Модульная программа «Метод сенсорной интеграции в развитии дошкольников»
рабочая программа по коррекционной педагогике (младшая группа) по теме

Шагдаржапова Вероника Владимировна

Познание окружающего мира начинается с ощущений и восприятия. Чем богаче и шире ощущения, тем многограннее будут полученные ребенком сведения об окружающем мире. Успешность умственного, речевого и физического развития в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Чувственное познание внешнего мира — важнейшее звено в системе познавательной деятельности ребёнка, необходимая предпосылка для его развития. Сенсорное развитие в дошкольном возрасте превращается в особую познавательную деятельность, имеющую свои цели, задачи, средства и способы осуществления. Совершенство восприятия, полнота и точность образов зависят от того, насколько полной системой способов, необходимых для обследования, владеет дошкольник. Поэтому главными линиями развития восприятия дошкольника выступают освоение новых по содержанию, структуре и характеру обследовательских действий и освоение сенсорных эталонов, то есть сенсорная интеграция.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл modulnaya_programma_sensornaya_integratsiya_shagdarzhapova.docx407.17 КБ

Предварительный просмотр:

РЕСПУБЛИКА БУРЯТИЯ

МУ Комитет по образованию

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ-САД № 62 «Малыш» (комбинированного  вида )

670045, г. Улан-Удэ, ул. Сосновая,  19а, телефон 44-22-86, 55-21-87.

Модульная программа

«Метод сенсорной интеграции в развитии дошкольников»

Выполнила:

Шагдаржапова

Вероника Владимировна,

Воспитатель второй младшей группы

Улан-Удэ

2017г.

Метод сенсорной интеграции в развитии дошкольников

Познание окружающего мира начинается с ощущений и восприятия. Чем богаче и шире ощущения, тем многограннее будут полученные ребенком сведения об окружающем мире. Успешность умственного, речевого и физического развития в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Чувственное познание внешнего мира — важнейшее звено в системе познавательной деятельности ребёнка, необходимая предпосылка для его развития. Сенсорное развитие в дошкольном возрасте превращается в особую познавательную деятельность, имеющую свои цели, задачи, средства и способы осуществления. Совершенство восприятия, полнота и точность образов зависят от того, насколько полной системой способов, необходимых для обследования, владеет дошкольник. Поэтому главными линиями развития восприятия дошкольника выступают освоение новых по содержанию, структуре и характеру обследовательских действий и освоение сенсорных эталонов, то есть сенсорная интеграция.

В Российской Федерации, по неполным данным статистического учета, ежегодно рождается более 100 тыс. детей, имеющих множественные нарушения, часто сопряжённые с поражением сенсорных и двигательных систем. Как правило, таких детей относят к категории «дети с ограниченными возможностями

здоровья». Но как много сегодня детей категории «норма», имеющих дисфункции

сенсорной интеграции.

Сенсорная интеграция – это естественный, неврологический процесс развития человека, который начинается в утробе и продолжается всю жизнь. Важно отметить, что наиболее благоприятное время для развития человека – это первые семь лет жизни.

Основными факторами в нарушении сенсорной интеграции, по данным Российского Государственного Медицинского Университета им. Н.И. Пирогова, у детей дошкольного возраста являются: патологии течения беременности, генетические нарушения, недоношенность, средовый фактор, постнатальный фактор.

Как видим из диаграммы, на дисфункцию сенсорной интеграции влияют не только медицинские показания, но и средовый и постнатальный факторы (нарушение правильного искусственного вскармливания, вредные привычки детей – сосание пальца, пустышки, различных предметов, перенесенные воспалительные заболевания мягких и костных тканей лица, травмы челюсти и зубов),   которые в свою очередь создаются нами самими же.

По мнению Лоер А. Хоекман, психолога, дисфункция сенсорной интеграции вызвана двумя основными причинами: ребёнок получает слишком много чувственной информации и его мозг перегружен; ребёнок не получает достаточного количества чувственной информации. Упорядочивание ощущений – это и есть сенсорная интеграция. Сенсор (от лат. sensus, «восприятие»).

Интеграция - это вид организации чего-либо. Интегрировать - значит собрать или организовать разные части в единое целое. Тогда части работают слаженно, как одна система.

Сенсорная интеграция представляет собой упорядочивание ощущений, которые потом будут как-либо использованы. Ощущения дают нам информацию о физическом состоянии нашего тела и окружающей среды.

Сенсорная интеграция, необходимая для движения, говорения и игры, - это фундамент более сложной интеграции, сопровождающей чтение, письмо и адекватное поведение.

«Интересно» - это «детское» определение сенсорной интеграции. 
Метод был впервые разработан д-ром Jean Ayres - трудотерапевтом, работавшей в Калифорнии с детьми и взрослыми, имеющими неврологические нарушения. После смерти д-ра Ayres в начале 90-х годов метод продолжали совершенствовать другие специалисты.

В наше время проблема сенсорной интеграции у детей стоит особенно остро, дети ограничены в получении взаимодействия с окружающим миром, тактильного взаимодействия (мы ходим в обуви, одежде, на машине). Мы часто, сами того не замечая, вызываем у детей сенсорные перегрузки зрения - слуха и сенсорный голод всего остального. Примерами могут послужить телевизор и компьютер. 

Поэтому, для улучшения сенсорного развития ребенка необходимо обогащать теорию и практику дошкольного воспитания, т. е. разрабатывать и использовать наиболее эффективные средства и методы сенсорного воспитания в детском саду. 

Как же проявляется дисфункция сенсорной интеграции?

Важно разделять симптомы дисфункции сенсорной интеграции на категории,

согласно нашим чувствам (слух, зрение, осязание, обоняние, проприоцепция, вкус, координация).

Симптомы нарушений сенсорной интеграции.

Сенсорные системы

Проблемы поведения

гиперфункция

гипофункция

Зрительная

— избегание зрительного контакта

— боязнь яркого света

— боязнь большого количества людей

— неприятие ярких игрушек, человеческого лица

— неподвижный взгляд в одну точку или «сквозь» объект

— стремление к темноте

— недостаточный интерес к картинкам, книгам, телевизору

(все, что характерно для детей в раннем возрасте)

— вращение пальцами, предметами перед глазами

— рассматривание предметов вблизи от глаз

— надавливание на глазные яблоки

— зачарованность цветом или рисунком

— ребенок плохо следит за движущимися объектами, путает схожие предметы, а в дальнейшем в школе – схожие буквы

— фокусируется на отдельных деталях картины, не замечая ее целиком; в  школе не может следить за строкой при чтении или списывании с доски

Слуховая

— непереносимость бытовых шумов, особенно высоких

— отсутствие реакции на свое имя, на производимые звуки

— стремление закрывать уши

— предпочтение тихих звуков

— разговор шепотом

— отрицательная реакция на музыку

— визг

— жужжание

— скрежет зубами

— кряхтение

— хлопки в ладоши

— постукивание карандашом, кончиками пальцев

— шелест страницами книги

— сминание и разрывание бумаги

— увлеченность слушанием музыки

— эхолалии

Тактильная

— непереносимость прикосновений

— нежелание обнажать кожу

— нежелание прикасаться к незнакомым вещам и текстурам

— отказ от ношения одежды из определенной ткани

-беспокойство от ярлыков на одежде, изнаночных швов

— уклонение от купания и умывания

— болезненные ощущения от малейших царапин

-ходьба на носках

— негативная реакция на ходьбу босиком

— дискомфорт при причесывании или стрижке

— слабая реакция на боль и холод

— нанесение себе повреждений

— стремление трогать все и всех

— прикосновение к себе (теребит волосы, щелкает пальцами, потирание ладоней, грызение ногтей)

— привязанность к необычным по текстуре вещам

— удовольствие от разрывания бумаги, расслоения ткани, пересыпания круп

Проприоцептивная

(мышечно-суставное чувство, управление движениями собственного тела)

— малая интенсивность и скованность движений

— неуверенность движений

трудности при удержании позы

— избегание самых обычных физических действий

-недостаточное приложение силы

— гиперактивность и порывистость движений

— избирательное напряжение отдельных мышц и суставов

— застывание в определенной позе

— сильное надавливание на части тела (трение о стену)

— чрезмерное приложение силы

Вестибулярная

— боязнь высоты

— непереносимость изменения положения тела в пространстве

— избегание лишних и вращательных движений

— вращения

-раскачивания

— ерзанье

— взмахи руками

— прыжки

— ходьба, бег по кругу

— балансировка

— карабканье по мебели

Вкусовая

— судорожное зажимание рта

— приверженность определенным продуктам и неприятие других

-отказ от приема пищи (мягкой, липкой, хрустящей)

 

— всеядность

— привязанность к острой пище

— стремление сосать и есть несъедобное

Обонятельная

— боязнь запахов

-головокружение, тошнота от запахов

-постоянное обнюхивание предметов и людей

-привязанность к резким и неприятным запахам

Таким образом, можно сделать вывод, - у ребенка с дисфункцией сенсорной интеграции нарушен процесс полноценного развития.

Главной составляющей полноценного развития детей является развитие сенсорной интеграции, т. е. то, как ребенок воспринимает окружающий мир, насколько он совершенно слышит, видит и осязает окружающее. 
Для того чтобы в памяти ребенка закрепилось любое понятие, его название, он должен его увидеть, услышать, попробовать и потрогать. И только в этом случае в головном мозге формируется эта связь. Сейчас в детских садах много детей, у которых какая-либо связь или несколько выпадает. 

Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети – эмоциями. Познавательная активность ребенка 3-5 лет выражается, прежде всего, в развитии восприятия, символической (знаковой) функции мышления и осмысленной предметной деятельности.

 По мнению Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.В Запорожца в познавательном развитии основные средства, которыми овладевает ребенок- дошкольник, имеют образный характер: сенсорные эталоны, наглядные модели, представления, схемы, символы, планы. Познавательное развитие детей дошкольного возраста заключается в обобщении собственного чувственного опыта, т.е. эмпирическое обобщение. Познавательное развитие имеет огромное значение в полноценном развитии дошкольников.

Так у детей моей группы наблюдались следующие проблемы в развитии (2016-2017 учебный год, первая младшая группа): низкий показатель в освоении задач образовательной области «Познавательное развитие» имеют 4 ребенка. У этих детей не сформированы следующие умения и навыки:

- умеет различать круг, квадрат, треугольник, предметы имеющие углы и круглую форму;

- умеет группировать предметы по цвету, размеру, форме, назначению;

- понимает смысл обозначений: вверху-внизу, впереди-сзади, слева-справа, на, над-под, верхняя-нижняя.

В освоении задач образовательной области «Речевое развитие» низкий показатель развития имеют 5 детей, у которых не сформированы следующие умения и навыки:

- отвечает на вопросы взрослого, касающиеся ближайшего окружения;

- использует все части речи, простые нераспространенные предложения с однородными членами.

По художественно-эстетическому развитию определены проблемы у 3 детей:

- знает, называет и правильно использует детали строительного материала;

- изменяет постройку, надстраивая или заменяя одни детали другими;

- изображает/создает отдельные предметы, простые по композиции и по содержанию сюжеты, используя разные материалы;

- слушает музыкальные произведения до конца;

- знает знакомые песни, поет, не отставая и не опережая других.

В физическом развитии низкий показатель наблюдался у 4 детей:

- приучен к опрятности, замечает и устраняет непорядок в одежде;

- умеет ходить и бегать, сохраняя равновесие.

В освоении задач образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» трудности испытывали также 4 ребенка, у которых не сформированы следующие умения и навыки:

- слушает литературные произведения, эмоционально откликается на них;

- проявляет интерес к совместным играм со сверстниками.

Проведя диагностику совместно с музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре, мы обратили внимание, что трудности в освоении образовательных задач испытывают одни и те же дети.

Изучив медицинские карты детей группы, я увидела, что у 25% детей, беременность у матерей протекала с патологиями, а 35% родились раньше срока

(недоношенными). И у всех детей наблюдались нарушения сенсорного развития.

Дети дошкольного возраста не могут самостоятельно справиться с перечисленными проблемами. Однако, при рациональном использовании метода сенсорной интеграции по мнению Лебединского В.В., Никольской О.С., Либлинг М.М., Баенской Е.Р. можно добиться значительной положительной динамики в психомоторном, речевом и познавательном развитии детей, что будет способствовать их более успешной социализации в будущем. Все дети разные, у кого-то наблюдаются признаки расстройства осязания, у кого-то признаки проприоцептивной дисфункции, у кого-то признаки тактильной и вестибулярной дисфункции, а кто-то из детей обладает и сочетанием «отклонений», поэтому при организации образовательного пространства, видов и форм образовательной

деятельности необходимо учитывать индивидуальные потребности и возможности ребенка, что также подчеркивается и во ФГОС ДО.

Зная индивидуальные особенности ребенка, педагогу не составит труда простроить последовательность видов деятельности во время занятий и в индивидуальной работе. Дети с нарушением процесса обработки сенсорной информации нуждаются в поддержке. Чтобы каждый ребенок стал более успешным необходимо внимательное отношение к сильным и слабым сторонам, важно учитывать предпочтения детей. Ребенку нужно показать, как найти решение его проблем, знать, что с ним все хорошо, что это нормально, когда люди обладают разными возможностями, и что он может быть успешным. А для этого необходимо проводить специальные развивающие мероприятия, направленные на улучшение интеграции между различными сенсорными системами, то есть обеспечить детям возможность получать ощущения различных модальностей.

Одним из видов помощи являются занятия, основанные на идее сенсорной интеграции. Этот метод был разработан Дж.Айрес, и направлен на стимуляцию работы органов чувств в условиях координации различных сенсорных систем. Этот метод реализуется в двух направлениях: создание специальных средовых условий, облегчающих восприятие окружающих объектов и продуктивное взаимодействие с ними; совершенствование отдельных перцептивных умений и обучение комплексному использованию этих умений.

Данный метод также нашел свое применение в работе с детьми, имеющими трудности в обучении, например, гиперактивные дети; в лечении неврологических и дементных взрослых больных. Продолжателями Д. Айрес стали У. Кислинг, Хейди М. Сандерс и многие другие, они разрабатывали новые и усовершенствовали уже известные методы помощи при сенсорных нарушениях. Также сенсорному развитию детей уделяли большое внимание такие известные ученые-исследователи, как И. М. Сеченов, П. Ф. Лесгафт, Л. С. Выготский, И. А. Соколянский, Н. А. Бернштейн и др. В настоящее время эта проблема освещена в работах Т. А. Басиловой, М. А. Боровской, Т. В. Лисовской.

Все они сходятся в том, что фундамент сенсорного развития и интеграции –

это взаимодействие органов чувств ребенка. А для полноценного развития мозгу необходимо постоянное поступление сенсорной информации. Чем больше информации поступает в мозг, тем больше мозгу приходится трудиться, чтобы ее

переработать. А что тренируется, то развивается.

Сенсорная интеграция - это взаимодействие всех органов чувств, возможность адекватно реагировать на определенные стимулы и действовать в соответствии с ситуацией. Это возможность ребенка почувствовать и понять мир, который его окружает.

Сенсорная интеграция:

  •  является бессознательным процессом, происходящим в головном мозге (мы не задумываемся о ней, как не задумываемся о дыхании);
  •  организует информацию, полученную с помощью органов чувств (вкус, вид, звуки, запах, прикосновение, движение, воздействие силы тяжести и положение в пространстве);
  •  наделяет значением испытываемые нами ощущения, фильтруя информацию и отбирая то, на чем следует сконцентрироваться (например, слушать учителя и не обращать внимания на уличный шум);
  •  позволяет нам осмысленно действовать и реагировать на ситуацию, в которой мы находимся (адаптивный ответ);
  •  формирует базу для теоретического обучения и социального поведения.

Развитие сенсорной интеграции строится на создании оптимальных условий для получения ребенком достаточной стимуляции сенсорных систем.

Сенсорные системы.

  • Вестибулярная (чувство движения; состояние равновесия, изменение положения тела в пространстве);
  • Тактильная (информация, полученная через кожные рецепторы от прикосновения, давления, температуры, болевого ощущения, и даже от волосков на коже);
  • Проприоцептивная (информация, полученная от мышц и суставов положения тела, весе, давлении, растяжении, движении и изменении позиции);
  • Слуховая (информация от звукового окружения; способность правильно воспринимать, обрабатывать и отвечать на звуковую стимуляцию);
  • Зрительная (способность правильно воспринимать, различать, обрабатывать и отвечать на то, что мы видим). Это самый мощный источник информации о внешнем мире;
  • Вкусовая (информация о вкусе);
  • Обонятельная (информация о запахе).

Таким образом, для улучшения сенсорного развития ребенка необходимо обогащать теорию и практику дошкольного воспитания, т. е. разрабатывать и использовать наиболее эффективные средства и методы сенсорного развития в детском саду.

В своей программе ставим  перед собой цель: применение метода сенсорной интеграции в полноценном развитии детей дошкольного возраста.

Для достижения максимальной эффективности работы по развитию детей средством метода сенсорной интеграции были определены следующие задачи:

- изучить теоретическую, методическую литературу о значении метода сенсорной интеграции в развитии дошкольников;

- создать условия для полноценного развития детей дошкольного возраста средствами метода сенсорной интеграции с учетом индивидуальных особенностей детей;

- внедрить в образовательный процесс метод сенсорной интеграции;

- способствовать полноценному развитию детей на основе метода сенсорной интеграции;

- оказать поддержку родителям (законным представителям) воспитанников в вопросах сенсорной интеграции.

На практике мною использовались такие методы, как: анализ психолого- педагогической литературы, комплексный метод диагностики сенсомоторного развития, эксперимент, наблюдения и качественный анализ полученных данных.

Сенсорное развитие детей планировала при таких условиях:

работу вела в непосредственной образовательной деятельности, в режимных моментах, в свободной деятельности дошкольников;

учитывала возрастные и индивидуальные особенности детей при подборе сенсорного материала;

организовала тесное сотрудничество с родителями воспитанников и специалистами ДОУ (музыкальный руководитель, спортивный инструктор).

Работу по сенсорной интеграции у детей осуществляли по нескольким направлениям, а именно:

- В процессе специальных дидактических игр и упражнений по сенсорному воспитанию, направленных на развитие восприятия пространственных и качественных свойств предметов и формирование перцептивных действий.

- В ходе игр и упражнений, направленных на развитие у ребенка социального восприятия: восприятия человека, его действий, движений, в том числе мимических и экспрессивных, восприятие самого себя и окружающих его сверстников.

- В изобразительной деятельности – рисовании, аппликации, лепке.

- В конструктивной деятельности из различных материалов.

- В повседневной жизни в процессе непосредственного общения с ребенком.

- На занятиях по развитию речи (развитие слухового внимания и сосредоточения, ориентировка на лицо говорящего, речевое подражание).

- В индивидуальной работе по музыкальному развитию, развитию элементарных математических представлений, в ходе физического и моторно-двигательного развития.

В группе организовали сенсорный центр, в котором представлены игры направленные на обогащение чувственного опыта детей, развития тактильных ощущений.

Ценность сенсорного центра заключается в его универсальности: здесь дети смотрят, трогают, слышат и чувствуют.

Сенсорный центр предназначен:

для стимуляции сенсорных функций (зрение, осязание, слух, обоняние и т.д.);

развития мелкой моторики, стимуляции двигательной активности;

снятия мышечного и психоэмоционального напряжения, достижения состояния релаксации и комфортного самочувствия детей;

создания положительного эмоционального фона, повышения работоспособности ребенка;

активизации когнитивных процессов (мышления, внимания, восприятия, памяти);

повышения мотивации к самостоятельной и экспериментальной деятельности дошкольников.

Что включает в себя сенсорный центр? Сенсорный центр – это несколько видов зон, включающие в себя определенный набор средств, стимулирующих сенсорное развитие детей.

Некоторые зарубежные и отечественные исследователи (А.Л. Битова, О.Б. Борисовская, И.Н. Миненкова, И. Эллнеби, Д. Вильямс) говорят о необходимости наличия в сенсорном центре следующих сред: мягкой, зрительной, звуковой, тактильной, воздушной, двигательной и вестибулярной. Опираясь на данные исследования, сенсорный центр группы имеет следующие зоны:

- мягкая: мягкие игровые модули, подушки; сухой бассейн, надувные матрацы, круги, валики и мячи;

- зрительная: цветной шар, зеркало, переливающиеся ткани, бумага, фотообои с изображением природного ландшафта, неоновые палочки, карманные фонарики, цветные стёклышки, пластинки и камешки, бусы, пуговицы, калейдоскоп, фольга, елочные мишура и дождик, газовые и шелковые платки различных цветов, разноцветные перья, мыльные  пузыри, цветные прищепки;

- звуковая: музыкальный центр с набором кассет и CD дисков, музыкальные инструменты: ложки, треугольник, бубен, маракасы, музыкальные игрушки, музыкальные шкатулки, звенящие мячи, погремушки, шумовые банки, звучащие коробочки, свистки, колокольчики, музыкально-дидактические игры;

- тактильная: сухой душ из лент, тактильные панно из разнообразных материалов ( фольги, наждачной шкурки, кожи, меха, шерсти, обоев, поролона, дерева, игры с различными видами застежек: пуговицами, молниями, пряжками, крючками, шнуровкой, бантами, кнопками, липучками), сенсорная тропа для ног, ребристый мостик, стол-ванна для песка и воды, пальчиковые бассейны с наполнителями - горох, фасоль, крупы; массажный коврик, различные по форме и степени жесткости кисточки, щётки, губки; пемза; мячики из меха, с шипами, колючками и другой контрастной фактурой; тактильные мешочки с разными наполнителями рис, горох, пуговицы, кусочки поролона, шарики пенопласта; резиновые шары с сыпучими веществами песок, мука, крахмал, крупа, пластилин;

- воздушная: ароматические масла, различные приправы, ароматические палочки, тряпичные куклы, набитые сухими травами.

- вестибулярная чувствительность: гамаки из эластичной ткани, «чудики» из эластичного материала.

- двигательная: «стульчики» с четырьмя вращающимися колесами, доска-балансир, « круг здоровья».

Все эти пособия и игры направлены на развитие сенсорных систем ребенка, имеющего нарушения сенсорной интеграции. В начале в совместной деятельности, а затем и в самостоятельной ребенок выполняет специально подобранные упражнения на зрительно-моторную координацию, тактильную, слуховую чувствительность, вестибулярную и приприоцептивную чувствительность. Тем самым стимулируется работа органов чувств в условиях координации различных сенсорных систем. Для того чтобы в памяти ребенка закрепилось любое понятие, его название, он должен его увидеть, услышать, попробовать и потрогать, ведь познавательная активность ребенка 3-5 лет выражается, прежде всего, в развитии восприятия, символической (знаковой) функции мышления и осмысленной предметной деятельности.

В сенсорном центре собрано много материала на развитие тактильных ощущений. Используем здесь большое количество природного материала: шишки, грецкие орехи, бобы, горох и многое другое. Сделали массажные ванночки для рук, которые наполнены фасолью и горохом. Дети с большим удовольствием играют в таких ванночках, одновременно познавая форму, цвет, величину предметов.

Игры с крупами – это еще одно универсальное средство сенсорного центра. У каждой крупы разная текстура, разный цвет, разный запах. Дети смотрят, трогают и чувствуют запах крупы. А на вкус кашу из той или иной крупы дети могут попробовать дома или в детском саду. Конечно же, прежде чем начать игры с крупами с детьми проводится предварительная работа по формированию представлений о названии круп, их свойств, в старшем дошкольном возрасте и о блюдах, которые из них можно приготовить.

Также используется литературное слово: сказки про кашу, загадки, поговорки, стихи и т.п. В работе с детьми применяю следующие игры с крупами: «Пересыпание», «Раскладывание», «Просеивание», «Золушка», «Варежки», а также применяю крупу в изобразительной деятельности – рисовании, аппликации.

С помощью упражнений помогаем детям взглянуть на окружающую природу с точки зрения тактильного изучения форм, «рождения» образов и как следствие развитию творческих способностей и проявлений детей. Детей учим замечать повторяемость форм и линий в природной и искусственной среде: прожилки на листьях похожи на крону деревьев и т.д. Узнавание образов помогает детям по-новому осознавать красоту природных форм. Природа своим разнообразием, красочностью и динамичностью привлекает детей и дает им много радостных переживаний. Полное представление об объекте и его сенсорных характеристиках получается при синтезе имеющегося опыта с непосредственным восприятием.

Игры с песком являются мощным средством развития тактильной системы. Так в работе с детьми моей группы применяем такие игры как: «Отпечатки рук», «Что же спряталось в песке?», «Узнай на ощупь», «Спрячь игрушки сам» и другие. В проведении игр с песком важно с ребенком постоянно вести беседу, своим примером демонстрировать приятные ощущения от работы с песком. Зная, что ребенок может столкнуться с неприятным или раздражающим его опытом в детском саду постарались создать благоприятную образовательную среду и научить ребёнка приспосабливаться к существующим раздражителям, которые из среды исключить невозможно.

Большой вклад в обогащении сенсорной интеграции имеет гамак, «чудики», сшитые из эластичного материала. Особенностью этого сенсорного гамака является то, что он сразу воздействует на 3 базовые органа чувств: осязание, вестибулярная система и проприоцептивная система (глубинное ощущение мышц, суставов, связок). Во-первых, это уникальное устройство, преобразующее весь вес в равномерно распределенное по поверхности тела давление. Он очень плотно обнимает границы нашего тела. Он является прекрасным тренажером для проприоцепции. Во-вторых, гамак – тренажер, дающий богатую «пищу» вестибулярной системе. В отличие от обычных качелей он предоставляет возможность кручения и вращения в совершенно разных плоскостях и осях тела. Его можно подвешивать в одной точке, и тогда он превращается в «каплю», а  можно крепить в растяжку (две точки подвешивания).

Каждый способ имеет свои преимущества. Совместное воздействие на проприоцептивную и вестибулярную систему, густо замешанное на положительных эмоциях и собственной двигательной активности – это то, что нужно для полноценной сенсорной интеграции каждого человека и успешного развития малыша. Дети называют его: мамин животик, норка, кокон, пушка, потому что он «выпуливает» из себя гостей очень быстро (и это дополнительная порция проприоцептивных ощущений) И ребенок просто кричит в восторге - супер!!! Надо сказать, что в сенсорном уголке гамак пользуется особой популярностью, и не спроста…

Что такое «чудик»?

«Чудик» — это эластичный мешок с отверстием в средней части. Он напоминает пододеяльник по форме, но обладает обволакивающими тело свойствами за счет своей упругости.

Развивает мышцы, координацию движений, делая тело гибким, подвижным и быстро реагирующим на внешние и внутренние раздражители. Развивает осязание, чувство собственного движения, помогает почувствовать границы своего тела, улучшает коммуникативные качества, развивает фантазию и воображение, причем не только у детей, но и у взрослых.

Ребенок постепенно становится более спокойным и внимательным. А это все крайне важно для умственного развития индивидуума.

Он предназначен как для индивидуальных игр, так и для совместных весёлых игр и превращений. В нем можно бегать, прыгать, кувыркаться, ползать, изображать различных животных (от крошечной мышки-до огромного слона), превращаться в любимых сказочных герое. Играючи, становимся более внимательными, координированными, умными!

Рекомендуем использовать чулки детям совместно со взрослыми. Такие игры способствуют более теплым взаимоотношениям, дарят море позитива, помогают расти здоровыми, умными, позитивными…

Особое внимание уделяем формированию сенсорного восприятия, синтезу сенсорных систем. В совместной деятельности различных сенсорных систем имеется объективный порядок постоянных взаимосвязей, который включает в себя три основные цепочки:

1 тактильная – проприоцептивная – вестибулярная – зрительная,

2 тактильная – слуховая – зрительная,

3 тактильная – вкусовая – обонятельная – зрительная.

Генетическим началом этих цепей являются тактильные функции, а их всеобщим эффектом - зрительное восприятие. Зрительная сенсорная система выступает как преобразователь и интегратор всего чувственного опыта человека. Определённый порядок интегрирования сенсорных впечатлений позволяет педагогу подбирать оптимальные комплексы стимульного воздействия на ребёнка.

Основная идея метода сенсорной интеграции: впечатления собственного тела - тактильные, проприоцептивные, вестибулярные являются базой для приобретения и накопления сенсорного опыта и развития личности в целом. Это положение обусловлено онтогенезом развития сенсорных систем. Тактильная, проприоцептивная, вестибулярная сенсорные системы формируются практически

полностью до рождения. Другие зрительная, слуховая, обонятельная, вкусовая развиваются на их основе значительно позже. Поэтому сенсорная интеграция направлена, прежде всего, на развитие взаимодействия между тактильной, проприоцептивной и вестибулярной сенсорными системами как предпосылки для формирования других чувств.

Метод сенсорной интеграции удовлетворяет потребность ребёнка в осознании себя, а также окружающего предметного мира, обеспечивает развитие моторных, познавательных сенсорных и досуговых умений ребёнка. Важно, чтобы при участии в играх и выполнении упражнений было как можно меньше принуждения. Ребёнок не должен испытывать даже кратковременного стресса, поэтому лучше начинать с таких воздействий, которые он хорошо переносит, постепенно переходя к менее приятным для него. Поэтому игры проводим индивидуально и по подгруппам. В сенсорном центре нет возрастных ограничений, так как можно варьировать степень усложнения заданий.

Игровые упражнения на развитие тактильно-двигательного восприятия положительно влияют на развитие мелкой моторики рук, координацию движений пальцев рук, совершенствуют зрительные и двигательные анализаторы детей, обогащают сенсорный опыт, способствуют развитию концентрации внимания.

Так же эти упражнения обладают колоссальным значением для развития психики ребенка.

Работу проводили в несколько этапов:

1. Определили зоны кожной чувствительности тела ребенка, затем проводили игры на приучения детей к положительному реагированию на определенные раздражители. Применяли такие приемы как: сухой бассейн; прикосновение к телу лентами; поглаживание различных частей тела; пожатие рук; прикосновение теплой грелкой к различным частям тела; ритмичное похлопывание;

2. Воздействие предметами различной фактуры к различным частям тела ребенка. Приемы: поглаживание ваткой или мягкой игрушкой доступных частей тела (щек, шеи, ладоней, пальцев, рук, ног); поглаживание поролоном, щеткой, плотной тканью; прокатывание по рукам, ногам, предплечьям войлочных, резиновых и пластмассовых мячей (шариков); обдувание обнаженных частей тела, обмахивание веером; массирование тела мехом, шерстяным лоскутком, щеткой, звучащей игрушкой.

3. Совместные действия по обследованию различных предметов. Приемы: проведение руками ребенка по поверхности обследуемого предмета; сжимание поролоновых игрушек; упражнение в совместном сжимание резиновых мячей, резиновых игрушек; используя вязаную перчатку с нашитыми пуговицами различной величины и формы, побуждение ребенка ощупывать пальцы с пуговицами (ребенок ощупывает каждый палец, здоровается с ним); упражнять ребенка в удерживании небольшой игрушки одной рукой, манипулирование ею; упражнять в удерживании игрушки двумя руками.

4. Самостоятельные действия с предметами. Приемы: упражнение в ощупывание предметов одной, потом двумя руками; формирование умения манипулирования предметами: трясти, толкать, отбрасывать, толкать, перекладывать из руки в руку; побуждать играть с бумагой: мять, листать, сгибать, комкать; побуждать играть с лоскутками ткани; побуждать играть с предметами различной фактуры.

Таким образом, попытались на практике включить сенсорный компонент в структуру комплексной деятельности детей. Так в структуру каждого занятия были включены игры на развитие сенсорного развития. Каждому ребенку подбирались индивидуальные задания, в зависимости от структуры сенсорной дисфункции. Так, например, детям с нарушением тактильной сферы и нарушением координации движений, были предложены игры с массажным оборудованием, игры с прищепками, что помогло им освоить навык рисования карандашом. Детям с недостаточной зрительной чувствительностью, были предложены игры с яркими зрительными стимулами и т.д. Например, ребенку с гипофункцией тактильной сенсорной системы, который стремился ко всему прикасаться, мы предложили носить определённый предмет в кармане (маленький упругий мячик («попрыгунчик»). Когда ему была нужна помощь в концентрации или возникало желание к чему-нибудь прикоснуться, он просто опускал руку в свой карман.

Ниже представлена таблица, в которой отражены формы работы, основанные

на сенсорной интеграции в режимных моментах.

Режим дня

Формы работы

Утренний прием

(первая половина дня)

Упражнения с рельефными мячиками, игры с детскими спортивными матами; сухой дождь (радужный дождь);

музыкальные книжки, напольные сенсорные дорожки:

мешочки с песком (полоса препятствий). Дидактические игры на материале твердых и мягких вкладок, мозаик,

матрешек, конструктивных,

разбирающихся по частям предметов и игрушек

НОД

Использование материалов с различной структурой (бархатная бумага, вата). Толкание тяжёлых предметов, игры с тяжёлым мячом.

Ползание ходьба, бег по неровной,

наклонной, ограниченной, неустойчивой поверхности.

Перетягивание каната.

Прыжки на мате, матраце, в мешке, на батуте, через скакалку.

 Прыжки с маракасами в руках.

Прыжки на палочке «лошадка» в ритме музыки.

Имитация движений животных. Движения под музыку, пение песен с движениями.

 Подражание позам и очерёдности движений.

Дневной сон

Прослушивание колыбельных песен, звуков природы в сочетании с  нструментальной музыкой,  релаксационная подушка,  релаксационные игрушки, повязка для глаз.

Заворачивание в одеяло, тяжёлые ткани, утяжеленное одеяло.

Игры и совместная

деятельность детей и

взрослых

Исследовательские игры с водой, с  песком, камешками, ракушками, в сухом бассейне, игры с надувными и плавающими предметами.

Футбол бумажным пакетом.

Броски в цель бумажных снежков.

Игры с мыльными пузырями. Перекатывание со спины на живот. Пролезание в ограниченное пространство, преодоление препятствий.

Пролезание в туннель.

Рассматривание книжек, картинок и фотоальбомов в кресле-мешке

Важно отметить, что весь материал, собранный в группе, доступен детям, полифункционален, постоянно трансформируется, безопасен, обеспечивает эмоциональное благополучие детей, игровую, познавательную, творческую и двигательную активность (в том числе развитие мелкой и крупной моторики).

 Для осуществления полноценного развития и воспитания ребенка - дошкольника необходимо согласование усилий дошкольного учреждения и семьи, в которой он воспитывается. И поэтому ведем политику сотрудничества с семьями воспитанников. Родители чаще всего не осознают, что трудности в развитии их ребенка, отклонения в поведении – результат неврологических нарушений, которые ребенок не может контролировать самостоятельно. Кажется, что ребенок поступает неадекватно намеренно. Поэтому ежедневно родителей информирую об актуальных задачах воспитания и обучения детей, о возможностях детского сада в решении задач.

Сотрудничество с семьей с коллегами строим по следующим направлениям:

вовлечение семьи в образовательный процесс, организованный дошкольным учреждением;

повышение психолого-педагогической культуры родителей осуществляется через родительские собрания и конференции, консультации. Оформляем папки -

передвижки, выпускаем информационные листы для родителей.

обеспечение единства воздействий детского сада и семьи в вопросах всестороннего развития воспитанников.

На начальном этапе провела анкетирование с родителями, которое позволило выявить проблемы в области сенсорного развития. На основе полученных результатов запланировала и провела индивидуальные, общие консультации, родительские собрания, на которых обсуждались следующие темы: «Сенсорное развитие ребенка», «Мир на ладошке», «Роль сенсорной интеграции в развитии детей дошкольного возраста», «Влияние изобразительной и конструктивной видов деятельности на развитие дошкольников с сенсорными нарушениями», «Возможности ребенка в дошкольном возрасте» и др. Информирую родителей о состоянии их детей. Широко используем информацию в родительских уголках, в папках - передвижках: «Как развивать сенсомоторную деятельность ребенка», «Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков», «Обеспечение здорового процесса обработки сенсорной информации в домашних условиях», составили книжку-раздвижку «10 эффективных сенсорных упражнений», которые обновляются по мере изучения упражнений.

Даём родителям рекомендации по организации сенсорной интеграции в домашних условиях. Также на личном сайте родителям предлагаем различный теоретический и практический материал по развитию детей, начиная с 2-летнего возраста.

В сотрудничестве с родителями по вопросам всестороннего развития договорились использовать методы и приемы направленные не на передачу готовых знаний ребенку, а о необходимости активизировать процесс познания через включение всех чувственных каналов. Здесь важно отметить, что родители охотно откликаются на совместную реализацию детских проектов, участвуют в создании самых разных коллекций, мини-музеев в группе. Конечно, чтобы достичь такого результата, необходима целенаправленная, систематическая и планомерная работа всего педагогического коллектива. При работе над вопросами сенсорной интеграции в ДОУ используются различные приемы и формы работы – это и дни открытых дверей, и организация работы Родительского клуба, в рамках которых разными специалистами детского сада: учителем-логопедом,  инструктором по физической культуре, музыкальным руководителем, воспитателями проводятся мастер-классы, круглые столы. Все это помогает сделать родителей нашими союзниками и вовлечь их в организацию педагогической деятельности.

Таким образом, метод сенсорной интеграции внедрен в образовательный процесс не только мной, но и педагогами ДОУ, что поспособствовало включению родителей в образовательный процесс, а также всестороннему развитию детей дошкольного возраста.

В результате проделанной работы, можно сделать вывод о том, что благодаря интеграции видов деятельности, форм и методов работы с детьми достигается высокий уровень в работе по сенсорному развитию, организации и построению познавательного процесса, формированию коммуникативной и эмоциональной сферы детей.

Список литературы и интернет ресурсов

1. Айрес Э. Дж. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития; М.: Теревинф, 2009.

2. Басилова Т. А., Александрова Н. А. Как помочь малышу со сложным нарушением в развитии; Пособие для родителей, М.: Просвещение, 2008.

3. Кислинг Улла.Сенсорная интеграция в диалоге: понять ребенка, распознать проблему, помочь обрести равновесие /Улла Кислинг; под ред. Е. В. Клочковой; М.: Теревинф, 2010.

4. Миненкова, И.Н. Обеспечение сенсорной интеграции в коррекционно- развивающей работе с детьми с тяжёлыми и или множественными нарушениями психофизического развития И.Н. Миненкова Обучение и воспитание детей в условиях центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации: учеб.- метод. пособие С.Е. Гайдукевич и др.; науч. ред. С.Е. Гайдукевич. — Мн: УО БГПУ им. М. Танка, 2007. — С. 86-92.

5. Ростомашвили Л. Н. Адаптивное физическое воспитание детей со сложными нарушениями развития. Учебное пособие /Л. Н. Ростомашвили. - М.: Советский спорт, 2009.

6. Эллнеби, И. Право детей на развитие И. Эллнеби. — Мн.: БелАПДИ — Открытые двери, 1997. — 131 с.

Приложение 1

Анкета

"Выявление интересов и знаний родителей воспитанников по вопросам сенсорного развития и воспитания дошкольников"

Уважаемые родители!

В рамках подготовки к родительскому собранию - "Сенсорное развитие детей младшего  возраста в условиях детского сада",  нам необходимо знать ваше  мнение по данному вопросу. Предлагаем вам ответить на вопросы данной анкеты.

1. Имеете ли вы представление, что такое сенсорное развитие и воспитание ребенка:

•        да;

•        нет;

 •       не знаю.

2. Как вы оцениваете необходимость сенсорного развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте:

•        считаю нужным;

•        не считаю нужным;

•        затрудняюсь ответить.

3. Созданы ли в ДОУ условия для сенсорного воспитания ребенка:

•   да;

 •  нет;

  • не знаю.

4. Имеется ли в вашей группе информация для родителей о сенсорном воспитании:

•        информация отсутствует;

•        есть, но воспитатель не обращает на нее внимание;

•        я не обращаю внимания  на информацию;

•        информация интересная, но не имеет практической значимости для меня;

 •        наглядная информация интересна и полезна для меня.

5. Как вы оцениваете уровень развития у вашего ребенка всех видов восприятия:

 • высокий;

 • средний;

•  низкий.

6. Есть ли у вас дома игра по сенсорному воспитанию:

•        да;

•        нет;

•         не знаю.

7. В какую игру по сенсорному воспитанию чаще всего ваш ребенок играет дома?_____________________________________________________________

8. Какая помощь от специалиста и воспитателя вам требуется по проблеме сенсорного развития вашего ребенка?

Приложение 2

Анкета для родителей «Знаете ли вы, что такое сенсорная интеграция?»

Опросник сенсорно-моторной истории для родителей детей раннего возраста

Этот опросник был разработан Шэрон Кермак и Элис Миллер в 90-х годах.

Он создан для того, чтобы помочь Вам понять, как процесс обработки сенсорной информации влияет на общее развитие Вашего ребенка. Некоторые вопросы относятся к реакциям ребенка на ощущения, включая прикосновения, движения, зрение, слух, вкус и запахи.

Другие вопросы относятся к вопросам саморегулирования ребенка и его поведения, включая уровень активности, питание, организованность и внимание, сон и социально-эмоциональные навыки, все те моменты, на которые сильно влияет процесс обработки сенсорной информации.

Все вопросы предполагают варианты ответов:

-  часто    

-  иногда

-  редко.

Чувства Прикосновения: 

Ваш ребенок…

1.         Избегает или не любит, когда у него грязные руки?

2.         Расстраивается при умывании лица?

3.         Расстраивается при расчесывании волос или стрижке ногтей?

4.         Предпочитает одежду с длинным рукавом даже когда жарко?

5.         Избегает носить одежду из определенных тканей?

6.         Имеет проблемы со сменой одежды при смене сезонов?

7.         Избегает ходить босиком, особенно по песку или траве?

8.         Раздражается от ярлычков на одежде?

9.         Жалуется, что носки неправильно одеты?

10.       Жалуется на сбитые, неровные простыни?

11.       Стремится вырваться, если удерживают или обнимают?

12.       Выражают дискомфорт, если к нему дружески прикасаются другие?

13.       Чаще предпочитает трогать других сам, чем позволять прикасаться к себе?

14.       Имеет тенденцию сталкиваться с другими или толкать их?

15.       Кажется чрезмерно боящимся щекотки?

16.       Кажется чрезмерно чувствительным к боли и беспокоится от малейшего пореза?

17.       Выказывает необычную потребность дотрагиваться до определенных текстур, поверхностей, игрушек?

18.       Часто тянет в рот предметы или одежду?

19.       Не может определить какую силу необходимо приложить, например, при поглаживании домашнего животного?

Движения:

 Ваш ребенок…

1.         Становится беспокойным или подавленным, когда ноги отрываются от земли?

2.         Избегает карабканья или прыжков?

3.         Демонстрирует нежелание участвовать в спортивных или подвижных играх?

4.         Кажется, что он боится ловить мяч?

5.         Выказывает страх падения или высоты?

6.         Не любит лифты или эскалаторы?

7.         Не любит ездить на машине?

8.         Не любит действий, когда голова наклонена вниз (как при мытье волос), или переворотов через голову?

9.         Любит, когда опрокидывают вниз головой или поднимают высоко вверх?

10.       Ищет возможности любых движений?

11.       Наслаждается каруселью и быстрой ездой?

12.       Часто и подолгу прыгает на кровати или любой другой пружинящей поверхности?

13.       Любит кружиться вокруг себя?

14.       Раскачивается телом или качает головой?

15.       Целенаправленно стукается головой?

16.       Бросается для развлечения на пол, стены, других людей?

17.       Слишком рискованно играет?

Визуальные: Ваш ребенок…

1.         Быстро теряет внимание к визуальным стимулам?

2.         Выражает дискомфорт от яркого света?

3.         Избегает или испытывает трудности при прямом визуальном контакте?

4.         С трудом выбирает один предмет из многих, как, например, при поиске определенной игрушки в коробке с игрушками?

Звуковые:

Ваш ребенок…

1.         Становится невнимательным или у него проблемы, когда вокруг очень шумно?

2.         Отрицательно реагирует на неожиданные или громкие шумы?

3.         Любит производить громкие звуки?

Вкус и запах: Ваш ребенок…

1.         Исследует предметы, обнюхивая их?

2.         Кажется раздраженным запахами, которых другие люди не замечают?

3.         Жует или лижет несъедобные предметы?

Навыки, относящиеся к ощущениям

Уровень активности:

Ваш ребенок…

1.         Имеет тенденцию быть особенно активным и все время в движении?

2.         Имеет тенденцию слишком суетиться, сидя на стуле во время еды или выполнения заданий?

3.         Имеет тенденцию быть неосторожным и импульсивным?

4.         В игре кажется агрессивным?

Питание:

 Ваш ребенок…

1.         Нуждается в помощи при кормлении?

2.         Как правило, ест неряшливо?

3.         Часто проливает жидкости?

4.         Слюнотечение?

5.         Имеет проблемы с жеванием?

6.         Имеет проблемы с глотанием?

7.         Имеет проблемы или не любит есть пищу, состоящую из кусочков, например, супы с кусочками продуктов?

8.         Набивает рот или кладет слишком много еды в рот сразу

Организованность:

Ваш ребенок…

1.         Часто теряет вещи, например домашнее задание или пальто?

2.         Легко теряется?

3.         С трудом переносит изменения в планах или ожиданиях?

4.         С трудом переключается с одного вида деятельности на другой?

5.         Нуждается в дополнительной помощи, чтобы начать задание или дело?

6.         Быстро становится рассеянным во время игры или работы?

7.         Имеет короткий период внимания?

Сон:

Ваш ребенок…

1.         Имеет нерегулярные промежутки сна?

2.         Часто просыпается ночью?

3.         С трудом засыпает?

4.         Нуждается в меньшем количестве сна, чем другие дети?

Социально-эмоциональные:

 Ваш ребенок…

1.         Плохо ладит с другими детьми своего возраста?

2.         Слишком восприимчив к критике?

3.         Кажется слишком беспокойным или испуганным?

4.         Имеет тенденцию быть тихим или замкнутым?

5.         Имеет тенденцию легко расстраиваться?

6.         Имеет тенденцию быть необычно конфликтным или упрямым?

7.         Часто подвержен вспышкам раздражения или злости?

8.         Кажется, что он нуждается в большей защите от жизни, чем другие дети?

Если вы много раз отметите «Часто», то скорее всего у Вас ребенок с нарушением обработки сенсорной информации. Из книги «Разбалансированный ребенок» Кэрол Сток Крановиц.

Приложение 3

СЕНСОРНЫЙ ПРОФИЛЬ РЕБЕНКА.

Ф.и.  ребенка______________________________________________________

Дата рождения_____________________________________________________

Наличие диагноза (какой?)_____________________________________________________

Есть ли снижение слуха у ребенка? ДА   НЕТ 

Есть ли нарушения в строении рта? ДА   НЕТ 

Есть ли нарушения физического зрения у ребенка? ДА   НЕТ 

Вестибулярный аппарат

Сенсорная Область

Да

С помощью взрослого

Нет

Пример (конкретно что) или другое

Необязательное заполнение

-Не любит неожиданных и резких перемещений в пространстве

-сам перемещается очень быстро

-ловкость при лазанье, балансировании.

- любит прыгать на батуте, с высоких препятствий, мебели

- качаться высоко на качелях, кататься с высоких горок

- стереотипно раскачивается

-любит кресло-качалки, игрушки-качалки, гамаки

- стереотипно вращается

- любит игры со взрослым типа верчения, кружения, подбрасывания

- любит карусели

-любить вращающиеся стулья

- бегает взад-вперед

-любит стоять вниз головой

- любит стоять на ступеньках эскалатора

-любит ездить вверх-вниз в лифте.

-вверх и вниз по эскалатору.

- езда в автомобиле, автобусе

-авиаперелеты

От 54-42 высокий, от 41-29 средний,  28-18 низкий


Мышечное чувство

Сенсорная Область

Да

Нет

Иногда

Пример (конкретно что) или другое

Необязательное заполнение

-Трудно обучить новому движению

-не принимает помощь взрослых или сопротивляется ей

-Не любит подниматься в горку, по лестнице

-Располагает руки и тело в необычной позе.

-Есть аутостимуляции с напряжением тела

-Конечностей

-Битьем себя по ушам и голове

-Зажимает уши при зевании

- хлопает в ладоши

-Ритмические сгибания и разгибания пальцев рук.

-Машущие движения пальцами либо всей кистью.

-Вычурный рисунок двигательных стереотипий.

- заворачивает себя в одеяло

- предпочитает узкие  места (например, за диваном)

-засыпает под тяжелым одеялом или при крепком обнимании

- настаивает на том, чтобы одеть узкую одежду

- часто лежит на полу

-Спотыкается и падает или натыкается на предметы,

-людей

-Изгибает спину, когда его держат или переносят.

- держит предметы в руке постоянно

- кладет предметы в рот

- скрипит зубами

- редко плачет, когда ему больно

-навязчиво обнимает и гладит детей

-не любит одевать шапку и перчатки

кусает сам себя или других,

щиплет кожу себе или другим.

Мимика (в том числе по фотографиям в данном возрасте): бедность мимических комплексов (улыбки, испуга, плача и т. д.).

Напряженность, неадекватные гримасы

От 90-70 высокий, от 69-49 средний, от 48-30 низкий


Движения.

Сенсорная Область

Да

Нет

Иногда

Пример (конкретно что) или другое

Необязательное заполнение

Движения заторможенные,

вялые

Медлительные,

Угловатые

Неуклюжие

Мешковатость

расторможенность, возбудимость

Двигательная порывистость,

 марионеточность движений.

Необычные граациозность, плавность движений

Особенности бега: импульсивность,

особый ритм, стереотипное перемежение с застываниями.

Бег с широко расставленными руками, на цыпочках.

Особенности походки: "деревянность" (на негнущихся ногах), порывистость, некоординированность,

 по типу "заводной игрушки" и т. д.

Разница моторной ловкости в привычной обстановке и вне ее.

От 42-33 высокий, от 32-23 средний, 22-14 низкий


Тактильное восприятие.

Сенсорная Область

Да

Нет

Иногда

Пример (конкретно что) или другое

Необязательное заполнение

-Избегает использовать руки для игры или уходом за собой

- не любит когда что-то липкое на его руках (пластилин, грязь, краска)

-  любит и не любит конкретную текстуру одежды

-Предпочитает длинные рукава и штаны, даже в теплой погоде.

- Плохая переносимость одежды, обуви, стремление раздеться.

-раздражают воротники, манжеты, ярлыки на одежде, грубые швы.

-не любит мыть руки, лицо с мылом, шампунем

- не любит мочить или подстригать волосы

-испытывает неприятные ощущения при касании или объятиях

- Чрезмерно боится щекотки

- предпочитает определенную температуру воды, воздуха (тепло, жара, горячо, холодно)

-Получает удовольствие от ощущения разрывания, расслоения тканей, бумаги, пересыпания круп.

-Обследование окружающего преимущественно с помощью ощупывания

От 39-31 высокий, 30-23 средний, 22-13 низкий


Сенсетивность рта.   Вкус.    Запах.

Сенсорная Область

Да

Нет

Иногда

Пример (конкретно что) или другое

Необязательное заполнение

- предпочитает пищу определенной консистенции

-предпочитает пищу определенного вкуса

-Непереносимость многих блюд.

-  лезет руками в рот, раздирает его

-предпочитает напитки с газом

-предпочитает напитки и пищу определенной температуры

- Стремление есть несъедобное.

- Сосание несъедобных предметов, тканей.

- стереотипно произносит  неречевые звуки(причмокивания, визг…)

- Обследование окружающего с помощью облизывания.

Гиперчувствительность к запахам.

Обследование окружающего с помощью обнюхивания.

-Не различает запахи съедобного и несъедобного

- Имеет тенденцию игнорировать неприятные ароматы, когда они присутствуют

От 42-33 высокий, 32-23 средний, 22-14 низкий

Звук

Сенсорная Область

Да

Нет

Иногда

Пример (конкретно что) или другое

Необязательное заполнение

- Отсутствие реакции на звук

- не показывает вид, что слышит, что люди говорят

Стремление к звуковой аутостимуляции: сминанию и разрыванию бумаги, шуршанию целлофановыми пакетами, раскачиванию створок двери.

- любит игрушки, которые издают конкретные звуки

- Ранняя любовь к музыке.

- Хороший музыкальный слух.  

-любит музыку и конкретные звуки, произведения, исполнителей

-Характер предпочитаемой музыки.

-Ее роль в осуществлении режима, компенсация поведения.

- любит, когда говорят с ним, как говорят в мультфильмах

- любит, когда  говорю мягким голосом, шепотом

- закрывает ушки

-  отрицательная реакция на музыку.

- Страхи отдельных звуков.

- плачет, когда  включают домашние электроприборы (посудомойку, пылесос)

- может слышать очень слабые звуки

- Предпочтение тихих звуков.

- Отсутствие привыкания к пугающим звукам.

вздрагивает при неожиданном звуке

От 57-45 высокий, от 44-32 средний, 31-19 низкий.


Зрение.

Сенсорная Область

Да

Нет

Иногда

Пример (конкретно что) или другое

Необязательное заполнение

-Упорный поиск определенных зрительных ощущений.

- Длительное вызывание стереотипной смены зрительных ощущений (при включении и выключении света, открывании и закрывании дверей, двиганий стекол полок, верчении колес, пересыпании мозаики и т. д.).

- выстраивает вещи в линию

- Стойкое стремление к созерцанию ярких предметов, их движения, верчения, мелькания страниц.

- стереотипные движения пальцами, кистью руки, предметом близко  около глаз. Задержка на этапе рассматривания своих рук, перебирания пальцев у лица.

- Рассматривание и перебирание пальцев матери.

- смотрит на предметы, скосив глаза

- смотрит на предметы из необычного угла зрения

-Зрительная гиперчувствительность: испуг, крик при включении света, раздвигании штор; стремление к темноте.

- часто закрывает глаза

- предпочитает темноту, неяркий свет

-любит играть в игры с повязкой на глазах, прозрачным платком, пакетом на голове

- избегает солнечного света

-прослеживает глазами за предметом

-отслеживает действия своей рукой (координация рука-глаз)

-Взгляд "сквозь" объект.

-"Псевдослепота"

-Сосредоточенность взгляда на "беспредметном" объекте: световом пятне, участке блестящей поверхности, узоре обоев, ковра, мелькании теней

. Завороженность таким созерцанием.

-Раннее различение цветов.

-Рисование стереотипных орнаментов

-Любит играть с мелкими предметами (бусинки, соломинки, кнопки)

-Любит собирать из блоков ЛЕГО, пазлы.

от 69-55 высокий, 54-40 средний, 39-23 низкий.

Таким образом, можно сделать вывод, что в результате проведенной работы были достигнуты следующие результаты:

  • Значительно улучшилась чувствительность к тактильным, зрительным,

звуковым, слуховым стимулам;

  •  Улучшилось осознание своего тела в пространстве;
  •  Снизился уровень двигательного беспокойства;
  • Значительно улучшилась двигательная координация;
  • Значительно улучшилась концентрация внимания;
  • Улучшилась способность к обучению и коммуникации;
  • Значительно улучшился эмоциональный фон.

Важно помнить, что сенсорная интеграция как вид определенных занятий целостна: она задействует все тело, все органы чувств и весь мозг. Когда мышцы работают слаженно, формируя адаптивное движение всего тела, они вместе с соответствующими суставами посылают в мозг хорошо организованные ощущения. Движения, в которые вовлечено все тело, также порождают множество вестибулярных импульсов, помогающих объединить другие сенсорные системы. Способность организовать эти ощущения и адекватно на них ответить. А применение сенсорной интеграции в условиях детского сада является необходимым звеном успешного образования и всестороннего развития детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему "Развитие вестибулярного аппарата методом сенсорной интеграции"

Выступление Делло Е.А.1 слайд.Здравствуйте,  уважаемые коллеги и члены жюри! Меня зовут Делло Е.А., я работаю воспитателем в разновозрастной  ресурсной группе с расстройством аутистического ...

Метод сенсорной интеграции в развитии дошкольников

Метод сенсорной интеграции в развитии дошкольников...

Исследовательская работа " Использование метода сенсорной интеграции в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками с ОВЗ"

Целью моего исследования было изучение теорретических и практических  аспектов применение метода сенсорной интеграции в работе сдетьми с ОВЗ....

"Коррекционное развитие детей с РАС методом сенсорной интеграции"

Консультация для родителей "Коррекционное развитие детей с РАС методом сенсорной интеграции"...

Мастер-класс для педагогов по физическому развитию и здоровью детей в ДОУ с использованием метода сенсорной интеграции.

Мастер-класс для педагогов по физическому развитию и здоровью детей в ДОУ с использованием метода сенсорной интеграции....