Диагностика нервно-психического развития детей 2-3 года жизни.
статья на тему
Методика выявления уровня нервно-психического развития детей раннего возраста:
возраст 1 год 3 мес.;
возраст 1 год 6 мес.;
возраст 1 год 9 мес.;
возраст 2 года;
возраст 2 года 6 мес.;
возраст 3 года.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diagnostika_nervno-psikhicheskogo_razvitiya_detey.doc | 154.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Диагностика нервно-психического развития детей
2-3 года жизни
(составлено К.Л. Печорой и Г.В. Пантюхиной)
Указания к методике выявления уровня нервно-психического развития детей 2-3-го года жизни:
На 2-ом году жизни в развитии ребенка выделено четыре периода:
1. от 1 г. 1 мес. до 1 г. до 3 мес.;
2. от 1 г. 4 мес. до 1 г. 6 мес.;
3. от 1 г. 7 мес. до 1 г. 9 мес.;
4. от 1 г. 10 мес. до 2 лет.
Развитие детей 2-го года жизни проверяется по следующим линиям:
1. развитие понимания речи;
2. развитие активной речи;
3. сенсорное развитие;
4. развитие игры и действий с предметами;
5. развитие движений;
6. формирование навыков.
Такое выделение является условным, так как, с одной стороны, отмечается определенная связь между линиями развития, относящимися к формированию различных умений, с другой, каждая линия развивается в результате формирования определенных функций. Так, например, развитие активной речи связано с развитием артикуляционного аппарата ребенка, способности подражания речи взрослого, формированием функции обобщения в речи, социальных связей, эмоциональной сферы ребенка. Тем не менее каждая линия развития выражается собой определенные умения ребенка: говорить, играть и т.д. Четкое выделение линий облегчает диагностику нервно-психического развития ребенка, хотя и не охватывает всего развития.
Каждая линия развития выражена в определенном показателе. В результате апробирования показателей развития оставлены лишь те из них, которые выполняются 50 – 80 % детей, воспитывающихся в условиях коллектива, т.е. по одному показателю на каждую линию развития (всего 24 показателя).
Наиболее информативный показатель – развитие активной речи. Анализ этого показателя в условиях коллектива четко выявляет неблагополучие ряда факторов (периода адаптации, анамнеза ребенка, педагогических воздействий). Поэтому развитие активной речи ребенка, с одной стороны, требует особого внимания со стороны взрослых как показатель наиболее сложный и вновь формирующийся, а с другой, информирует о каких-то неблагополучных условиях воспитания ребенка.
На 3-ом году жизни в развитии ребенка выделено 2 полугодия. В каждом из них намечаются следующие линии:
В первом полугодии:
- активная речь;
- игра;
- конструктивная деятельность;
- сенсорное развитие;
- развитие движений;
- развитие навыков.
Во втором полугодии:
- активная речь;
- игра;
- изобразительная деятельность;
- конструктивная деятельность;
- сенсорное развитие;
- навыки;
- движения.
Всего 19 показателей. Кроме того, дается оценка к поведению ребенка.
При оценке нервно-психического развития детей в карте развития фиксируется уровень развития, т.е. какому уровню (возрасту) оно соответствует по всем линиям. Поведение оценивается также по всем параметрам (параметры поведения прилагаются).
В выводах отражается, в чем и насколько задерживается развитие ребенка и каковы отклонения в его поведении.
Методика выявления уровня нервно-психического развития детей раннего возраста
Возраст 1 г. 3 мес.
Понимание речи и активная речь
А. Понимание ребенком названий окружающих предметов
1.
Материал. 3-4 игрушки, изображающие вид транспорта, животных, предметы обихода, предметы детских игрушек (машина, часы, мячик, собака).
Методика выявления. Ситуация, специально подготовленная. Перед ребенком раскладывают 4 контрольных предмета. На вопрос взрослого: «Где …», - ребенок должен отыскать все предметы. После этого они убираются, ставятся в другом порядке и вновь предлагается их найти.
Поведение ребенка. По просьбе взрослого находит (показывает рукой или берет в руки) нужные предметы.
Задание считается выполненным, если ребенок выбирает не менее 3 предметов.
2.
Материал. Предметы одежды, обуви.
Методика выявления. Ситуация естественная, при общении с ребенком в группе. Ребенку предлагается найти 4 предмета из одежды: штанишки, шапку, ботинки, платье.
Поведение ребенка. По слову взрослого находит нужные предметы, указывая на них рукой.
Задание считается выполненным, если ребенок находит не менее 3 предметов.
Б. Понимание ребенком действий
Материал. Сюжетная игрушка, тарелка, кроватка.
Методика выявления. Ситуация, специально подготовленная. Ребенку предлагается выполнить действия: «Покорми куклу», «Положи куклу в кроватку».
Поведение ребенка. Выполняет действия по просьбе взрослого; подносит тарелку ко рту, кладет куклу в кроватку.
В. Ребенок ориентируется в группе
Методика выявления. Ситуация естественная. При проведении режимных процессов, организации игры ребенку предлагается выполнить следующие действия: «Покажи где у нас рыбки», «Найди где часы».
Поведение ребенка. Выполняет не менее трех поручений взрослого. Задание считается выполненным, если ребенок решает все три задачи.
Активная речь.
/Пользуется лепетом и отдельными облегченными словами в момент двигательной активности, удивления, радости./
Методика выявления. Ситуация естественная. Наблюдение за ребенком ведется во время самостоятельной деятельности в течение 30 минут.
Поведение ребенка. Разнообразно лепечет, пользуется облегченными словами («дай», «мама», «никак», «бах», «ав-ав» и др.)
Сенсорное развитие и развитие игры и действий с предметами
/Ориентируется в двух контрастных величинах предметов (типа кубов, разницей в 3 см.)/
Материал. Кубы – вкладыши. Размер большого куба - 10 см, малого -7см.
Методика выявления. Ситуация специально подготовленная. Ребенок сидит за столом. Перед ним выкладывается маленький куб из большого. Ребенку предлагается вложить куб обратно (вложить маленький в большой).
Поведение ребенка. Вкладывает маленький кб в большой. При этом он может несколько раз пробовать, вкладывая один кубик в другой (не более трех раз).
Игра, действия с предметами.
/Воспроизводит в игре действия с предметами, ранее разученные (кормит куклу, нанизывает кольца на стержень)./
1.
Материал. Кукла, тарелочка.
Методика выявления. Ситуация специально подготовленная. Перед ребенком раскладываются перечисленные предметы и предлагается задание – покормить куклу. Если ребенок затрудняется, можно ему показать.
Поведение ребенка. Подносит тарелочку ко рту куклы либо самостоятельно, либо по показу взрослого.
Примечание. Данное задание может не проверяться, если ребенок выполнял его при проверке понимания речи.
2.
Материал. 2 кирпича, 2 кубика.
Методика выявления. Ситуация, специально подготовленная. Ребенку предлагается поиграть с кубиками: сделать машину «би-би» или построить дом. Если ребенок затрудняется, ему можно показать.
Поведение ребенка. Самостоятельно или по показу взрослого делает из кирпича и кубика «машину», двигает ее, воспроизводит движение машины, или кладет один кубик на другой и строит дом.
3.
Материал. Стержень с 4-5 кольцами (одной величины).
Методика выявления. Ребенку предлагается надеть кольца на стержень.
Поведение ребенка. Надевает кольца на стержень.
Задание считается выполненным, если ребенок решает все 3 задачи самостоятельно или по показу взрослого.
Движения
/Ходит длительно, не присаживаясь, меняет положение (приседает, наклоняется, поворачивается, пятится)./
Методика выявления. Ситуация естественная (наблюдение за движением ребенка во время самостоятельной деятельности).
Поведение ребенка. Выполняет указанные движения.
Навыки
/Самостоятельно ест густую пищу ложкой./
Методика выявления. Ситуация естественная (процесс кормления).
Поведение ребенка. Самостоятельно ест второе блюдо (кашу, пюре и др.) из глубокой тарелки. При этом может съесть не до конца, может быть неаккуратным.
Возраст 1 г. 6 мес.
Понимание речи
/Обобщает предметы по существенным признакам в понимаемой речи (в «конфликтной ситуации»)./
1.
Материал. 2 однородных предмета, отличных друг от друга по какому-либо признаку (цвету), предмет, сходный с одной из них по этому признаку (например, кошка белая, кошка черная, собака черная) и контрольный предмет – кукла.
Методика выявления. Ситуация, специально подготовленная. Перед ребенком кладется - кошка белая, черная, собака, кукла. Взрослый предлагает показать сначала одну кошку, затем другую, собаку, куклу. После этого предметы меняются местами и ребенку предлагается найти еще раз.
2.
Материал. Ложка десертная, ложка игрушечная, савок (по величине и цвету сходных по одной из ложек), кукла.
Методика выявления. Та же, что и в первой ситуации.
Поведение ребенка. Находит однородные предметы по слову взрослого (кошку белую и черную, ложку десертную и игрушечную).
Активная речь
/Словами, облегченными (например, «би-би») и произнесенными правильно «машина») называет предметы и действия в момент сильной заинтересованности./
Материал. 4 предмета (например, кукла, зайчик, петушок, котенок), мешочек или коробочка, из которой они вынимаются.
Методика выявления. Ситуация, специально подготовленная. Взрослый неожиданно вытаскивает из мешочка предмет и спрашивает: «Кто там?», «Кто это?», «Что это?».
Поведение ребенка. Называет предметы правильно (например, «ляля»), облегченными словами.
Сенсорное развитие
/Ориентируется в 3-4 контрастных формах предметов (шар, куб, кирпичик, призма)./
Материал. 3 шарика, 3 кубика, 3 кирпича, 3 призмы, скат (одного цвета и близкие по размеру).
Методика выявления. Ситуация, специально подготовленная. Взрослый раскладывает перед ребенком материал в разнобой. Берет кубик, ставит его перед ребенком, называет, предлается взять еще такие же кубики и построить дом. Если ребенок затрудняется это сделать по слову, можно ему показать (поставить один кубик на другой), затем снять кубики, поставить перед ним один кубик и предложить выполнить задание. После этого взрослый берет шарик и скатывает его по желобку, затем предлагает ребенку найти еще шарики и скатить так же.
Поведение ребенка. По образцу и слову взрослого выполняет задание, подбирая предмет нужной формы (в первом случае кубики, во втором – шарики).
Игра и действия с предметами
/Отображать в игре отдельные, часто наблюдаемые действия./
1.
Материал. Кукла, носовой платок.
Методика выявления. Ситуация, специально подготовленная. Взрослый раскладывает перед ребенком предметы и говорит «У ляли грязный носик. Вот платок».
Поведение ребенка. Прикладывает носовой платок к носу куклы.
2.
Материал. Кукла с волосами, расческа.
Методика выявления. Ситуация, специально подготовленная. Взрослый раскладывает перед ребенком предметы и говорит: «Кукла-ляля растрепанная, вот расческа».
Поведение ребенка. Прикладывает расческу к волосам куклы и водит ее по волосам.
Задание считается выполненным, если ребенок решает обе задачи.
Движения
/Перешагивает через препятствия (брусочки) приставным шагом./
Материал. 4 брусочка.
Методика выявления. Ситуация, специально подготовленная (может быть выявлено на занятии по гимнастике). На пол на расстоянии друг от друга кладутся брусочки. Ребенку предлагается перешагнуть через них. Если ребенок не понимает задания, можно ему показать, затем встать перед ребенком и подозвать его к себе.
Поведение ребенка. Перешагивает через брусочки приставным шагом самостоятельно или по показу взрослого.
Навыки
/Самостоятельно ест жидкую пищу ложкой./
Материал. Глубокая тарелка с жидкой пищей, десертная ложка.
Методика выявления. Ситуация естественная (во время обеда).
Поведение ребенка. Самостоятельно съедает ¾ жидкой пищи ложкой, держа черенок одной рукой сверху (в кулачке).
Возраст 1 г. 9 мес.
Понимание речи
/Понимает несложный рассказ по сюжетной картинке, отвечает на вопросы взрослого./
Материал. Изображение знакомых картинок, которые ранее рассматривались со взрослым:
1. Мальчик поит лошадку.
2. Дети умываются.
3. Дети поливают цветы.
4. Дядя чинит машину.
Методика выявления. Ситуация, специально подготовленная. Взрослый кладет перед ребенком картинки, предлагает посмотреть на них и спрашивает: «Кто это на картинке?», «Что они делают?». Если ребенок затрудняется ответить, можно задать дополнительные вопросы, относящиеся к отдельным персонажам картины: «Что мальчик делает?», «Что лошадка делает» и т.п.
Поведение ребенка. Отвечает на вопросы взрослого сразу, либо с помощью дополнительных вопросов. При этом пользуется словами и двусловными предложениями.
Активная речь
/Во время игры обозначает свои действия словами и двусловными предложениями./
Методика выявления. Ситуация естественная. Речевые проявления ребенка наблюдаются в игре, режимных моментов, занятиях.
Поведение ребенка. Во время игры или в другой ситуации сопровождает свои действия словами и двусловными предложениями.
Сенсорное развитие
/Ориентируется в 3 контрастных величинах предметов (типа кубов) разницей в 3 см./
1.
Материал. 3 куба-вкладыша одного цвета. Длина ребра первого – 10 см, второго – 7 см, третьего – 4 см.
Методика выявления. Взрослый на глазах у ребенка достает кубы один из другого и ставит их в разнобой, после чего предлагает ребенку их вновь собрать.
Поведение ребенка. Собирает кубы соответственно их величине. При этом может сделать несколько проб (не более трех).
2.
Материал. Трехместная матрешка (разница в величине 3-4 см).
Методика выявления. Ситуация, специально подготовленная. На глазах у ребенка выкладывается одна матрешка из другой таким образом, чтобы каждая половина стояла против другой. После этого ребенку предлагается закрыть половинки матрешек. Если ребенок не понимает задания, можно ему показать.
Поведение ребенка. Самостоятельно или после показа взрослого закрывает все три матрешки. При этом может пробовать несколько раз (не более трех). Задание считается выполненным, если ребенок решает обе задачи.
Игра и действия с предметами
/Воспроизводит несложные сюжетные постройки – перекрытия типа «ворот», «скамейки», «дома»./
Материал. 3 кирпичика.
Методика выявления. Ситуация, специально подготовленная. Воспитатель предлагает ребенку построить «ворота». При этом может один раз показать. Ставит 2 кирпичика вертикально, один сверху горизонтально.
Поведение ребенка. По слову взрослого либо по показу воспроизводит постройку. При этом может пробовать 2-3 раза.
Движения
/Ходит по ограниченной поверхности (шириной 15-20 см), приподнятой над полом (15-20 см)./
Материал. Скамейка высотой 15-20 см с шириной доски 15-20 см.
Методика выявления. Ситуация, специально подготовленная. Ребенку предлагается пройти по доске без помощи взрослого (войти и сойти можно с помощью взрослого).
Поведение ребенка. Проходит по ограниченной поверхности (доске) без помощи взрослого.
Навыки
/Частично раздевается с небольшой помощью взрослого (снимает чулки, ботинки, шапку)./
Методика выявления. Ситуация естественная (при раздевании ребенка).
Поведение ребенка. Снимает ботинки (развязанные, расстегнутые), чулки, шапку.
Возраст 2 года
Понимание речи
/Понимает короткий рассказ взрослого без показа о событиях, бывших в опыте ребенка./
Материал. Специально подготовленный короткий рассказ о событии, хорошо знакомом ребенку.
Методика выявления. Ситуация, специально подготовленная. Ребенок может быть в группе с другими детьми (2-3), которые сидят полукругом. Взрослый сидит против них и рассказывает им сначала первую часть рассказа, после чего задает им первые 2 вопроса, затем продолжает рассказ и задает следующие 2 вопроса.
Рассказ может быть следующего типа: «Жила-была девочка Машенька. Пошла Машенька гулять. Надела шапочку, пальтишко, ботинки, спустилась по лесенке, тихонько открыла дверь и вышла на улицу (первая часть рассказа). После небольшой паузы воспитатель задает вопросы: «Кто пошел гулять на улицу?», «Что Машенька надела?»
На улице детки гуляют. Вдруг выскочила собачка и залаяла на Машу –ав-ав! Маша испугалась, плачет. А тетя сказала: «Не бойся, Машенька, собачка не кусается», - и собачка убежала. Маша больше не плакала, пошла с детками играть (вторая часть рассказа)».
«Кто испугал Машу на улице?», « А что сказала Маше тетя?»- спрашивает воспитатель по окончании рассказа.
Поведение ребенка. Отвечает на вопросы взрослого.
Активная речь
/При общении со взрослым пользуется трехсловными предложениями, употребляет прилагательные и местоимения./
Методика выявления. Ситуация естественная (во время игры, режимных процессов, в общении со взрослым).
Поведение ребенка. Общается со взрослым посредством речи (двух- и трехсловными предложениями).
Сенсорное развитие
/Подбирает по образцу и слову взрослого 3 контрастных цвета./
Материал. 3 пары варежек (красного, синего, зеленого цвета).
Методика выявления. Ситуация, специально подготовленная. Перед ребенком раскладываются варежки в следующем порядке – красная, синяя, зеленая, красная, синяя, зеленая. Воспитатель дает ребенку варежку одного цвета и предлагает найти такую же. Затем порядок меняется: синяя, красная, зеленая, синяя, красная, зеленая. Задание повторяется.
Поведение ребенка. Правильно подбирает по образцу 3 цвета: к красной варежке красную, к синей синюю, к зеленой зеленую. Ребенок должен решить одно задание.
Игра и действия с предметами
/Воспроизводит ряд последовательных действий (начало сюжетной игры)./
1.
Материал. Кукла-голыш размером 30 см, губка, полотенце, кубик (вместо мыла), ванночка.
Методика выявления. Ситуация, специально подготовленная. Можно также использовать игру ребенка, если он купает куклу. Перед ребенком раскладывают игрушки и говорят: «Кукла грязная».
Поведение ребенка. Воспроизводит с куклой ряд последовательных действий: сажает куклу в ванну, использует кубик вместо мыла, трет губкой, моет рукой части тела, вытирает полотенцем. Все предметы используются по назначению.
2.
Методика. Наблюдение за ребенком в свободной ситуации, когда он в игре воспроизводит ряд последовательных действий: кормит куклу и моет посуду под игрушечным краном или моет посуду и вытирает ее, лечит куклу – опускает пипетку в баночку, потом прикладывает к носу куклы.
Поведение ребенка. Если ребенок в любой ситуации воспроизводит ряд последовательных действий (2-3), используя предметы по назначению, можно считать задание выполненным.
Движения
/Перешагивает через препятствия чередующимся шагом./
Материал. 3-4 брусочка.
Методика выявления. На расстоянии 20 см кладутся брусочки, ребенку предлагается перешагнуть через них, если ребенок не понимает задания, взрослый может ему показать.
Поведение ребенка. Шагает через брусочки чередующимся шагом.
Навыки
/Частично надевает одежду (ботинки, шапку)./
Методика выявления. Ситуация естественная (во время одевания на прогулку или после сна). Ребенку предлагается самостоятельно надеть ботинки, шапку, носки.
Поведение ребенка. Самостоятельно, без помощи взрослого может надеть вышеуказанные предметы.
Возраст 2 года 6 месяцев
Активная речь.
1.
/Говорит многословными предложениями (более 3 слов)/
Методика выявления. Ситуация естественная. Взрослый непринужденно беседует с ребенком на любую близкую ему тему (во время деятельности или режимных моментов).
Поведение ребенка. В своей речи употребляет хотя бы многословное предложение (более 3 слов)
2.
/Появляются вопросы: «Где?», «Куда?»/
Методика выявления. Ситуация естественная. Взрослый ведет записи речи ребенка (во время самостоятельной деятельности или режимных процессов) в течении 20-30 мин.
Поведение ребенка. Хотя бы раз задает вопрос «Где?», «Куда?»
Сенсорное развитие
1.
/Подбирает по образцу основные геометрические фигуры в разнообразном материале./
Материал. 2 комплекта основных геометрических фигур (кубик, шар, кирпичик, призма, цилиндр, конус).
Методика выявления. Ситуация, специально подготовленная. Взрослый показывает ребенку одну из геометрических фигур и просит дать такую же.
Поведение ребенка. Правильно дает взрослому соответствующую фигуру.
2.
/Подбирает по образцу разнообразные предметы 4 основных цветов./
Материал. Цветное лото, в котором имеется 4 фона основных цветов, и карточки с изображением разнообразных предметов 4 цветов (брать изображения знакомых предметов, но которые в занятии не использовались).
Методика выявления. Ситуация, специально подготовленная. Взрослый раздает ребенку фоны 4 цветов, затем показывает картинки с изображением предметов, окрашенных в 4 основных цвета (цвет чередует), спрашивает ребенка, на какой фон эту картинку надо положить.
Поведение ребенка. Правильно подбирает по 2 картинки каждого цвета.
Игра
/Игра носит сюжетный характер. Ребенок отражает из жизни окружающих взаимосвязь и последовательность событий (2-3)./
Материал. Пособие для игры в доктора, парикмахера, бытовые игры.
Методика выявления. Ситуация, специально подготовленная. Подобранны игрушки для нескольких сюжетных игр. Игрушки разложены в неподсказывающей ситуации.
Поведение ребенка. Развернутый сюжет какого-либо одного содержания, в котором есть взаимосвязь и последовательность в выполнении действий.
Конструктивная деятельность.
/Самостоятельно делает простые сюжетные постройки и называет их./
Материал. Строительный материал разнообразной геометрической формы (10-14 шт.).
Методика выявления. Ситуация провоцирующая. Специально организованное занятие со строительным материалом. Ребенку даются разнообразные геометрические фигуры, и предлагается что-либо построить.
Поведение ребенка. Делает 1-2 простые сюжетные постройки, обязательно называет их. Постройка должна быть похожа на называемый предмет.
Навыки.
1.
/Полностью одевается, но еще не умеет застегивать пуговицы и завязывать шнурки./
Методика выявления. Ситуация естественная (во время одевания после сна или при сборе на прогулку).
Поведение ребенка. Самостоятельно надевает рубашку, штаны, чулки, шапку, пальто.
2.
/Ест аккуратно./
Методика выявления. Ситуация естественная (во время кормления).
Поведение ребенка. Ест аккуратно, не пачкает одежду, не оставляет грязь на столе.
Движения.
/Перешагивает через палку или веревку, горизонтально приподнятую от пола на 20-28 см./
Материал. Палка или веревка
Методика выявления. Ситуация провоцирующая. Взрослый предлагает ребенку перешагнуть через палку или веревку, приподнятую от пола на 20-28 см.
Поведение ребенка. Перешагивает свободно, не задевая палку или веревку.
Возраст 3 года.
Активная речь.
1.
/Начинает употреблять сложные придаточные предложения./
Методика выявления. Ситуация естественная. Взрослый ведет запись речи ребенка (во время самостоятельной деятельности или режимных процессов) в течении 20-30 мин.
Поведение ребенка. Хотя бы раз в своей речи употребляет придаточное предложение.
2.
/Появляются вопросы «Почему?», «Когда?»/
Методика выявления. Ситуация естественная. Взрослый ведет запись речи во время процессов кормления, одевания, самостоятельной деятельности в течении 20-30 мин.
Поведение ребенка. Хотя бы раз употребляет вопрос «Почему?» или «Когда?»
Сенсорное развитие.
1.
/В своей деятельности правильно использует геометрические фигуры по назначению./
Материал. Геометрическая мозаика, к ней карточки, на которых даны изображения несложных предметов (дом, пароход, дои с забором и т.д.), в основе которых лежат основные геометрические фигуры.
Методика выявления. Ситуация, специально подготовленная. Взрослый дает ребенку геометрическую мозаику, карточку-образец и предлагает сделать соответствующее решение путем накладывания на образец.
Поведение ребенка. Правильно подбирает мозаику к рисунку.
2.
/Называет 4 основных цвета./
Материал. 8 однотонно окрашенных предметов по два одинакового цвета, но разной формы (например, красный кубик, красный конус и др.).
Методика выявления. Ситуация провоцирующая. Взрослый показывает ребенку один предмет за другим и спрашивает: «Какого цвета шарик?» (цвет чередует).
Поведение ребенка. Правильно называет хотя бы по одному разу 4 основных цвета.
Игра.
/Появляются элементы ролевой игры./
Материал. Разнообразные сюжетные игрушки
1.
Методика выявления. Ситуация провоцирующая. В игровой комнате подобраны атрибуты для разнообразных сюжетных игр. Взрослый ведет запись игры ребенка в течении 20-30 мин.
Поведение ребенка. Отображает какой-либо сюжет, выполняет роль, которую определяет словом.
2.
Методика выявления. Ситуация провоцирующая. Взрослый наблюдает за игрой ребенка, спрашивает его: «Кто ты?»
Поведение ребенка. На вопрос взрослого называет роль в соответствии с выполняемым действием.
Конструктивная деятельность.
/Появляются сложные сюжетные постройки./
Материал. Разнообразные геометрические фигуры (10-14 шт.). величина материала зависит от места организации занятия ребенка - за столом или на полу: если за столом, дается средний или мелкий материал, на полу – крупный строительный материал (можно дать дополнительный материал: машину, мелкие игрушки).
Методика выявления. Ситуация провоцирующая.
Поведение ребенка. Делает сюжетную постройку, например гараж, дорогу к нему. Играет с этой постройкой.
Изобразительная деятельность.
1.
/С помощью пластилина, карандаша изображает простые предметы и называет их./
Материал. Кусок пластилина цилиндрической формы, длиной 4-6 см, диаметром 1,5-2 см.
Методика выявления. Ситуация провоцирующая. Ребенку дается кусок пластилина в виде цилиндра и предлагается слепить что-нибудь.
Поведение ребенка. Лепит из пластилина какой-либо предмет и обязательно называет его. Предмет должен иметь сходство с предметом, названным ребенком.
2.
/С помощью карандаша или краски изображает простые предметы и называет их./
Материал. Лист бумаги (размером с тетрадный лист), карандаш или краски (гуашь, разведенная до густой сметаны).
Методика выявления. Ситуация, специально подготовленная. Взрослый предлагает ребенку что-либо нарисовать.
Поведение ребенка. Изображает какой-либо предмет и обязательно называет его. Предмет должен иметь сходство с предметом, названным ребенком.
Навыки.
1.
/Самостоятельно одевается, может застегивать пуговицы, завязывать шнурки с небольшой помощью взрослого./
Методика выявления. Ситуация естественная (во время одевания). При необходимости взрослый помогает застегивать пуговицы или завязывать шнурки.
Поведение ребенка. Самостоятельно одевается. Иногда может быть небольшая помощь со стороны взрослого при застегивании пуговиц или завязывании шнурков.
2.
/Пользуется салфеткой по мере надобности, без напоминания./
Методика выявления. Ситуация естественная (во время кормления).
Поведение ребенка. При загрязнении лица или рук сам пользуется салфеткой.
Движения.
/Перешагивает через палку или веревку, горизонтально приподнятую от пола на 30-35 см./
Материал. Палка или веревка, поднятая на указанную высоту
Методика выявления. Ситуация провоцирующая. Взрослый предлагает ребенку перешагнуть через палку или веревку.
Поведение ребенка. Перешагивает свободно, не задевая палку или веревку.
Литература:
Печора К.А., Пантюхина Г.В., Голубева Л.Г. Дети раннего возраста в дошкольном учреждении. – М.: ВЛАДОС, 2010. – 172 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ДИАГНОСТИКИ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 2-3 ГОДА ЖИЗНИ.
Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения превращаются в одну из актуальнейших проблем современного образования, а также в первоочередную проблему. Её разрешение возможно только в...
Диагностика уровня умственного развития детей 6-7 года жизни С ЗПР
Работа обобщает имеющийся опыт по теме «Психолого-педагогическое обследование ребенка с задержанным психическим развитием. Представляет собой комплексную дифференцированную диагностику умственного раз...
Диагностика нервно-психического развития детей 1-го года жизни (Пантюхина Г.В., Печора К.Л., Фрухт Э.Л.)
Шкала оценки нервно-психического развития детей 1-го года жизни по методике Пантюхина Г.В., Печора К.Л., Фрухт Э.Л....
Диагностика нервно-психического развития детей 2-3 года жизни
Диагностика нервно-психического развития...
ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ДИАГНОСТИКИ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 2-3 ГОДА ЖИЗНИ.
В помощь педагогам ясельных групп,в период адаптации....
ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 5-6 ГОДА ЖИЗНИ
Авторы: Л.С.Рычкова, Г.Н.Лаврова«Дифференциальная диагностика уровня психического развития детей 2-7 –летнего возраста»( учебно- практическое пособие, Челябинск, 2000 год.)...
Бланк диагностики нервно-психического развития детей 1-го года жизни (по Стребелевой Е.А.).
Бланк диагностики нервно-психического развития детей 1-го года жизни (по Стребелевой Е.А.) позволяет педагогу оценить уровень развития младенца и соответствие темпов его развития нормативным с целью о...