Консультация для воспитателей "Влияние развития мелкой моторики руки на развитие речи детей"
методическая разработка (средняя,старшая,подготовительная группа) на тему

Самойленко Марина Геннадьевна

Предлагаемая консультация может проводиться, как занятие в клубе по интерсам для воспитателей "Педагогическая мозаика". Цель: разнообразить техники, материалы и игровой материал в работе с детьми, использование здоровьесберегающих технологий в развивающем обучении детей, в частности для улучшения качества развития речи. Дополнительный материал, который не вошёл в описание игр в силу своего объёма, можно найти по ссылке, приведённой в тексте. Если работа вызовет интерес - хотелось бы получить отзывы и пожелания. С уважением, воспитатель МБУ д/с №210 "Ладушки" г. о Тольятти Самоленко Марина Геннадьевна

Скачать:


Предварительный просмотр:

Клуб по интересам для воспитателей «Педагогическая мозаика».

«Влияние развития мелкой моторики руки на развитие речи детей».

1 часть: историческая:

           Учёные, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки, в частности - это движения пальцев и кистей рук.

           Влияние мануальных, т.е. ручных действий на развитие мозга человека было известно ещё во 11 веке до нашей эры в Китае, Японии и Индии. Древние специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев (типа нашей «Сороки - белобоки» и других) приводят в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии.

           Японский врач Намикоси Токудзиро создал оздоравливающую методику воздействия на руки. Он утверждал, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук расположено множество акупунктурных точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные.

           По насыщенности биологически активными зонами кисть не уступает уху и стопе. Медики установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, массаж указательного – положительно воздействует на состояние желудка, безымянного – на печень и почки, мизинца – на сердце.

           В Китае распространены упражнения ладоней с каменными и металлическими шарами.

Регулярные упражнения с шарами улучшают память, умственные способности, устраняют эмоциональное напряжение, улучшают деятельность сердечно – сосудистой и пищеварительной систем, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус.

           В Японии для достижения этих же целей широко используются упражнения с грецкими орехами и шестигранными карандашами.

           В Индии существует разработанная йогами гимнастика пальцев и кистей рук – это хасты и мудры (сложение пальцев рук определённым образом для замыкания определённых энергетических каналов для оздоровления организма).

           Талантом нашей русской народной педагогики созданы игры «Ладушки», «Сорока – белобока», «Коза рогатая» и другие. Их значение до сих пор достаточно не осмыслено взрослыми. Многие родители и педагоги видят в них развлекательное, а не развивающее, оздоравливающее воздействие. Исследования отечественных физиологов также подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Работы В.М.Бехтерева доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи.

2 часть: теоретическая:

           У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

           Исследования М.М.Кольцовой доказали, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. А развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов у малыша. Она доказала, что благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев.

           Так, на основе проведённых опытов и обследования большого количества детей

Л.В. Фоминой была выявлена общая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.

           В связи с этим в системе воспитания и обучения детей предусмотрены специальные воспитательно-коррекционные мероприятия в данном направлении: физическое укрепление мышц кистей рук и развитие мелкой моторики. Этому способствуют такие виды методик, как пальчиковая и кистевая гимнастика с использованием стихов, песенок, попевок и народных сказок, массажи с растиранием пальчиков и массажёрами для рук, игры с орехами, каштанами, шишками, мелкими игрушками, катание шестигранных карандашей между ладонями, народные игры с ладошками, театр теней рук, движения-подражания кистями и пальцами рук, складывание рисунков из палочек, рисование букв и геометрических рисунков на столе или в воздухе, можно на спине пальчиком.

           Очень хорошо данные методики вводить в минутки здоровья на занятиях или между ними, так как простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, всего речевого аппарата, снимают умственную усталость и заторможенность после активной умственной работы. Они способны улучшить произнесение многих звуков, а значит – развивать речь ребёнка.

           Для диагностики состояния мелкой моторики рук в детском саду не обязательно использовать какие-то специальные методики. Достаточно воспитателю обращать внимание на то, как ловко он держит чашку, ложку, вилку, карандаш, как действуют пальчики при лепке, как пластично двигаются ладони при умывании. Например, если в

4 года ребёнок не умеет в пригоршне доносить воду до лица – значит, у него отстаёт в развитии мелкая мускулатура.

Для снятия силовых показателей развития динамометрической силы кистей рук, существует специальный прибор динамометр. Он работает по аналогии с эспандером ручным: чем сильнее сжимаешь ручку прибора, тем лучше показатель. Есть таблица показателей для разных возрастных групп, соответственно которой определяется степень развития силы кистей рук. Хотя и здесь можно применить нестандартные приёмы исследования – игры «Рукопожатие», «Свистящая резиновая игрушка», «Держи крепко»: удерживание в руке бутылочки с водой и другие.

           Обнаружив отставание у ребёнка, стоит заняться с ребёнком развитием мелкой моторики и подсказать родителям о дополнительных занятиях дома. Чем раньше

начнётся воздействие, тем лучше будет результат. И ещё, занятия должны вызывать у самого ребёнка благоприятное эмоциональный отклик. В противном случае эмоциональное напряжение от неприятного занятия вызовет обратный эффект – блокировку, т.е. действия не будут иметь результата. Поэтому чем и с чем ребёнку лучше тренировать свои пальцы и руки лучше обсудить с ним самим (одним больше нравятся игры с массажёрами, другим с карандашами и т.д.).

3 часть: практическая.

Материал: набор игрушек киндер-сюрприз на устойчивой основе, колючие массажные резиновые мячики или пластмассовые шарики - массажёры, грецкие орехи, каштаны, цветные карандаши. Материал по количеству участников клуба.

  1. Игры с предметами (для детей):
  1. «Киндер-спортсмен»: манипуляции с мелкими игрушками (киндер сюрпризы устойчивой формы) – удерживать на раскрытой ладони, поднимая её вверх и вниз, либо совершая колебательные движения, как на качелях; удерживать киндер на каждом пальчике (вытянутом), усложнение – поднимать и опускать руку выше – ниже; перекидывать киндер из ладони в ладонь, подкидывая киндер как можно выше.
  2. «Жонглёры»;  1) подбрасывание грецких орехов, каштанов в одной руке, 2) из руки в руку, 3) друг другу, 4) перекладывание по верху  с перекладыванием ловящей рукой в подкидывающую 2-х, 3-х предметов (как в цирке).
  3. «Пиратские игры» - манипуляции с неподточенными цветными карандашами:  1) зажимать карандаш между соседними пальцами (все пальцы), усложнение – совершать колебательные движения карандашом; 2) удерживать равновесие карандаша, положенного на вытянутый палец (все пальцы); зажимать карандаш одним пальцем, сгибая палец крючком (все пальцы); 3) «пиратские игры»: одна рука ладонью вниз лежит на столе, пальцы раздвинуты широко, карандаш во второй руке, поставлен на тыльную сторону ладони. Карандаш «прыгает» (как пираты тыкали ножом) между пальцами и возвращается назад. Движения идут от большого пальца к мизинцу. Разновидность – после каждого «прыжка» карандаш возвращается на тыльную сторону ладони (на исходное место). Вначале движения делаются медленно. С улучшением уровня координации движения убыстряются по желанию детей. У каждого ребёнка скорость выполнения своя. То же с другой руки.

2. «Колобок – колючий бок» - сказка массаж с колючим мячиком (по авторской  

    технологии «Сказки-массажи на минутках здоровья»). Материал можно найти по ссылке http://nsportal.ru/sites/default/files/skazki-massazhi.samoylenko_m.g.doc

3.«Сказка на ладошке»: пальчиковые игры-массажи на основе русских народных потешек (несколько по выбору). Материал можно найти по ссылке http://nsportal.ru/sites/default/files/skazki-massazhi.samoylenko_m.g.doc

   4. Мудры (для взрослых): 1) «Приветствие стихий: земля, вода, воздух, металл; попеременное прикладывание подушечек пальцев рук к подушечкам больших пальцев; 2) «Сила воина»: складывание пальцев рук в «замок» с выпрямлением и напряжением прямых пальцев; 3) «Намастэ – приветствие миру»: складывание ладоней друг с другом на уровне груди; 4) «Мудрость, сосредоточение, успокоение»: сложить подушечками пальцев указательный и большой, остальные выпрямлены, руки положить на колени, глаза закрыть, дышать ровно – носом вдох, ртом выдох (губы сложены узкой щёлочкой).

Подготовила: воспитатель, валеолог  Самойленко М.Г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей: «Влияние развития мелкой моторики руки на развитие речи детей».

Консультация для воспитателей: «Влияние развития мелкой моторики руки на развитие речи детей»....

Консультация для родителей "Влияние развития мелкой моторики руки на развитие речи у детей "

Данная консультация описывает фазы моторного развития ребенка в дошкольником возрасте, описывает взаимосвязь речи и мотрики руки. Предлагаются занятия для родителей дома: игры с предметами, развити...

Консультация для родителей "Влияние развития мелкой моторики руки на развитие речи у детей"

Консультация для родителей о влиянии мелкой моторики на развитие речи детей....

Консультация для родителей на тему: "Влияние развития мелкой моторики руки на развитие речи у детей"

Дети, у которых лучше развиты мелкие, тонкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Иначе говоря, чем лучше будут развиты пальчики малыша, тем ...


 

Комментарии

Спасибо. Действительно чем увереннее ребенок владеет рукой тем увереннее он себя чувствует и речь звучит чаще и чище.