Программа тематического тренинга для родителей дошкольников «Когда ребенок сводит взрослого с ума»
рабочая программа на тему

Галкина Наталия Борисовна

Программа тематического  тренинга    для  родителей  дошкольников

«Когда  ребенок  сводит   взрослого  с  ума»

Цели:

  • Повысить родительскую  компетентность  в  понимании  природы  внутренних переживаний  и  потребностей  ребенка  дошкольного  возраста;
  • Сформировать  у  родителей умения  смотреть  на  мир  глазами  ребенка;
  • Помочь  родителям  осознать  собственную  воспитательную  позицию  в  ситуациях  затруднительного  общения  с  ребенком,  когда  он   «сводит  взрослого с  ума».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon z.tematich.trening_dlya_rodit._doshk.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Программа тематического  тренинга    для  родителей  дошкольников

«Когда  ребенок  сводит   взрослого  с  ума»

Цели:

  • Повысить родительскую  компетентность  в  понимании  природы  внутренних переживаний  и  потребностей  ребенка  дошкольного  возраста;
  • Сформировать  у  родителей умения  смотреть  на  мир  глазами  ребенка;
  • Помочь  родителям  осознать  собственную  воспитательную  позицию  в  ситуациях  затруднительного  общения  с  ребенком,  когда  он   «сводит  взрослого с  ума».

Тренинг 1.

«Составим  портрет   ребенка, который  способен  сводить  взрослого  с  ума»

Перед  началом  встречи  провести  анкетный  опрос «Что  вас  тревожит  в  собственном  ребенке?

Дискуссия  с  опорой  на  вопросы  к  родителям:

Что  мы  знаем  о  своем  ребенке: о  чем  он  думает, что  чувствует, чего  хочет  и  чего  не  хочет  в  жизни?

Почему  он  поступает  так, как  он  проступает?

Каким  образом  ребенок  сводит  нас, взрослых,  с  ума  и  как мы, взрослые, на  это  реагируем?

 Написать  на  доске  те  характеристики  ребенка, сводящего  взрослого  с  ума, которые  назовут  сами  родители. Дать  каждой  из  названных  характеристик  краткое  определение,  как это  обсуждается  в  научной  и  популярной  литературе  по  семейному  воспитанию. Например, « детское   упрямство», «истерики», часто  понимаются  как  особый  вид  усталости,  некоторые  авторы  называют  их  искаженным  стремлением  ребенка  к свободе. Или «медлительность»  есть  защитная  реакция  ребенка  на  высокие  требования  родителя,  социально  приемлемый  способ  отказа  ребенка  от  чего-либо  нежелательного, «пассивная  власть»  ребенка  над  взрослым

 

Тренинг 2

«Почему  дети  такие  неуправляемые: хотят, чего  не  следует, просят, чего  нельзя…»

Родители  вовлекаются  в  игровое  моделирование  способов  обращения  с  «неуправляемым»  ребенком. Из  роли  «ребенка»  наблюдают  за  взрослыми,  как  те  «выходят  из  себя»: теряют  над  собой  контроль  и  пытаются  понять мир  переживаний  ребенка  и  своих  собственных  чувств.

Родителям  предлагаются  игровые  задания: «Магазин неуправляемых  детских  характеров», «Мой  разговор  с  ребенком, поведение  которого  меня  сводит  с  ума». Разгадывание  родителями  мотивов детского  поведения  и  способов, которыми  ребенок пытается  сообщить  взрослому  о  своих  потребностях  и  эмоциональном  состоянии, прибегая  к  «неуправляемому»  поведению.

Тренинг  3

«Полезные  и  бесполезные  правила  жизни  моего  ребенка  в  семье».

Родители  участвуют  в  игровых  рисуночных  упражнениях: «Что  я  разрешаю  ребенку?», «Что  я  запрещаю  ребенку?», «Что  я  разрешаю, но  ставлю условия?», «Что  я  запрещаю, но  иногда  уступаю?» Обсуждают  пункты  памятки «О  правилах  жизни  ребенка  в  семье» .

Участвуют  в  упражнении, тренирующем  внимание  взрослого  к  телесным  проявлениям  ребенка,  учатся « считывать»   и  понимать  их. Например, родители  получают  задание  «сделать  предположение  об  эмоциональном  состоянии  ребенка  по  описанию  его  позы  и  жестов».

  • Ребенок  стоит, заведя руки  за  спину и  сильно  сжимает  одной рукой  другую (если  сидит,  то  скрещивает  ноги).
  • Ребенок  переплетает  пальцы  рук:  большие  пальцы  нервно  двигаются  и  пощипывают  ладони; ребенок  грызет  конец  карандаша,  трогает  спинку  стула  и  раскачивает  ее, но  не  садится; топчется, перебирает  ногами.

Тренинг 4.

«О  феномене  детской  истерики».

             Большинство  современных  родителей  не  могут  выносить  истерик  ребенка. Так  ли  это? Поучаствуем  в  экспериментах.

              Лист  разделить  пополам. В  одной  части  указываем  качества,  которыми  должен обладать  идеальный  родитель,  в  другой - качества  реального  родителя. Обсудить  полученные  данные.

              Вспомните, когда  вы  последний  раз  позволяли  себе  бурную  вспышку   эмоций? Истерики  взрослого, как  правило, способ  манипулирования  и  эмоционального  шантажа,  а  истерики  ребенка…. Ваше  мнение  об  этом!

               Придумайте  метафору  взаимодействия  взрослого  с  ребенком  в  состоянии  истерики.

             Обсудить  тезис «Детские  истерики  как  воспитательное  средство  для  родителей, развивающее  у  них  выдержку, терпение  и  мудрость».

                     Нарисовать «кривую  истерики»:

  1. концентрация  эмоциональной  энергии;
  2.  эмоциональный  выброс;
  3.   спад эмоциональной энергии.

Как  при  этом лучше  вести  себя  взрослому?

Тренинг 5

«Его высочество – родительская  авторитарность»

                      Предварительно  провести  анкетный  опрос  родителей  на  тему «Мой  стиль  воспитания  ребенка  в  семье?», познакомить  с  его  результатами.

                        Предложить  игровые   проективные  упражнения  по  исследованию матерями  и  отцами своей  авторитарной  части  родительской  позиции.

                        Упражнение «Закончи  предложение»: «Если  я  потеряла  способность  наказывать  ребенка,  то…»

                        Обсуждение  вопроса: «В  чем  для  вас  видится  позитивный  смысл  родительской  авторитарности?»

                             Любящему  родителю  на  заметку:  когда  вы  выбираете  наказание,  успейте  взвесить его  вред и  пользу  для  ребенка (дать  каждому  родителю  памятку  с  собой).

Заключительная  встреча:

Хочется  ли  вам  по-прежнему  «сходить  с  ума» от  ребенка?

Обмен  между  родителями впечатлениями  об  участии  на  встречах, о  том, что  узнали  о  себе  и  своем  ребенке,  о  желаниях  на  будущее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада / [Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В.Соловьёва, С. Г. Якобсон; науч. рук. Е. В. Соловьёва

Рабочая программа  разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания,  образования и развития детей от 2  до 7  лет в условиях дет.  сада /  [Т. И...

Рабочая программа дополнительной образовательной услуги "Занимательная математика" на основе комплексной программы "Общеобразовательная программа "Школа 2100 (Детский сад 2100)

Данная программа расчитана для детей 3-4 лет, в неё включена пояснительная записка, перспективное планирование, работа с родителями и многое другое....

Рабочая программа модуля «Познавательное развитие» основной общеобразовательной программы- образовательной программы дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с 2-го года по 7-й год жизни Срок реализации: 6 лет

В муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад села Манчаж» (далее МКДОУ «Детский сад села Манчаж») реализуется рабочая программа модуля «Познавательное развитие», (далее ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ подготовительная к школе группасоставлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой срок реализации программы 2015-2016г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУподготовительная к школе группа составлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Ва...