Главные вкладки

    Пальчиковая гимнастика по лексическим темам в группе ЗПР
    картотека по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа) на тему

    Горбунова Юлия Викторовна

    Пальчиковая гимнастика по лексическим темам группы ЗПР в соответствии с перспективным планом на весь учебный год.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл palchik_gimn.docx34.13 КБ

    Предварительный просмотр:

    МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №115»

    Картотека пальчиковой гимнастики в группе ЗПР «Неваляшка»

    Воспитатель: Горбунова Ю.В.

    Пальчиковая гимнастика

    Овощи

    У капусты есть кочан (соединить одноименные пальцы, разведя ладони)

    Словно капля – баклажан (обе руки движутся снизу вверх – показываем баклажан)

    И горох для внука (показать колечко поочередно всеми пальцами).

    Дед сказал: « У перца – вовсе форма сердца» (нарисовать указательными пальцам в воздухе сердечко)

    Фрукты

    Дети в сад по утру вышли (загибают поочередно пальцы начиная с мизинца)

    (Смена рук)

    Персик, слива, груша, вишня,(загибают поочередно пальцы начиная с мизинца)

    Апельсин и мандарин (загибают по очереди большие пальцы)

    Их встречали, как один (руки пожимают друг друга).

    Осень.Деревья.

    Лист у клена и каштана – (раскрыть ладонь левой руки, затем правой)

    Как ладони великана. (поднять вверх руки с раскрытыми пальцами)

    У березки, у березки – (показать руками стволы)

    Белый ствол и листья – слезки.(нарисовать в воздухе указательными пальцами капельку)

    А у тоненькой рябинки

    Листья – сложные картинки.(ладони перед собой, пальцы чуть растопырить)

    Пальчиковая гимнастика

    Посуда

    (Произнося выделенные слова, загибаем пальцы сначала на правой, затем на левой руке).

    Вилки, ложки и ножи

    Ты к обеду положи.

    Не забудь еще тарелки –

    И глубоких дай, и мелких.

    И стаканы - под компот,

    И салфетки – под расход.

    Хлеб и соль поставь на стол –

    Скажут люди: «Хлебосол!»

    (Развести руки в стороны, ладонями вверх)

    Домашние животные

    Кучерявая овечка (показать кудряшки на голове)

    Переходит через речку.(«Идем» указательным и средним пальцами)

    Щуря желтые глаза, (прищурить глаза)

    Ей на встречу шла коза.(показываем «рога», пальцы над ушами)

    - Не пущу тебя, овечка, (наклонить голову с «рогами» вперед)

    Не пройдешь ты через речку! (погрозить указательным пальцем)

    Лошадь мимо проходила ( пальцы собраны в щепоть, поочередно поднимаем и опускаем руки)

    И овечку пропустила.(руки отвели в сторону – жест, означающий «Пропускаю»).

    Хлеб . Продукты питания.

    Пироги.

    Мы печем отличные

     Пироги пшеничные.(«пекут» пироги - одна ладошка сверху, другая - снизу)

     Кто придет к нам покупать

     Пироги отличные? (трут ладони друг о друга)

     Папа, мама, брат, сестра,

     Пес лохматый со двора.

     И другие все, кто может, (сжимают и разжимают пальцы)

     Пусть приходят с ними тоже.(при повторении массируют пальцы на другой руке)

    Моя страна

    Здравствуй!

    Здравствуй, солнце золотое!    (дети пальцами правой руки по очереди «здороваются» с пальцами левой, похлопывая друг друга кончиками, начиная с  больших пальцев)

    Здравствуй, небо голубое!

    Здравствуй, вольный ветерок!

    Здравствуй, маленький дубок!

    Мы живём в одном краю –

    Всех я вас приветствую!     (переплетают пальцы «замочком» и поднимают руки над головой)        

    Пальчиковая гимнастика

    Перелетные птицы

    Птицы в небе тают, тают –

    Птицы к югу улетают.

    (машем руками, постепенно поднимая их вверх.)

    Все, растаяли вдали.

    (Ладонь «козырьком» ко лбу.)

    Аист, цапли, журавли.

    (Загибаем по очереди мизинец, безымянный и средний пальцы)

    Домашние птицы

    Утка плещется в пруду (машем кистями от себя, пальцы выпрямлены)

    У хозяйки на виду. (приставить руку козырьком ко лбу)

    Быстро к берегу плывет (машем кистями, пальцы согнуты)

    И с воды идет на взлет.(машем руками-крыльями)

    Во дворе ее соседка –

    Это курочка –наседка.(руки полукругом перед собой – как наседка «придерживает» цыплят)

    Под крылом – ее цыплята,

    Очень дружные ребята. (пальцы каждой руки собраны в щепоть,поочередно «клюют» корм).

    «Игрушки»

     На большом диване в ряд

     Куклы Катины сидят:(попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками)

    Два медведя, Буратино,

     И веселый Чиполлино,

     И котенок, и слоненок. (загибают поочередно все пальчики)

    1, 2, 3, 4, 5 (разгибают поочередно пальчики)

     Помогаем нашей Кате

     Мы игрушки сосчитать. (попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками)

    Одежда. Обувь.

    Зимняя одежда

    Мама свяжет дочке (вяжем на спицах)

    Шарфик (провести ладонью по шее и отвести руку за плечо – «перекидываем шарф»)

    И носочки, (показать на ноги)

    Шапочку и варежки, (показать на голову и кисти)

    Чтоб не мерзнуть Вареньке.(погрозитьуказательным пальцем)

    Пальчиковая гимнастика

    Дикие животные.

    -Что в лесу опять стряслось?-

    Удивился старый лось.(показать растопыренные рога)

    - Это дерево упало – (обе руки параллельно друг другу опускаем вниз)

    Дров бобру на зиму мало! («рубим дрова»)

    Головой качает рысь:(указательные и средние пальцы на голове – «уши» и покачать ими)

    -Ну-ка звери, берегись! (погрозить пальцем)

    Зима

    «Пирог»

    Падал снег на порог.(Дети два раза медленно

    опускают ладони на стол.)

    Кот слепил себе пирог. (Показывают, как лепят пирог.)

    А пока лепил и пек,

    Ручейком пирог утек.(«Бегут» пальчиками обеих рук по столу.

    Пирожки себе пеки (Опять показывают, как пекут пирог.)

    Не из снега — из муки.

    Наш город. Наша улица.

    Здравствуй.

     Здравствуй, Солнце золотое!

     Здравствуй, небо голубое!

    Здравствуй, вольный ветерок!

    Здравствуй, маленький дубок!

     Мы живем в одном краю -

     Всех я вас приветствую!(Пальцами правой руки поочереди «здороваться» с

    пальцами левой руки,похлопывая друг другакончиками.)

    Новый год. Елка.

    Ждали праздника мы долго. (потереть ладони)

      Наконец пришла зима.(Пальцы «идут» по столу, поколенкам.)

      Наконец пришла зима

      В гости ёлку привела. (Пальцы показывают Ёлочку,указательные пальцы сцепляются)

      К ёлке все мы подошли,

      Хороводы завели. (Круговые движения кистями рук.)

      Покружились, поплясали,

      Даже чуточку устали.(Кисти рук опустить, расслабить)

      Дед Мороз скорей приди,

      Нам подарки принеси. (Ладони прижать друг к другу, потом протянуть вперёд.)

    Пальчиковая гимнастика

    Семья. Человек. Части тела

    Части тела.

    Очень сложен человек(указательный палец на лбу, нахмуриться)

    Двое глаз и двое век (указательным пальцем показываем на глаза, затем на веки)

    И – внимательно смотри!-(указательные и средние пальцы «идут» от глаз в направлении висков)

    Уха два и две ноздри (показываем на уши и ноздри)

    А вот  пальчиков по пять, (растопырить пальцы на обеих руках)

    Чтобы ими все держать. (хватающий жест руками).

    Тема: Наш дом. Мебель.

    «Муха строит новый дом»

    Ох, ох, что за гром?               (Руки прижаты к щекам, наклоны головы в стороны)

    Муха строит новый дом.       (Движение руками, имитирующие работу молотком)

    Молоток: стук-стук,               (Хлопки руками перед собой)

    Помогать идет петух.             (Руки внизу за спиной, шаги с высоким подниманиемног, согнутых в коленях.)

    Стол стоит на толстой ножке («стол»),

    Рядам стульчик у окошка («стул»),

    Два бочонка под столом («бочонки» обеими руками).

    Вот такой я видел дом («дом»).

    Транспорт.

    Идет на взлет, идет на взлет,

    Винты вращая вертолет (круги рукой над головой).

    Идут туда (правой рукой показать влево),

    Идут сюда (левой рукой показать вправо)

    По звонким рельсам поезда.(правая рука справа, а лева - слева описывают круги от себя, руки движутся параллельно друг другу)

    И пароходы, корабли (ладони, соединенные кончиками пальцев – «домиком», движутся вперед пальцами вверх)

    Уходят в море от земли.(машем рукой на прощание)

    Пальчиковая гимнастика

    Электроприборы

    (самомассаж подушек пальцев, один палец на одну строку)

    Любопытен пылесос-              1

    Он везде сует свой нос.           2

    Шарит щеткой по углам-         3

    Нет ли сора, пыли там?            4

    Перегладил много брюк           5

    (смена рук)

    Электрический утюг.                5

    Он в одежде знает толк-           4

    Гладил хлопок, гладил шелк.   3

    Тут и лампочка зажглась –       2

    И горела , не ленясь!                 1

    Профессии

    Каменщик из кирпичей(кладем правую руку на левую, левую на правую и

    Стену строит. Дом ничей.т.д.)

    Я – маляр, я стены крашу,(водим кистью вверх, вниз)

    Потолок и кухню вашу. (красим «потолок»)

    Я-электрик. Свет включу,(включаем свет, нажимая большим пальцем)

    Только лампочку вкручу.(вкручиваем лампочку)

    Приходите в новый дом(ладони «домиком»)

    И живите долго в нем!(развести руки в стороны)

    Защитники отечества

    Не допустят к нам войну,(обе ладони от себя)

    Защитят свою страну:(руки соединить перед собой)

    (Загибаем пальцы начиная с мизинца на правой, левой руке)

    Пограничник, вертолетчик,

    Врач военный и танкист

    (смена рук)

    А еще – десантник, летчик,

    Снайпер и артиллерист.

    Времена года

    (соединяем пальцы в колечки)

    Мы, конечно, любим лето:

    Летом все теплом согрето,

    (смена рук)

    Но за ним приходит осень,

    Хоть ее мы и не просим.

    (смена рук)

    А потом идет зима –

    И бела, и холодна.

    (смена рук)

    За зимой идет весна –

    Вновь тепло несет она.

    Женский день

    Много мам на белом свете,

    Всех их очень любят дети!

    Разводят руки в стороны, затем крепко обхватывают

     себя за плечи.

    Журналист и инженер,

    Повар, милиционер,

     разные важны!

    Разводят руки, поднимают ладошками вверх. - «фонарики».

    Бытовые услуги. Почта

    Весна в природе

    (соединяем пальцыв колечки)

    Тает снег,уходит лед,

    И на речке – ледоход

    (смена рук)

    Скоро к нам придет апрель-

    С крыш опять польет капель.

    Птицы

    Перелетные птицы

    Тили-тели, тили-тели -

    С юга птицы прилетели!

    Скрещивают большие пальцы, машут ладошками.

    Прилетел к нам скворушка -

    Серенькое перышко.

    Жаворонок, соловей

    Торопились: кто скорей?

    Цапля, лебедь, утка, стриж,

    Аист, ласточка и чиж -

    Поочередно сгибают пальцы на обеих руках, начиная с

    мизинца левой руки.

    Все вернулись, прилетели,

    Снова, скрестив большие пальцы, машут ладошками.

    Песни звонкие запели!

    Указательным и большим пальцами делают клюв –

    «птицы поют».

    Космос

    Космонавтом хочешь стать? Важно строго по порядку все быстрее, без оглядки. Так в ладошки ударять, чтоб самим на удивленье. Все шестнадцать упражнений 

    Без ошибок показать! Не прохлопать, не зевнуть,

    Так держать к победе путь! Если здорово играть,

    Можно лучшей парой стать в состязании проворном,

    Интересном и задорном. Кто точнее и быстрее? 

    Кто всех лучше и резвее? Вот она как!

     Вот как он!  Эта пара - чемпион! 

    Мет.указ. Дети встают парами, кладут ладошки на ладошки друг другу, ударяют по ладошкам,  кто сверху, затем меняются.

    Дикие животные жарких стран

      «СЛОН»

     

     В зоопарке стоит слон,

     Уши, хобот – всё при нём.

     Головой своей кивает,

     Будто в гости приглашает.

     Средний палец опущен. С однойстороны

     он зажат мизинцем ибезымянным, а с другой –указательным и большим.

    Шевелить средним пальцем,

    качать кистью.

    Комнатные растения. Цветы.

    На окно скорее глянь:

    Здесь у нас цветет герань.

    А здесь красавец бальзамин,

    Амариллис рядом с ним.

    Фуксия, бегония -

    Сгибают пальцы в кулачок, начиная с мизинца.

    Мы все названья помним!

    Раскрывают ладошку.

    Мы взрыхлим цветы, польем,

    Пошевеливают опущенными вниз пальцами.

    Пусть подрастают день за днем!

              Обе ладошки соединяют «бутоном», поднимают над головой и        

    раскрывают «цветком».

    Насекомые

    Дружно пальчики считаем

    Насекомых называем:

    (сжимаем и разжимаем пальцы)

    Бабочка, кузнечик, муха,

    Это жук с зеленым брюхом.

    (Поочередно сгибаем пальцы в кулак)

    Это кто же тут звенит?

    (вращаем мизинцем)

    Ой, сюда комар летит!

    Прячьтесь!

    (прячем руки за спину)

    День Победы

    Аты — баты, аты — баты! (поочерёдно «шагают» указательным и средним пальцами правой и левой руки)

    На парад идут солдаты!

    Вот идут танкисты,

     Потом артиллеристы,

    А потом пехота – Рота за ротой.

    Дикие животные севера

    Тёпы-тяпы, тёпы-тяпы, (ладошками с плотно сомкнутыми  пальчиками похлопывают по коленям или по столу, руки при этом неподвижны) Это ласты, а не лапы. У тюленей ласты эти Носят мамы, папы, дети. Новогодние игрушки Праздник приближается, (поднимают руки вверх «к макушке ёлки» и, опуская вниз, разводят в стороны) Ёлка наряжается. Мы развешали игрушки: (указывают ладонями на себя и разводят их в стороны) Бусы, шарики, хлопушки. (показывают ладонями бусы на груди, очерчивают ладонями форму шара перед собой, хлопают в ладоши) А здесь фонарики висят, (крутят ладошками в воздухе – «фонарики») Блеском радуют ребят.
    Лето

     (загибаются пальцы по одному на каждый счет)

    Вот за что люблю я лето?

    Лето солнышком согрето.

    Два – в лесу растет трава.

    Три – ромашки – посмотри!

    А четыре  - это лес,

    Полный сказок и чудес.

    Пять – купались мы опять.

    Шесть – пора грибов поесть.

    Семь – малины я поем.

    Восемь – сено мы покосим.

    Девять – бабушка идет,

    Землянику нам несет.

    Десять – все вокруг в листву одето.

    Вот за что люблю я лето!)

    Школа

    «Наши пальчики»

      Мы писали, мы писали,

      А теперь все дружно встали.

      Ножками потопали,

      Ручками похлопали.

      Мы писали, мы писали,

      Наши пальчики устали.

      Мы немножко отдохнем –

      И опять писать начнем.

     

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Пальчиковая гимнастика по лексическим темам (1 младшая группа )

    "Пальчиковые игры" - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. В ходе "пальчиковых игр" ребенок, повторяя движения взрослых, достигает хорошего развития мелкой мотори...

    Картотека развития общей моторики, артикуляционной и пальчиковой гимнастики по лексическим темам для детей подготовительной к школе логопедической группы (по мет.рекомендациям О.С. Гомзяк)

    Картотека состоит из 36 карточек (36 лексических тем) с комплексом из упражнений для развития общей моторики, артикуляционной и пальчиковой гимнастики. Лексические темы в своей основе идут по занятиям...

    Картотека пальчиковой гимнастики по лексическим темам для детей 5-6 лет. Старшая группа.

    Картотека пальчиковой гимнастики поможет учителям-логопедам детских садов сократить время при написании конспектов, повысить уровень развития мелкой моторики дошкольников и повысить интерес детей к за...

    Картотека пальчиковой гимнастики по лексическим темам для детей 6-7 лет. Подготовительная группа.

    Картотека пальчиковой гимнастики поможет учителям-логопедам детских садов сократить время при написании конспектов, повысить уровень развития мелкой моторики дошкольников и повысить интерес детей к за...

    Картотека пальчиковой гимнастики по лексическим темам в 1 младшей группе

    Пальчиковая гимнастика решает множество задач в развитии ребенка: способствует овладению навыками мелкой моторики; помогает развивать речь; повышает работоспособность головного мозга; развивает психич...

    Картотека пальчиковой гимнастики по лексическим темам для детей старшего дошкольного возраста групп компенсирующей направленности

    В картотеке представлены такие лексические темы как "Осень", "Овощи", "Фрукты", "Лес. Грибы. Ягоды" и другие. Данную картотеку рекомендуется использовать в корр...

    Картотека пальчиковой гимнастики по лексическим темам в подготовительной группе

    Картотека пальчиковой гимнастики по лексическим темам в подготовительной группеЦель:Развивать речь, память, мышление, воображение, творческую фантазию и эмоциональную сферу детей, снимать умственное и...