Пальчиковая гимнастика по лексическим темам (1 младшая группа )
материал (младшая группа) на тему

"Пальчиковые игры" - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. В ходе "пальчиковых игр" ребенок, повторяя движения взрослых, достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию, письму.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл palchikovaya_gimnastika_pervaya_mladshaya.docx35.39 КБ

Предварительный просмотр:

                                        Сентябрь

                                 Тема: «Фрукты»

                                                "Апельсин"

Мы делили апельсин -            

(Двумя руками «держат» предполагаемый апельсин)

Много нас, а он один.

(Показывают сначала десять пальцев, а потом один)

Эта долька – для ежа,

(Загибают большой палец руки)

Эта долька – для стрижа,

(Загибают указательный палец)

Эта долька для утят,

(Загибают средний палец)

Эта долька – для котят,

(Загибают безымянный палец)

Эта долька – для бобра,

(загибают мизинец)

А для волка – кожура.

(Бросают предполагаемую кожуру рукой)

Он сердит на нас – беда!!!

(Делают испуганный вид)

 Разбегайся кто куда!
(Делают движения руками в стороны)

 

                                                 

                                                    «Лимон»

Жёлтый-жёлтый наш лимон,  

(Одноимённые пальцы соединяются подушечками – показываем лимон.)

Кислым соком брызжет он.    

(Пальцы резко разводим в стороны.)

В чай его положим                  

(Соединяем большой, указательный и средний пальцы одной руки и

«опускаем лимон в чай».)

Вместе с жёлтой кожей.         

(Пальцы в том же положении, делаем вращательные движения –

 «помешиваем чай».)

   

                                          Тема: «Овощи»

                                             «Капустка»

Мы капустку рубим, рубим.

 (Вместе с ребенком ударяйте ребрами ладоней по крышке стола)

Мы морковку трем, трем.

 (Сожмите руки в кулачки и трите ими друг о друга)

Мы капустку солим, солим.

(Делайте движения, имитирующие посыпание солью)

А потом все жмем, жмем.

(Сжимайте и разжимайте кулачки).

                                             «Овощи»

В огороде много гряд,        

 (Сжимают и разжимают пальцы.)

Тут и репа, и салат,              

(Загибают пальцы поочерёдно.)

Тут и свёкла, и горох,

А картофель разве плох?

Наш зелёный огород             

(Хлопают в ладоши.)

Нас прокормит целый год.

                                       Октябрь

                           Тема: «Осень. Деревья»

                                           «Грабли»

Листья падают в саду,

Я их граблями смету.

( ладони обращены к себе, пальчики переплетены,

 выпрямлены и тоже направлены на себя).

                                            «Дождик»

Дождик, дождик, лей, лей,              

На меня, на детей.

(машут кистями рук над головой)

На детей по ложечке,

на меня по крошечке.

(хлопают в ладоши)

А на бабушку Ягу лей по целому ведру.

(поднимают руки вверх, затем быстро опускают вниз и стучат

кулачками по коленочкам).

                                            «Деревья»

Здравствуй, лес,                  

Дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

(Поднять обе руки ладонями к себе, широко расставить пальцы.)

                      Тема: «Наше тело и уход за ним»

                                                     «Это Я»

Это глазки. Вот. Вот.                (Показываем левый, правый глаз

Это ушки. Вот. Вот.                  Берёмся за правое, левое ухо

Это нос. Это рот.                     Одной рукой – рот, другой - нос

Там спинка. Тут живот.            Одной рукой - спину, другой - живот

Это ручки. Хлоп. Хлоп.              Хлопаем в ладоши

Это ножки. Топ. Топ.                Топаем ножками

Ой, устали. Вытрем лоб.            Вытираем лоб рукой.)

                                             «Водичка»

 Водичка, водичка,                    Трут ладонями лицо

Умой моё личико,                     

Чтобы глазоньки блестели,        Показывают глаза

Чтобы щёчки краснели,             Показывают щёки

Чтоб смеялся роток,                 Показывают рот

Чтоб кусался зубок.                 Стучат зубами

                                 

                                   Тема: « Одежда»

                                             «Одежда»

Я надену сапоги,      

(Показываем на ноги, туловище, голову.)

Курточку и шапку.  

И на руку каждую     

(Одна рука выпрямленными пальцами вверх, другая – проводит по мизинцу и ребру ладони, показывая направление надевания перчаток.)

Натяну перчатку.      

(Смена рук.)

                                 Тема: «Обувь»

                                   «Обувь»

Обуваем ножки бегать по дорожке.  (Двумя пальцами «шагают» по столу.)

Повторяй за мной слова:                    (Сжимают и разжимают пальцы.)

Ножка – раз, ножка – два!                  (Ставят два пальца на стол и поднимают по одному.)

В магазине покупают                          (Сжимают и разжимают пальцы.)

И на ножки надевают

Папа, мама, брат и я –                         (Загибают пальцы на руках.)

Любит обувь вся семья.                      («Шагают» пальцами по столу.)

                                         Ноябрь  

                    Тема: «Домашние животные»

 «Кошка»

Вот, убрав царапки,     («Моем руки».)

Кошка моет лапки.

Мордочку и ушки        (Круговые движения ладонью по лицу.)

На своей макушке.      (Чуть согнутые ладошки движутся за ушами –  

                                       показываем, как кошка моет ушки.)

                           

                                 «Домашние животные»

"Мяу",-котёнок,     - одновременно на двух руках соединить 
                                    большой и указательный палец

"Му",- телёнок,     - 
средний с большим
"Ме",- козлёнок,     - безымянный с большим
"Гав",- щенок     - 
мизинец с большим
Дружно песни распевают     - 
сжимают и разжимают кулаки
Ждут хозяйку у ворот.     - 
"ворота"-ладони соединяют вместе.

                               

                        Тема: «Домашние птицы»

«Домашние птицы и их детёныши»

Есть у курицы цыплёнок,      

(Большим пальцем поочерёдно касаются остальных, начиная с мизинца.)

У гусыни есть гусёнок,

У индюшки – индюшонок,

А у утки есть утёнок.

У каждой мамы малыши –    (Перебирают пальцы по очереди.)

Все красивы, хороши.

                                  «Зёрна курочка клюёт»

Зёрна курочка клюёт,        (Обе ладошки вместе отклоняем от себя.)

И цыплятки тут как тут.   (Щепотки «клюют» по очереди.)

В воду уточка нырнёт,      (Ладошки вместе «ныряют» вперёд.)

А цыплятки не нырнут.    (Погрозили пальчиком.)

                                    Тема: «Дикие животные»

                                       «Заяц и ёжик»

Заяц и ёжик навстречу друг другу     

(Указательные и средние пальцы обеих  рук «идут» навстречу друг другу.)

Шли по дорожке по полю, по лугу.

Встретились – и испугались они.      (Стукнуть кулачками.)

Быстро бежали – поди догони!          (Снова пальцы «идут», но теперь в разные стороны.)

                           Тема: «Животные севера»

                                     «Пингвины»

Два пингвина пошли гулять

(Руки сжимают в кулаки, большие пальцы вытягивают и синхронно передвигают по столу)

А вторые догонять

(Указательные пальцы начинают «скакать»)

Третьи пингвины бегом

(«скачут» средним пальцем ещё быстрее)

А четвёртые пешком

(По столу не спеша передвигают безымянными пальцами)

Пятые поскакали

(Кулаками раскрывают полностью: начинают «скакать»  мизинцы

А затем расслабленные ладони падают на стол).

И в конце пути упали.

                                        Декабрь  

                                 Тема: « Зима»

                                            «Зима» 

Снег ложится на дома,     (Руки разводим в стороны, ладонями вниз.)

Улицы и крыши.               (Руки «домиком».)

Тихо к нам идёт зима,      (Палец к губам. «Идём» указательным и средним        

                                              пальцами одной руки.)

Мы её не слышим…         (Рука за ухом.)

                                    Тема: «Зимующие птицы»

                                            «Гуленьки» 

Где вы, где вы, гуленьки?             (Пальцами обеих рук производить движения

                                                      вверх – вниз).

Прилетайте на кровать,

Начинайте ворковать.

                    Тема: «Зимние забавы и развлечения»

 «Зимние забавы»

Что зимой мы любим делать?      (Поочерёдно соединяют большой палец с      

                                                         остальными.)

В снежки играть,

На лыжах бегать,

На коньках по льду кататься,

Вниз с горы на санках мчаться.

                            Тема: « Новый год»

                               «Новогодний праздник»

- Здравствуй, Дедушка Мороз!   (Ладонь поглаживает подбородок – «бороду» Деда Мороза.)

Что в подарок нам принёс?         (Руки вперёд ладонями вверх.)

- Громкие хлопушки,                   (Хлопнуть в ладоши.)

Сладости, игрушки.                     (Вертим кистями.)

                                      Январь

                              Тема « Мебель»

                                        «Мебель»

На кроватке мы поспали,          (Руки под щёку.)

Вещи в шкаф уже убрали.        (Свободно двигаем руками – «убираем вещи».)

Мы на стуле посидели              (Ладонью одной руки накрываем кулак другой.)

И за столиком поели.                (Вращательные движения рукой с  

                                                           воображаемой ложкой.)

                           Тема: «Электроприборы»

Пылесос, пылесос,          (ритмичное сгибание пальцев обеих рук, ладони        смотрят вперёд)

  Ты куда суёшь свой нос?  (то же, но ладони смотрят  друг к другу)

  Я жужжу, я жужжу,   (соприкосновение кончиков пальцев)

  Я порядок навожу.

                                Тема: «Инструменты»

                                               «Пила»

Пила, пила, пили быстрей,

Мы строим домик для зверей.

(ребром ладони «пилим» по другой).

                             

                                «Туки-туки молотком»

Туки-туки молотком, (стучим кулачками по очереди один об другой)

Строю, строю новый дом.  (показываем над головой крышу)

Будет он большой, как ель  (вытягиваем руки вверх)

Будут окна, будет дверь.  (разводим руки в стороны)

                                        Февраль

                             Тема: «Профессии»

                                             «Повар»

Повар для нас приготовит котлеты,(имитировать руками приготовление пирожков)

Торт испечёт и мясные рулеты.(сделать круг руками; развести руки в стороны)

Словно волшебник на кухне творит,(соединить все пальцы обеих рук с большим)

Будет отличный у всех аппетит ( сжать кулачки, поднять большие пальцы вверх)

                               Тема: «Транспорт»

                                     «Я теперь шофёр»

Папа мне купил машину,

Значит я теперь шофёр.

Открываю я кабину,

Завожу мотор.

На педали нажимаю,

По площадке разъезжаю.

                                                   «Би-би»

По шоссе идут машины,       (Крутим воображаемый руль.)

По асфальту едут шины.      (Локти прижаты к туловищу, ладони двигаются параллельно друг другу.)

По дороге не беги,                (Погрозили пальцем.)

Я скажу тебе: «Би-би».        (Рука сжата в кулак, большой палец выпрямлен – «сигналим».)

                                        Тема: «Игрушки»

                                   «Я с игрушками играю»

Я с игрушками играю: (Руки перед собой, сжимаем-разжимаем пальцы обеих рук.)

Мячик я тебе бросаю,  (Протягиваем руки вперёд – «бросаем мяч».)

Пирамидку собираю,   (Прямые кисти ладонями вниз поочерёдно кладём друг на друга несколько раз.)

Грузовик везде катаю. (Двигаем перед собой слегка раскрытой кистью правой руки – «катаем машинку».)

                                         

                                                 «Мяч»

Мой весёлый круглый мяч, (Одной рукой бьём по воображаемому мячу.)

Щёки круглые не прячь!      (Смена рук.)

Я тебя поймаю,                     (Двумя руками, соединив одноимённые пальцы, показываем мяч.)

В ручках покатаю!               (Покатали воображаемый мяч между ладоней.)

                                         Март

                                 Тема: «Семья»

                                       «Моя семья»

Этот пальчик - дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

А вот этот пальчик – я.

(Поочередное разгибание сжатых в кулак пальцев, начиная с большого)

Вот и вся семья!

(Сжатие в кулак и разжатие всех пальцев одновременно)

                                   Тема: «Посуда»

                                       «Посуда»

Из тарелок, как один,            (Ладони вместе перед собой «тарелка».)

Суп мы ложками едим.         (Вращательные движения рукой с воображаемой ложкой.)

Вилкой кушаем котлеты,      (Указательный и средний пальцы выпрямлены, большой палец придерживает безымянный и мизинец – «держим вилку».)

Ножик режет нам омлеты.    («Режем» прямой ладонью взад-вперёд.)

                               Тема: «Продукты питания»

                                  «Пирожки и плюшки»

Муку в тесто замесили,      (Сжимают и разжимают пальцы.)

А из теста мы слепили       (Прихлопывают ладонями, «лепят».)

Пирожки и плюшки,          (Поочерёдно разгибают пальцы, начиная с мизинца.)

Сдобные ватрушки,

Булочки и калачи –            (Обе ладони разворачивают вверх.)

Всё мы испечем в печи.

Очень вкусно!                    (Гладят животы.)

                                    Тема: «Весна»

                                   «Капают капели»

Вот уж две недели        (Опускаем по очереди руки вниз, пальцы вместе.)

Капают капели.        

Снег на солнце тает      (Руки ладонями вниз разведены в стороны.)

И ручьём стекает.         (Обе руки ладонями вниз двигаются в одну сторону.)

                                                     

                                                           Апрель

                        Тема: «Перелётные птицы»

Пришла весна,   (Поочередное загибание пальцев на каждое слово)
сосульки тают,
Запели первые ручьи,
 (Хлопки на каждое слово)
Медведь берлогу
покидает,
          (Имитация походки медведя всеми пальцами по коленям)
А на полях кричат грачи.    (
Ритмичные хлопки на каждое слово)

                                          Май

                           Тема: «Насекомые»

                                              «Жук»

Мы пошли гулять на луг,      («Идём» указательными и средними пальцами  обеих рук.)

А по лугу ползал жук!           (Одна рука «ползёт» по бедру или по одной руке.)

                                       Тема: «Цветы»

                                            «Ромашки»

Ромашки белые цветки –                (Ладонь вперёд, пальцы раздвинуть – это «ромашка».)                                                                                                          Как пальцы маленькой руки.

И вот слетаются жуки                    (Перебираем пальцы «руки-ромашки» по одному.)

Считать ромашки лепестки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пальчиковая гимнастика по лексическим темам в группе ЗПР

Пальчиковая гимнастика по лексическим темам группы ЗПР в соответствии с перспективным планом на весь учебный год....

Картотека развития общей моторики, артикуляционной и пальчиковой гимнастики по лексическим темам для детей подготовительной к школе логопедической группы (по мет.рекомендациям О.С. Гомзяк)

Картотека состоит из 36 карточек (36 лексических тем) с комплексом из упражнений для развития общей моторики, артикуляционной и пальчиковой гимнастики. Лексические темы в своей основе идут по занятиям...

Картотека пальчиковой гимнастики по лексическим темам для детей 5-6 лет. Старшая группа.

Картотека пальчиковой гимнастики поможет учителям-логопедам детских садов сократить время при написании конспектов, повысить уровень развития мелкой моторики дошкольников и повысить интерес детей к за...

Картотека пальчиковой гимнастики по лексическим темам для детей 6-7 лет. Подготовительная группа.

Картотека пальчиковой гимнастики поможет учителям-логопедам детских садов сократить время при написании конспектов, повысить уровень развития мелкой моторики дошкольников и повысить интерес детей к за...

Картотека пальчиковой гимнастики по лексическим темам в 1 младшей группе

Пальчиковая гимнастика решает множество задач в развитии ребенка: способствует овладению навыками мелкой моторики; помогает развивать речь; повышает работоспособность головного мозга; развивает психич...

Картотека пальчиковой гимнастики по лексическим темам (подготовительная группа)

Цель:Развивать речь, память, мышление, воображение, творческую фантазию и эмоциональную сферу детей, снимать умственное и психологическое напряжение во время занятий, развивать координацию и моторику...

Пальчиковая гимнастика по лексическим темам. Младшая группа

Пальчиковая гимнастика по лексическим темам....