Игровые технологии в работе логопеда по формированию ритмики слова у детей с ОНР
статья по логопедии по теме

Панарина Татьяна Михайловна

Формирование выразительности речи  у детей дошкольников – это овладение средствами речевой выразительности: умение пользоваться высотой и силой голоса, темпом и ритмом речи, паузами, разнообразными интонациями.

Формирование чувства ритма идет параллельно с развитием эмоциональной, двигательной, речевой и познавательной сфер. Существует взаимосвязь между ритмической способностью человека, высшей психической деятельностью и поведением.

В качестве одного из эффективных видов игровых средств я использую народные игры с куклами, потешками, хороводами, играми-шутками.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Панарина Татьяна Михайловна

Учитель-логопед ГБДОУ д/с №15 Петроградского района

Игровые технологии в работе логопеда по формированию ритмики слова у детей с ОНР

Важным качеством детской речи является выразительность. « Выразительность речи – умение внятно, убедительно и в то же время по возможности сжато выражать свои мысли чувства; умение интонацией, выбором слов, построением предложений, подбором фактов, примеров действовать на слушателя и читателя», - писал Н.С.  Рождественский.

Формирование выразительности речи  у детей дошкольников – это овладение средствами речевой выразительности: умение пользоваться высотой и силой голоса, темпом и ритмом речи, паузами, разнообразными интонациями. В литературе (Е.С.Алмазова, В.А. Артемов, Е.А.Брызгунова, Н.И.Жинкин, А.Р. Лурия, О.С. Орлова и др.) неоднократно подчеркивается значение интонации для передачи смысловой и эмоциональной нагрузки высказывания. Мелодико-интонационные средства выразительности организуют устную речь в целом, делая процесс коммуникации более информативным. В повседневном общении ребёнок владеет естественной выразительностью речи, но нуждается в обучении произвольной, осознанной выразительности при чтении стихов, пересказе, рассказывании.

Н.В.Черемисина-Ениколопова говорит, о том, что интонация является «важнейшим предметом звучащей устной речи, средством оформления любого слова или сочетания слов в предложении, средством уточнения его коммуникативного смысла и эмоционально-экспрессивных оттенков».

Наша звучащая речь представляет собой поток звуков, которые объединяются в слова, фразы, предложения. Для объединения звуков в такие единицы членения речевого потока существуют специальные фонетические средства, называемые ритмико-интонационными.

Речевая просодика представляет собой комплекс ритмико-интонационных элементов речи: мелодики, относительной силы произнесения слов и их частей, соотнесения отрезков речи по длительности, общего темпа, паузации, тембральной окраски, тона, ударения, интонации и ритма.

Ритмическая организация является основой жизни. Все, окружающее нас, живет по законам ритма. Смена времен года, дня и ночи, биение сердца, возрастные процессы - все это и много другое подчинено определенному ритму.

Ритмическая способность занимает особое место в развитии ребенка. Уже в самых ранних проявлениях лепета обнаруживается ритмическая повторяемость однородных слогов, затем чередование разнородных слогов. Происходит тесное взаимодействие лепета и ритмических движений (ребенок ритмично взмахивает руками, прыгает, стучит игрушкой, при этом выкрикивает слоги в ритме движений).

Формирование чувства ритма идет параллельно с развитием эмоциональной, двигательной, речевой и познавательной сфер. Существует взаимосвязь между ритмической способностью человека, высшей психической деятельностью и поведением.

Развитием чувства ритма и ритмического рисунка слова у детей с тяжёлыми нарушениями речи рекомендуется заниматься с самого раннего возраста и в доступной для дошкольников форме ритмических упражнений и игр, в ходе подвижных, хороводных, дидактических игр и игр-драматизаций.

Упражнения и игры по развитию ритмики слова я начинаю с простого. Сначала предлагаю упражнения и игры на восприятие и воспроизведение ритма: похлопывание в ладоши, отстукивание пальцами, предметами о стол, мячом об пол, пропевание гласных в заданном ритме, темпе, звучании; использование музыкальных инструментов, звучащих игрушек. На начальном этапе использую следующие игры:

- «Послушай и повтори»,«Определи количество ударов», «Телеграф»(серии простых ударов, серии акцентированных ударов, с опорой на зрительное восприятие, без опоры на зрительное восприятие), «Запиши телеграмму»(Предлагаю детям записать условными знаками или выложить ритмический рисунок с помощью различных предметов:  кубиков, геометрических фигур, пуговиц и т.д.) «Прочитай телеграмму»(Предлагаю детям самостоятельно воспроизвести по предъявленной карточке удары или их серии, простые или акцентированные), «Простучи своё имя», «Перемена ритма», «Каждому свой ритм», «Найди пару», «Угадай» и другие.

Когда данные задания будут выполняться достаточно чётко, можно переходить к упражнениям и играм по восприятию и воспроизведению ритма, силы и высоты голоса с гласными звуками, слогами и звукосочетаниями во взаимодействии с ритмическими движениями: похлопыванием, постукиванием, проигрыванием на музыкальных инструментах. Эти упражнения позволяют соотносить движения рук, ног, туловища с ритмом речи. Для упражнений детей в умении определять количество изолированных ударов используются карточки с записанными на них соответствующими ритмическими структурами (значками). В работу над ритмом и темпом необходимо включать не только упражнения на правильное воспроизведение ритма, скорость произнесения речи: «Скажи медленно, скажи быстро», но и на развитие умения удерживать заданны темп в движениях рук, ног в течении определённого отрезка времени, а также изменение темпа. Для этих целей использую следующие игры:  «Покачай куклу», «Ступеньки», «Эхо», «Вьюга», «Тихо-громко», «Весёлые куклы», «Два колокольчика», «Большие ноги, маленькие ножки», «Дождик», «Карусели», «Угадай, кто идёт», «Угадай, кто зовёт»,»Мишка», «Запиши и простучи», «Подбери картинку», «Доскажи словечко», «У меня в корзинке», «Кто в домике живёт?»»Какое слово лишнее?»

На этом этапе работы в играх и упражнениях используются односложные слова: да, топ, динь, ты, мы, там, кап, лес, дом, тук; а также  слова со стечением согласных: стол, стук, мост, лист, дождь, куст… И эти слова в структуре простых фраз: там дом, вот мост. Например: игра «Ванечке годок» (выстукиваем ритм поочерёдными ударами локтей и кулачков по столу)

Ай, туки, туки, туки,

Застучали молотки.

Застучали молотки.

Заиграли в локотки:

Тук-ток, тук-ток,

Скоро Ванечке годок.

Позже берутся игры на произношение пар слов с согласными, находящимися в ударной и безударной позиции (лист-листы, куст-кусты, суп-супы и т.д.); слова с гласными в ударном слоге (сок-соки, сам-сами…); слова с различной слоговой структурой и местом расположения гласного по отношению к ударению в слове

И на последнем этапе берутся игры на произношение словосочетаний и предложений с различными комбинациями по месту ударения: с ударением на первом слоге, с ударением на одном из средних слогов, с ударением на конечном слоге. Использую следующие игры: «Один – много, «Подбери пару», «Повтори за мной», «Удлиняй слово», «Найди картинку», «Сначала скажем, потом добавим», «Угадай, кто там», «Наша Таня громко плачет», «Прочитай схему», «Отгадай моё слово»

В качестве одного из эффективных видов игровых средств я использую народные игры с куклами, потешками, хороводами, играми-шутками.

В своей работе над развитием ритмики слова я также использую такой вид работы, как мнемотехника. Мнемотехника – это система методов и приёмов, обеспечивающих не только сохранение и воспроизведение структуры стихотворения, рассказа, но и работает на развитие многих структур, элементов речи (темп, ритм, логическое ударение, интонацию, выразительность). Опираясь на опыт коллег, я разработала мнемотаблицы для заучивания стихотворений о природе, игрушках, животных…

В свою систему игровых технологий по формированию ритмики слова я включаю элементы компьютерного обучения, которые  помогают формировать у детей знаковую функцию сознания, что является крайне важным для их языкового и интеллектуального развития. Общение с компьютером у детей вызывает большой интерес. Этот интерес лежит в основе формирования познавательной мотивации, учебной деятельности. В процессе занятий с применением компьютера дети учатся контролировать свою деятельность, стремятся к достижению положительных результатов. Дети с удовольствием играют в такие компьютерно-речевые игры, как: «Доскажи словечко», «Послушай загадку, доскажи отгадку», «Закончи фразу», «Найди слог», «Помоги рассказать стихи» и другие. 

В своей работе я использую следующие лицензионные электронно-образовательные ресурсы:

  1. Игры для тигры. Логопедическая коррекционная программа. 2003. LOGOPUNKT.RU.
  2. Поди туда, не зная куда. Детская обучающая игра. Com.Media. МедиаХауз. 2003.
  3. Компьютер для дошкольников. Развивающие игры для детей. Компьютерная программа. Новый диск. Одиссей. 2008. SuperPCexpert.3dn.ru.

Правильная организация работы по развитию просодической стороны речи, основанная на синтезе игры, музыки, движения и речи, позволяет детям не только овладеть элементарными ритмическими структурами, но и на их основе создаёт предпосылки развития эмоциональной речи.

Для развития выразительной стороны речи необходимо создание таких условий, в которых каждый ребёнок мог бы проявить эмоции, чувства, желания и взгляды, причём не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей. Сформировать выразительную речь у детей старшего дошкольного возраста можно только путём привлечения его с малолетства к выступлениям перед аудиторией.

Используемая литература:

  1. Н.А. Лукина, И.И. Никкинен.  Научи меня слышать. СПб., 2003.
  2. М.И. Чистякова. Психогимнастика. М., 1990.
  3. М.Ю. Картушина. Конспекты логоритмических занятий с детьми 6-7 лет. М.,2007.
  4. Н.В. Серебрякова. Логопедическая работа в группах дошкольников со стёртой формой дизартрии. СПб., 1994.
  5. А.Н. Пфафендродт Т.М. Власова и др. Произношение. М., 1991.
  6. Н.В. Нищева. Развитие связной речи у детей дошкольного возраста СПб., 2010.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые технологии в работе логопеда

Особое значение игра приобретает в коррекционно-педагогическом процессе воспитания и обучения детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями, поскольку наряду с предметной деятель­ностью она ис...

Мастер - класс для педагогов "Игровые технологии в работе логопеда"

В мастер - классе рассмотрены два вида игровой деятельности - игры с песком и ниткография....

Мастер-класс для педагогов «Игровые технологии в работе логопеда»

Особое значение игра приобретает в коррекционно-педагогическом процессе воспитания и обучения детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями, поскольку наряду с предметной деятельностью она использ...

Игровые технологии в работе логопеда

       В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом,...

Игровые технологии в работе логопеда

Применение игровых технологий в работе логопеда...

"Организация коррекционной работы логопеда по формированию связной речи у детей с ОНР".

Нередко  планирование  работы  по развитию  связной речи  вызывает  затруднения  у  молодых специалистов:  используют однообразные приемы, виды  задан...


 

Комментарии

Панарина Татьяна Михайловна

Правильная организация работы по развитию просодической стороны речи, основанная на синтезе игры, музыки, движения и речи, позволяет детям не только овладеть элементарными ритмическими структурами, но и на их основе создаёт предпосылки развития эмоциональной речи.

Для развития выразительной стороны речи необходимо создание таких условий, в которых каждый ребёнок мог бы проявить эмоции, чувства, желания и взгляды, причём не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей. Сформировать выразительную речь у детей старшего дошкольного возраста можно только путём привлечения его с малолетства к выступлениям перед аудиторией.