ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 5-6 ГОДА ЖИЗНИ
учебно-методическое пособие по теме

Кузьмина Надежда Игоревна
Авторы: Л.С.Рычкова, Г.Н.Лаврова«Дифференциальная диагностика уровня психического развития детей 2-7 –летнего возраста»( учебно- практическое пособие, Челябинск, 2000 год.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon diagnosticheskie_testy.doc211 КБ

Предварительный просмотр:

ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 5-6 ГОДА ЖИЗНИ.

Авторы: Л.С.Рычкова, Г.Н.Лаврова

«Дифференциальная диагностика уровня психического развития детей 2-7 –летнего возраста»

( учебно- практическое пособие, Челябинск, 2000 год.)

СОСТОЯНИЕ  ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ВОСПРИЯТИЕ

Методика:   "Включение в ряд"

Цель: задание направлено на выявление уровня развития ориентировочно- познавательной деятельности, а именно ориентировки на величину

Оборудование: экран, 6-ти местная матрешка.

Проведение обследования:

Взрослый берет матрешку и на глазах у ребенка разбирает и собирает ее попарно. Затем  выстраивает матрешки в ряд  по величине, соблюдая между ними равные интервалы. Взрослый за экраном  убирает  одну из матрешек и выравнивает интервал между оставшимися. Ребенку дают эту матрешку и просят поставить ее на свое место. При этом не следует обращать внимание на то, что ряд равномерно увеличивается или уменьшается. Когда матрешка окажется поставленной на место, взрослый предлагает ребенку продолжить игру. Ребенок должен поставить в ряд две- три матрешки ( каждый раз по одной)

Оценка действий  ребенка в баллах:

1 балл

 Не понимает цель, в условиях  обучения действует неадекватно

2 балла

Принимает задание, но не понимает условия задачи.  Ставит матрешки без учета их размера.

3 балла

Принимает и понимает условия задачи. Выполняет задание , пользуясь практическим примериванием.

4 балла

Принимает и понимает условия задачи. Выполняет задание, пользуясь практической ориентировкой.

Количественная оценка:

4 балла - нормальное развитие

3 балла - нарушение психологического развития

МЫШЛЕНИЕ

Методика: «Найди время года»

Цель: Задание направлено на выявление уровня сформированности представлений о временах года, т.е. уровня наглядно- образного мышления.

Оборудование:

 Сюжетные картинки со специфическими признаками четырех времен года.

Проведение обследования:

 Перед ребенком раскладывают четыре картинки на которых изображены четыре времени года. Ребенка просят показать, где изображены – «Зима», «лето», «осень», «весна». Затем спрашивают: « Расскажи, как ты догадался, что здесь изображена зима?»

Оценка действий  ребенка в баллах:

1 балл

Не понимает цели, перекладывает картинки

2 балла

Принимает задание, но не соотносит изображение времен года с их названиями, т. е. не сформированы временные представления

3 балла

Принимает задания, уверенно соотносит изображения только двух времен года  с их названиями

4 балла

Принимает задания, уверенно соотносит изображение всех времен года с их названиями

Количественная оценка:

4 балла - нормальное развитие

3 балла - нарушение психологического развития

Методика : Классификация картинок по функциональному назначению.

Цель: Задание направленно на выявление умения понять принцип классификации и провести обобщение по существенному признаку, т.е. уровня развития наглядно- образного мышления.

Оборудование: 8 предметных картинок с изображением одежды и 8 с изображением посуды.

Проведение обследования:

Взрослый кладет перед ребенком на стол картинку с изображением одежды (пальто), так чтобы можно было выложить вертикальный ряд. Затем показывает картинку с изображением посуды( чашки) и кладе на стол на некотором расстоянии от первой так, чтобы под ней можно было выложить другой вертикальный ряд ( параллельный первому). После этого взрослый берет картинку с изображением шапки, спрашивает у ребенка, положить ли ее под изображением пальто или под изображением чашки , и сам кладет под изображение пальто. Картинку с изображением ложки  располагают под изображением чашки. После этого ребенку последовательно ( по одной) дают в руки картинки, на каждой из которых изображена одежда или предмет посуды, и просят положить картинку в один из столбцов. Если он положил картинку неверно, взрослый не исправляет ошибку. Порядок подачи картинок нужно постоянно менять, чтобы ребенок не ориентировался на порядок предъявления. После того, как ребенок разложит картинки его спрашивают: « Расскажи, какие - в этом ряду, а какие – в другом», т.е. выявляется умение ребенка обобщать и выражать в словесной форме свои действия.

Оценка действий  ребенка в баллах:

1 балл

Не понимает условия задачи.

2 балла

Принимает задания, выполняет классификацию без учета основного признака раскладывает картинки либо по очереди, либо в один ряд; потом в другой.

3 балла

Принимает и понимает задание, выполняет классификацию по основному признаку но не может обобщить в речевом плане принцип группировки

4 балла

Принимает и  понимает задание, выполняет классификацию с учетом основного признак, может обобщить его в речевом плане.

Количественная оценка:

4 –3 балла - нормальное развитие

3-2балла - нарушение психологического развития

Методика:

 Группировка картинок по способу действия.

Цель: Задание направлено на выявление  уровня развития наглядно- образного мышления.

Оборудование: 8 пар предметных картинок, с одними из которых можно действовать, с другими - нельзя.

Проведение обследования:

 Взрослый кладет перед ребенком рядом две картинки на одной - шарик с веревочкой, на другой- шарик без веревочки. Затем взрослый показывает картинку с изображением флажка с древком  и спрашивает: «Куда его надо положить?»- и сам кладет под изображение шарика с веревочкой. Картинку с изображением флажка без древка кладут под изображение шарика без веревочки. После этого ребенку дают по одной картинке  вперемешку, чтобы не ориентировался на порядок предъявления. Далее ребенка просят рассказать, какие картинки в первом ряду, какие во втором, т.е. выясняют,  может ли он обобщить принцип группировки в речевом плане.

Оценка действий  ребенка в баллах:

1 балл

Задание не понимает.

2 балла

Задание принимает, раскладывает картинки без учета основного принципа.

3 балла

Задание принимает, раскладывает картинки с учетом основного принципа, но не может обобщить принцип группировки в речевом плане

4 балла

Задание принимает, раскладывает картинки с учетом основного принципа, может обобщить принцип группировки в своих высказываниях.

Количественная оценка:

4 –3 балла - нормальное развитие

3-2балла - нарушение психологического развития

Методика:

Серия сюжетных картинок. (девочка купает куклу)

Цель: задание направлено на понимание последовательности событий, изображенных на картинке, т.е. уровень сформированности наглядно- образного мышления.

Оборудование: сюжетные картинки с изображением последовательности действий: 1-я девочка раздевает куклу; 2-я- девочка купает куклу; 3-я девочка вытирает куклу; 4-я- девочка надевает на куклу- новое платье.

Проведение обследования: Перед ребенком вперемешку выкладывают сюжетные картинки и предлагают рассмотреть и разложить по порядку:

« Разложи, что с начало было, что потом и чем все завершилось. А теперь расскажи, что там нарисовано» В процессе раскладывания картинок взрослый не вмешивается. Ребенок может сам исправить свои ошибки.

Оценка действий  ребенка в баллах:

1 балл

Не понимает задание, действует не адекватно инструкции.

2 балла

Задание понимает, раскладывает картинки без учета последовательности событий, изображенных на картинках, воспринимает каждую картинку как отдельное действие , не объединяя их в один сюжет

3 балла

Принимает задание, раскладывает картинки, путая действия, нов конечном итоге их последовательно, однако составить связный рассказ о данном событии не может.

4 балла

 Принимает задание, раскладывает картинки в определенной последовательности, объединяя их в одно событие и может составить рассказ о нем.

Количественная оценка:

4-3 балла - нормальное развитие

3-2балла - нарушение психологического развития

Методика: «Дорисуй»

Цель: задание направлено на выяснение уровня развития обобщенных представлений о свойствах и качествах предметов окружающей действительности, элементов воображения.

Оборудование: лист бумаги, на котором нарисовали два круга цветными  фломастерами.

Проведение обследования:

 Ребенку дают лист бумаги и просят его дорисовать эти фигуры, чтобы получились два разных предмета.

Оценка действий  ребенка в баллах:

1 балл

Не принимает задание, в условиях обучения действует не адекватно.

2 балла

Принимает задание, но не понимает его условия, пытается изображать свои предметы, либо чиркает.

3 балла

Принимает задание, понимает его условия, может нарисовать только один предмет, либо два одинаковых.

4 балла

Принимает задание, понимает его условия, рисует два разных предмета, используя цветные фломастеры.

Количественная оценка:

4 –3 балла - нормальное развитие

3 балла - нарушение психологического развития

Память

Методика:  «Лесенка»

Цель: задание направлено на выявление уровня развития конструктивных способностей, умений работать по памяти и образцу.

Оборудование: 20 плоских палочек одного цвета, экран.

Проведение обследования:

 Взрослый на глазах у ребенка строит лесенку из 8 палочек и предлагает ему запомнить эту лесенку. Затем взрослый закрывает лесенку экраном и просит ребенка построить такую же.

Оценка действий  ребенка в баллах:

1 балл

 Не понимает цель, в условиях  обучения действует неадекватно

2 балла

Принимает задание, но не понимает условия задачи. Раскладывает палочки иначе чем в образце, не может построить не только по памяти, но и по образцу.

3 балла

Принимает и понимает условия задачи, но  самостоятельно выполнить сразу не может.

4 балла

Принимает и понимает условия задачи. Умеет воспроизвести конструкцию по памяти.

Количественная оценка:

4 –3 балла - нормальное развитие

3 балла - нарушение психологического развития

ОБЩИЙ ЗАПАС ЗНАНИЙ И ПРЕДСТАВЛЕНИЙ.

Методика : Беседа.

Цель: Выявить запас сведений о ближайшем окружении, точность имеющихся представлений

Оборудование: перечень вопросов.

Проведение: ребенку предлагается ответить на вопросы по определенным темам.

Оценка действий  ребенка в баллах:

1 балл

Не дифференцирует имя, фамилию, не знает адрес, возраст назначение частей тела, знания об окружающей действительности, о себе, о семье отрывочны, бессистемны.

2 балла

Не дифференцирует имя и фамилию, родственные отношения не устанавливает, не различает явления живой и неживой природы, не знает их отличительных особенностей; представления ограничены непосредственно окружающим.

3 балла

Существенные особенности предметов, явлений живой и неживой природы и общественной жизни выявлены с помощью наводящих вопросов взрослого. Дифференцирует имя, фамилию, возраст, адрес, половую принадлежность.

4 балла

Представления достаточно развернуты и конкретны; может рассказать о своих знаниях и представлениях.

Количественная оценка:

4 –3 балла - нормальное развитие

3-2балла - нарушение психологического развития

ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 2-3 ГОДА ЖИЗНИ.

Авторы: Л.С.Рычкова, Г.Н.Лаврова

«Дифференциальная диагностика уровня психического развития детей 2-7 –летнего возраста»

( учебно- практическое пособие, Челябинск, 2000 год.)

СОСТОЯНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ВОСПРИЯТИЕ

Методика: «Спрячь шарик»

Цель: Задание направлено на выявление практической ориентировки ребенка на величину, а так же наличие у ребенка соотносящих действия.

Оборудование: 2-3 разные по величине коробочки, четырехугольной формы одного цвета с соответствующими крышками, 2-3 шарика разные по величине, но одинаковые по цвету ( 2 коробки и 2 шарика для детей 2-2,5 лет; 3 коробки и 3 шарика- 2,5-3 лет.)

Проведение обследования:

Перед ребенком кладут 2(3) коробочки, разные по величине и крышки к ним, расположенные на некотором расстоянии от коробочек. Взрослый кладет большой шарик в большую коробочку, а маленький шарик- в маленькую коробочку и просит ребенка накрыть коробки крышками, спрятать шарик. При этом ребенку не объясняют, какую крышку надо брать.

Оценка действий  ребенка в баллах:

1 балл

Ребенок не понял задания, не стремиться к цели

2 балла

Ребенок не понял задания, нет соотносящих действий к конечному результату безразличен. Самостоятельно задание не выполняет

3 балла

Ребенок сразу принял задание, но трудности возникли при выполнении соотносящих действий (не мог соотнести уголки крышки с коробочкой); заинтересован в конечном результате своей деятельности.

4 балла

Ребенок сразу принял задание; выполнил задание и при этом использовал соотносящие действия ; заинтересован в конечном результате

Количественная оценка:

4 –3 балла - нормальное развитие

3-2балла - нарушение психологического развития

Методика: Разбор и складывание пирамидки из 3-4 колец.

Цель: задание направлено на выявление уровня развития у ребенка практической ориентировки на величину, соотносящих действий, ведущей руки, согласованности действий обеих рук, целенаправленности действий

Оборудование: пирамидка из 3 колец ( для детей 2-2.5 лет; из 4 колец- для детей 2,5-3 лет). Кольца разного размера и разного цвета.

Проведение обследования: Взрослый предлагает ребенку разобрать пирамидку. Если ребенок не действует взрослый разбирает пирамидку сам и предлагает ему собрать ее. Если ребенок не начинает действовать, взрослый начинает подавать ему кольца по одному каждый раз, указывая жестом, что кольца нужно надеть на стержень, затем предлагает выполнить задание самостоятельно.

Оценка действий  ребенка в баллах:

1 балл

Ребенок не понял задания, не стремиться к цели, действует не адекватно

2 балла

Ребенок  понимает цель, нанизывает кольца без учета размера.

3 балла

Ребенок понимает цель, нанизывает кольца без учета размера.

4 балла

Понимает цель собирает самостоятельно пирамидку с учетом размера колец.

Количественная оценка:

4 –3 балла - нормальное развитие

3-2балла - нарушение психологического развития

Методика: Парные картинки.

Цель: Задание направлено на выявление уровня развития у ребенка зрительного восприятия предметных картинок, понимания жестовой инструкции.

Оборудование: 2( для детей с 2-2,5 лет; 4 пары- для детей 2,5-3 лет) пары предметных картинок.

Проведение обследования: Перед ребенком кладут 2 предметные картинки. Точно такая же пара картинок находится в руках взрослого. Взрослый указательным жестом соотносит их между собой, показывая при этом ,что у него и у ребенка картинки одинаковые. Затем взрослый  закрывает свои картинки, достает одну из них и, показывая ее ребенку, просит показать такую же.

Оценка действий  ребенка в баллах:

1 балл

Ребенок не понял задание, действует не адекватно, переворачивает картинки не фиксирует взгляд на картинке, пытается взять картинку у взрослого.

2 балла

Ребенок понимает задание, но выполнить сразу не может. К оценке своей деятельности безразличен самостоятельно задания не выполняет.

3 балла

Ребенок сразу понимает условия задания, допускает одну ошибку.

4 балла

Ребенок сразу понял задание и уверено сличает парные картинки, заинтересован в конечном результате.

Количественная оценка:

4  балла - нормальное развитие

3-2балла - нарушение психологического развития

Методика: Цветные кубики.

Цель: задание направлено на выделение цвета как признака, различения и называния цвета.

Оборудование: Цветные кубики- 2 красных, 2 желтых,( 2 белых) 2 зеленых,2 синих, (4 цвета).

Проведение обследования:

Перед ребенком ставят 2 кубика цветных ( для детей с 2-2,5; 4- для детей с 2,5-3 лет) и просят показать такой  какой, находится в руке взрослого: «Возьми кубик такой, как у меня». Затем взрослый просит показать: «Покажи, где красный, а теперь - где желтый». Затем ребенку предлагают поочередно назвать цвет каждого кубика: «Назови, какого цвета этот кубик».

Оценка действий  ребенка в баллах:

1 балл

Ребенок  не различает цвета.

2 балла

Ребенок  сличает и выделяет цвет по слову, проявляет интерес к результату.

3 балла

Ребенок сразу принял задание, но трудности возникли при выполнении соотносящих действий.

4 балла

Ребенок сличает цвета, выделяет их по слову, называет основные цвета, заинтересован в конечном результате.

Количественная оценка:

4 –3 балла - нормальное развитие

3-балла - нарушение психологического развития

Методика: Разрезные картинки.

Цель: Задание направлено на выявление уровня развития целостного восприятия предметной картинки.

Оборудование: 2 одинаковые предметные картинки, одна из которых разрезана: для детей с 2-2,.5 лет на 2 части; для детей с 2,5-3 лет на 3 части.

Проведение обследования: Взрослый показывает ребёнку 2 (3) части разрезанной картинки и просит сложить целую картинку: «Сделай целую картинку». Если ребёнок не может правильно соединить части картинки, взрослый показывает целую картинку и просит сделать из частей такую же. Если после этого ребёнок не справляется с заданием, взрослый сам накладывает часть разрезной картинки на целую и просит его добавить другую. Затем предлагает выполнить задание самостоятельно.

Оценка действий  ребенка в баллах:

1 балл

Ребенок действует неадекватно, не пытается соотнести части разрезной картинки друг с другом.

2 балла

Ребенок складывает разрезную картинку при помощи взрослого, к конечному результату безразличен, самостоятельно картинку сложить не может

3 балла

Ребенок сразу принял задание, но складывает картинку при помощи взрослого, понимает что конечный результат положительный

4 балла

Ребёнок понимает задание, самостоятельно складывает разрезную картинку.

Количественная оценка:

4 -3– балла - нормальное развитие

3балла - нарушение психологического развития

Методика: конструирование из палочек.

Цель: задание направлено на выявление уровня развития целостного восприятия, анализа образца, умения ребёнка действовать по подражанию, показу.

Оборудование: 4 (для детей 2-2,5 лет) 6  палочек (для детей с 2,5-3 лет) плоских палочек одного цвета.

Проведение  обследования: перед ребенком строят фигуру молоточек Т или  домик и просят его сделать такой же: «Построй как у меня». Если ребенок не может выполнить задание по показу, взрослый просит сделать задание по подражанию: «Смотри и делай как я»

Оценка действий  ребенка в баллах:

1 балл

Ребенок не понял задания, не стремиться к цели. Действует неадекватно: бросает палочки, кладет их рядом, машет ими.

2 балла

Ребенок строит фигуру, но соответствие образцу не достигается, к конечному результату безразличен.

3 балла

Ребенок сразу принял задание, но строит молоточек после подражания действиям взрослого, заинтересован в конечном результате.

4 балла

Ребенок правильно выполняет предложенное задание по образцу , заинтересован в конечном результате.

Количественная оценка:

4  балла - нормальное развитие

3балла - нарушение психологического развития

Мышление

Методика: Достань тележку.

Цель: задание направлено на выявление уровня развития наглядно- действенного мышления, умения использовать вспомогательное средство (тесемка)

Оборудование: тележка с кольцом через кольцо продета тесемка, в другом случае –рядом со скользящей тесемкой – ложная.

Проведение обследования:

Перед ребенком на другом конце стола находится тележка до которой он не может дотянуться рукой. В зоне досягаемости его руки находятся два конца тесемки, которые разъединены между собой на расстоянии 50 см. Ребенка просят достать тележку. Если он тянет только за один конец тесемки, тележка остается на месте. Задача заключается в том, чтобы ребенок догадался соединить оба конца тесемки и подтянуть тележку.

Оценка действий  ребенка в баллах:

1 балл

Ребенок не понимает задания, не стремиться достичь цели.

2 балла

Ребенок пытается достать рукой цель, после некоторых неудачных попыток отказывается от выполнения задания.

3 балла

Ребенок пытается достать тележку за один конец тесемки, после 2-3 попыток  достигает результата, понимает конечный результат своих действий.

4 балла

Ребенок сразу находит правильное решение и выполняет задание.

Количественная оценка:

4 –3 балла - нормальное развитие

3балла - нарушение психологического развития

Память

Методика: Послушай и выполни

Цель: Выявить особенности мнемических процессов.

Оборудование: игрушки ( кукла, медвежонок, машинка)

Проведение обследования:

 Ребенку предлагается выполнить по памяти серию инструкций: «Встань, открой дверь, сядь за столик, возьми куклу»

Оценка действий  ребенка в баллах:

1 балл

Задание не принимает и не выполняет

2 балла

Выполняет одно действие

3 балла

Инструкцию понимает, выполняет 2-3 действия

4 балла

Умеет действовать в соответствии с инструкцией, выполняет 3-4 действия.

Количественная оценка:

4 –3 балла - нормальное развитие

3-2балла - нарушение психологического развития

ОБЩИЙ ЗАПАС ЗНАНИЙ И ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

Методика: Беседа

Цель: Выявить запас сведений о ближайшем окружении, точность имеющихся представлений, необходимо обратить внимание на особенности поведения.

Проведение обследования: ребенку предлагается ответить на вопросы по темам.

Оценка действий  ребенка в баллах:

1 балл

Ребенок не понял задания, не стремиться к цели

2 балла

Ребенок не понял задания, нет соотносящих действий к конечному результату безразличен. Самостоятельно задание не выполняет

3 балла

Ребенок сразу принял задание, но трудности возникли при выполнении соотносящих действий (не мог соотнести уголки крышки с коробочкой)

4 балла

Представления  об окружающем конкретны, развернуты, соответствуют возрасту.

 

Количественная оценка:

4 –3 балла - нормальное развитие

3-2балла - нарушение психологического развития

Методические рекомендации

к психолого- педагогическому изучению детей

(2-3 лет)

Автор: Стребелева Елена Антоновна

«Лови шарик»

цель : задание направлено на установление контакта т сотрудничества ребенка со взрослым, на понимание ребенком словесной инструкции, прослеживание за двигающимся предметом, развитие ручной моторики.

Оборудование: желобок, шарик

Проведение обследования:

Психолог кладет шарик на желобок и просит ребенка: « Лови шарик».

Затем поворачивает желобок и просит прокатить шарик по желобку: «Кати!»

Взрослый ловит шарик. Так повторяется четыре раза.

Обучение: если ребенок не ловит шарик, взрослый показывает ему 2-3 раза, как это надо делать, т.е. обучение идет по показу.

Оценка действий ребенка:

Принятие задания, понимание речевой инструкции, желание сотрудничать со взрослым, отношение к игре, результат, отношение к результату.

Оценка результатов:

1 балл

Ребенок не начал сотрудничать даже после обучения и ведет себя неадекватно ( бросает шарик, берет в рот)

2 балла

Ребенок обучился и начал сотрудничать, пытается катить и ловить шарик, но это не всегда удается практически.

3 балла

Ребенок самостоятельно начал сотрудничать, но поймать шарик не всегда удается из-за моторных трудностей; после обучения результат положительный.

4 балла

Ребенок сразу начал сотрудничать со взрослым, успешно ловит и катит шарик.

Спрячь шарик.

Цель задание направлено на выявление практического ориентирования ребенка на величину а также наличия у ребенка соотносящих действий.

Оборудование: 2-3  разные по величине коробочки четырехугольной формы одного цвета с соответствующими крышками; 1-3 шарика, разных по величине, но одинаковых по цвету.

Проведение обследования:

Перед ребенком кладутся 2-3 коробки, разные по величине, и крышки к ним, расположенные на некотором расстоянии от коробочек. Психолог кладет  большой шарик в большую коробочку, а маленький шарик- в маленькую коробочку и просит ребенка накрыть коробки крышками, спрятать шарики. При этом ребенку не объясняют, какую крышку надо брать. Задача заключается в том, чтобы ребенок догадался сам, какой крышкой надо закрыть соответствующую коробку.

Обучение.

Если ребенок подбирает крышки неверно, взрослый показывает и объясняет: большой крышкой закрывает большую коробку, а маленькой крышкой- маленькую коробку. После обучения ребенку предлагают выполнить задание самостоятельно.

Оценка действий ребенка.

Принятие задания, понимание речевой инструкции, способы выполнения- ориентировка на величину, обучаем ость, наличие соотносящих действий, отношение к своей деятельности, результат.

Оценка результатов обследования:

1 балл

Ребенок не понял задание, не стремиться к цели; после обучения задания не понял.

2 балла

Ребенок не понял задание; после обучения стремиться к достижению цели, но у него нет соотносящих действий; к конечному результату безразличен; самостоятельно задание не выполняет.

3 балла

Ребенок  сразу принял задание, но трудности возникли при выполнении соотносящих действий ( не мог соотнести уголки крышки с коробочкой); заинтересован в результате своей деятельности, после обучения задание выполняет.

4 балла

Ребенок сразу понял задание; выполнил задание и при этом использовал соотносящие действия; заинтересован в конечном результате.

 

Разборка и складывание матрешки.

Цель: задание направлено на выявление уровня развития практического ориентирования ребенка на величину предметов, а также наличия соотносящих действий, понимания указательного жеста, умения подражать действиям взрослого.

Оборудование: две двухсоставные (трехсоставные) матрешки.

Проведение обследования.

Психолог дает ребенку матрешку и просит ее раскрыть. Если ребенок не начинает действовать, то взрослый раскрывает матрешку и предлагает собрать ее. Если ребенок не справляется самостоятельно, проводится обучение.

Обучение.  Психолог берет еще одну двухсоставную матрешку, раскрывает ее, обращая внимание ребенка на матрешку- вкладыш, просит его сделать тоже самое со своей матрешкой. (раскрыть ее). Далее взрослый, используя указательный жест, просит ребенка спрятать маленькую матрешку в большую. После обучения ребенку предлагают выполнить задание самостоятельно.

Оценка действий ребенка:

Принятие задания, способы выполнения, обучаемость, отношение к результату, понимание указательного жеста, наличие соотносящих действий, результат.

Оценка результатов обследования:

1 балл

Ребенок  не научился складывать матрешку: после обучения самостоятельно действует неадекватно: берет в рот, кидает, стучит, зажимает ее в руке.

2 балла

Ребенок  выполняет задание в условиях подражания действиям взрослого; самостоятельно задание не выполняет.

3 балла

Ребенок принял и понял задание, но выполняет его после помощи взрослого ( указательный жест, речевая инструкция);  понимает, что конечный результат достигнут. После обучения самостоятельно складывает матрешку.

4 балла

Ребенок сразу понял задание; выполнил задание и при этом использовал соотносящие действия; заинтересован в конечном результате.

Разборка и складывание пирамидки.

Цель: задание направлено на выявление уровня развития у ребенка практического ориентирования на величину, соотносящих действий, ведущей руки, согласованности действий обеих рук, направленности действий.

Оборудование: пирамидка из трех (четырех) колец.

Проведение обследования: психолог предлагает ребенку разобрать пирамидку. Если ребенок не действует, взрослый разбирает пирамидку сам и предлагает ребенку собрать ее.

Обучение. Если ребенок не начинает действовать, взрослый начинает подавать ему кольца по одному, каждый раз указывая жестом, что кольца нужно надевать на стержень, затем предлагает выполнить задание самостоятельно.

Оценка действий ребенка: принятие задания, учет величины колец, обучаемость, отношение к деятельности, результат.

1 балл

Ребенок действует не адекватно; даже после обучения пытается надеть колечки на стержень, закрытый колпачком, разбрасывает колечки, зажимает их в руке.

2 балла

Ребенок принял задание; при сборке не учитывает размеры колец. После обучения нанизывает все кольца, но размер колец по-прежнему не учитывает; не определена ведущая рука: нет согласованности действий обеих рук; к конечному результату своих действий безразличен.

3 балла

Ребенок сразу принимает задание, понимает его, но нанизывает колечки на стержень без учета их размера; после обучения задание выполняет безошибочно; определена ведущая рука, но согласованность действий рук не выражена;  адекватно оценивает результат.

4 балла

Ребенок сразу самостоятельно разбирает и собирает пирамидку с учетом размера колец; определена ведущая рука; имеется четкая согласованность действий обеих рук; заинтересован в конечном результате.

Парные картинки.

Цель: задание направлено на выявление уровня развития у ребенка зрительного восприятия предметных картинок, понимание жестовой инструкции.

Оборудование: две ( четыре) пары предметных картинок.

Проведение обследования. Перед ребенком кладут две предметные картинки. Точно такая же пара картинок находиться в руках взрослого. Психолог указательным жестом соотносит  их между собой, показывая при этом, что у него и у ребенка картинки одинаковые. Затем взрослый закрывает свои картинки, достает одну из них и, показывая ее ребенку, просит показать такую же.

Обучение. Если ребенок не выполняет задания, то ему показывают, как надо соотносить парные картинки: « Такая у меня, такая же у тебя», при этом используется указательный жест.

Оценка действий ребенка: принятие задания, осуществление выбора, понимание жестовой инструкции, обучаемость, результат, отношение к своей деятельности.

1 балл

Ребенок  после обучения продолжает действовать неадекватно: переворачивает картинки, не фиксирует взгляд на картинке, пытается взять картинку у взрослого.

2 балла

Ребенок  понимает задание, но выполнить сразу не может; в процессе обучения сличает парные картинки; к оценке своей деятельности безразличен, самостоятельно задание не выполняет.

3 балла

Ребенок сразу понимает условия задания; допускает одну ошибку, после обучения действует уверенно; понимает , что конечный результат достигнут..

4 балла

Ребенок сразу понял задание; уверенно сличает парные картинки; заинтересован в конечном результате.

«Цветные кубики».

Цель: задание направлено на выделение цвета как признака, различение и называние цвета.

Оборудование: цветные кубики- два красных, два желтых ( два белых), два  зеленых, два синих ( четыре цвета)

Проведение обследования: перед ребенком ставят два (четыре) цветных кубика и просят показать такой, какой находится в руке взрослого: «Возьми кубик такой, как у меня». Затем педагог просит показать: «Покажи, где красный, а теперь, где желтый». Далее предлагают ребенку по очереди назвать цвет каждого кубика: «Назови, какого цвета этот кубик»

Обучение. Если ребенок не различает цвета, то педагог обучает его. В тех случаях, когда ребенок различает цвета, но не выделяет по слову его учат выделять по слову два цвета, повторив при этом название цвета два-три раза. После обучения снова проверяется самостоятельное выполнение задания.

Оценка действий ребенка: принятие задания, отмечается: сличает ли ребенок цвета, узнает ли их по слову, знает ли название цвета; фиксирует речевое сопровождение, результат, отношение к своей деятельности.

1 балл

Ребенок   не различает цвета даже после обучения

2 балла

Ребенок сличает два цвета, но не выделяет цвет по слову даже после обучения; безразличен к конечному результату.

3 балла

Ребенок  сличает и выделяет цвет по слову; проявляет интерес к результату.

4 балла

Ребенок  сличает цвета, выделяет их по слову, называет основные цвета; заинтересован в конечном результате.

Разрезные картинки.

Цель: задание направлено на выявление уровня развития целостного восприятия предметной картинки.

Оборудование: две одинаковые предметные картинки, одна из которых разрезана на две (три) части.

Проведение обследования: психолог показывает ребенку две или три части разрезной картинки и просит сложить целую картинку: «Сделай целую картинку»

Обучение: В тех случаях, когда ребенок не может правильно соединить части картинки, взрослый показывает целую картинку и просит сделать из частей такую же. Если и после этого ребенок не справляется с заданием,  психолог сам накладывает часть разрезной картинки на целую и просит ребенка добавить другую. Затем предлагает ребенку выполнить задание самостоятельно.

Оценка действий ребенка: принятие задания, способы выполнения, обучаемость, отношение к результату, результат.

1 балл

Ребенок  после обучения действует неадекватно: не пытается соотносить части разрезной картинки друг с другом.

2 балла

Ребенок складывает разрезную картинку при помощи взрослого; к конечному результату безразличен, самостоятельно сложить картинку не может.

3 балла

Ребенок  сразу понимает задание, но складывает картинку при помощи взрослого; после обучения складывает картинку самостоятельно; понимает, что конечный результат положительный.

4 балла

Ребенок  понимает задание; самостоятельно складывает разрезную картинку; заинтересован в конечном результате.

Конструирование из палочек («молоточек» или «домик»)

Цель: задание направлено на выявление уровня развития целостного восприятия, анализа образца, умения ребенка действовать по подражанию, показу.

Оборудование: четыре или шесть плоских палочек одного цвета.

Проведение обследования: перед ребенком строят из палочек  

БЕЗРУКИХ  М.М.        СТУПЕНЬКИ К ШКОЛЕ.

ПОКАЗАТЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОБЩЕГО РАЗВИТИЯ.

ЗАДАНИЕ 1 Покажи какой рисунок не подходит к остальным.

ЗАДАНИЕ 2 Покажи где нарисована посуда.

ЗАДАНИЕ 3 Покажи на какой картинке больше карандашей. На какой картинке больше морковок?

ЗАДАНИЕ 4 Эти картинки изображают разную погоду. Какую?

ЗАДАНИЕ 5 Покажи у какого вагона четыре колеса а у какого четыре окошка.

ЗАДАНИЕ 6 внимательно посмотри из каких фигур  составлена цепочка и постарайся дорисовать ряд.

ЗАДАНИЕ 7 Придумай окончания предложений.

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

ЗАДАНИЕ 8 Составь рассказ по этим картинкам и расскажи что в нем произошло.

ЗАДАНИЕ 9 Скажи что нарисовано на картинках и назови те слова в которых есть звук ( Т ) (Р) (Ш) (З).

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ И ГРАФИЧЕСКИХ УМЕНИЙ.

ЗАДАНИЕ 10 Завяжи 5 узелков.

ЗАДАНИЕ 11 Собери 10 счетных палочек и сложи их в коробку.

ЗАДАНИЕ 12 Дотронься попеременно каждым пальчиком правой и левой руки (руки вытянуты пальцы растопырены) до большого пальца. Сначала нужно «посчитать»  пальчики –пошевелить каждым на обеих руках а затем соединять пальцы от большого (первый)- к мизинцу (пятый). Варианты заданий:

1 2 3 4 5

1 5 2 3 4

1 4 2 5 3

ЗАДАНИЕ 13 Возьми ручку и обведи по контуру путь автомобиля. Старайся   не отрывать руку.

ЗРИТЕЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ

ЗАДАНИЕ 14 Отметь какие буквы и цифры написаны неправильно.

ЗАДАНИЕ 15 Найди похожую фигуру.

ЗАДАНИЕ 16 найди такое же слово.

ЗАДАНИЕ 17 Обведи треугольники красным цветом а четырехугольники зеленым.

ЗАДАНИЕ 18 Найди человечков стоящих с поднятой правой рукой.

ИНТЕГРАТИВНЫЕ УМЕНИЯ.

Зрительно-моторные координации

ЗАДАНИЕ 19 Срисуй фигуры.

ЗАДАНИЕ 20 Срисуй цифры.

ЗАДАНИЕ 21 Срисуй буквы.

Сенсомоторная интеграция

ЗАДАНИЕ 22 Узнай, какая фигура нарисована на ладони. Предложить ребенку завести руку назад за спину и тупым концом карандаша чертят круг треугольник квадрат.

Слухо - моторная интеграция

ЗАДАНИЕ 23 Постучи по столу пальчиком так, как я.

Ребенок сидит спиной к исследователю.

Варианты ритмов:

Раз два

Раз два три

Раз два раз два раз два

Раз два три раз два три раз два три

Раз два раз два раз два три

ЗАДАНИЕ 24 Письмо вертикальных палочек на счет

 ( высота палочек пропорциональна длительности счета)

раз два  рааз  два  рааз два  рааз  дваа

Результаты выполнения заданий оцениваются по трем градациям:

«+» отсутствие  факторов риска ( успешное выполнение заданий в соответствии с требованиями) - 1 балл;

«-»  наличие факторов риска ( выполнение заданий с помощью) – 2 балла;

«--»  выраженные факторы риска (невозможность выполнить задание даже после подсказки)- 3 балла.

Средние баллы факторов риска в развитии школьно- значимых функций у детей 6-7 лет

показатели

Минимум-максимум

Средние баллы

История раннего развития

11-33

14-16

Организация деятельности

7-21

8-9

Речевое развитие

6-18

8

Развитие моторики и графических умений

5-15

8

Зрительное восприятие

3-9

4-5

Интегративные функции

3-9

5-6


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ДИАГНОСТИКИ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 2-3 ГОДА ЖИЗНИ.

Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения превращаются в одну из актуальнейших проблем современного образования, а также в первоочередную проблему. Её разрешение возможно только в...

Диагностика уровня умственного развития детей 6-7 года жизни С ЗПР

Работа обобщает имеющийся опыт по теме «Психолого-педагогическое обследование ребенка с задержанным психическим развитием. Представляет собой комплексную дифференцированную диагностику умственного раз...

Диагностика нервно-психического развития детей 1-го года жизни (Пантюхина Г.В., Печора К.Л., Фрухт Э.Л.)

Шкала оценки нервно-психического развития детей 1-го года жизни по  методике Пантюхина Г.В., Печора К.Л., Фрухт Э.Л....

Диагностика нервно-психического развития детей 2-3 года жизни.

Методика выявления уровня нервно-психического развития детей раннего возраста:возраст 1 год 3 мес.;возраст 1 год 6 мес.;возраст 1 год 9 мес.;возраст 2 года;возраст 2 года 6 мес.;возраст 3 года....

Диагностика нервно-психического развития детей 2-3 года жизни

Диагностика нервно-психического развития...

Бланк диагностики нервно-психического развития детей 1-го года жизни (по Стребелевой Е.А.).

Бланк диагностики нервно-психического развития детей 1-го года жизни (по Стребелевой Е.А.) позволяет педагогу оценить уровень развития младенца и соответствие темпов его развития нормативным с целью о...