастер – класса: повысить профессиональное мастерство педагогов – участников мастер – класса в процессе активного педагогического общения по проблеме  устранения ...

ОБСЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА И ПРЕДПОСЫЛОК ЕЁ СТАНОВЛЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР

Возраст: дети дошкольного возраста с ОНР.Методика обследования включает четыре серии заданий.Первая серия состоит из комплексов заданий, направлен­ных на выявление особенностей...