Главные вкладки

    Картотека пальчиковой гимнастики по лексическим темам в 1 младшей группе
    картотека по коррекционной педагогике (младшая группа) на тему

    Шаламова Оксана Сергеевна

    Пальчиковая гимнастика решает множество задач в развитии ребенка: способствует овладению навыками мелкой моторики; помогает развивать речь; повышает работоспособность головного мозга; развивает психические процессы: внимание, память, мышление, воображение; развивает тактильную чувствительность; снимает тревожность.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon kartoteka_palchikovoy_gimnastiki.doc80.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Картотека пальчиковой гимнастики по лексическим темам в 1 младшей группе

    Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

    Сентябрь

    1 неделя «Наша группа» «Встали пальчики»

     Этот пальчик хочет спать, (поочередно пригибать пальцы к ладошке, начиная с мизинца)

     Этот пальчик – прыг в кровать,

     Этот пальчик прикорнул,

    Этот пальчик уж заснул.

     Тише, тише, не шуми, (Затем большим пальцем касаться всех остальных – «будить»)

     Пальчики не разбуди.

     Встали пальчики – «Ура!» (С восклицанием «Ура!» — кулачки разжать,

     В детский сад идти пора!      широко расставив пальцы.)

    2 неделя «Игрушка: Мишка».
    - Мишка топает ногой,              (Топаем "ножками" – пальчиками)
    - Мишка топает другой, 
    - Ух, как веселится 
    - В доме половица!

    - А пока танцует Мишка, 
    - Мы похлопаем в ладоши.               ( Хлопаем в ладоши).
    - Вместе с лисонькой-плутишкой 
    - Будем зрителями тоже.

    3 неделя «Листопад, листопад – листья желтые летят»

     Раз, два, три, четыре, пять, (загибаем пальчики, начиная с большого).

     Будем листья собирать.  (сжимаем и разжимаем кулачки)

     Листья березы, (загибаем пальчики, начиная с большого)

     Листья рябины,

     Листики тополя,

     Листья осины,

     Листики дуба мы соберем,

     Маме осенний букет отнесем. («шагаем» по столу средним и указательным пальцами)

    4 неделя «Сбор урожая» (овощи)

    В огороде много гряд,          (Сжимают и разжимают пальцы.)

    Тут и репа, и салат,               (Загибают пальцы поочерёдно.)

    Тут и свёкла, и горох,

    А картофель разве плох?

    Наш зелёный огород             (Хлопают в ладоши.)

    Нас прокормит целый год.

    Октябрь

    1 неделя «Я в мире человек»

     «Части тела»

     У меня есть голова,              (Слушаем стихотворение и указываем на соответствующие части тела.)

    Грудь, живот, а там – спина,

    Ножки – чтобы поскакать,

    Ручки – чтобы поиграть.

    2 неделя «Что такое хорошо, что такое плохо»

    Дружба
    Дружат в нашей группе (Хлопают в ладоши.)
    Девочки и мальчики.
    Мы с тобой подружим    (Стучат кулачками друг об друга.)
    Маленькие пальчики.
    Раз, два, три, четыре, пять (Загибают пальчики поочередно, начиная с мизинца.)
    Будем снова мы считать.

    Раз, два, три, четыре, пять (Загибают пальчики поочередно, начиная с мизинца, на др. руке.) 
    Мы закончили считать.

    3 неделя «Мой город»

     Город – это улицы, проспекты и дома (ладонь правой руки лежит на столе, производить поочередные постукивания пальцами  по столу)

     Площади, музеи, парков тишина. (ладонь левой руки лежит на столе, производить поочередные постукивания пальцами по столу).

     Блеск огромных стекол,

     Праздничных витрин,  (разводить пальцы в стороны и соединять).

     Быстрое движенье  (круговые движения руками, согнутыми в локтях).

     Прохожих и машин. (указательные и средние пальцы «бегут» по столу, остальные сжаты в кулак).

    4 неделя «Транспорт»

    Будем пальчики сгибать – (Загибаем пальцы, начиная с мизинца)
    Будем транспорт называть:
    Автомобиль и вертолёт,
    Трамвай, метро и самолёт.
    Все пальцы мы в кулак зажали,
    Все виды транспорта назвали. («Встряхиваем» ладонями)

    Ноябрь
    1 неделя «Знакомство с городскими профессиями»
     

    Повар

    Повар для нас приготовит котлеты,    (имитировать руками приготовление пирожков)

    Торт испечёт и мясные рулеты.         (сделать круг руками; развести руки в стороны)

    Словно волшебник на кухне творит,         (соединить все пальцы обеих рук с большим)

    Будет отличный у всех аппетит.  (сжать кулачки, поднять большие пальцы вверх)

    Почтальон 
    Что принес нам почтальон?         Сжимать и разжимать кулаки.
    С толстой сумкой ходит он.         Шагать пальчиками по столу.
    Перевод, журнал, газету,             Загибать пальцы, начиная с большого.
    В бандероли 2 кассеты.
    И письмо от тети Вали,
    Чтоб ее приезда ждали.

    2 неделя «Знакомство с магазином»

    3 неделя «Комнатные растения»

    На окно скорее глянь:

    Здесь у нас цветет герань. (загибают пальцы в кулачок, начиная с мизинца)

    А здесь красавец бальзамин,  

    Амариллис рядом с ним.

    Фуксия, бегония –

    Мы все названья помним!  (раскрывают ладошку)

    Мы взрыхлим цветы, польем  (пошевеливают опущенными пальцами вниз)

    Пусть подрастают день за днем. (обе ладошки соединяют «бутоном», поднимают над головой и раскрывают «цветком»).

    4 неделя «Оденем куклу на прогулку»

    Я надену сапоги,         (Показываем на ноги, туловище, голову.)

    Курточку и шапку.

    И на руку каждую     (Одна рука выпрямленными пальцами вверх, другая –

    проводит по мизинцу и ребру ладони, показывая

    направление надевания перчаток.)

    Натяну перчатку.        (Смена рук.)

    Декабрь

    1 неделя «Здравствуй, зима»

    Снег ложится на дома,  (Руки разводим в стороны, ладонями вниз)

    Улицы и крыши.         (руки «домиком»)

    Тихо к нам идет зима,  (палец к губам, «идем» указательным и средним пальцами одной руки)

    Мы ее не слышим. (рука за ухом).

    2 неделя «Зимующие птицы»

    Я зимой кормлю всех птиц:   (Загибают и разгибают пальцы, перечисляя птиц)

    Голубей, ворон, синиц,

    Воробьев и снегирей –

    Вот кормушка у дверей.   (показывают одной рукой на кормушку)

    Дам им булки, пшенной каши,  (загибают и разгибают пальцы, перечисляя корм)

    Дам им зерна, семена.

    А синице дам я сало,

    Пусть клюет его она.  (собранными в щепотку пальцами имитируем движения).

    3 неделя «У елочки в гостях»

    Елочка, елочка,                (шевелим всеми пальчиками)

    Колкая иголочка.             (указательным пальцем «колем» ладошку)

    Протянула ветки,              (вытянуть руки вперед)

    А на них конфетки,           (вращаем кулачками)

    Звездочки,                            (сжимаем – разжимаем пальцы)

    Фонарики,                          (большой палец соединяем с остальными)

    Золотые шарики.              (изображаем шарик)

    4 неделя «Новогодний праздник»

    Закрывайте двери,         (руки ставим ладонями к себе, переворачиваем от себя)

    Закрывайте двери           (закрываем ладошками глаза)

    Закрывайте уши,             (закрываем ушки)

    Закрывайте нос.              (закрываем нос)

    Ходит, бродит по дорогам   (ходим указательным и средним пальцами)

    Старый дедушка Мороз!    (изображаем бороду, усы)

    Щиплет уши, щиплет нос,   (щипаем названные части тела)

    Щиплет щечки дед Мороз.

    Январь

    1 неделя «Зима. Зимняя одежда»

    Сыплет белый, снежный пух,   (плавно опускаем кисти рук сверху вниз)

    Устилает все вокруг.    (разводим руки в разные стороны)

    Пух на шапках,               (показываем на названные вещи)

    Пух на шубках,                (или поочередно загибаем пальцы)

    Пух на бровках,

    Пух на губках.

    Как щекотно – ух!        (щекочем себя и встряхиваемся)

    Кто щекочет – пух!      (ладошки перед собой, дуем на них)

    2 неделя «Домашние животные»

    Раз, два, три, четыре, пять,       (поочередно загибаем пальчики на левой руке)

    Как животных мне назвать?

    Самых близких, самых верных –

    Каждый знает их, наверно (хлопаем в ладоши).

    Лошадь, корова, собака и кошка (указательным пальцем левой руки загибаем пальцы на правой руке)

    Как назовем их?

    Подумай немножко (разводим руки в стороны, как бы спрашивая у окружающих)

    В доме с хозяином дружно живут (изображая руками крышу дома над головой),

    Значит, домашними все их зовут.

    3 неделя «Домашние животные и их детеныши»

    У мамы кошки есть котенок,  («Кошка» - указательный и мизинец вытянуты и  чуть согнуты, средний и безымянный сжаты в кулак)

    У мамы козы – козленок,  («Коза» - указательный и средний)

    У собаки есть сынок – («Собака» - выпрямить ладонь, согнуть указательный и отогнуть большой в сторону)

    Не собачонок, а щенок!  (показываем «Собака» левой рукой).

    4 неделя «Дикие животные»

    Жил- был зайчик         (хлопают в ладоши)

    Длинные ушки            (три пальца в кулак, указательный и средний – ушки)

    Отморозил зайчик           (сжимают и разжимают пальцы обеих рук)

    Носик на опушке.           (трут но).

    Отморозил носик,          (сжимают и разжимают пальцы обеих рук)

    Отморозил хвостик           (гладят кобчик)

    И поехал греться             (крутят руль)

    К ребятишкам в гости.

    Там тепло и тихо,            (разжимают кулаки обеих рук)

    Волка нет,                  (хлопают в ладоши)

    И дают морковку на обед.    (поглаживают живот ладонью ведущей руки по часовой стрелке)

    Февраль

    1 неделя «Дикие животные и их детеныши»

    Дружат малые зайчата,      (ритмичное касание мизинцев обеих рук)

    Дружат в озере бобры, (ритмичное касание безымянных пальцев обеих рук)

    Дружат в небе комары,  (ритмичное касание средних пальцев обеих рук)

    Дружат милые ежата,  (ритмичное касание указательных пальцев обеих рук)

    Дружат даже медвежата (ритмичное касание больших пальцев обеих рук)

    Вот как разыгрались,

    По лесу разбежались!  (руки опустить, потрясти кистями)

    2 неделя «Мебель»

    На кроватке мы поспали,          (Руки под щёку.)

    Вещи в шкаф уже убрали.        (Свободно двигаем руками – «убираем вещи».)

    Мы на стуле посидели              (Ладонью одной руки накрываем кулак другой.)

    И за столиком поели.                (Вращательные движения рукой с  

                                                               воображаемой ложкой.

    3 неделя «Посуда»

    Из тарелок, как один,            (Ладони вместе перед собой «тарелка».)

    Суп мы ложками едим.         (Вращательные движения рукой с воображаемой ложкой.)

    Вилкой кушаем котлеты,      (Указательный и средний пальцы выпрямлены, большой палец придерживает безымянный и мизинец – «держим вилку».)

    Ножик режет нам омлеты.    («Режем» прямой ладонью взад-вперёд.)

    4 неделя «Русские народные сказки»

    Будем пальчики считать,        

    Будем сказки называть:         (Загибаем поочередно пальчики)

    Три медведя, Теремок,

    Колобок - румяный бок!

    Репку мы не забываем,

     Знаем Волка и козлят

    - Этим сказкам каждый рад!   (Сжимать и разжимать пальчики)

    Март

    1 неделя «Я и моя семья»

    Этот пальчик – дедушка,           (поочередно загибаем пальцы, начиная с большого)

    Этот пальчик – бабушка,

    Этот пальчик – папочка,

    Этот пальчик – мамочка,

    Этот пальчик – я,

    Вот и вся моя семья.                   (покрутить кулачком)

    2 неделя  «Мамин праздник»

    Мамочка хорошая,  (воздушный поцелуй над ладонью)

    Мамочка любимая!  (поцелуй над другой ладонью)

    Очень я ее люблю,   (сдуваем с ладони поцелуй)

    Поцелуи ей дарю! (поцелуй сдуваем с другой ладони)

    3 неделя «Народная игрушка»

    У Матрешиной сестрицы    (ритмичные удары пальцами правой руки, начиная с указательного, по левой ладони)

    По деревне небылиц    (ритмичные удары пальцами левой руки, начиная с указательного по правой ладони)

    Ходит утка в юбке,  

    В теплом полушубке,  (загибают пальцы на руках, начиная с больших)  

    Курочка – в жилете,

    Петушок – в берете,

    Коза – в сарафане,

    Заинька – в кафтане,

    А всех их пригоже    (ритмичные чередующиеся хлопки в ладоши и удары кулачками)

    Корова в рогоже.

    4 неделя «Устное народное творчество»

              Зайка

    Зайка, зайка, где твой хвост?             ( хлопки)

    - Вот, вот, вот!                                     (руки за спиной)

    Зайка, зайка, где твой нос?                 (хлопки)

     -  Вот, вот, вот!                                    (показать нос)

     Зайка, зайка, лапы где?                       (хлопки)

    -  Вот, вот, вот!                                      (показать руки)

    Зайка, зайка, ушки где?                        (хлопки)

    - Вот, вот, вот!                                       (показать ушки)

    Апрель

    1 неделя «Весна»

     «Кап-кап-кап», - капель звенит,    (стучим правым указательным пальцем по левой ладошке)

    Словно с нами говорит.               (стучим левым указательным пальцем по правой ладошке)

    Плачут от тепла сосульки              (руки поднимаем вверх, кисти рук опускаем вниз, пальцы разводим, трясем кистями)

    И на крышах талый снег.                (соединяем руки над головой углом)

    А у всех людей весною                    (разводим руки в стороны)

    Это вызывает смех!                         (хлопаем в ладоши и улыбаемся)

     

    2 неделя «Одежда весной»

    Стирка

    Раз, два, три, четыре, пять        (последовательно соединяют пальцы  одной руки с пальцами другой руки)

    Будем вещи мы стирать:              (загибать пальчики поочередно в кулачок)

    Платье, брюки и носочки,

    Юбку, кофточку, платочки.

    Шарф и шапку не забудем –

    Их стирать мы тоже будем.          (кулачки имитируют стирку)

    3 неделя «Домашние птицы и их детеныши»

    Есть у курицы цыплёнок,      (Большим пальцем поочерёдно касаются остальных, начиная с мизинца.)

    У гусыни есть гусёнок,

    У индюшки – индюшонок,

    А у утки есть утёнок.

    У каждой мамы малыши –    (Перебирают пальцы по очереди.)

    Все красивы, хороши.

    4 неделя «Дикие животные весной»

    Ежик

    Мы нашли колючий шарик,

    Нам его не удержать.

    Шарик крутится в ладошках,

    Шарик хочет убежать. (дети крутят между ладонями массажные мячи)


    Шарик наш живой и теплый,   (смотрят на мяч, держа его в ладонях)
    На кого же он похож?
    )
    Прыгнул шарик на дорожку —
    Оказалось…это еж!
     (дети опускают руки, мячи падают и катятся по полу)

    Май

    1 неделя «Растения»

    Цветок

    Вырос цветок на весенней полянке,   (неплотно соединяют ладони)

    Нежную голову робко поднял.    (поднимают руки перед собой)

    Ветер подул – он качнулся неловко,  (покачивают ладонями перед собой)

    Вперед и назад, налево, направо.  (вперед и назад, налево, направо)

    2 неделя «Фрукты, Ягоды»

    Апельсин

    Мы делили апельсин -            

    (Двумя руками «держат» предполагаемый апельсин)

    Много нас, а он один.

    (Показывают сначала десять пальцев, а потом один)

    Эта долька – для ежа,

    (Загибают большой палец руки)

    Эта долька – для стрижа,

    (Загибают указательный палец)

    Эта долька для утят,

    (Загибают средний палец)

    Эта долька – для котят,

    (Загибают безымянный палец)

    Эта долька – для бобра,

    (загибают мизинец)

    А для волка – кожура.

    (Бросают предполагаемую кожуру рукой)

    Он сердит на нас – беда!!!

    (Делают испуганный вид)

     Разбегайся кто куда!
    (Делают движения руками в стороны)

    Ягоды

    Ягоды - это крыжовник,    (указательным пальцем одной руки пересчитывают,

    Клюква, черника, брусника,    сгибая, пальцы на другой руке)

    Малина, клубника, шиповник,

    Смородина и земляника.

    Запомнил ягоды я наконец.       (приподнимают плечи, удивляются.

    Что это значит?              

    Я – молодец!                  (большой палец вытягивают вперед)

    3 неделя «Насекомые»

    Дружно пальчики считаем -    (сжимают и разжимают пальцы)

    Насекомых называем.    

    Бабочка, кузнечик, муха,   (поочередно сгибают пальцы в кулачок,

    Это жук с зеленым брюхом.     начиная с большого)

    Это кто же тут звенит?              (вращают мизинцем)

    Ой, сюда комар летит!

    Прячьтесь!                           (прячут руки за спину).

    4 неделя «Что есть на нашем участке» (Знакомство с участком)

    Дерево

    И.П. расположить кисти рук перед собой, ладонями к себе. Пальцы разведены в стороны и напряжены. После выполнения упражнения встряхнуть кисти рук.

    В поле дерево стоит,

    Ветер ветки шевелит. (покачивать руками из стороны в сторону)

    Дует ветер нам в лицо,

    Закачалось деревцо. (покачивать руками вниз – вверх, не сгибая пальцы)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Картотека пальчиковой гимнастики по лексическим темам

    Отличная картотека для практикующих логопедов. Пальчиковая гимнастика по всем лексическим темам. Могут даже использовать те, которые работают по Нищевой....

    Картотека пальчиковой гимнастики по лексическим темам

    Методические рекомендации для родителей по развитию речи....

    Пальчиковая гимнастика по лексическим темам (1 младшая группа )

    "Пальчиковые игры" - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. В ходе "пальчиковых игр" ребенок, повторяя движения взрослых, достигает хорошего развития мелкой мотори...

    Картотека пальчиковой гимнастики по лексическим темам для детей 5-6 лет. Старшая группа.

    Картотека пальчиковой гимнастики поможет учителям-логопедам детских садов сократить время при написании конспектов, повысить уровень развития мелкой моторики дошкольников и повысить интерес детей к за...

    Картотека пальчиковой гимнастики по лексическим темам для детей 6-7 лет. Подготовительная группа.

    Картотека пальчиковой гимнастики поможет учителям-логопедам детских садов сократить время при написании конспектов, повысить уровень развития мелкой моторики дошкольников и повысить интерес детей к за...

    Картотека пальчиковой гимнастики по лексическим темам для детей старшего дошкольного возраста групп компенсирующей направленности

    В картотеке представлены такие лексические темы как "Осень", "Овощи", "Фрукты", "Лес. Грибы. Ягоды" и другие. Данную картотеку рекомендуется использовать в корр...

    Картотека пальчиковой гимнастики по лексическим темам в подготовительной группе

    Картотека пальчиковой гимнастики по лексическим темам в подготовительной группеЦель:Развивать речь, память, мышление, воображение, творческую фантазию и эмоциональную сферу детей, снимать умственное и...