Мастер-класс для музыкальных руководителей и воспитателей детских дошкольных учреждений "Музыкальная шкатулка"
материал

Попова Нелля Владимировна

Мастер-класс для музыкальных руководителей и воспитателей детских дошкольных учреждений "Музыкальная шкатулка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_muzykalnaya_shkatulka.docx315.94 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно – эстетического развития воспитанников» №2 «Теремок» п. Новоорск

Новоорского района Оренбургской области

Районный фестиваль педагогических идей

«Мастерство и творчество»

                                                               Подготовила: Попова Нелля Владимировна

                                                                                               музыкальный руководитель

                                                                     

                                                                         

                                                                    Новоорск 2020

Мастер-класс для музыкальных руководителей и воспитателей детских дошкольных учреждений «Музыкальная шкатулка-Развитие музыкально-ритмических способностей детей с ОВЗ через коммуникативные танцы и

1. воспитание внимания, развитие интереса к музыкально-ритмической деятельности;

2. привитие практических навыков по формированию коммуникативной компетентности через музыкально-ритмическую деятельность;

3. разучивание со слушателями коммуникативных игр

                                                           

    Ход мероприятия

Вступительное слово.

Ход:

М. Р: Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Меня зовут Попова Нелля Владимировна, работаю музыкальным руководителем  МДОУ «Детский сад Теремок №2  

                                                Основная часть.

М. Р. У каждого из нас найдется маленькая шкатулка, куда мы можем складывать рассыпавшиеся бусы, булавки, заколки и различные мелочи. И стоит только открыть эту шкатулку - вы найдете там множество незаменимых вещиц. Я «открываю свою шкатулку» и достаю из неё свои музыкальные «мелочи»: игры, упражнения, которые вы можете использовать на занятиях и в повседневной работе для развития музыкальных и творческих способностей детей.

- В руки возьму я шкатулку старинную

Ключик в замке поверну.

Что-то забытое, а может быть новое

Я вам сейчас покажу.

(открывается шкатулкаи из нее достается нотка зеленая-задание приветствие)

М. Р : Для того чтобы начать-

Надо слова приветствия сказать!

«Музыкальное приветствие» 

(все присутствующие педагоги могут принимать участие)

- Здравствуйте, ребята!

- Здрав-ствуй-те!

- Как ваше настроенье?

- Очень хорошо!

- Пора нам заниматься.

- Да-да-да!

- Мы будем все стараться?

- Так же как всегда.

Будем танцевать

И песни распевать.

- Прошу, ребята, вас

За мною повторять.

А теперь поиграем.

М. Р:  Посмотрите, в гости к нам щенята пришли(слайд щенята)

Отвечайте, как они.

- Здравствуйте, щенята!

- Гав-гав-гав!

- Как ваше настроенье?

- Гав-гав-гав-гав-гав!

- Пора нам заниматься.

- Гав-гав-гав!

Мы будем все стараться?

- Гав-гав-гав-гав-гав!

Будем танцевать

И песни распевать.

- Прошу, щенята, вас

За мною повторять.

(Можно спеть про мышат, котят, жеребят и т. д.)

М. Р: Такое музыкальное приветствие очень нравится детям и они с удовольствием его исполняют.

М. Р. Из шкатулки достает синию нотку. Задание «Угадай-ка» (заранее она изучается и поется, чтобы у детей с ОВЗ она была в памяти.)

Прослушал песенку – ритм простучи!

Вам легко это сделать можно.

Но труднее узнать, что прозвучит,

Если ритм только слышать возможно!

Музыкальный ритм настолько ярко выражает мелодию, что по нему можно угадать знакомую песню или мелодию. Мы сейчас убедимся в этом.

Педагоги-дети, получают задание прохлопать ритмический рисунок песни «Я на солнышке лежу».

Звучит ритмический рисунок популярной песни Г. Гладкого «Я на солнышке лежу»» в исполнении участников предлагается назвать песню.

М. Р. Такое упражнение развивает мышление, чувство ритма и слух дошкольника, тренирует память. Следует обратить внимание на то, что дети могут узнать только ту песню, которую они исполняли или слушали на этом же занятии.

М. Р. Из шкатулки достает красную нотку. Задание «Спой и покажи».

Дошкольный возраст – самый благоприятный период для формирования и развития певческого голоса. А особенно для детей с ОВЗ.Каждый человек, родившись, получает от матушки-природы драгоценный и великий дар — особого качества музыкальный инструмент — голос. Некоторые педагоги считают, что именно он способен стать основой, фундаментом всей музыкальной культуры человека в будущем.

Необходимо лишь научиться правильно владеть этим инструментом. Пение - один из самых любимых детьми видов музыкальной деятельности, который может дать им очень многое. В нем заключен большой потенциал эмоционального, музыкального и познавательного развития. Музыкальный образ песни, благодаря словесному тексту, становится понятным и близким детям. Это развивает у них эмоциональную отзывчивость на музыку-главную составляющую музыкальности. В пении, как ни в каком другом виде музыкальной деятельности, очень успешно и быстро развивается интонационный звуковысотный слух - одна из основных музыкальных способностей, без которой музыкальная деятельность невозможна вообще. Развиваются и все другие музыкальные способности - тембровый и динамический слух, музыкальное мышление, музыкальная память. В пении происходит и общее развитие ребенка - формируются психические функции, развивается речь, происходит накопление знаний об окружающем, ребенок учится взаимодействовать со сверстниками

Забота о здоровье детей – важнейшая задача всего общества. Данная задача должна осуществляться не только родителями, но и педагогами образовательных учреждений начиная с дошкольного возраста. Здоровьесберегающие технологии (дыхательная гимнастика, распевки, артикуляционная гимнастика, игровой самомассаж и др., используемые на занятиях музыкой при подготовке к пению, помогают развивать музыкальные способности детей, укреплять здоровье и являются одним из средств физического развития ребенка.

Наши жесты пусть звучат,

И поём мы, и играем(предлагаю несколько игр, по желанию можно выбрать одну):

Для того чтобы хорошо нам спеть горлышко нам нужно разогреть.1- игра

(глиссандо голосом) глиссандо известен как «слайд». Данный приём представляет плавный переход с ноты на ноту, скольжение от одного звука к другому. Глиссандо может быть как восходящим, так и нисходящим. Глиссандо - (итал. glissando, от франц. glisser - скользить), особый приём извлечения звука при исполнении музыкальных произведений; исполнитель скользит пальцем поперёк струн арфы, вдоль струны смычкового инструмента, ногтями одного или нескольких пальцев по белым клавишам фортепиано. Соответственно, у вокалистов - это скольжение от нижней, к верхней ноты определенного интервала. Глиссандо даёт колористический эффект

Игровые приёмы для развития

вокальных навыков:

Упражнение на гибкость голоса

«КРАШУ КАРНИЗ»

Краской крашу я

Карниз    (поступенное движение

голосом вверх)

ВВЕРХ  (глиссандо вверх) –

ВНИЗ  (глиссандо вниз),

ВВЕРХ – ВНИЗ,

Вот и выкрашен

Карниз   (поступенное движение

голосом вниз)

ВВЕРХ   (глиссандо вверх)–

ВНИЗ, (глиссандо вниз),

ВВЕРХ – ВНИЗ.

 

Упражнение для развития

дикции и артикуляции

«СКОРОГОВОРКИ»

Говорим скороговорки с разной

звуковысотностью: то «сидя на

Луне» - высоко, то «находясь под

землей» - низко, то постепенно

«поднимаясь или снижаясь в

лифте» - повышаем высоту

звука.

Говорим скороговорки тихо(пиано) или

Громко(форте), увеличивая или уменьшая

громкость. Можно так же при этом

формировать навык работы по

руке дирижера: дети реагируют на

жесты и выполняют задание.

-Упражнение для координации

слуха и голоса, быстроты

реакции голоса

«ПРЫГ – СКОК»

Педагог ударяет мяч об пол, дети

Говорят «Прыг», подбрасывает мяч

вверх, дети говорят через октаву

тоненьким голосом «Скок».

Педагог неравномерно чередует

«Прыг» и «Скок», дети должны

быстро сообразить, как говорить в

верхнем или в низком регистре.

- Упражнение для выхода в

фальцет

«ТОЛКАЕМ МАШИНУ»

Руки держим перед собой, одна

ладошка на другой, с вибрацией губ

«отталкиваем машину от себя».

При каждом выталкивании, звук

переходит из нижнего регистра в

верхний.(после этих упражнений нужно расслабить голосовые связки –делается «полоскание горла» штробас) Слово "штробас" - пришло из немецкого языка, и обозначает приём звукообразования, при котором голосовые связки работают, но практически без фонации. Получается низкий звук, похожий на полоскание горла).

Звучит исполняется и танцуется  песня «У оленя дом большой».Участники показывают слова жестами, темп ускоряется.

У оленя (руки вверх к голове, как рога оленя)

Дом большой (руки над головой «домиком»)

Он глядит (правую руку над глазами)

В своё окошко (двумя руками сначала вертикально, потом горизонтально изображается окно)

Заяц (ладони к голове, как уши зайца)

по лесу бежит (руки сжать в кулаках, локти согнуть, изобразить бег)

В дверь к нему стучится: (кулаком «постучаться»)

«Стук-стук,

Дверь открой (изобразить, как открывается дверь)

Там в лесу (показать большим пальцем назад через плечо)

Охотник злой!» (сердитое лицо)

«Заяц, заяц, забегай (опять изобразить зайца)

Лапу мне давай!» (подать руку)

М. Р. В игре у детей вырабатывается быстрота реакции, внимание, умение действовать коллективно, развивается координация движений. Данная игра имеет множество вариантов.

М. Р. Из шкатулки достает желтую нотку. Задание «Поэтическое музицирование» (оркестр шумовых инструментов)

- Давайте свяжем музыку и слово,

Они подарят сердцу вдохновенье.

Научимся читать мы с чувством, выраженьем,

Вперёд, друзья! Навстречу достижениям!

(Участники озвучивают стихотворение «Ранним утром»).

Ранним утром на рассвете шух,шух,шух (маракас)

То ли аист, то ли ветер шух,шух,шух (маракас)

Пролетел среди берёз. у-у-у (бубен)

И по лесу тут же слухи ш-ш-ш (бубенцы)

Полетели, точно мухи, з-з-з (колокольчик)

Покатился лесом гул - гу-гу-гу (металлофон)

То спросонья лес вздохнул, гу-гу-гу (металлофон)

И посыпалась роса. кап-кап-кап-кап (треугольник)

Зазвучали голоса! -  играют все инструменты

М. Р. С помощью таких упражнений дети с ОВЗ совершенствуют различные навыки: чувство ритма, владение темпом, динамикой, развивается чувство ансамбля. Дети учатся различать звучание инструментов по тембрам. А так же вырабатывается дикция.

М. Р. Из шкатулки достает голубую нотку. Задание «Театр пантомимы» или «Сказочные человечки»

Участники игры двигаются ритмично под музыку изображая:

а) деревянных человечков, как Буратино двигают руками, ногами - на шарнирах;

б) человечков стеклянных - идут осторожно, на носочках, боятся «разбиться»;

в) веревочных человечков - расслабленные мышцы рук, ног, головы, руки двигаются хаотично;

г) человечков чугунных, тяжело переступая, напряженно, медленно, суставы неподвижны.

М. Р. Такие игровые задания помимо широкого спектра развивающих задач, решают проблему увлекательного и полезного занятия. Подобное коллективное творчество позволяет даже робкому ребенку проявить себя, тем более что некоторые роли (или партии) могут исполнять несколько детей одновременно. Взрослый мягко направляет детей, не подавляя инициативу, поддерживая их поиски.

М. Р. Из шкатулки достает фиолетовую нотку. Задание «Танцевальная минутка».

   Звуки мы изображаем с помощью движений.

Исполняем и творим с большим воодушевлением.

Дракончик-рок

1. Эй, девчонки и мальчишки,

Собирайтесь в кружок,

Начинаем необычный танцевальный урок.

Улыбайся, не стесняйся, смелее, дружок,

Мы танцуем новый танец – дракончик –рок.

Мы танцуем новый танец – дракончик –рок.

ПРИПЕВ:

Лапа-раз, лапа – два,

Влево – вправо закачалась голова,

Ну, а потом верти хвостом,

Махая крыльями, покружимся кругом.

2. Эй, девчонки и мальчишки,

Не унывать!

Приходите с нами вместе рок танцевать!

Хлопни громко и подпрыгни,

Ставь руки вбок –

Мы танцуем новый танец – дракончик –рок,

Мы танцуем новый танец – дракончик –рок.

ПРИПЕВ:

Лапа-раз, лапа – два,

Влево – вправо закачалась голова,

Ну, а потом верти хвостом,

Махая крыльями, покружимся кругом.

М. Р. В музыкально-двигательных упражнениях ребенок с ОВЗ не только исполняет, но и творит, придумывает движения, исходя из характера, темпа, ритма, тембра предлагаемой ему музыки. Ребенок начинает осознавать музыку через движение.

Заключительное слово.

Наша память сохраняет

10% из того, что мы слышим;

50% из того, что мы видим;

90% из того, что мы делаем.

Желаю успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя детского сада в осуществлении задач музыкально-художественного воспитания дошкольников

В работе с малышами очень важна слаженная работа музыкального руководителя с воспитателями каждой группы. Представлен мой опыт организации взаимодействия между педагогами....

Мастер-класс для музыкальных руководителей и воспитателей детских дошкольных учреждений «Музыкальная шкатулка»

Мастер-класс для музыкальных руководителей и воспитателей детских дошкольных учреждений «Музыкальная шкатулка»(направленный на развитие музыкальности дошкольников) ЦЕЛЬ: Отработка тво...

Мастер-класс для музыкальных руководителей и воспитателей детских дошкольных учреждений «Фольклор как средство развития творческих способностей дошкольников»

Мастер-класс для музыкальных руководителей и воспитателей детских   дошкольных учреждений «Фольклор как средство развития творческих способностей дошкольников»...

Мастер-класс для музыкальных руководителей и воспитателей детских дошкольных учреждений «Нетрадиционные приемы в развитии музыкальности дошкольников».

Цель:  Повышение профессионального мастерства педагогов – участников мастер-класса в процессе активного педагогического  общения.Отработка творческих методов и приемов в развитии ...