сценарий НОД по патриотическому воспитанию детей подготовительной группы
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему

Валентина Ивановна Шутикова

материал разработан для старших дошкольников группы компенсирующей направленности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_rossiyu.docx33.75 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 50 ГОРОДА СТАВРОПОЛЯ

Открытая  интегрированная  НОД

в подготовительной группе № 5

«РОССИЯ- РОДИНА НАША»

                                                                                                                    Воспитатели:

                                                                                                           Шутикова В.И.

                                                                                                            Липаткина Г.В.

Учитель-логопед:

                                                                                                               Малышко О.Н.

2018г

ТЕМА: «ПУТЕШЕСТВИЕ В ИСТОРИЮ РОССИИ»

Цель: Развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине.

Задачи:

  • обобщить и систематизировать знания детей о России,
  • формировать понимание того, что Россия – страна с многовековой историей
  • обогатить знания детей об истории Древней Руси, о том, как жили древние славяне,
  • формировать уважительное отношение к государственным символам;
  • закрепить названия народных промыслов; знания русских – народных пословиц и поговорок, где воспевается любовь к Родине,
  • развивать связную речь детей, обогатить словарный запас исконно – русскими словами: изба, лавка, печь, люлька, сундук, ухват, ручник, оберег, славяне
  • развивать творческое воображение, образность речи.
  • продолжать развивать в детях умение ритмично выполнять движения в русских народных плясках
  • познакомить детей с народными героями-богатырями, с важнейшими историческими событиями и историческими деятелями России
  • продолжать расширять представления детей о Российской армии; рассказывать о трудной, но почетной обязанности защищать Родину, охранять ее покой и безопасность; о том, как в годы войн храбро сражались и защищали нашу страну от врагов прадеды, деды во время ВОВ,
  • воспитывать у детей интерес к истории своей страны, чувство любви и гордости за свою страну.

Оборудование: карта России, изображения герба и флага, гимн, мультимедийные презентации, интерьер русской избы с печью, утварью, русские народные костюмы для детей, музыкальное сопровождение, технические средства, мольберты, плоскостные куклы в костюмах разных народов, передвижная ширма, флажки, импровизированная машина времени (из модулей).

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно- эстетическое развитие», «Физическое развитие»

Предварительная работа: Беседы о российской символике; чтение стихотворений, пословиц и поговорок о Родине; рассматривание фотографий; беседы, рассматривание иллюстраций и выполнение работ по мотивам народного декоративно – прикладного искусства, разучивание стихов о Родине, о ВОВ

Методы:

-словесный

-демонстрационный

-практический

Ход занятия.

      Дети входят в зал под песню «С чего начинается Родина» и встают, образуя полукруг.

Воспитатель: -  Вы входили под замечательную песню «С чего начинается Родина». А вы как думаете, с чего она начинается.

Дети читают стихи:

Начинается Родина с памяти
С почитанья истоков своих
С герба, гимна, Российского знамени
С уваженья заветов святых.


Начинается Родина с Пушкина
Чудных сказок, что прелесть одна.
Деревень с их кривыми избушками, 
Где жива всё ещё старина.


Начинается Родина с детства
С материнской, отцовской любви
Школьной парты, букетов цветистых,
Что учителю мы принесли.

О чем говорится в стихотворении? (о Родине).

Правильно, мы с вами сегодня будем говорить о Родине.

А что такое Родина?

Дети: - Родина – значит родная, как мать и отец. Родина – место, где мы родились, страна, в которой мы живем. Родина у каждого человека одна.

Воспитатель: - Ребята, споём песню о Родине

песня о Родине

(звучит мелодия «Широка страна моя родная»- минус)

Воспитатель: -  В нашей стране много всего самого прекрасного: необыкновенно красивая природа, замечательные люди. Ни одна страна в мире не имеет такой огромной территории, как Россия. Посмотрите на карту. (Воспитатель показывает детям карту России.) Вот как много места занимает территория России. Когда на одном конце нашей страны люди ложатся спать, на другом начинается утро. На одном конце нашей страны может идти снег, а на другом – припекать солнышко. Чтобы добраться с одного конца на другой на поезде надо ехать 7 дней – неделю, а на самолете лететь почти сутки. У нашей Родины удивительно красивое и звучное имя - Россия.
За ясные зори, умытые росами,
За русское поле с колосьями рослыми,
За реки разливные в пламени синем
Тебя по – славянски назвали Россия.

А вы знаете, что значит «по – славянски»? Кто такие СЛАВЯНЕ? Хотите узнать?

Тогда,  я вам предлагаю совершить путешествие в прошлое нашей страны. Как вы понимаете, что такое «ПРОШЛОЕ»?

                 

Дети читают стихи:            

                       Прошлое все то, что было,

                        Никакая в мире сила,

                        Всё обратно не вернёт,

                        Время лишь вперёд идёт.

                       

                        То, что видим мы сейчас, –

                        Настоящее для нас,

                      

                        Будущее – то, что будет,

                        И его не знают люди”.

Воспитатель: - Как вы думаете, на чём можно путешествовать во времени?

Ответ детей (или воспитатель): - Путешествовать во времени можно на

                                                            машине времени.

Воспитатель: – Располагайтесь поудобнее, закройте глаза и представьте себе, что мы с вами в машине времени.

♫ Звучит «космическая» музыка.

Дети открывают глаза. Перед ними на экране слайды презентации.

Воспитатель: - Ребята, мы попали с вами в древние времена. Тогда ещё не было ни городов, ни домов, в которых мы живём. А были   деревянные домишки по берегам рек, в которых мы жили наши предки. Крестьянский дом, срубленный из бревен, назывался избой. (слайд 6).

Предки – это люди, от которых мы произошли. Наши предки - это восточные славяне. Почему же славяне?  Славяне похоже на слово «слава». А это значит, что славяне – это славный народ. (слайд 7)

Славяне были очень гостеприимными: когда к ним заходил какой-нибудь странник, они ласково его принимали и хорошо угощали.  Этот обычай остался до сир пор.  Когда к вам приходят гости, ваша мама готовит что-то вкусненькое.(слайд 8)

Посмотрите, дети, что это за постройка? (слайд 9).

Дети. Это дом наших далеких предков-славян.

Воспитатель. Дома строили большие, с учетом прибавления в семействе.

“Семья сильна, когда крыша одна”, – так считали наши предки славяне. Все вместе под одной крышей жили деды и отцы, внуки и правнуки. Посмотрите, из чего строили жилище?

Дети. Из дерева, бревен.

Воспитатель. Вспомните, как назывался крестьянский дом, срубленный из бревен?

Дети. Крестьянский дом, срубленный из бревен, назывался избой.

Воспитатель. Строили избы из дерева, как и многие другие предметы обихода. Давайте заглянем внутрь и попробуем найти их.

Дети. Лавка, стол, посуда, ложки, сундук, люлька и др.

Воспитатель. Ребята, благодаря нашей машине времени мы можем оказаться в таком крестьянском доме. Подойдите ко мне.

Дети подходят к воспитателю, который стоит у ширмы, стилизованной под крестьянский дом. Воспитатель отодвигает ширму и открывает комнату в сельском доме. Детей встречает Хозяйка с хлебом-солью.

Хозяйка: - Добро пожаловать, гости дорогие. Проходите в избу. Посмотрите, как мы живем (показывает бытовую утварь  и рассказывает о ней (о печке, лавке, столе, самоваре, деревянных ложках и т.д. Но не обращает внимания на прикладную посуду).

 В конце рассказа обращает внимание детей на то, что все вокруг сделано из дерева своими руками).

Воспитатель. Действительно, дерево было одним из любимых материалов у славян, ведь Русь издавна славилась лесными богатствами. Почти все в избе делалось своими руками. Долгими зимними вечерами резали миски и ложки, долбили ковши, ткали, вышивали, плели лапти и туеса, корзины. Мебель (столы, лавки, сундуки, люльки) делалась тщательно, с любовью.

Ребята, в наше время мы пользуемся такой мебелью?

Как называется мебель, которая заменила лавки? Сундуки? Люльки?

Д е т и. Кресло, диван, стул. Комод, шкаф. Коляска, кроватка.

Воспитатель: Вот в то время и появились разные ремесла, диковинные росписи.

Хозяйка:-  Ребята, в моей избе много предметов разных промыслов. Разгадайте мои загадки .

Игра- загадка  «Угадай живопись»

Эта роспись – просто чудо,
Голубая вся посуда.
Роспись с синим завитком
Манит русским васильком. 
(Гжель.)

 Все игрушки – непростые,
А волшебно-расписные
Белоснежны, как березки,
Кружочки, клеточки. Полоски. 
(Дымковская игрушка.)

Вы встречали или нет
Фантастический букет?
Мака, роз, пиона краски 
В нем собрались вместе,
Расцвели они, как в сказке, 
На листе из жести.
Догадаться просто вам –
Это роспись…
(Жостово.)


Резные ложки и ковши
Ты разгляди-ка, не спеши.
Там травка вьется и цветы 
Растут нездешней красоты.
Блестят они, как золотые,
А может, солнцем залитые.
(Хохлома.)

Загадка
Разноцветные подружки любят прятаться друг в дружку. (Матрёшка)

Хозяйка: - Молодцы. Все -то вы знаете. В награду получайте от меня хлеб  золотистый, да рушник вышиванный . Кушайте на здоровье, помните и почитайте  предков своих.

(прощается с детьми).

Воспитатель: Ребята, русский народ любил не только трудиться, но и веселиться.

РН игра «Золотые ворота»

Воспитатель.  Ребята, вспомните, что было  в избе у Хозяйки?

Стоит в углу матрона

Здорова, ядрена.

Пасть открывай,

Что дают- глотай. (слайд 21)

Дети. Печь.

Воспитатель. Напротив входа всегда ставилась печь. Войдя в избу на неё сразу обратишь внимание, она занимала почти пол-избы.

«Без печи хата – не хата.»

Для чего нашим предкам нужна была печь?

Дети. Обогревали жилище, готовили еду.

Воспитатель. Правильно, ребята, печь не только обогревала избу. В печи пекли хлеб, готовили еду себе и домашней живности. В народе печь называли “кормилицей”, “матушкой”. В печке было жарко и горшок руками взять нельзя. Для этого необходим предмет:

Рогат, да не бык, пищу хватает, а не сыт.

Дети. Ухват.

Воспитатель: Какие блюда русской кухни вы знаете?

Дети: - каши, пироги, блины, щи…

Воспитатель. На печи сушили одежду, обувь, грибы, ягоды, мелкую рыбешку. На печи можно было спать. Для этого делалась специальная лежанка. С печью связан весь быт, вся жизнь крестьянина. Народ недаром наделял печь волшебными свойствами.

Печь складывали из кирпича, а сверху обмазывали глиной. Такая печь дожила до наших дней.

- В каких сказках встречалась печь?

Ответы детей: («Гуси- лебеди», «Илья- муромец», «По щучьему велению»)- слайд 22

Воспитатель: - Часто дети любили лежать на печи и слушать сказки и былины. Очень любили славяне сочинять сказки.

- Какие рн сказки вы знаете?

Ответы детей:  («Колобок», «Теремок», «Репка»). – слайд 23

- Глянет наш предок в небо и захочется ему полетать, как птица, чтобы все страны увидеть. Для этого, он придумал ковер – самолет, захочется ему быстро пробежаться по лугам заливным и придумает сапоги – скороходы.

- Вы знаете, в какой обуви ходили славяне?

Дети: в лаптях.

Воспитатель: - Много в сказках и были, и небылиц. Домашними и природными духами были Баба Яга, Леший, Водяной. Было очень интересно слушать былины и сказки, песни о богатырях- Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алеше Поповиче. – Слайд 25
- А для чего нужны были богатыри?

Дети: Защищать землю Российскую от злых ворогов.

ФИЗМИНУТКА - ТАНЕЦ «КРАСНЫ ДЕВИЦЫ И ДОБРЫ МОЛОДЦЫ»

Дети, переодетые в богатырей:

Наша сила велика

И крепка у нас рука.

Ты, вражина, убирайся,

А не то намнем бока.

(Под музыку “Богатырская наша сила” мальчики пляшут с мечами и щитами в середине пляски к ним присоединяются с платочками девочки).

В конце пляски девочка говорит слова:

Мы платочки вышивали,

Встречи с вами ожидая.

Вас защитники Руси

Благодарим от всей души.

Девочки дарят платочки “богатырям”, а взамен получают мечи и вместе уходят.

Воспитатель: Наши  русские богатыри всегда хранили от врагов эти широкие степные просторы, эти огромные леса, эти полноводные реки. Возглавлял войско -  князь. Много княжеств было в Древней Руси – так называлась тогда Россия.

Столицей  Руси был Киевград.  Позже князь Юрий Долгорукий основал Москву. И столицу перенесли туда.  

При князе Дмитрии Донском был воздвигнут белокаменный Кремль. 

При  князе Иване 3 началось строительство краснокирпичного Кремля.

(Педагог показывает изображения названных князей)- Слайды- 26-29

Князья очень часто ссорились между собой и захватывали друг у друга земли. Но когда на них нападали враги из других стран (например, шведы, немцы), то князья объединялись вместе, и побеждали своих врагов. Наконец князья поняли, что если они объединятся навсегда, не только на время войн, то они будут намного сильнее. Вместе им будет легче не только воевать, но и трудиться, помогать друг другу и тогда их никто не сможет победить.

Князья объединились, а самым главным стал князь Иван 3, о котором вы уже знаете (Показать портрет.) все остальные князья стали ему подчиняться и образовалось Русское государство. Оно стало большим и сильным.

Раньше у каждого князя был свой ГЕРБ. Эти гербы у князей остались, но у нового Русского государства появился свой герб, новый.

Этот герб и сейчас является гербом нашей страны. Давайте его рассмотрим. (Показать крупное изображение герба России.)

- Что вы видите в центре? (Орла) Расскажите о нём, какой он? 

(С двумя головами, поднятыми крыльями.)

- Почему же на гербе России изображён орёл? Орёл на гербе обозначает «силу», это значит, что государство, на гербе которого изображён орёл – сильное и непобедимое. Россия в то время была таким государством.

Но почему у орла две головы? (Предположения детей)

Русское государство очень большое и головы орла смотрят на запад и на восток, как бы показывая, что государство большое, но единое. В России живут люди разных национальностей, а не только русские – якуты, коряки, кабардинцы и другие.

А что вы видите ещё? (Корону)

Как вы думаете, что она обозначает? (Предположения детей.) Корона обозначает, что в России главный – царь.

А что в лапах у орла? (Ответы детей.) Это- посох или жезл, а ещё его называют скипетр. Это символ царской власти.

А в другой лапе у орла шар, или его называют – держава. Держава – значит могущество, то есть страна, в которой правит царь, могучая.

На груди орла - красный щит с изображением всадника – это святой Георгий Победоносец. Он на серебряном коне, за плечами у него развивается синий плащ, в правой руке он держит серебряное копьё, которым убивает дракона. Дракон – символ зла. Всадника, убивающего дракона, означает победу над злом.

Ребёнок:

У России величавой
На гербе орел двуглавый,
Чтоб на запад, на восток
Он смотреть бы сразу мог

Сильный, мудрый он и гордый.
Он – России дух свободный.

Этому российскому гербу много – много лет. Конечно, нет сейчас царей.

Но корона, скипетр и держава напоминают нам о том, что наша Родина очень древняя, что она возникла очень давно.

У каждой страны обязательно есть не только герб, но и ФЛАГ. Под флагом сражаются за свою страну воины, флаг поднимают во время побед, флаги вывешивают во время праздников.

Флаг – это знак единства страны. У России флаг трёхцветный, три полосы – триколор – белая, синяя и красная.

А знаете ли вы, что обозначает цвет каждой полосы Российского флага?

Ребёнок:

Три полоски флага — это неспроста:
Белая полоска — мир и чистота,
Синяя полоска — это цвет небес,
Куполов нарядных, радости, чудес,
Красная полоска — подвиги солдат,
Что свою Отчизну от врагов хранят.
Он страны великой самый главный знак —
Доблестный трехцветный наш российский флаг!

Воспитатель: Отправляемся дальше в путешествие

♫ Звучит «космическая» музыка. Далее – «Священная война»

Воспитатель: -  Вы догадались, в каком времени мы оказались?

Дети: - Время ВОВ. (мультимедийная презентация о ВОВ)

ВОЙНА 22июня 1941 года - одна из самых печальных дат в истории России, день, который нельзя забыть. В этот далёкий летний день люди занимались обычными делами. И никто не подозревал, что и приятные хлопоты, и задорные игры, и многие жизни перечеркнёт одно страшное слово - война . - Внезапно огромные силы двинулись на нашу Родину: танки, пехота, самолеты, артиллерия. Немецкие самолеты бомбили города, аэродромы, железнодорожные станции, бомбы сыпались на больницы, жилые дома, детские сады, школы.

ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА Бойцы и командиры Советской Армии проявляли мужество, стойкость, героизм. Бои не затихали ни днем, ни ночью . Солдаты погибали в бою, в плену, люди погибали от голода и холода. Защищая свою Родину, солдаты и командиры сражались смело, решительно, не жалея жизни . Мы никогда не забудем тех, кто горел в танках, кто бросался из окопов под ураганный огонь, кто не пожалел своей жизни и все одолел. Не ради наград и почестей, а для того, чтобы мы могли сейчас жить, учиться, работать и быть счастливыми .

КОНЕЦ ВОЙНЫ Война длилась долгие четыре года. Наша доблестная армия не только прогнала немцев с нашей земли, но и освободила народы других стран, захваченных гитлеровской Германией. Наши солдаты дошли до Берлина- столицы Германии. И там, на самом главном здании, которое называлось Рейхстагом, был водружен наш красный флаг Победы .

МОГИЛА НЕИЗВЕСТНОГО СОЛДАТА Не всегда можно было узнать имена погибших воинов после тяжелых сражений, они так и остались неизвестными . И вот этим солдатам по всей стране воздвигали памятники, но один из них особенный – это могила Неизвестного солдата. Там всегда горит Вечный огонь. Люди приходят туда почтить память и возложить цветы – знак нашей памяти и благодарности погибшим.

ДЕНЬ ПОБЕДЫ – о ветеранах ВОВ.

Воспитатель: - А теперь уже наша очередь - беречь, хранить, защищать родную землю, родную природу, свою большую прекрасную Родину - Россию.

Много пословиц и поговорок сложил русский народ о Родине. Вспомните их.

Дети вспоминают пословицы и поговорки.

Воспитатель:

Берегите Россию – нет России другой.

Берегите ее тишину и покой,

Это небо и солнце, этот хлеб на столе

И родное оконце в позабытом селе.

Берегите Россию, без нее нам не жить,

Берегите ее, чтобы вечно ей быть.

Нашей правдой и силой,

Всею нашей судьбой,

Берегите Россию- нет России другой!

С.Синицын

Воспитатель: Отправляемся дальше в путешествие

♫ Звучит «космическая» музыка.

Воспитатель:

- Мы вернулись в Современную Россию.

– Назовите столицу России. (Москва.)

– А кто расскажет стихотворение о Москве?

Ребёнок:

Москва – это Красная площадь,
Москва – это башни Кремля,
Москва – это сердце России,
Которое любит тебя

Воспитатель: Ребята, а вы  знаете кто наш президент …? (Путин В. В.)

А что же такое гимн?

Ответы детей: (Гимн это самая главная песня страны. Гимн слушают стоя и т.д.)

– Правильно! У каждого государства обязательно есть свой гимн. Гимн – это торжественная песня, её исполняют в самых торжественных случаях – во время праздников и других важных событий.

Когда спортсмены побеждают на соревнованиях, то поднимается флаг их Родины и звучит гимн их страны. При исполнении гимна все обязательно встают, а мужчины снимают головные уборы.

В конце занятия прослушать аудиозапись российского гимна.

Итог: наше путешествие подошло к концу. Всем большое спасибо. (дарят гостям флажки России?)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ ПО НРАВСТВЕННО - ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ

Неотъемлемая часть любой системы образования – воспитание патриотизма. Патриотизм – это любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и...

Система работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей подготовительной группы.

В презентации кратко представлена работа по нравственно - патриотическому воспитанию в подготовительной группе....

Конспект интегрированного занятия по патриотическому воспитанию детей подготовительной группы на тему "С чего начинается Родина?"

Цель: воспитание патриотических чувств, любви к Родине.Образовательная область: познаниеИнтеграция образовательных областей:Познавательно-речевая;Художественно-эстетическая;физическая...

Тема: «Игра-беседа как социально-коммуникативное средство для формирования нравственно-патриотического воспитания детей подготовительной группы»

Игра - беседа построена так, чтобы показать участникам семинара специфику проведения беседы, как средства социализации  дошкольников в  нравственно – патриотическом воспитании.Главная задача...

Рабочая программа по патриотическому воспитанию детей подготовительной группы (6-7 лет)

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Принята государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», ориентирова...

Консультация для родителей по военно – патриотическому воспитанию детей подготовительной группы

Воспиатние патриотических чувств у детей дошкольного возраста - одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к родному городу и родной стране....

Патриотическое воспитание детей подготовительной группы на примере произведений Великой Отечественной войны « Пусть дети не знают войны»

Актуальность создания проекта 78 лет отделяют нас от страшной даты – 22 июня 1941 года – начала Великой Отечественной войны, но еще многое, что было вызвано ею или связано с ней, ждет...