Главные вкладки

    Методика непрямой экспресс-диагностики уровня психического развития дошкольников (УПР) по наблюдениям родителей и/или воспитателей (3-7 лет)
    методическая разработка на тему

    Манвелян Ануш Рафиковна

    Диагностический материал

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon metodikanepryamoyekspressdiagnostiki.doc63 КБ

    Предварительный просмотр:

    Методика непрямой экспресс-диагностики уровня психического развития дошкольников (УПР) по наблюдениям родителей и/или воспитателей (3-7 лет)

    В основу методики положено представление о психическом развитии как закономерном (но периодическом, неравномерном, многоуровневом, гетерохронном) переходе от одних психических новообразований к другим, логика которого кроется во взаимоотношениях ребенка с миром. На основе этих представлений разработано 12 шкал, позволяющих определить уровень психического развития дошкольников (УПР). Это:

    1)     ощущения (цветовые);

    2)     восприятие (зрительное);

    3)     запоминание;

    4)     мышление;

    5)     воображение;

    6)     внимание;

    7)     игра;

    8)     общение;

    9)     речь;

    10) эмоции;

    11) самостоятельность;

    12) саморегуляция.

    Каждая шкала включает в себя пять уровней: от низшего, встречающегося в пределах дошкольного возраста, к высшему. Каждому уровню присвоена соответствующая оценка: первому — 1, второму — 2 и т. д. Таким образом, каждый параметр оценивается по 5-балльной системе оценок. С помощью этих шкал исследователь, используя воспитателей группы детского сада в качестве экспертов, получает первичные оценки УПР по каждому из параметров. Если эксперт затрудняется однозначно соотнести свое представление о ребенке с тем или иным пунктом измерительной шкалы, ему предоставляется возможность пользоваться «граничными» оценками: 0,5; 1,5; 2,5; 4,5. В общем, система оценок УПР дошкольника имеет вид: 0,5; 1,0; 1,5; 2,0; 2,5; 3,0; 3,5; 4,0; 4,5; 5,0.

    Измерительные шкалы уровня психического развития дошкольников

    Определите уровень развития каждого из параметров, отметив в таблице номер, который соответствует достижениям (умениям) ребенка в данной сфере.

    Особенность данных шкал состоит в том, что в них уже заложен нормативный показатель для каждой из возрастных групп детского сада. Так, для младшей группы оценки по каждому показателю должны составлять в норме не ниже 3 баллов. Именно 3 строка в каждом параметре отражает возрастное достижение данной функции при нормальном развитии дошкольников младшей группы. Для средней группы это соответственно 4 строка в каждом параметре, т. е. нормативным считается 4 балла, а для старшей группы 5 строка, т. е. 5 баллов. Таким образом, суммарная нормативная оценка (НО) для детей младшей группы, соответствующая нормальному возрастному развитию, составляет 36 баллов (результат умножения 3 на 12), для средней группы — 48 баллов (4 на 12), для старшей — 60 баллов (5 на 12).

    Обработка результатов. Подсчитайте общей количество баллов, полученных ребенком, по всем 12 шкалам. Данная оценка является абсолютной оценкой (АО). Затем переведите абсолютную оценку в относительную (00). Для этого рассчитайте процент АО от нормативной суммарной оценки (НО), которая соответствует возрастной норме ребенка данной группы, по следующей формуле: ОО=АО/НО*100%

    Непрямая экспресс-диагностика УПР дошкольника

    1. Ощущения

    2. Восприятие

    3. Запоминание

    1.С ошибками называет и различает основные цвета спектра

    1.При восприятии нового пытается дополнить данные зрения осязанием

    1.Запоминает учебный материал, данный в наглядной форме

    2. В основном без ошибок различает и называет основные цвета спектра

    2. Воспринимая новые предметы, обходится без непосредственного контакта с ними

    2. Механически запоминает учебный материал, данный в словесной форме

    3. Различает оттенки цветов спектра, но ошибается, называя их

    3. Строит достаточно полный образ восприятия, но не различает в нем основное и второстепенное

    3. Запоминает материал, выделяя в нем выступающие на первый план элементы

    4. Различает и называет цвета спектра и их оттенки

    4. Выделяет в воспринимаемых предметах основные и второстепенные элементы

    4. Запоминает учебный материал, ориентируясь в его содержании

    5. Правильно описывает цветовое окружение, использует свои знания в изобразительной деятельности

    5. Строит означенный и дифференцированный образ мира, сообщает о результатах взрослому

    5. Запоминает учебный материал, понимая его содержание

    4. Мышление

    5. Воображение

    6. Внимание

    1. Получает новые сведения практическим способом, без участия речи

    1. Играет с предметами, подчиняясь их назначению, воспроизводит их функции

    1. На незначительное время может сосредоточиться на предметах, вызывающих интерес

    2. Практически решая познавательную задачу, с помощью речи пытается осмыслить ее условия

    2. В ходе игры замещает реальные предметы воображаемыми, ориентируясь на их сходство

    2. Под контролем взрослого выполняет учебные действия, требующие сосредоточенности

    3. Выполняет познавательные действия с опорой на речь — средство достижения результата

    3. В игре замещает реальные предметы воображаемыми, непохожими на них

    3. После многократного повторения указаний выполняет учебные действия, требующие сосредоточения

    4. Выполняет действия на основе предварительно сформулированного плана

    4. Игровым действиям предшествует этап их планирования, знает, во что будет играть

    4. По указанию взрослого выполняет учебные действия, требующие сосредоточения

    5. Решает познавательные задачи без прямого контакта с предметами, в плане речи

    5. В уме создает новые образы и воплощает их в играх, рисунках, конструкциях

    5. При выполнении действий, требующих сосредоточения, может отвлекаться от посторонних раздражителей

    7. Игра

    8. Общение

    9. Речь

    1. Выполняет с игрушками ролевые действия

    1. Побуждает взрослого и сверстников к действиям, просит о помощи

    1. Обозначает словами окружающие предметы и явления

    2.Принимает участие в сюжетно-ролевых играх, подчиняясь инициативе других детей

    2. Стремится достичь уважения со стороны взрослого, обижается на замечания

    2. Владеет элементарной связной речью, которая еще не выходит за пределы наличной ситуации

    3. Берет на себя определенную роль, отличающуюся разнообразными игровыми действиями

    3. Подражает авторитетному взрослому, его словам и действиям

    3. Речь выходит да пределы непосредственной ситуации, описывает отсутствующие объекты

    4. Принимаемая роль, отражает не только действия взрослых, но и отношения между ними

    4. Стремится к сопереживанию и взаимопониманию с авторитетным взрослым

    4. Речь становится средством планирования и выполнения игровых и практических действий

    5. Является организатором игр, следит за соблюдением правил, выступает инициатором наказания за их нарушения

    5. Обнаруживает сопереживание и взаимопонимание, общаясь с детьми

    5. Владеет развернутой речью, передающей и отвлеченную от данной ситуации информацию

    10. Эмоции

    11. Самостоятельность

    12. Саморегуляция

    1. Проявляет неустойчивую локальную реакцию на ситуацию, непосредственно его не касающуюся

    1. Владеет гигиеническими навыками, одевается без помощи взрослого

    1.Действует под влиянием ситуативных эмоций

    2. Сопереживает персонажам сказок, мультфильмов

    2. Без напоминания правильно действует в привычных ситуациях

    2. В присутствии авторитетного взрослого сдерживает свои непосредственные желания

    3. Обнаруживает сопереживание реальным людям

    3. После разъяснения взрослого выполняет поручения, требующие самостоятельности

    3. Действует, подражая авторитетному взрослому, даже в его отсутствие

    4. Проявляет симпатию/антипатию к сверстникам и взрослым

    4. Самостоятельно применяет выученные способы поведения в новых ситуациях

    4. Может сдерживать свои непосредственные желания, импульсивные действия

    5. Эмоционально оценивает ситуации, непосредственно его не касающиеся

    5. Пользуется доверием взрослого, проявляет самостоятельность в разнообразных ситуациях

    5. В ситуации выбора отдает предпочтение тем действиям, которые соответствуют требованиям взрослого

    Поскольку по результатам исследования ребенок из младшей группы может попасть в интервал от 20 до 100 %, из средней группы в интервал — от 30 до 100 %, а из старшей группы в интервал — от 40 до 90 % баллов, то для того чтобы определить общий уровень психического развития дошкольника (УПР), необходимо относительную оценку (00) перевести в стандартную оценку (СО), т. е. присвоить значения 9-балльной шкалы каждой относительной оценке 00. Для этого необходимо найти результат относительной оценки (00), полученной ребенком в соответствующей его возрастной группе строке, и соотнести ее с значением шкалы стенов для данного интервала оценок (см. табл.).

    Перевод относительных оценок УПР дошкольников в стандартные (стены)

    Группы

    СТЕНЫ

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    Младшая

    18-31

    32-34

    35-40

    41-54

    55-69

    70-77

    78-94

    95-99

    100

    Средняя

    43-51

    52-56

    57-61

    62-68

    69-77

    78-87

    88-95

    96-99

    100

    Старшая

    45-61

    62-65

    66-71

    72-75

    76-82

    83-89

    90-94

    95-98

    99-100

    Интерпретация полученных результатов производится следующим образом:

    9-7 баллов — высокий уровень развития;

    6-4 балла — средний уровень психического развития;

    3 и меньше — низкий уровень психического развития.

    В качестве основных достоинств данной методики следует отметить ее возможности, позволяющие сравнивать между собой УПР детей разных возрастных групп: оценка 7, к примеру, будет указывать на одну и ту же точку 9-балльной шкалы и сходным образом характеризовать младшего, среднего и старшего дошкольника, а также устанавливать дифференцированный диагноз с учетом оценок, полученных по каждой измерительной шкале.

    Сводная таблица результатов экспресс - диагностики особенностей психического развития детей ……………………..группы ДОУ №……………...

    Дата:…………..20….г.

    Составители:

    …………………………………………..

    …………………………………………..

    (должность, подпись, Ф.И.О.)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для воспитателей «Использование нетрадиционных методик в работе по познавательно - речевому развитию дошкольников»

    Артпедагогика (художественная педагогика) – это понятие не подменяет более узкий термин «художественное воспитание». Артпедагогика, являясь областью научного знания, позволяет рассматривать в рамках д...

    Экспресс-диагностика познавательного и коммуникативного развития старших дошкольников с ЗПР.

    Экспресс-диагностика познавательного и коммуникативного развития старших дошкольников с ЗПР и нормой психического развития....

    Диагностика уровня психического развития

    Диагностика уровня психического развития Чаще всего аутичного ребенка впервые приводят на прием к специалистам, когда он достигает 3–5 лет. В большинстве случаев детский аутизм выявляется с...

    ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 5-6 ГОДА ЖИЗНИ

    Авторы: Л.С.Рычкова, Г.Н.Лаврова«Дифференциальная диагностика уровня психического развития детей 2-7 –летнего возраста»( учебно- практическое пособие, Челябинск, 2000 год.)...

    Консультация для воспитателей: «Музыкальная игра – средство психического развития дошкольников»

    Консультация для воспитателей: «Музыкальная игра – средство психического развития дошкольников»...

    Курсовая работа_Диагностические методики для определения уровня умственного развития дошкольников, краткая характеристика

    Курсовая работа_Диагностические методики для определения уровня умственного развития дошкольников, краткая характеристика...