ИГРЫ С ПЕСКОМ
материал по коррекционной педагогике по теме

Песочная терапия — это одно из направлений арт-терапии, включающее все занятия, связанные с песком: сюжетно-ролевые и развивающие творческие игры с обычным песком; проективные игры в юнгианской песочнице, направленные на диагностику, коррекцию, носящие терапевтический эффект
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_s_peskom.docx19.46 КБ

Предварительный просмотр:

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ С ПЕСКОМ


Игра «Здравствуй, песок»

Цель: снижение психофизического напряжения. Содержание. Взрослый просит по-разному «поздороваться с песком», то есть различными способами дотронуться до песка. Ребенок: • дотрагивается до песка поочередно пальцами одной, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно; • легко/с напряжением сжимает кулачки с песком, затем медленно высыпает его в песочницу; • дотрагивается до песка всей ладошкой — внутренней, затем тыльной стороной; • перетирает песок между пальцами, ладонями. В последнем случае можно спрятать в песке маленькую плоскую игрушку: «С тобой захотел поздороваться один из обитателей песка — ...» Старшие дети описывают и сравнивают свои ощущения: «тепло — холодно», «приятно — неприятно», «колючее, шершавое» и т.д.

 Упражнение «Необыкновенные следы»

Цель: развитие тактильной чувствительности.

"Идут медвежата" - ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.

"Прыгают зайцы" - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.

"Ползут змейки" - ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).

"Бегут жучки-паучки" - ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь, под песком руками друг с другом - "жучки здороваются").

Упражнение «Змейки»

Цель: снять эмоциональное напряжение

Задача: выразить свое отношение, показав это в игре. 

Инструкция: возьми Змейку за голову или хвост и проведи по песку. Теперь возьми веревочку так, как ручку, плавно пройди по змеиному следу. Ребенок берет Змейку за голову и пишет узоры: кружочки, петельки, палочки.

Змейки на песке играли Письма не прочесть никак!

И хвостом слова писали, Как узнать ей о змеятах?

За узором шли петельки - Что случилось? Где? И как?

Это письма Маме-змейке. Ты теперь у нас волшебник!

Но пронесся ветерок. Напиши скорей слова,

И засыпал все в песок. Помоги ты маме-змейке

И в печали мама-змейка: Доброй силой волшебства

Песочный ветер:

Дыхательное упражнение. Предложите ребенку дуть на песок через трубочку от коктейля – таким способом можно делать ямки и любые линии, создавать рисунок.

Песочный дождик:

Цель – регуляция мышечного напряжения, расслабление. Расскажите, что в песочной стране тоже может идти необычный песочный дождик и дует песочный ветер. Покажите, как медленно или быстро сыпать песок из кулака в песочницу, на другую ладонь, на ладонь другого человека.

Пусть ребенок закроет глазки и положит на песок ладонь с расставленными пальцами, а вы будете сыпать песок на какой-нибудь палец. Ребенок должен назвать этот палец.

Еще один вариант игры: Ребенок закрывает глаза и кладет на песок ладонь с расставленными пальцами. Предложите ему «спрятаться от дождика"» т.е. закрыть ладонь, как только в нее начнет сыпаться песок.

Упражнение «Песочный круг»

Ребенок рисует на песке любыми способами круг и украшает его различными предметами: камешками, семенами, ракушками, монетами, пуговицами и т.д. После этого он может дать название своему песочному кругу, рассказать о нем.

Точно так же можно украшать можно отпечатки своих ладоней, придумать историю о каждом пальчике: кто он такой, что он любит и не любит.

Напоминайте ребенку, что он рисует не ради красоты, а выражает свои мысли и чувства. По завершении работы ребенок с удовольствием расскажет о своем творении, если будет уверен, что оно воспринято вами как выражение его индивидуальности – с уважением и интересом.

Упражнение «Тепло-холодно»:

Попросите ребенка отвернуться и закопайте в песочнице игрушку – "клад". Пусть ребенок выберет фигурку человечка или животного и водит его по песочнице в произвольных направлениях. "Ходить" можно пальцами (средним и указательным). Если игрушка далеко от "клада", взрослый говорит "холодно", игрушка приближается – "теплее", когда игрушка дойдет до цели – "горячо". Ребенок откапывает спрятанную игрушку. Затем игроки меняются ролями.

Игра  «Что спряталось в песке?»

Ребенку предлагается опустить руки в песок и найти то, что ему попадется. Затем педагог просит назвать все предметы, которые были найдены в песке. Можно поиграть в игру «Чего не стало?»: ребенок закрывает глаза, и в это время педагог убирает один или несколько предметов. Можно поменять предметы местами и попросить ребенка «навести порядок».

Упражнения на восстановление сниженного и утраченного тактильного ощущения:

• скользи ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинки, змейки);

• выполни те же движения, поставив ладонь на ребро;

• сделай отпечатки кулачков, костяшками кистей рук, ребрами ладоней сделай причудливые узоры на поверхности песка, найди сходство с другими предметами (ромашка, солнышко, дождинка, травинка, дерево, ежик);

• пройдись по поверхности песка каждым пальцем поочередно правой и левой рукой (можно группировать пальцы по два, три, четыре и т. д.)

• поиграй на поверхности песка, как на клавиатуре пианино или компьютера

• погрузи в сухой песок кисти рук и начинай ими шевелить, наблюдая за тем, как изменяется песчаный рельеф

• освободи руки от песка, не совершая резких движений, только шевеля пальцами и сдувая песчинки

Упражнение  «Отпечатки наших рук»

Цель: учить совместному действию

Задача: оценить собственные ощущения

На ровной поверхности песка ребенок и взрослый по очереди делают отпечатки кистей рук: внутренней и внешней стороной. Важно задержать руку на песке, слегка вдавив ее, и отмечать свои ощущения. Взрослый начинает игру, рассказывает о своих ощущениях:  «Мне приятно. Я чувствую прохладу (или тепло) песка. Когда я двигаю руками, я ощущаю маленькие песчинки. А что чувствуешь ты?»