Картотека логопедических игр для детей с тяжелыми нарушениями речи
картотека по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

Моисеева Ирина Сергеевна

В картотеке преставлены игры логопеда, которые могут быть использоваными другими педагогами для закрепления звуков и все сторонего развития речи у детей с ТНР

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека логопедических игр для детей с тяжелыми нарушениями речи

Дифференциация звуков на слух

Ребёнок выполняет действие молча.

1. Подними нужный символ (например, флажок). Логопед произносит слоги, слова, в которых определенный звук находится в разном положении. Ребёнок долженподнять флажок, если звук находится в том положении, которое заранее определено и взаимно оговорено логопедом и ребёнком.

2. Найди необходимый символ среди многих. Логопед и ребёнок определяют наиболее адекватные символы, присущие тому или иному звуку, например, звук [с] — это насос, [ж] — это жук, [з] — звонок и т.д. При произнесении различных слов логопедом ребёнок должен поднять соответствующий символ, если в слове есть тот или иной звук.

3. Сделай соответствующие движения на заданный звук. Логопедом и ребёнком определяются наиболее адекватные символы, присущие тому или иному звуку, например, звук [с] — это пролетающий самолет (рукой), [и] — это улыбка, [щ] — щётка (чистит щёткой) и т.д. При произнесении различных слов логопедом ребёнокдолжен показать движение или соответствующий символ, как заранее определено, в случае, если в слове есть тот или иной звук.

4. Превратись в заданный звук. Логопедом и ребёнком определяются наиболее адекватные позы-символы, присущие тому или иному звуку, например, звук [ч] —это Чебурашка, [о] — это олень, [т] — топор и т.д. При произнесении различных слов логопедом ребёнок должен изобразить соответствующий символ в случае, еслив слове есть тот или иной звук.

5. Подними подходящую букву. Логопед произносит слоги, слова, в которых определенный звук находится в разном положении. Ребёнок должен поднять букву, если звук находится в том положении, которое заранее определено и взаимно оговорено логопедом и ребёнком.

Дифференциация звуков в произношении

Изолированные звуки

1. Узнай звук по артикуляции.

Логопед показывает артикуляцию того или иного звука, который ребёнок должен назвать, если он правильно определил его.

2. Узнай звуки по символам. Логопед показывает символ того или иного звука, который ребёнок должен назвать, если он правильно определил его. Символом звукаможет служить как поза тела, та или иная фигурка, предмет, так и его графическое изображение.

3. Выбери среди многих. Логопед называет слоги, слова, в которых присутствует определённый звук. Ребёнок должен хлопнуть в ладоши, если звук есть в этом слове или слоге. Также можно из нескольких картинок, изображающих предметы, выбирать ту, в названии которой есть нужный звук.

4. Правильно — неправильно (преднамеренные ошибки логопеда). Тут открывается большой простор для творчества логопеда, так как в это занятие можно включить практически все виды игр, единственным изменением в которых будет их периодическое намеренно ошибочное проведение. Например, показывать на то или иное слово, звук, неправильный символ. Или определять звук неправильным движением и т.д.

5. Звукоподражание, стихи-потешки (ребёнок считает, сколько раз прозвучал заданный звук).

В процессе произнесения речевого материала ребёнок отхлопывает, отстукивает, встает, садится тогда, когда услышал нужный (оговоренный) звук.

Дифференциация в слогах

1. Повтори за мной цепочку слогов «за-жа-за» и т.д.

2. Узнай символы, проговори слог с гласным звуком. Например, при предъявлении символа «насос» ребенок произносит звук [с] с любым (определенным) гласным звуком — «са», «со» и т.д.

3. Сколько раз услышишь хлопки, столько раз произнеси заданный слог (2 — «за», 3 — «жа») и т.д.

4. Хлопни столько раз, сколько я произнесу слогов, повтори их.

5. Перепутаница. Ребёнок хлопает, логопед преднамеренно произносит слог большее или меньшее количество раз.

6. Считалка. Логопед показывает цифры, ребёнок произносит слоги соответствующее количество раз. (Попутно формируются элементарные математические представления.)

7. Назови слоги по символу. Логопед показывает символ, а ребёнок называет те слоги, в которых есть звук, соответствующий тому или иному символу.

8. Право-лево. Логопед отстукивает (например, левая рука — «за», правая — «жа»), а ребёнок, наблюдая и считая, сколько раз и какой рукой логопед отстукивает, повторяет это количество раз слоги «за» и «жа».

9. Добавь слог в конце слова. Логопед называет слог, а ребёнок добавляет из имеющихся или оговоренных нужный, по его мнению (например: ко — «жа», ко —«за»). Также можно пользоваться символами для предъявления первого слога логопедом.

Дифференциация в словах

1. Придумай слово на заданные символы. Логопед показывает символ того или иного звука, а ребёнок придумывает слово с его участием в разном (оговоренном) положении.

2. Замени звук в слове. Логопед называет тот или иной слог, а ребёнок заменяет в нём на оговоренный (или любой, с той или иной группой звуков — звонкие, глухие, шипящие, свистящие) звук.

3. Отдай слова по символам. Каждый из участвующих в игре собирает в домики или корзиночки по предъявляемым логопедом символам того или иного звука (слога) слова или картинки с изображением предметов. Побеждает тот, кто больше наберёт слов или картинок.

4. Кто больше придумает слов. Логопед выбирает символ, картинку, слог, на который ребёнок придумывает слова, получая за них очко (дается фишка).Побеждает тот, кто наберёт больше очков (фишек).

5. Делай, как видишь, не делай, как слышишь (путаница). Логопед договаривается с ребёнком о том, что, допустим, в красную коробочку будут класть картинки, слова, в которых есть тот или иной звук. Затем дает искаженную инструкцию, а ребёнок должен, не обращая внимания на неё, сделать правильный выбор.

6. Найди четвертый лишний предмет. Логопед раскладывает несколько карточек с изображением предметов, а ребёнок называет их. По заданию логопеда ребёнокопределяет, какое слово лишнее.

7. Составь цепочку. По заданию логопеда ребёнок выкладывает предметные картинки на определенные звуки, например [з] или [ж] в длинную — круговую илилюбую другую схему. В дальнейшем он должен «прошагать» по картинкам с заданным звуком, называя предметы, которые там изображены.

8. Игра в лото. Логопед даёт инструкцию: разложить в две, три стопки слова или карточки с определенной позицией (местом) звуков, определённым звуком. Второй вариант: направо — одни, налево — другие. При соревновании двух-трёх детей побеждает тот, кто набрал большее количество слов или карточек.

9. Придумай слова. Логопед задаёт определенный слог или звук, на который ребёнок придумывает слова. Можно усложнить задачу, определяя положение звука или слога в слове (в начале, середине, конце).

Игры направленные на развитие мелкой моторики.

1.ЛАДОШКИ. На листе бумаги наносятся контуры ладоней. На каждой странице помещается разное положение ладоней(пальцы вместе, врозь, согнуты и т.д.) Ребенок прикладывая свои ладони, должен максимально точно повторить изображение.

2 ПРОКАТЫВАНИЕ ШАРИКОВ. Дети катают маленькие шарики по столу (по игровому полю, на котором можно нарисовать разные дорожки – прямые, изогнутые, по спирали). Во время игры шарик не должен выскользнуть из-под ладони и должен прокатиться точно по дорожке. Шарики можно катать как ладонями (в первых играх), так и одним пальчиком (в последующих играх).

3. СОРТИРОВКА МЕЛКИХ ПРЕДМЕТОВ. Очень важно, чтобы малыш это делал либо щепотью (тремя пальчиками), либо способом «пинцетного захвата» (захватывал двумя пальчиками – большим и указательным). При этом остальные пальчики должны быть подогнуты и не мешать. Покажите малышу правильный способ выполнения этого упражнения. Сортировать можно по цвету (если Вы перемешали бусины двух цветов), по форме, по размеру. Сортировка мелких предметов очень важна на третьем году жизни ребенка.

4. РАЗМИНАНИЕ ПЛАСТИЛИНА.  Это очень полезное упражнение для развития мелкой моторики.

5. НАНИЗЫВАНИЕ КОЛЕЦ НА СТЕРЖЕНЬ ПИРАМИДКИ . Сначала малыш учится разбирать игрушку-пирамидку (это легче), а уже потом собирать ее. Обратите внимание – даже самые маленькие дети легко запоминают последовательность цвета в пирамидке и собирают ее просто по памяти, а не по сопоставлению величин. Поэтому если Вы хотите научить их сравнивать величину колец и располагать их от самого большого к самому маленькому последовательно, то Вам нужна пирамидка с кольцами одного цвета!

6. ИГРЫ – ШНУРОВКИ. Эти игры быстро надоедают малышу. Поэтому лучше, если у Вас будет кукла, у которой ботиночки или одежда завязываются с помощью шнурка.

7. ВДАВЛИВАНИЕ МЕЛКИХ ПРЕДМЕТОВ В ПЛАСТИЛИН (бусины, семена, ракушки, мелкие камушки).  Так можно сделать картины – мозаики на пластилине.

8. ВОЛЧКИ.  Сначала малыш учится запускать юлу, а затем волчки крупных размеров. И уже после этого дайте малышу волчки маленького размера. Вместо волчка используйте любые другие предметы: кольца пирамидок, шарики, пластиковые миски и т.д. Также полезно и заводить ключиком заводные игрушки.

9. РАЗВОРАЧИВАНИЕ ЗАВЕРНУТОГО В БУМАГУ ПРЕДМЕТА – СЮРПРИЗА – «ЧТО ТАМ?». Когда малыш развернет бумагу и найдет подарок, поиграет с ним, заверните его снова – спрячьте в другую бумагу. И снова попытайтесь найти. Научите малыша заворачивать – прятать предмет от старшей сестры или брата, папы, бабушки. Пусть они порадуются, когда развернут его сюрприз.

10. НАПОЛНЕНИЕ БУТЫЛКИ МЕЛКИМИ ПРЕДМЕТАМИ.  В пластиковую бутылку можно опускать фасоль, камешки, шарики.

11. ПЕРЕЛИСТЫВАТЬ СТРАНИЦЫ КНИГИ ПО ОДНОЙ.  Это упражнение доступно ребенку с года. Для этого страницы первой книги должны быть плотными, из картона.

12. КАТАНИЕ КАРАНДАША МЕЖДУ ЛАДОШКАМИ. Сначала попробуйте покатать карандаш по столу ладонью. Затем покажите малышу, как катать карандаш между выпрямленными ладошками в руках (карандаш находится в вертикальном положении). На конец карандаша можно приклеить картинку, которая будет вертеться.

13. ПАЛЬЧИКОВЫЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ.

Развитие артикуляционной моторики

Чтобы преподнести упражнение дошкольникам в нескучном варианте, для каждого упражнения подбираем картинки и стихотворения.

Игры направленные на развитие и активацию словаря.

1. ДОБАВЬ СЛОВО

Играют несколько человек. Первый называет какой-нибудь предмет. Второй повторяет это слово и добавляет какое-либо свое, третий повторяет первые два по порядку и называет свое и т.д. до тех пор, пока кто-нибудь не собьется. Игра способствует развитию произвольного внимания и памяти.

2. СЛОВЕСНОЕ ДОМИНО

Играют несколько человек. Каждый по очереди произносит любые фразы, но с определенным условием: каждый следующий играющий начинает свою фразу с последнего слова предложения предыдущего игрока.

3. ПРИЗНАКИ СЛОВ

Ребенку говорят:

1-й вариант. «Сейчас я буду называть слова, а ты должен рассказать мне, что этот предмет может делать. Например, метель метет, а гром - ?; ветер - ..., а снег - ...; дождь -…, а солнце - ... При каждом ответе ребенка спрашивают: «А что еще делает солнце, ведь оно не только светит?» Ребенок должен подобрать как можно больше слов, обозначающих действие. Эту же игру можно проводить наоборот: «Кто летает? А кто плавает? Кто забивает гвозди? Кто ловит мышей?»

2-й вариант. «Назови другой предмет, такой же белый, как снег» (такой же узкий, как лента; такой же быстрый, как речка; такой же круглый, как мяч; такой же желтый, как дыня и т.д.).

3-й вариант. «Сравни по вкусу - лимон и мед, лук и яблоко, по цвету - гвоздику и ромашку, грушу и сливу, по прочности - веревку и нитку, камень и глину, по ширине - дорогу и тропинку, речку и ручей, по высоте - куст и дерево, гору и холм».

4. СЛОВА - ПРИЯТЕЛИ

Ребенка просят подобрать синонимы к предлагаемым словам:

1-й вариант. Как можно по-другому сказать о печальном человеке? (Грустный, расстроенный.)

2-й вариант. Каким словом можно заменить слово «конь»? (Врач, лошадь, чашка, пища и т.д.)

5. ЧЕТВЕРТЫЙ ЛИШНИЙ

Ребенка просят определить, какое слово лишнее, не подходящее к другим словам, и объяснить почему:

Грустный, печальный, унылый, глубокий;

Храбрый, звонкий, смелый, отважный;

Слабый, ломкий, долгий, хрупкий;

Крепкий, далекий, прочный, надежный.

Если ребенку непонятно значение какого- либо слова, его следует ему объяснить.

6. СЛОВА - ПРИЯТЕЛИ

Ребенка просят подобрать антонимы к называемым словам. Ему дают задание: «Скажи наоборот: холодный, чистый, твердый, толстый, тупой, просторный, мокрый, старший, светлый, враг, верх, проиграть, поднять, зима, завтра, рано, близко, низко, редко, медленно, радостно, темно, сел, взял, нашел, забыл, уронил, насорил, выпрямил, легкий, высокий, больной».

7. УМЕНЬШЕНИЕ

Ребенка спрашивают: «Как будет называться маленький предмет?» Пример: «Маленький мяч - это мячик, маленький стол - ..., и так далее».

8. НАЗОВИ ДЕТЕНЫША

Взрослый называет взрослое животное или птицу, а ребенок должен назвать детеныша. Игра проводится в быстром темпе.

9. НАЙДИ СЛОВО

Ребенку говорят, что есть слова, обозначающие живое, - люди, животные, птицы, а есть слова, обозначающие неживые предметы. Его просят назвать живые слова, затем - неживые.

Игры, направленные на развитие грамматического строя речи.

 Дидактические игры  по формированию грамматического строя речи можно разделить на три основные группы:

Игры и упражнения на словоизменение:

- учат правильно употреблять падежные формы, самой трудной из которых для них является родительный падеж множественного числа, игры: "Чего не стало?", «Чего не хватает кукле?», «Парные картинки» и др.

- употреблять несклоняемые существительные типа пальто, кофе, радио, кенгуру  игры "Ателье", "Кафе" и др.)

- правильно согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже и координировать с глаголами и предлогами. ("Какой?, Какая?, Какое?", "Кто что делает?", "Отгадай, что это?", "Расскажи о предмете").

- различать глаголы по видам, лицам, числам, временам, родам и наклонениям. Особое место занимают игры на правильное употребление так называемых "трудных" глаголов: хотеть, звонить, бежать и др.(игры "Вы хотите? - Мы хотим", "Алло, алло.." и др.).

Игры и упражнения на словообразование:

Дидактические игры на словообразование можно разделить на 4 подгруппы:

  • Образование названий детенышей животных
  • Образование названий профессий
  • Образование названий посуды
  • Образование однокоренных слов

В области словообразования дошкольников учат создавать новые (однокоренные) слова с помощью:

· суффиксов: заяц - заинька, зайчонок;

· приставок: шить - пришить, зашить, вышивать;

· смешанного способа: настольный, разбежался, убегающий и т.п.

В процесс обучения включаются игры, помогающие осознать изменение значения слова в зависимости от словообразовательных оттенков: усы - усики - усищи; кот - котик – котище. Педагог учит ребят образовывать прилагательные от основ существительных: Какое варенье из малины? Из клубники? Из смородины?; и образованию притяжательных прилагательных (значение принадлежности).

Игры и упражнения на совершенствование синтаксической стороны речи.

Овладение синтаксическим строем речи происходит в процессе речевого общения, где основным методическим приемом выступают вопросы воспитателя: "Почему?", "Зачем?", "Что было бы, если…".

Важным средством формирования у дошкольников навыков строить предложения разных типов являются специальные игры и упражнения: "Закончи предложение", "Дополни предложение", "Кого покатаем на машине?", "Размытое письмо" и др.

Игры, направленные на развитие связной речи

Игра "Сочини предложение". Воспитатель  предлагает группе 2 карточки из детского лото, на которых изображены предметы. Группа садится полукругом, и по очереди каждый ребенок придумывает предложение, которое содержит названия двух задуманных предметов. Затем показываются два других предмета, и снова по кругу дети придумывают новые предложения.

Словесная игра « Внимание! Розыск!» В эту игру играют не меньше 5 человек. Иначе не интересно. Ведущий говорит: Я разыскиваю подругу (друга). У неё голубые глаза, темные длинные волосы, она любит кошек и терпеть не может молоко.
Тот, кто первым догадается, о ком из детей идет речь, становится ведущим.
В игре с маленькими детьми допускается описывать одежду.

Игра «Предлоги». Предлагается картинка с  предлогом и нужно составить предложение с ним.

Игра «Кто с какими буквами дружит». На каждого игрока должна быть картинка животного. Например, у одного - слон, у другого - крокодил, у третьего - ёжик. Первый ребенок говорит: "Мой слон дружит с буквой "Х", потому, что у него есть хобот". Другой  говорит: "А мой крокодил дружит с буквой "Р", потому, что живет в реке". Третий ребенок говорит: "Мой ёжик дружит с буквой "И", потому, что у него иголки и т.д.

Словесная игра « Придумай предложение со словами….» Педагог предлагает слово(картинку), а дети составляют с ним предложение.

Словесная игра «Сплетем венок из предложений». Воспитатель произносит предложение, а дети находят в нем последнее слово и с ним придумывают предложение и т.д. Например: 1. Сережа читает книгу. 2. Книга лежит на столе. 3.Мой стол чистый. 4.Чистые руки – залог здоровья и т.д.

Игра «Загадай и отгадай ». Водящий (взрослый или ребенок), с помощью карточек – «определений и признаков»  слово. Игроки пытаются загаданный предмет. Тот, кто угадал, становится водящим.

Игра «Составь рассказ». Воспитатель раздает каждому ребенку карточку-схему с условными изображениями: солнце, дерево, кормушка, птицы и  предлагает составить по схеме рассказ на тему « Перелетные птицы». Таким образом, составляются рассказы по разным лексическим темам.

Игра «Магазин». С помощью моделей описывается ребенком овощ, фрукт, мебель, одежду и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные направления коррекционной-развивающей работы по формированию импрессивной речи в логопедической группе для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Импрессивная (от лат. imprtssio - впечатление), или пассивная. речь - восприятие, понимание речи, анализ и синтез разнообразных комбинаций звуков речи или письменных знаков.Устная импрессивная речь (ч...

Представление об организации и работе логопедической группы для детей с тяжелыми нарушениями речи (детей, относящихся к категории –ОВЗ)

Представление об организации и работе логопедической группы для детей с тяжелыми нарушениями речи (детей, относящихся к категории –ОВЗ)...

«Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) 3х-летнего возраста»

Программа представляет собой целостную методологически обоснованную, систематизированную, четко структурированную модель педагогического процесса, для реализации в логопедической группе дошкольного об...

Рабочая программа учителя-логопеда подготовительной к школе логопедической группы для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи)

   Главная задача рабочей программы заключается в реализации общеобразовательных задач дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивания речевого и психического развития...

Картотека логопедических игр для детей с тяжелыми нарушениями речи

Картотека включает в себя игры, которые позволяют практически овладеть навыками работы по автоматизации и дифференциации звуков у детей дошкольного возраста с ТНР в прцессе игры, развитию грамматическ...

Рабочая программа подготовительной логопедической группы для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи)

Данная рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным законом "Об образовани а Российской Федерации" от 29.12.2012 №273-ФЗ, разработанная на основе "Комплексно образвательно...

04.23.Картотека логопедических игр для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Игры направлены на развитие всех компонентоа речи....