Игровые технологии в работе логопеда.
статья по коррекционной педагогике на тему

Елисеева  Юлия  Валерьевна

статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл it.docx18.91 КБ

Предварительный просмотр:

Елисеева Ю.В ,.учитель-логопед

ГБДОУ детский сад № 96 Красногвардейского района

г.Санкт-Петербурга.

Игровые  технологии  в практике работы  учителя-логопеда

с детьми с ТНР.

В  последние годы отмечается увеличение числа детей с речевыми нарушениями и соответственно возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути воспитания  и обучения детей данной категории.

Понятие «Игровые технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации  педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

Игровые технологии являются составной частью  педагогических технологий. Выбор игровой технологии основано тем , что игра  - является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста. Целью использования  игровой технологии в логопедической  практики, является повышение мотивации к занятиям , увеличение результативности  коррекционно-развивающей работы .Для проведения коррекционно-развивающей работы с использованием игровых технологий в дошкольном учреждении используются  игрушки ,дидактические и компьютерные игры Игрушки используются на занятиях , как  герои . создающие мотивацию, игровую ситуацию и сюрпризный момент. Игрушки погружают детей в сказочную  или игровую ситуацию , где дети должны помочь героям или приглашают их поиграть , научить тому ,чему учатся сами дети  Для работы  с детьми младшего дошкольного возраста с  задержкой речевого развития используются  сюжетно-ролевые  игры. Чтобы вызвать ответные речевые реакции у неговорящего ребенка разыгрывается  какой-то сюжет с несколькими игрушками и ребенок вовлекается в игру .Таким образом , отрабатываются короткие диалоги , которые  могут  состоят из звукоподражаний и простых слов ,и можно повторить вновь появившееся слово многократно используя его в игровой ситуации.

Игровая форма занятий создается игровой мотивацией ,которая выступает как средство побуждения , стимулирования детей к учебной деятельности .Реализация игровых приемов и ситуаций на занятиях  проходят по направлениям. Дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой  задачи .Учебная деятельность подчиняется правилам игры. Учебный материал используется  в   качестве ее средства. В учебную деятельность вводится элемент  соревнования , который  переводит дидактическую задачу в  игровую. Успешное выполнение дидактического задания  связывается  с игровым результатом.

Логопедические занятия проходят в игровой  форме .В начале  занятия ставится игровая задача  в игровой форме. Очень нравятся старшим дошкольникам занятия  в форме конкурса , викторины . соревнования. Для индивидуальных и подгрупповых занятий используются рабочие тетради.

Особо следует упомянуть дидактические  игры, которые создаются и организуются  взрослыми  и направлены  на формирование определенных качеств ребенка. Ребенка привлекает в игре не обучающая задача, которая заложена в ней , а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть. Однако если участник  игры не владеет знаниями , умственными операциями. Которые определены обучающей задачей , он не сможет успешно выполнить игровые действия, добиться результата .Дидактическая игра   имеет свою структуру, включающая несколько компонентов. Основной компонент – дидактическая задача. Игровые действия – это способы проявления активности ребенка в игровых целях. Правила – обеспечивают реализацию  игрового  содержания. Дидактические игры используются на занятиях и в самостоятельной деятельности детей.

В коррекционно- развивающей работе с детьми  , имеющими нарушение речи, широко используются дидактические игры. По каждому направлению  работы подобраны игры для решения узкой  коррекционной задачи .Большое внимание  уделено разделу «Звукопроизношение», т.к .при  проведении работы по автоматизации ,дифференциации звука и введении его в речь  работа должна быть разнообразной  и не наскучить ребенку.

С  помощью дидактических  игр  проводится  работа  по закреплению навыков  словоизменения  и  словообразования , связной речи .Самые любимые детьми игры на развитие психологической базы речи .Такие игры , как  «Чего не стало», « Что изменилось», «Запомни  и назови», »Чудесной мешочек»……

Компьютерные игры  используются  для развития дыхания ,чувства ритма, фонематического слуха , восприятия,  произношения ,связной речи грамматического строя  используются логопедические программы «Игры для тигры», «Учимся говорить правильно».

Все игры ,используемые  логопедом в работе можно условно разделить на 4группы:

1.Подготовительные игры.

Предназначены для подготовки органов  речи и слуха ребенка к восприятию правильного звука и к  правильному артикуляционному укладу , необходимому для его воспроизведения .На первом  месте стоят игры по развитию слуха. Подбор игр идет в строгой последовательности: сначала для развития слухового внимания ,затем для развития речевого слуха. И лишь после этого следует переход  к  развитию фонематического  слуха .Очень полезны на данном этапе  игры «Драматизации».

2.Игры для формирования правильного звукопроизношения.

Здесь ребенку предлагаются игры «путешествия» в мир ,где много разных звуков. Заканчивается  это путешествие только , когда ребенок повторит все звуки.

3. Игры по дифференциации и автоматизации поставленных звуков.

На этом этапе проводятся игры-хороводы. В хороводах дети ,вместе повторяя слова игры , должны одновременно с правильным произношением соблюдать ритм и темп движения , задействовав одновременно органы артикуляции и крупную моторику.

4. Игры как помощник социализации  ребенка в обществе.

Обучение для ребенка – лишь игра, правила которой  соблюдаются лишь на занятиях. И если правила не перенести в каждодневную  жизнь, результата не будет .Вот и получается ,что ,не научившись играть ,нельзя научить ребенка тому , что умеешь  сам.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые технологии в работе логопеда по формированию ритмики слова у детей с ОНР

Формирование выразительности речи  у детей дошкольников – это овладение средствами речевой выразительности: умение пользоваться высотой и силой голоса, темпом и ритмом речи, паузами, разнообразны...

Статья по логопедии по теме: "Игровая технология в работе учителя-логопеда"

Статья по логопедии по теме: "Игровая технология в работе учителя-логопеда"...

Игровые технологии в работе логопеда

Особое значение игра приобретает в коррекционно-педагогическом процессе воспитания и обучения детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями, поскольку наряду с предметной деятель­ностью она ис...

Мастер - класс для педагогов "Игровые технологии в работе логопеда"

В мастер - классе рассмотрены два вида игровой деятельности - игры с песком и ниткография....

Мастер-класс для педагогов «Игровые технологии в работе логопеда»

Особое значение игра приобретает в коррекционно-педагогическом процессе воспитания и обучения детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями, поскольку наряду с предметной деятельностью она использ...

Игровые технологии в работе логопеда

       В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом,...

Игровые технологии в работе логопеда

Применение игровых технологий в работе логопеда...