Лэпбук по развитию мелкой моторики рук и развитию речи "Развиваем руку -развиваем речь".
статья по коррекционной педагогике (старшая группа) по теме

Недомолкина Анна Николаевна

Лэпбук – сравнительно новое средство обучения. Лэпбук - это книжка-раскладушка с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в которую помещены материалы на одну тему. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                        Лэпбук по развитию мелкой моторики рук и развитию речи

                                          «Развиваем руку – развиваем речь»

Интерактивное дидактическое пособие «Лэпбук», является одной из форм в работе по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста. Мой лэпбук, это копилка игр и дидактических пособий для детей старшего дошкольного возраста на развитие мелкой моторики и развитие речи, так как присутствует лексическая тема « Животные».

Развитие мелкой моторики – это одно из самых важных направлений развития детей младшего дошкольного возраста. И не случайно! Развивая детские пальчики, мы не только помогаем ребенку научиться виртуозно владеть своими руками, но и:

- стимулируем развитие речи у ребенка (зоны мозга, ответственные за мелкие движения пальцев тесно связаны с зонами мозга, отвечающими за речь человека; давно доказано, что деятельность по развитию мелкой моторики рук стимулирует также и развитие речи у детей);

- помогаем развивать интеллект ребенка в целом;

- готовим руку ребенка к освоению таких важных навыков, как письмо

Содержание:

  1. «Обведи по точкам» (изображения различных животных)

Цель: развитие у детей целостного восприятия предметов, обучение выполнению плавных линий без отрыва карандаша от бумаги.

На листе бумаги с помощью точек нанесен контур рисунка. Ребенку необходимо соединить все точки рисунка одной линией, стараясь не отрывать карандаш от бумаги.

  1. « Штриховка»  (изображения различных животных, например заштриховать только лесных животных)

Цель: развитие тонкой моторики рук.

Упражнение заключается в штриховке различных фигурок. Можно использовать самые различные виды штриховки: по вертикали, горизонтали, диагонали, петлями, волнистыми линиями и т. п.

  1. «Шнуровка», карточки игра «Кто что ест» (в карточках с изображением животных и пищи для шнуровки присутствуют отверстия )

Цель: воспитывать у детей способность контролировать свои достижения, уровень развития крупной и мелкой моторики, инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности, способность к волевым усилиям.

  1. Игры с прищепками , игра « Чей хвост?» ,для развития словоизменения(волк-волчий).

 Цель: учить детей подбирать нужные прищепки, в данном варианте хвост к животному, развивать мелкую моторику рук, тактильные ощущения.

  1. Разрезные картинки с изображением животных, для развития восприятия целостности предмета. «Собери картинку»

Цель: учить правильно собирать изображение предмета из отдельных частей; соотносить образ представления с целостным образом реального предмета, действовать путём прикладывания.

  1. «Зашумленные картинки» .Раскрашивание определённых животных.

Цель: развитие зрительного восприятия, мелкой моторики рук.

Что такое лэпбук?

Лэпбук (lapbook) - в дословном переводе с английского значит «наколенная книга» (lap - колени, book - книга). Это такая небольшая самодельная папка, которую ребёнок может удобно разложить у себя на коленях и за один раз просмотреть всё её содержимое. Но, несмотря на кажущую простоту, в ней содержатся все необходимые материалы по теме.

Лэпбук – сравнительно новое средство обучения. Лэпбук - это книжка-раскладушка с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в которую помещены материалы на одну тему. Это отличный способ закрепить определенную тему со школьниками и с дошкольниками, осмыслить содержание книги, провести исследовательскую работу, в процессе которой ребенок участвует в поиске, анализе и сортировке информации.

Лэпбук обычно выглядит как интерактивная книжка, информация в которой представлена в виде открывающихся окошек, вынимающихся и разворачивающихся листочков и прочих забавных деталей. Они, с одной стороны, призваны привлечь интерес ребенка к самой папке. А с другой стороны, это прекрасный способ подать всю имеющуюся информацию в компактной форме.

Зачем нужен лэпбук?

Он помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал (особенно если ваш ребенок визуал). Взрослым визуалам такая форма обучения тоже понравится.

Это отличный способ для повторения пройденного. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную своими же руками книжку.

Ребенок научится самостоятельно собирать и организовывать информацию – хорошая подготовка к написанию рефератов и курсовых.

Лэпбук хорошо подойдет для занятий в группах, где одновременно обучаются дети разных возрастов. Можно выбрать задания под силу каждому (для малышей – кармашки с карточками или фигурками животных, например, а старшим детям – задания, подразумевающие умение писать и т.д.) и сделать такую коллективную книжку.

Создание   лэпбука является одним из видов совместной деятельности взрослого и детей. А может быть еще и формой представления итогов проекта или тематической недели.

- Лэпбук отвечает требованиям ФГОС ДО к предметно-развивающей среде:

информативен;

полифункционален: способствует развитию творчества, воображения.

пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера);

обладает дидактическими свойствами;

является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;

вариативной (есть несколько вариантов использования каждой его части);

его структура и содержание доступно детям дошкольного возраста;

обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.

С чего начать создание лэпбука?

Определитесь с темой будущего лэпбука. Тема может быть любая. В данном случае « Развитие мелкой моторики у старших дошкольнив на основе лексической темы «Животные»» . После того, как вы определились с темой, составьте план будущего лэпбука, т.е. какие под темы вы хотите раскрыть – это и будет содержание наших мини-книжечек. Советую начать с 5-7 пунктов (книжек), но вообще здесь нет ограничений.

Для каждой темы выберите подходящий конверт, книжку или какую-нибудь открывающуюся коробочку и т.д.

Что нужно, чтобы сделать лэпбук?

Для создания лэпбука вам понадобятся такие материалы: 

Обычная бумага, цветная бумага для принтера, но и просто белые листы, если их хорошо оформить и раскрасить, смотрятся очень неплохо.

Ножницы.

Клей-карандаш для бумаги, ПВА.

Степлер.

Скотч.

Картонная папка-основа (покупаем или можно ее сделать своими руками).

Вырезаем детали, приклеиваем все на свои места. А после этого начинаем занятия с ребенком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Влияние развития мелкой моторики руки на развитие речи детей"

Предлагаемая консультация может проводиться, как занятие в клубе по интерсам для воспитателей "Педагогическая мозаика". Цель: разнообразить техники, материалы и игровой материал в работе с детьми, исп...

«Влияние развития мелкой моторики руки на развитие речи детей».

Чем раньше начнётся воздействие, тем лучше будет результат. И ещё, занятия должны вызывать у самого ребёнка благоприятное эмоциональный отклик. Дополнительные занятия дома для родителейРазвитие м...

Семинар-практикум «Влияние развития мелкой моторики руки на развитие речи детей»

Показать, как в различных видах деятельности можно использовать задания на развитие мелкой моторики, речи и мышления в их взаимосвязи....

Особенности развития мелкой моторики кисти руки, ее роль в развитии речи у дошкольников

Мелкая моторика - это тонкие движения кистей и пальцев рук человека, она - необходимая составляющая многих действий человека: предметных, орудийных, трудовых, - выработанных в ходе культурного развити...

Консультация для воспитателей: «Влияние развития мелкой моторики руки на развитие речи детей».

Консультация для воспитателей: «Влияние развития мелкой моторики руки на развитие речи детей»....

«Влияние развития мелкой моторики руки на развитие речи детей»

В данной статье опмсано  как мелкая моторика рук влияет на развитие речи у детей дошкольного возраста...

Влияние развития мелкой моторики руки на развитие речи детей

Ученые – нейробиологи и психологи, занимающиеся исследованиями головного мозга и психического развития детей, давно доказали связь между мелкой моторикой руки и развитием речи. Дети, у которых ...