Главные вкладки

    ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ДИАГНОСТИКИ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 2-3 ГОДА ЖИЗНИ.
    методическая разработка (младшая группа) по теме

    Дейнеко Ольга Викторовна

     

    Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения превращаются в одну из актуальнейших проблем современного образования, а также в первоочередную проблему. Её разрешение возможно только в случае разработки и внедрение в практику работы дошкольных образовательных учреждений вариативных моделей ранней и дифференцированной диагностики, а также психолого-педагогической коррекции и профилактики различных нарушений развития.

    В раннем детском возрасте выделяется несколько периодов, связанных с психофизиологическими особенностями развития. Если не уделять внимания тем или иным направлениям, которые наиболее успешно могут быть реализованы именно на конкретном возрастном этапе, то в ближайшем будущем почти неизбежна задержка  значимых умений.  

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon kontrol_npr.doc67 КБ
    Microsoft Office document icon karta_razvitiya.doc49 КБ

    Предварительный просмотр:

    ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ДИАГНОСТИКИ

    НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 2-3 ГОДА ЖИЗНИ.

    Развитие детей раннего возраста, воспитывающихся в детском дошкольном учреждении, должно систематически контролироваться.

    В организации контроля за развитием детей раннего возраста принимают участие заведующая, старший воспитатель, медсестра и конечно же воспитатель группы раннего возраста. (см. схему 1)

    Воспитателю необходимо вести листы адаптации детей к условиям ДОУ, составление карт развития и поведения детей (по показателям нервно-психического развития) и определение группы развития ребёнка по параметрам, разработанным К.Л.Печорой, Г.В.Пантюхиной, Л.Г.Голубевой.

    Цель контроля – определить фактический уровень развития каждого ребёнка и возрастной группы в целом. При этом выявляется правильность медико-педагогических воздействий, условий воспитания, качество всей воспитательной работы дошкольного учреждения.

    Систематический контроль позволяет обнаружить первоначальные отклонения в развитии ребёнка, его поведении, своевременно скорректировать воспитательные воздействия, а при планировании занятий учесть не только действующую программу, но и фактический уровень развития и поведения детей. (см.карту развития ребёнка)

    Опираясь на материалы об особенностях психического развития  детей раннего возраста, которые были разработаны Н.М.Щеловановым, Н.М. Аксариной, учитываем следующее:

    1. Чем младше ребёнок, тем быстрее он развивается, тем чаще требуется смена занятий, условий воспитания. Поэтому на первом году жизни степень зрелости малыша контролируется ежемесячно (в условиях семьи), на втором – один раз в квартал, на третьем – один раз в полгода в условиях ДОУ.
    2. У маленького ребёнка, как и у взрослого, все функции организма взаимосвязаны и воспринимаются в единстве: состояние здоровья, физическое, нервно-психическое развитие, поведение. Поэтому и контроль над ними проводится одновременно, исходя из результатов, намечается комплексный план оздоровительно-воспитательной работы.
    3. Развитие ребёнка идёт неравномерно: в различные возрастные периоды, определённые умения формируются наиболее интенсивно. Так, возрастной период жизни малыша от 1 года до 2 лет можно условно разделить на 4 периода развития:

    1г. 1мес. – 1г. 6мес.;

    1г. 4мес. – 1г. 6мес.;

    1г. 7мес. – 1г. 9мес.;

    1г. 10мес. – 2г.

    На третьем году жизни выделяются два периода в развитии ребёнка:

                             2г. 1мес. – 2г. 6мес.;

                             2г. 7мес. – 3г.

    В каждом из них контролируется:

    1. Понимание речи.
    2. Активная речь.
    3. Сенсорное развитие.
    4. Игры и действия с предметами.
    5. Изобразительная деятельность.
    6. Конструктивная деятельность.
    7. Степень развития общих движений.
    8. Формирование навыков самостоятельности.
    9. Поведение.

    Помимо психического развития необходимо контролировать поведенческие реакции, такие как сон, аппетит, настроение, а так же индивидуальные особенности, некоторые черты личности ребёнка.

     Отклонения в поведении малыша могут быть результатом неправильных педагогических мер, применяемых родителями и воспитателями, но могут быть и симптомом заболевания. В этом случае необходимо проконсультироваться с врачом.

    В процессе контроля за нервно-психическим развитием детей могут быть использованы следующие основные методы:

    1) Беседа с матерью.

    2) Наблюдение за ребёнком в группе (выявляющее особенности его

        поведения).

    3) Диагностика психического развития (выявление уровня НПР).

    (См. таблицу 2)

    От обычного наблюдения метод диагностики отличается тем, что контроль проводится по единой методике, иногда с помощью какого-либо материала в определённой ситуации, которая максимально приближена к естественным условиям жизни малыша. Важно установить близкий контакт с ребёнком, взрослый своим отношением должен внушить малышу уверенность в том, что предложенное задание ему по силам. Однако поведение взрослого при диагностике не совсем обычно: ему полагается не обучать ребёнка чему-либо, а только умело выявлять уже сформированные умения, не прибегая к подсказкам.

    Ребёнок, как правило, ждёт оценки со стороны взрослых. И если малыш хорошо справился с заданием, нужно похвалить его.

    Если ребёнок не выполняет задание по какой-либо из линий своего периода развития, воспитатель проверяет уровень его знаний и умений по этой же линии, но на возраст ниже. Уровень развития движений может определяться на занятиях гимнастикой, навыки самостоятельности при выполнении режимных моментов.

    Наблюдения за поведением детей проводятся ежедневно. В кризисные сроки результаты наблюдений заносятся в карту развития ребёнка.

    Методика диагностики уровня нервно-психического развития детей раннего возраста разработана авторами: К.Л.Печерой, Г.В.Пантюхиной, Л.Г.Голубевой. Ими так же разработаны «Карта развития и поведения ребёнка» и критерии оценки развития по кризисным возрастам «Показатели нервно-психического развития детей 1г. 3мес.-3 лет».

    При оценке уровня развития проставляется тот возраст, которому соответствует выявленный показатель. Так отмечаются опережение или задержка в развитии отдельных функций. За нормальное развитие ребёнка второго года жизни принимается формирование умений в пределах одного квартала, а на третьем году – в пределах полугодия.

    Для сравнения детей разного уровня развития разработана количественная оценка в виде групп развития. При этом учитывается степень опережения или задержки в развитии ребёнка, количество выполняемых детьми заданий соответственно показателям.

    По уровню развития дети распределены на три основные группы (четвёртая группа встречается редко и составляет примерно 1,25% детей).

    (См.таблицу 3)

    В первой группе числятся дети с нормальным развитием, т.е. когда все показатели соответствуют календарному возрасту, а также с опережением развитии. Во вторую группу входят дети с первоначальной задержкой в развитии на один эпикризный срок (на втором году – 1 квартал, на третьем году – 1 полугодие). Третью группу составляют дети с более глубокой задержкой – на два эпикризных срока, а четвёртую с ещё большей задержкой – на три эпикризных срока.

    В каждой группе определена степень опережения или задержки в развитии. В первой группе в первой группе опережение на один эпикризный срок – это ускоренное развитие; на два эпикризных срока – это высокое развитие. Во второй, третьей и четвёртой группе выявлены три степени задержки развития (в зависимости от количества несформированных навыков – линий задержки); I степень – 1-2, II – 3-4, III – 5-7 линий. В каждой группе выделены дети с негармоничным развитием. В I группе – дети с верхнегармоничным развитием  ( одна часть линий выше на 1, другая – на два эпикризных срока), во II – с негармоничным развитием (одна часть линий вышена 1 , другая ниже на 1 эпикризный срок), в III группе – с нижнегармоничным развитием (одна часть линий ниже на 1 эпикризный срок, другая часть – на 2 эпикризных срока).

    Во второй группе развития большую часть составляют дети с задержкой степени на 1-2 показателя, чаще всего это дети с первоначальной задержкой активной речи. Таких детей следует сразу же взять на учёт с целью их речевого развития. Дети третьей группы требуют особого внимания педагога, врача, логопеда, а четвёртой – обязательной консультации психоневролога.

    В графе «Заключение» проставляется группа развития.

    В графе «Назначения» указываются конкретные задания для ребёнка на следующий возрастной период и соответствие развития возрастной норме.


    ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ ПОВЕДЕНИЯ РЕБЁНКА.

    I. Настроение: бодрое, спокойное, раздражительное, подавленное, неустойчивое.

    Бодрое – положительно относится к окружающему, реакции менее эмоционально окрашены, часто улыбается, смеётся, охотно контактирует с окружающими.

    Спокойное – положительно относится к окружающему, реакции эмоционально окрашены, меньше контактирует с окружающими.

    Раздражительное, возбуждённое состояние – имеют место аффективные вспышки возбуждения, конфликтность, могут наблюдаться озлобленность, крик.

    Подавленное настроение – ребёнок вял, бездеятелен, пассивен, замкнут, грустен, может плакать тихо, долго.

    Неустойчивое – быстро переходит из одного состояния в другое, может весело смеяться и тут же заплакать, часто вступает в конфликты или замыкается.

    II. Сон: засыпание, характер сна, продолжительность.

    Засыпание – быстрое, медленное (более 15 минут), спокойное, неспокойное, с дополнительными воздействиями.

    Характер сна  - глубокий, неглубокий, спокойный, неспокойный.

    Продолжительность – сон короткий, длительный, соответствующий возрасту.

    III. Аппетит: хороший, неустойчивый, избирательное отношение к пище, плохой.

    IV. Характер бодрствования: ребёнок активный, малоактивный, пассивный.

    V. Индивидуальные особенности, некоторые черты личности ребёнка:

    Социальные связи – контактен, доброжелателен, правильно реагирует на оценку взрослых, инициативен в играх и т.д.

    Познавательные способности – проявляет интерес к  занятиям, окружающему, легко обучаем, внимание достаточно устойчиво.

    Обидчив, застенчив, медлителен или чрезмерно подвижен.

    Имеются отрицательные привычки – сосёт палец, раскачивается, грызёт ногти и пр.


    ФАКТОРЫ РИСКА НАРУШЕНИЯ РАЗВИТИЯ

    I. Факторы медико-биологического риска:

    1. наличие наследственных заболеваний в семье;
    2. пороки развития системы организма, врожденные

         и раноприобретённые:

    -  снижение слуха;

    -  снижение зрения;

    -  нарушения в строении и развитии опорно-двигательного  

       аппарата (мышечной системы и скелета);

    -  аномалии развития ЦНС (микроцефалия, черепно-

       мозговые грыжи и др.);

    1. органическое поражение ЦНС и периферической НС:

    -   ДЦП, церебральные и спинальные параличи;

    -   гидроцефалия;

    -   энцефалопатия перинатальная;

    1. психические заболевания (ранние проявления):

    -   РДА;

    -   эпилепсия;

    1. выраженная соматическая патология различной этиологии:

    -   пороки развития основных систем организма (порок сердца)

        и хронические соматические заболевания;

    -   частая заболеваемость в связи со снижением иммунитета

        (в том числе врождённый иммунодефицит);

                II. Факторы биологического риска:

                       -   недоношенные и маловесные дети, рождённые с массой

                           тела менее 1500 г;

                       -   дети, рождённые на сроке гистации меньше 33 недель;

                       -   дети, перенёсшие асфиксию во время родов;

                       -   дети, находившиеся в отделении интенсивной терапии.

       III. Факторы социального риска:

    1. наркомания и алкоголизм родителей;
    2. малолетние родители (моложе 17 лет);
    3. дети беженцев;
    4. стресс, пережитый ребёнком;
    5. длительная разлука с матерью;
    6. социально-эмоциональная депривация вследствие резкого ограничения общения со взрослыми.

    ВОЗРАСТНАЯ ШКАЛА ОЦЕНКИ ПСИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

    ДЕТЕЙ С ГОДА ДО ТРЁХ ЛЕТ.

    Возраст

    Факторы психического развития

    1г. 3 мес.

    1. Произносит 20 и более слов.
    2. Выполняет 2 поручения.
    3. Держит карандаш и оставляет им следы на бумаге.
    4. Держит ложку во время еды.
    5. Ставит 5 кубиков один на другой.
    6. Ходит сам, но часто падает.

    1г. 6 мес.

    1. Стремится связать 2 слова в предложение.
    2. Хочет всё делать самостоятельно.
    3. Чиркает карандашом целенаправленно и старательно.
    4. Пробует самостоятельно есть.
    5. После наблюдения повторяет увиденное действие с игрушкой.
    6. Ходит стабильно, редко падает.

    1г. 9 мес.

    1. Называет пять изображений на рисунке.
    2. Ищет помощи у взрослых.
    3. Чиркает карандашом в рамках листа.
    4. Самостоятельно ест.
    5. Бросает мяч в ящик (корзину).
    6. Пробует бегать.

    2года

    1. Задаёт первые вопросы.
    2. Общается с детьми.
    3. Чиркает вертикальные и горизонтальные линии.
    4. Регулирует отправление физиологических потребностей.
    5. Пробует ловить брошенный мяч.
    6. Поднимается и спускается по лестнице с поддержкой.

    2г. 6мес.

    1. Задаёт различные вопросы.
    2. Может связно рассказывать.
    3. Умеет чертить кривую, замкнутую линию.
    4. Расстёгивает 3 пуговицы.
    5. Бегает значительно лучше.

    3 года

    1. Может связно рассказывать.
    2. В игре входит в роль.
    3. Рисует шар, яблоко и другие предметы.
    4. Сам раздевается и одевается.
    5. Ставит 10 кубиков один на другой.
    6. Поднимается и спускается по ступенькам без опоры.



    Предварительный просмотр:

    КАРТА РАЗВИТИЯ И ПОВЕДЕНИЯ РЕБЕНКА

    Фамилия, имя ребенка _____________________________________________________

    Дата рождения _______________________ Возраст при поступлении ___________________________

    Анамнез биологический, социальный.

    Возраст

    Уровень нервно – психического развития

    Поведение

    Заключение

    Назначе

    ния

    Понима

    ние

    речи

    Активная

    речь

    Сенсорное

    развитие

    Игра

    Движение

    Навыки

    Конст-

    руиро-

    вание

    ИЗО

    1г.3мес.

    1г.6мес.

    1г9 мес.

    2 г.

    2 г6мес.

    3 г.

    Анамнез биологический – благополучное, неблагополучное течение беременности, родов

    Анамнез социальный – полная (неполная) семья, микроклимат в семье, отношение к ребёнку, материальные и жилищно-бытовые условия.

    ПОКАЗАТЕЛИ  НЕРВНО- ПСИХИЧЕСКОГО  РАЗВИТИЯ  ДЕТЕЙ  2-3 ГО  ГОДА  ЖИЗНИ

    Возраст

    Линия развития

    Понимание

    Активная речь

    Сенсорное

    развитие

    Игра и действия

    с предметами

    Движения

    Навыки

    Конструктивная дея-

    тельность

    Изобрази-тельн. дея-тельность

    1г. 3 мес.

    Запас понимаемых слов быстро увеличива-ется

    Пользуется лепетом, облегченными словами

    Ориентируется в 2-х предметах разной величины

    (2 куба)

    Воспроизводит в игре разученные действия

    Ходит долго, меняя положение

    Самостоя-тельно ест густую пищу

    Накладывает один кубик на другой, кирпичики кладет плашмя, воспроизводит действия взрослых

    Оставляет карандашом след на бумаге

    1 г.6 мес.

    Отыскивает предметы по слову взрослого

    Пользуется словом в момент сильной заинтересованности

    Ориентируется в 4-х контрастных формах предметов (шар, куб, кирпичик, призма)

    Отображает отдельные действия, знакомые по собственному опыту

    Перешаги-вает через препятствия приставным шагом

    Самостоя-тельно ест жидкую пищу

    Ставит кирпичик на узкую грань

    Действует карандашом, пытается целенаправленно оставить след на бумаге

    1 г. 9 мес.

    По слову взрослого отыскивает на картинках изображения знакомых действий

    Пользуется предложениями из 2 слов. Облегченные слова заменяет правильными.

    Ориентируется в 3-х контрастных величинах предметов

    Использует в игре предметы заменители

    Умеет ходить по узкой доске (ширина 15-20 см, высота от пола 15-20 см)

    Умеет частично раздеваться (с помощью взрослого)

    Воспроиз-водит несложные постройки

    Оставляет след на бумаге, не выходя за пределы листа

    2 года

    Понимает короткий рассказ (без показа) о событиях, многократно повторяющихся, имевших место в собственном опыте

    Пользуется предложениями из 3 –х слов

    Ориентируется в 3-х контрастных величинах предметов

    В игре воспроизводит ряд последовательных действий

    Перешагивает через препятствия чередующимся шагом

    Умеет частично надевать одежду с помощью взрослого (шапку, ботинки)

    Воспроиз-водит постройки типа: стол, стул, кровать

    Подражая взрослому, рисует вертикальные и горизонтальные линии

    2 г.6 мес.

    Понимает рассказ (без показа) о событиях, опирающихся на прошлый опыт, но в новой ситу-ации (курочка ряба)

    Пользуется многословными предложениями.

    Где? Куда?

    Подбирает к образцу предметы 4-х цветов, ориентируется в 6-ти контрастных формах предметов

    Участвует в сюжетной игре, проявляя элементы воображения

    Приставным шагом преодолевает несложные препятствия

    Ест довольно аккуратно. Самостоятельно одевается (не засте-гивает пуговицы)

    Самостоятельно делает постройки и называет их (дом, диван)

    Умеет рисовать кривую замкнутую линию

    3 года

    Понимает содержание рассказов, сказок о событиях, которые сам не видел, но отдельные элементы ему знакомы

    Пользуется сложными конструкциями с придаточными предложениями.

    Почему? Когда?

    Называет 4-6 цветов. Использует по назначению геометрические тела

    Участвует в ролевых играх

    Перешагивает через палку, приподнятую над полом на 30-35 см

    Пользуется салфеткой при еде. Одевается самостоятельно, с небольшой помощью взрослого

    Делает сложные постройки (гараж, лестница), называет их

    Изображает простые рисунки и называет их (яблоко, шарик, окно)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Диагностика уровня умственного развития детей 6-7 года жизни С ЗПР

    Работа обобщает имеющийся опыт по теме «Психолого-педагогическое обследование ребенка с задержанным психическим развитием. Представляет собой комплексную дифференцированную диагностику умственного раз...

    Диагностика нервно-психического развития детей 1-го года жизни (Пантюхина Г.В., Печора К.Л., Фрухт Э.Л.)

    Шкала оценки нервно-психического развития детей 1-го года жизни по  методике Пантюхина Г.В., Печора К.Л., Фрухт Э.Л....

    Показатели нервно-психического развития детей 2-3 года жизни.

    Развитие детей 2-3 года жизни по следующим линиям:понимание;активная речь;сенсорное развитие;игра и действия с предметами;движения;навыки;конструктивная деятельность;изобразительная деятельность....

    Диагностика нервно-психического развития детей 2-3 года жизни.

    Методика выявления уровня нервно-психического развития детей раннего возраста:возраст 1 год 3 мес.;возраст 1 год 6 мес.;возраст 1 год 9 мес.;возраст 2 года;возраст 2 года 6 мес.;возраст 3 года....

    Диагностика нервно-психического развития детей 2-3 года жизни

    Диагностика нервно-психического развития...

    ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 5-6 ГОДА ЖИЗНИ

    Авторы: Л.С.Рычкова, Г.Н.Лаврова«Дифференциальная диагностика уровня психического развития детей 2-7 –летнего возраста»( учебно- практическое пособие, Челябинск, 2000 год.)...