МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «СОПРОВОЖДЕНИЕ РЕБЕНКА - АУТИСТА В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ»
консультация по коррекционной педагогике на тему

Лагерева Анастасия Сергеевна

Цель мастер-класса:  повышение профессиональной компетенции педагогов в вопросах коррекционно-педагогической помощи при аутизме.

Задачи:

  1. Познакомить с понятием «ранний детский аутизм».
  2. Рассмотреть причины возникновения.
  3. Определить основные правила успешной работы с детьми «особыми».

 

Боже, дай мне силы изменить то, что я

Могу изменить.

Дай терпение, чтобы принять то,

 чего нельзя изменить.

И мудрости, чтобы отличить первое от второго…

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_3_soprovozhdenie_rebenka_autista.docx225.6 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 11 «Теремок» посёлка Псебай

муниципального образования Мостовский район

Центр ответственного родительства «Верные руки»

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

«СОПРОВОЖДЕНИЕ  РЕБЕНКА - АУТИСТА В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ»

C:\Users\Пользователь\Desktop\Фото Центр\2016-17 уч год\Клуб ЭР\20170221_135726.jpg

Разработала:

педагог-психолог Лагерева А.С.

п. Псебай, 2017 год

Цель мастер-класса:  повышение профессиональной компетенции педагогов в вопросах коррекционно-педагогической помощи при аутизме.

Задачи:

  1. Познакомить с понятием «ранний детский аутизм».
  2. Рассмотреть причины возникновения.
  3. Определить основные правила успешной работы с детьми «особыми».

Боже, дай мне силы изменить то, что я

Могу изменить.

Дай терпение, чтобы принять то,

 чего нельзя изменить.

И мудрости, чтобы отличить первое от второго…

Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию мастер - класс на тему: «Сопровождение ребенка – аутиста в дошкольном учреждении». Мне бы хотелось, чтобы вы сегодня были не только слушателями, но и активными участниками этого мастер – класса.

Определил что такое «аутизм» - он развивается у детей в возрасте примерно 2 года и проявятся в специфических расстройствах умственной деятельности - нарушении деятельности эмоциональной сферы с сохранением интеллектуальной составляющей мышления.

Почти всегда при аутизме страдает речь, дети избегают зрительного контакта со взрослыми и сверстниками, склонны к стереотипии (ритмичного повторения одних и тех же движений) и однообразных проявлений активности.

Дети - аутисты погружены в себя, часто повторяют одни и те же жесты, могут часами складывать кубики или ходить от стенки к стенке. В некоторых случаях, особенно когда им что-то не удается (а такое бывает довольно часто, возможны проявления автоагрессия).

Чаще всего дети - аутисты легко запоминают простые числа, мысленно осуществляют сложные арифметические действия, проявляют особый интерес к технике и запросто ее разбирают.

Иногда этот интерес приобретает просто катастрофические форм - родителям такого ребенка достаточно только на мгновение отвлечься - и все! Телевизора или приемника как не бывало - только детали.

Так что, несмотря на все свои способности, аутисты все-таки нуждаются в какой-либо дополнительной поддержки. Хотя бы самой элементарной. Фактически даже - нуждаются в ней в течение всей своей жизни, ведь с возрастом заболевание не проходит.

Тем не менее, более или менее успешная социальная адаптация аутиста вполне возможно - в зависимости от того, насколько рано начать работать с таким ребенком и какими именно методами.

Поэтому при этой болезни такой важной становится ее ранняя диагностика, умение выделять ее как самостоятельное заболевание, требующее отдельного лечения. Тем более, что иногда родители считают своего ребенка только несколько замкнутым, необычно одаренным, как теперь модно говорить - "индиго". А потому и не желают никуда обращаться.

И это притом, что распространенность этого заболевания у нас составляет 4-5 (или даже больше) случаев на 10000 населения (0,04 - 0,05%, что не так уж и мало. По этому показателю аутизм стоит на четвертом месте после умственной отсталости, эпилепсии и ДЦП. Но в отличие от этих болезней, большинству из нас о нем почти ничего не известно.

Ранее его считали одним из проявлений детской шизофрении или классифицировали как умственную отсталость. А как отдельную болезнь стали выделять совсем недавно, в 40-х годах прошлого века.

Однако еще до сих пор его этиология (происхождение) фактически неизвестна. Один из первых исследователей аутизма, австрийско-американский психоаналитик Бруно Бетельгейм вполне в традициях психоанализа считал аутизм следствием проблем в отношениях ребенка с матерью.

Аутизм действительно часто возникает у детей, воспитывающихся дисфункциональных семьях, но говорить о его однозначную зависимость именно от этого фактора теперь уже не приходится. Сейчас в основном его относят к болезням, связанным с органическими поражениями мозга. Это может произойти либо вследствие нарушения обмена веществ (например, отравления солями тяжелых металлов или недостатка в организме цинка, либо - в результате действия наследственных генетических факторов).

Правда известны случаи, когда из двух однояйцевых близнецов один ребенок могла страдать этой болезнью, а другой - нет. Генетика - одна и та же. Одинаковым был и внутриутробное развитие и социальные условия. Родители - тоже. Значит еще что-то?

Интересно, что во времена Бетельгейма аутизм часто считали болезнью только еврейских детей. Но на самом деле тогда это объяснялось тем, что для того, чтобы найти хорошего специалиста, способного диагностировать эту болезнь, необходимо было иметь достаточно средств. Тем более, что лечение такого ребенка стоит на грани нескольких наук - психиатрии, психологии, коррекционной педагогики.

Как помочь аутичному ребенку адаптироваться в детском саду?

Адаптация аутичного ребенка к детскому саду – процесс долгий и постепенный, требующий согласованных действий близких и персонала ДОУ. Такой ребенок требует дополнительного внимания, которое может проявляться, в частности, в следующем:

Во–первых, необходимо помогать ребенку, понять смысл всего, что происходит в группе, поэтому следует комментировать для него все происходящее и намечаемые действия («Сейчас все собираются на музыкальное занятие, и ты тоже пойдешь на него; потом будем одеваться на прогулку, а когда вернемся – будем обедать»).

Во–вторых, надо помогать аутичному ребенку налаживать контакт с другими детьми: стараться вовлекать в общие игры, предотвращать возможные агрессивные и неадекватные действия. При этом важно не просто пресекать недопустимые поведенческие проявления, но и, сохраняя доброжелательность, обучать ребенка более «правильным», социально приемлемым способам взаимодействия со сверстниками («Подожди, отбирать игрушку без спроса нельзя». Надо попросить«дай поиграть»).

Предлагаемая ребенку речевая формула должна зависеть от уровня его речевых возможностей. Передавая по окончании дня ребенка родителям, нужно «вместе» с ним кратко перебрать произошедшие за день события, рассказывая родителям, «как мы все жили сегодня».

Конечно, такие меры требуют от сотрудников детского сада большого терпения и дополнительных усилий, но они помогают организовать поведение аутичного ребенка, сделать его более упорядоченным.

Прежде чем начать разговор о коррекционной работе, необходимо уточнить: в нашей практике дети «с классическим аутизмом» встречаются редко, чаще встречаются дети с аутистическим поведением.

Ребенок замкнут, большую часть времени проводит сам с собой, не демонстрируя какого – либо интереса ни к чему, кроме предметов, задействованных в стереотипной игре. Склонен к жестко заданным маршрутам, устраивает истерику, если вы что – то делаете не так, как он хочет, крайне неохотно идет на что – либо новое. Часто совершает какие- то движения руками, при этом глаза смотрят совсем в другую сторону; избегает обычных телесных прикосновений или как будто игнорирует их. Избегает контакта глазами, с трудом на чем-нибудь концентрирует внимание или, наоборот, целиком уходит в какую-то игру, так что невозможно ни дозваться, ни отвлечь. Поскольку в арсенале педагога, к сожалению, почти нет специальных разработок по выявлению аутичных детей, то лучшим помощником в такой работе будет личный опыт общения с детьми, терпение и умение наблюдать.

Для успешной работы с особенными детьми необходимо выполнять своего рода правила:

1. Наладить первичный контакт с ребенком.

Общаясь с девочкой или мальчиком, педагог должен понять, что она/он умеют, какой у них характер, а главное – что им нравится. Именно то, к чему тянется ребенок, и что приносит ему удовлетворение, можно использовать для дальнейшего поощрения. А это очень важно для детей с аутизмом. За каждый успех их необходимо хвалить.

2. Знакомить ребенка с правилами поведения постепенно, плавно.

Рамки для ребенка вводятся постепенно, чтобы не было резкого перехода, который может его травмировать. Потому что особенные дети могут быть в шоке от того, что вокруг всего так много.

3. Использовать принцип «от простого к сложному».

Все действия, которым мы пытаемся научить ребенка, педагоги разбивают на маленькие шажочки и, конечно же, начинают с самого простого. Это тоже помогает наладить первичный контакт с детьми с аутизмом.

4. Давать много подсказок.

В первое время мы не должны требовать от ребенка сразу сделать все быстро и правильно. Мы должны давать ему подсказки и не забывать хвалить даже за самый маленький успех. На первых этапах педагоги часто делают все руками ребенка. Но также важно помнить о том, что необходимо постепенно уменьшать подсказки, а со временем и совсем уходить от них. Это необходимо для того, чтобы дети научились быть самостоятельными.

5. Использовать принцип дозированной речи.

Педагогу следует давать только короткие подсказки-инструкции детям с аутизмом, так как такой ребенок не должен ни на что отвлекаться и четко понимать, чего от него хотят.

6. Сформировать учебное поведение.

Как и обычного ребенка, особенного мы должны научить, как вести себя во время занятий: сидеть за столом, не вскакивать, не кричать, выполнять задания педагога, даже если этого не хочется. Поэтому мы стараемся создать «правильную» атмосферу – отсутствие шума, лишних предметов и так далее. Причем, педагог сразу должен настроиться на тот факт, что ребенка придется многому учить.

7. Комплексный подход – основа социализации.

Такой подход лежит в основе социального обучения ребенка в нашем садике. Это значит, что по каждому конкретному малышу вырабатывается серия шагов и манипуляций, которые повторяются везде и всегда, во время любого занятия. Это необходимо для того, чтобы ребенок понял, что есть правила, которые надо выполнять всегда и везде, с любым педагогом, на индивидуальном занятии и в группе.

Детский сад – это пространство искусственной социализации — тренажер, где ребенок тренируется жить в обществе. Он необходим как обычным детям, так и детям с синдромом аутизма. Каждый педагог, особенно если он работает с детьми с аутизмом, должен работать в одном направлении со своими коллегами, добиваясь, таким образом, целостного положительного результата.

Ребенок должен доверять тем людям, которые находятся рядом с ним, а значит, это доверие нужно заслужить. Только так он сможет делать дальнейшие шаги по своему становлению полноценного члена общества.

Я хочу поблагодарить участников мастер – класса, надеюсь, что сегодняшняя встреча была познавательной и продуктивной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для воспитателей "Благоприятная психологическая среда в дошкольном учреждении для укрепления психического здоровья дошкольников в соответствии ФГОС. Оздоровительные игры для дошкольников"

Первостепенное в воспитании и развитии детей раннего и дошкольного возраста значение имеют: забота о здоровье и эмоциональном благополучии ребенка, создание атмосферы гуманного и доброжелательного отн...

Мастер-класс для музыкальных руководителей и воспитателей детских дошкольных учреждений «Музыкальная шкатулка»

Мастер-класс для музыкальных руководителей и воспитателей детских дошкольных учреждений «Музыкальная шкатулка»(направленный на развитие музыкальности дошкольников) ЦЕЛЬ: Отработка тво...

Мастер-класс для музыкальных руководителей и воспитателей детских дошкольных учреждений "Музыкальная шкатулка"

Мастер-класс для музыкальных руководителей и воспитателей детских дошкольных учреждений "Музыкальная шкатулка"...

Мастер-класс для музыкальных руководителей и воспитателей детских дошкольных учреждений «Фольклор как средство развития творческих способностей дошкольников»

Мастер-класс для музыкальных руководителей и воспитателей детских   дошкольных учреждений «Фольклор как средство развития творческих способностей дошкольников»...

Мастер-класс для музыкальных руководителей и воспитателей детских дошкольных учреждений «Нетрадиционные приемы в развитии музыкальности дошкольников».

Цель:  Повышение профессионального мастерства педагогов – участников мастер-класса в процессе активного педагогического  общения.Отработка творческих методов и приемов в развитии ...

Мастер-класс «СОПРОВОЖДЕНИЕ РЕБЕНКА - АУТИСТА В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Цель мастер-класса:  повышение профессиональной компетенции педагогов в вопросах коррекционно-педагогической помощи при аутизме.Задачи:Познакомить с понятием «ранний детский аутизм».Р...