Рабочая программа подготовительной логопедической группы для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи)
рабочая программа по логопедии

Данная рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным законом "Об образовани а Российской Федерации" от 29.12.2012 №273-ФЗ, разработанная на основе "Комплексно образвательной программы дошкольного образования для детей с тяжолыми нарушениями речи(ОНР) с 3 до 7 (автор Н.В.Нищевой). 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение детский сад №36 «Ивушка»

Станицы Советской муниципального образования Новокубанский район                  

                                                                           

Утверждено

Заведующий МДОБУ №36 «Ивушка»

________________Оселедкина С.А.

Приказ №_______________________

От______________________

Рабочая программа подготовительной логопедической группы для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи)                                                                                                                                                                                             

 

                                                                                                                          Учитель-логопед  Кулик В.И

 

Ст. Советская

2022г.

1.Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

Данная рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным  законом «об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 3273-ФЗ, Федеральном государственным стандартом дошкольного образования и представляет собой локальный акт образовательного учреждения, разработанный на основе «Комплексной образовательной программы дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) с 3 до 7 лет» (автор Н. В. Нищева), Рабочая программа рассчитана на один учебный год, который длится в логопедической группе с 1 сентября по 1 июля.

        Целью данной рабочей программы является построение системы коррекционно-развивающей и образовательной  деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) в возрасте с 6 до 7 лет, предусматривающей полную интеграцию действий всех специалистов, работающих в группе, и родителей дошкольников. Комплексно-тематическое планирование работы учитывает  особенности  речевого и психофизического развития детей и обеспечение их всестороннего гармоничного развития

    Одной из основных задач рабочей программы  является овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонематической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы образования.

    Главная задача рабочей программы заключается в реализации общеобразовательных задач дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивания речевого и психофизического развития детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи).

  В рабочей программе предусмотрена необходимость охраны и укрепления физического и психического здоровья детей с тяжёлой речевой патологией, обеспечения эмоционального благополучия каждого ребенка. Она позволяет формировать оптимистическое отношение детей к окружающему, что дает возможность ребенку жить и развиваться, обеспечивает позитивное эмоционально-личностное и социально-коммуникативное развитие.

  Объем учебного материала в рабочей программе рассчитан в соответствии с возрастными физиологическими нормативами, что позволяет избежать переутомления и дезадаптации дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.

       Основной формой работы в соответствии с рабочей программой является игровая деятельность - основная форма деятельности дошкольников. Все коррекционно-развивающие занятия в соответствии с рабочей программой носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями.

     В соответствии с рабочей программой коррекционное направление работы является приоритетным, так как его цель – выравнивание речевого и психофизического развития детей. Все педагоги следят за речью детей и закрепляют речевые навыки, сформированные учителем – логопедом. Кроме того, все специалисты занимаются коррекционно- развивающей работой, участвуют в исправлении речевого нарушения и связанных с ним процессов.

   Осуществление педагогической деятельности в соответствии с рабочей  программой, позволяет решить  следующие задачи:

-охрана жизни, укрепление физического и психического здоровья воспитанников, формирование основ двигательной и гигиенической культуры;

-осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и психическом развитии воспитанников;

- создание атмосферы эмоционального комфорта, условий для самовыражения и саморазвития;

- обеспечение познавательного, речевого, социально-коммуникативного, художественно-эстетического и физического развития детей;

- воспитание гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

- взаимодействие со всеми участниками образовательных отношений с целью обеспечения полноценного развития воспитанников;

-воспитание эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения;

-развитие познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей  и речи;  

-пробуждение творческой активности детей, стимулирование воображения, желания включаться в творческую деятельность.

     В основу приоритетов деятельности группы положены следующие факторы:

-учет государственной политики в области образования;

-особенности контингента детей и кадрового состава группы;

-учёт запросов родителей;

-особенности  региона.

     Группу посещают дети седьмого года жизни с тяжёлыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи 1 и 2 уровня речевого развития).

    У дошкольников с первым уровнем  речевого развития речевые средства ребенка ограничены, активный словарь практически не сформирован и состоит из звукоподражаний, звукокомплексов, лепетных слов. Высказывания сопровождаются жестами и мимикой. Характерна многозначность употребляемых слов, когда одни и те же лепетные слова используются для обозначения разных предметов, явлений, действий. Возможна замена названий предметов названиями действий и наоборот. В активной речи преобладают корневые слова, лишенные флексий. Пассивный словарь шире активного, но тоже крайне ограничен. Практически отсутствует понимание категории числа существительных и  глаголов, времени, рода, падежа. Произношение звуков носит диффузный характер. Фонематическое развитие находится в зачаточном состоянии. Ограничена способность восприятия и воспроизведения слоговой структуры слова.

     У дошкольников  со вторым уровнем речевого развития при ОНР активный словарный запас составляет обиходная предметная и глагольная лексика. Пассивный словарный запас тоже снижен и не соответствует возрастной норме. Понимание обращенной речи затруднено. В самостоятельных высказываниях у детей представлены простые нераспространенные предложения. При этом отмечаются грубые ошибки в употреблении грамматических конструкций. Типичны грубые нарушения слоговой структуры и звуко наполняемости слов. У детей выявляется недостаточность фонетической стороны речи (большое количество несформированных звуков).

     Режим работы группы - пятидневный с 07.00 до 17.30 –часовым пребыванием детей в учреждении, выходные дни - суббота, воскресенье.

     Развивающая предметно-пространственная среда логопедического кабинета, группового помещения и участка обеспечивает полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и другим людям и полностью соответствует требованиям «Комплексной образовательной программы дошкольного образования для детей с тяжёлыми нарушениями речи (ОНР) с 3 до 7 лет» (автор – Нищева Н.В.).

  Группа воспитанников седьмого года жизни с тяжелыми нарушениями речи  (общим недоразвитием речи) имеет возможность посещать в соответствии с учебным планом занятия  учителя-логопеда, педагога-психолога, музыкальные и физкультурные занятия. В групповом помещении представлены следующие  развивающие центры, имеющие необходимое оснащение:

-центр «Будем говорить правильно»;

-центр «Наша библиотека»;

-центр науки и природы;

-центр математического развития;

-центр конструктивно - модельной деятельности;

-центр художественного творчества;

-музыкальный центр;

-центр «Играем в театр»;

_центр  сюжетно-ролевых игр ;

-центр «Умелые руки»

-физкультурный центр.

В кабинете учителя-логопеда представлены следующие развивающие центры:

-центр речевого и креативного развития;

-центр сенсорного развития;

- центр моторного и конструктивного развития.

    Инструментарий определения эффективности освоения детьми содержания программы представлен в «Комплексной образовательной программе дошкольного образования для детей с тяжёлыми нарушениями речи (ОНР) с 3 до 7 лет».

1.2 Взаимодействие с семьями воспитанников

    В группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи учитель-логопед и другие специалисты привлекают  родителей к коррекционно-развивающей работе через систему методических рекомендаций. Эти рекомендации родители получают в устной  форме на вечерних приёмах и еженедельно по пятницам в письменной форме на карточках или в специальных тетрадях. Рекомендации родителям по организации домашней работы с детьми необходимы для того, чтобы как можно скорее ликвидировать отставание детей в речевом развитии. В методический комплект ( к программе) входит серия домашних тетрадей «Занимаемся вместе» с методическими рекомендациями для родителей. Эти пособия позволяют объединить усилия педагогов и родителей в воспитании гармонично развитой личности. Задания пособий подобраны в соответствии с изучаемыми в группе лексическими темами и требованиями программы. Для детей старшей группы родители должны стремиться создавать такие ситуации, которые будут побуждать детей применять знания и умения, имеющиеся в их жизненном багаже. Опора на знания, которые были сформированы в предыдущей возрастной группе, является одной з основ домашней совместной деятельности с детьми. Родители должны стимулировать познавательную активность детей, создавать творческие игровые ситуации.

    Специально для родителей детей, посещающих группу компенсирующей направленности, в методический  комплект к программе включены материалы  для стенда «Родителям о речи ребенка» и материалы для оформления родительских уголков в групповой раздевалке. Материалы родительских уголков помогают родителям организовать развивающее общение с ребенком и дома, и на прогулке, содержат описание опытов, подвижных игр, художественные произведения для чтения и заучивания.

  Педагоги активно привлекают родителей к участию в различных мероприятиях: праздничных занятиях, так как триединство «ребенок-педагоги-родители» заявлено во ФГОС ДО как основа для создания условий гармоничного развития ребенка. Взаимодействие с семьёй воспитанников отражено в комплексно-тематическом планировании. Группу посещают в основном дети из полных относительно благополучных семей, что способствует вовлечению родителей в образовательные, воспитательные и коррекционные процессы.

1.3 Целевые ориентиры (планируемый результат)

В итоге логопедической работы дети должны научиться:

- понимать обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной группы;

- фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;

- выделять из слова любой звук, определять его положение: начало, середина, конец слова;

- правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи;

- владеть элементарными навыками пересказа;

- владеть навыками диалогической речи;

- составлять слово из отдельных звуков;

-пользоваться в самостоятельной речи простыми распространенными предложениями, владеть навыками объединения их в рассказ;

-владеть навыками словообразования: продуцировать названия существительных от глаголов прилагательных от существительных и глаголов, уменьшительно-ласкательных и увеличительных форм

существительных и проч.;

- грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка;

- использовать в спонтанном обращении слова различных лексико-грамматических категорий

(существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений и т. д.);

- определять на слух последовательность звуков в словах любой

структуры;

- употреблять в речи термины «звук»,  «слово», «слог», «предложение», «гласные звуки», «согласные звуки», «согласный твердый звук», «согласный мягкий звук»;

- определять звонкость-глухость согласных звуков;

- составлять графические схемы слов, предложений;

- строить при анализе звуков, слов, предложений связное высказывание с использованием терминологии;

- пользоваться сформированными коммуникативными умениями и навыками в речи (задавать вопросы, сравнивать, обобщать, делать выводы, рассуждать, доказывать);

- владеть элементарными графическими навыками;

- уметь хорошо ориентироваться в пространстве, на листе бумаги.

5 Итоговый контроль осуществляется по истечении сроков коррекционной

работы над звуком (результат отражён в речевой карте).

Критерии оценок речи после проведенного курса логопедических занятий:

- Чистая, правильная речь,

- со значительным улучшением,

- с незначительным улучшением,

- без улучшения.

Текущий контроль осуществляется на каждом занятии.

2. Содержательный раздел

Тематическое планирование по непосредственно образовательной деятельности «Речевое развитие» (звукопроизношение, лексико - грамматические средства языка, связная речь) в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи

Периоды

Основное содержание работы

1 период

Сентябрь,

Октябрь,

Ноябрь.

Развитие словаря

1. Расширение, уточнение и активизация словаря,  систематизации и обобщения знаний об окружающем в рамках изучаемых лексических тем. Пополнение активного словаря существительными с уменьшительными и увеличительными суффиксами.

2.Обогащение экспрессивной речи сложными словами

3.Расширение представления о переносном значении  и активизация в речи слов с переносным значением.

4.Обогащение экспрессивной речи прилагательными с уменьшительными суффиксами ,относительными и притяжательными прилагательными.

5.Дальнейшее овладение приставочными глаголами

6.Практическое овладение всеми простыми предлогами и сложными предлогами из-за, из-под.

7.Обогащение экспрессивной речи за счет имен числительных, местоименных форм, наречий, причастий.

Совершенствование грамматического строя речи

1. Совершенствование умения образовывать и употреблять имена существительные единственного и множественного числа в именительном падеже по всем изучаемым лексическим темам (заморозок — заморозки, гриб — грибы, береза — березы, яблоко — яблоки).

2. Закрепление умения образовывать и употреблять имена существительные единственного и множественного числа в косвенных падежах, как в беспредложных конструкциях, так и в конструкциях с предлогами по всем изучаемым лексическим

3.Совершенствование умения образовывать и использовать имена существительные и имена прилагательные с уменьшительными суффиксами по всем изучаемым лексическим темам.

4.Формирование умения образовывать и использовать имена существительные с увеличительными суффиксами и суффиксами единичности.

5. Закрепление умения согласовывать прилагательные и числительные с существительными в роде, числе и падеже; подбирать однородные определения к существительным.

6.Закрепление умения образовывать и использовать возвратные глаголы, глаголы в разных временных формах.

7.Совершенствование навыков составления простых предложений по вопросам, по демонстрации действия, по картине; распространения простых предложений однородными членами.

8.Совершенствование навыков составления и использования сложносочиненных предложений и сложноподчиненных предложений с придаточными времени.

9.Закрепление навыков анализа простых распространенных предложений без предлогов и с простыми предлогами (со зрительной опорой и без нее).

Развитие фонетике-фонематической системы языка и навыков языкового анализа и синтеза.

Развитие просодической стороны речи

1.Продолжение работы по развитию речевого дыхания, формированию правильной голоса  подачи и плавности речи в игровых упражнениях и свободной речевой деятельности. Формирование умения соблюдать голосовой режим, не допускать форсирования голоса.

2.Формирование умения произвольно изменять силу голоса: говорить тише, громче, умеренно громко, тихо, шёпотом.

3.Развитие тембровой окраски голоса, совершенствование умения изменять высоту тона в игровых упражнениях и свободной речевой деятельности.

4.Формирование умения говорить в спокойном темпе.

5.Продолжение работы над четкостью дикции, интонационной выразительностью речи.

Коррекция произносительной стороны речи

1.Дальнейшая работа по активизации и совершенствованию движений речевого аппарата.

2.Продолжение автоматизации правильного произношения всех поставленных ранее звуков в игровой и свободной речевой деятельности.

3. Уточнение произношения звуков в слогах, словах, предложениях, небольших текстах, свободной игровой и речевой деятельности.

Работа над слоговой структурой слова

1.Закрепление навыка произношения и использования в активной речи трехсложных слов со стечением согласных и одним-двумя закрытым слогами.

2.Совершенствование умения правильно произносить и использовать в активной речи односложные слова со стечением согласных 3.Формирование умения правильно произносить и использовать в активной речи двусложные слова с двумя стечениями согласных

4. Совершенствование умения выполнять слоговой анализ и синтез слов из одного, двух, трех слогов; подбирать слова с заданным количеством слогов.

Развитие фонематических представлений, навыков звукового анализа и синтеза

1.Закрепление знания признаков гласных и согласных звуков, умения различать гласные и согласные звуки, подбирать слова на заданный звук.

2.Закрепление представлений о твердости-мягкости, глухости-звонкости согласных и умения дифференцировать согласные звуки по этим признакам, а так же по акустическим признакам и месту образования.

3.Совершенствование умения выделять звук на фоне слова, совершать звуковой анализ и синтез слов типа мак, осы, лис.

4.Формирование умения производить звуковой анализ и синтез слов типа лужа, клык, бобр, липа, лист, клин.

5.Формирование представления о звуке умения отличать звук.

Обучение грамоте

1. Совершенствование умения «печатать» буквы, слоги, слова, предложения с пройденными буквами.

2.Ознакомление с буквами А, У, О, И, Т, П, Н, М, К. Формирование умения осознанно читать слоги, слова, предложения, тексты с этими буквами.

3.Закрепление умения выкладывать буквы из палочек, кубиков, мозаики, шнурка; лепить их из пластилина; узнавать буквы с недостающими элементами или «зашумленные» буквы; различать правильно и неправильно «напечатанные» буквы.

4.Закрепление знания известных детям правил правописания.

5.Формирование умения решать кроссворды, разгадывать ребусы, читать изографы.

Развитие связной речи и речевого общения

1.Формирование желания рассказывать о собственных переживаниях, впечатлениях. Развитие не только познавательного интереса, но и познавательного общения.

2.Совершенствование навыков ведения диалога, умения задавать вопросы, отвечать на них полно и кратко.

3.Закрепление умения составлять описательные рассказы и загадки-описания о деревьях, овощах, фруктах, ягодах, грибах, одежде, обуви, головных уборах, диких и домашних животных по заданному плану.

4.Совершенствование навыка пересказа сказок и небольших рассказов по заданному или коллективно составленному плану. Обучение пересказу с изменением времени действия и лица рассказчика.

5. Совершенствование навыка составления рассказов по серии картин и по картине по заданному или коллективно составленному плану.

Периоды

Основное содержание работы

2 период

декабрь,

январь,

февраль

Развитие словаря

1.Расширение, уточнение и активизация словаря

2.Обогащение экспрессивной речи сложными словамисловами в переносном значенииоднокоренными; словами 

3.Обогащение экспрессивной речи прилагательными уменьшительными суффиксамиотносительными и притяжательными прилагательными, прилагательными, обозначающими моральные качества людей  прилагательными с противоположным значением.

4.Пополнение словаря однородными определениями.

5.Продолжение работы по дальнейшему овладению приставочными глаголами.

6. Дальнейшее обогащение экспрессивной речи всеми простыми и некоторыми сложными предлогами.

Совершенствование грамматического строя речи

1.Дальнейшее совершенствование умения образовывать и использовать имена существительные и имена прилагательные с уменьшительными суффиксами 

2.Совершенствование умения образовывать и использовать имена существительные с увеличительными суффиксами  и суффиксами единичности.

3.Формирование умения образовывать и использовать имена прилагательные в сравнительной степени.

4. Закрепление умения согласовывать прилагательные и числительные с существительными в роде, числе и падеже подбирать однородные определения к существительным.

5. Формирование умения образовывать и использовать глаголы в форме будущего простого и будущего сложного времени.

6. Дальнейшее совершенствование навыков составления простых предложений по вопросам, по демонстрации действия, по картине; распространения простых предложений однородными членами.

7.Совершенствование навыков составления сложносочиненных и сложноподчиненных предложений с придаточными времени и причины.

8.Закрепление навыков анализа простых распространенных предложений без предлогов и с простыми предлогами.

Развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа и синтеза

Развитие просодической стороны речи

1.Дальнейшее совершенствование и развитие речевого дыхания.

Совершенствование умения произвольно изменять силу, высоту и тембр голоса.

2.Совершенствование навыка голосоведения на мягкой атаке, в спокойном темпе,

3.Продолжение работы над четкостью дикции, интонационной выразительностью речи в игровой и свободной речевой деятельности.

Коррекция произносительной стороны речи

1.Дальнейшая активизация и совершенствование работы органов речевого аппарата.

2.Дальнейшее продолжение работы по автоматизации пра вильного произношения всех поставленных ранее звуков.

3.Уточнение произношения звуков в слогах, словах, предложениях, небольших текстах, свободной игровой и речевой деятельности.

Работа над слоговой структурой слова

1.Формирование умения правильно произносить четырех сложные слова из открытых слогов и использовать их в активной речи.

2.Совершенствование умения выполнять слоговой анализ и синтез слов из одного, двух, трех слогов; подбирать слова заданным количеством слогов.

Совершенствование фонематических представлений, развитие навыков звукового анализа и синтеза

1.Совершенствование умения подбирать слова на заданный звук.

2.Совершенствование умения дифференцировать согласные звуки по твердости — мягкости, звонкости — глухости, по акустическим признакам и месту образования.

3. Совершенствование умения выделять звук на фоне слова, выполнять звуковой анализ и синтез слов, состоящих из четырех звуков (при условии, что написание слов не расходится с произношением).

4. Ознакомление с новыми звуками [ц], [ч], [щ]. Формирование умения выделять эти звуки на фоне слова, подбирать слова с этими звуками.

Обучение грамоте

1.Дальнейшее совершенствование умения «печатать» буквы, слоги, слова, предложения с пройденными буквами.

2.Ознакомление с буквами Б, БЬ, Д, Г, Ф, В, Х, Ы, С, З, Ш, Ж. Формирование умения осознанно читать слова, предложения, тексты с этими буквами.

3.Закрепление умения выкладывать буквы из палочек, кубиков, мозаики, шнурочка; лепить их из пластилина; узнавать буквы с недостающими элементами или «зашумленные» буквы; различать правильно и неправильно напечатанные буквы.

4.Формирование умения решать кроссворды, разгадывать ребусы, читать изографы.

5.Формирование умения правильно называть буквы русского алфавита.

Развитие связной речи и речевого общения

1. Дальнейшее развитие коммуникативных навыков. Обучение использованию принятых норм вежливого речевого общения (внимательно слушать собеседника, задавать вопросы, « строить высказывания кратко или распространенно).

2.Совершенствование умения составлять описательные рассказы о предметах и объектах, рассказы по картине и серии картин по данному или коллективно составленному плану.

3.Формирование умения составлять рассказы из личного опыта, рассказывать о переживаниях, связанных с увиденным, прочитанным.

4.Дальнейшее совершенствование навыка пересказа рассказов и знакомых сказок по коллективно составленному плану. Совершенствование навыка пересказа с изменением времени действия и лица рассказчика.

Периоды

Основное содержание работы

3 период
март,

апрель,

май

Развитие словаря

1.Расширение, уточнение и активизация словаря на основе систематизации и обобщения знаний об окружающем в рамках изучаемых лексических тем 

2.Дальнейшее обогащение экспрессивной речи сложными словами многозначными словамисловами в переносном значении одно коренными словами.

3.Дальнейшее обогащение экспрессивной речи словами синонимами и словами-антонимами.

4.Дальнейшее обогащение экспрессивной речи прилагательными с уменьшительными суффиксамиотносительнымиприлагательными с противоположным значением.

5. Обогащение словаря однородными определениями, дополнениями, сказуемыми.

6.Пополнение словаря отглагольными существительными.

7.Дальнейшее обогащение экспрессивной речи простыми и сложными предлогами.

8.Закрепление понятия слово и умения оперировать им.

Совершенствование грамматического строя речи

1.Дальнейшее совершенствование употребления сформированных ранее грамматических категорий.

2.Совершенствование умения образовывать и использовать имена существительные с увеличительными суффиксами и суффиксами единичности.

3.Совершенствование умения образовывать и использовать имена прилагательные в сравнительной степени.

4.Закрепление умения подбирать определения к существительным

5.Совершенствование умения образовывать и использовать глаголы в форме будущего простого и будущего сложного времени.

6.Дальнейшее совершенствование навыков согласования прилагательных с существительными и числительных с существительными.

7Дальнейшее совершенствование навыков составления простых предложений и распространения их однородными членами, составления сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.

8. Совершенствование навыков анализа простых распространенных предложений без предлогов и с простыми предлогами и навыка составления графических схем предложений.

Развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа и синтеза

Развитие просодической стороны речи

1.Дальнейшее развитие и совершенствование речевого дыхания.

2.Совершенствование звучности и подвижности голоса (быстрое и легкое изменение по силе, высоте, тембру).

3.Совершенствование навыка голосоведения на мягкой атаке, в спокойном темпе.

4.Продолжение работы над четкостью дикции, интонационной выразительностью речи в свободной речевой деятельности.

Коррекция произносительной стороны речи

1. Продолжение работы по совершенствованию и активизации движений речевого аппарата.

2. Завершение работы по автоматизации правильного произношения звуков всех групп.

Работа над слоговой структурой слова

1. Формирование умения правильно произносить четырехсложные и пятисложные слова сложной звуко-слоговой структуры

2. Дальнейшее совершенствование умения выполнять слоговой анализ и синтез слов, состоящих из одного, двух, трех слогов; подбирать слова с заданным количеством слогов.

Совершенствование фонематических представлений,

навыков звукового анализа и синтеза

1.Совершенствование умения подбирать слова на заданный звук.

2.Развитие навыков дифференциации согласных звуков по твердости — мягкости, звонкости — глухости, по акустическим признакам и месту образования.

3.План-программа коррекционно-развивающей работы

4.Дальнейшее совершенствование умения выделять звук на фоне слова, выполнять звуковой анализ и синтез слов, состоящих из пяти звуков (при условии, что написание слов не расходится с произношением): трава, слива, маска, миска, калина.

5.Ознакомление со звуками [л], [л'], [р], [р']. Формирование умения выделять эти звуки из слов, подбирать слова с этими звуками.

6.Формирование представления о том, что буквы Ь и Ъ не обозначают звуков.

Обучение грамоте

1.Закрепление навыков осознанного чтения и «печатания» слов, предложений, небольших текстов.

2.Ознакомление с новыми буквами: Э, Й, Е, Ё.

3.Совершенствование умения решать кроссворды, разгадывать ребусы, читать изографы.

4.Совершенствование умения узнавать буквы, написанные разными шрифтами, различать правильно и неправильно напечатанные буквы, а также буквы, наложенные друг на друга.

5.Формирование умения правильно называть буквы русского алфавита.

Развитие связной речи и речевого общения

1.Повышение речевой коммуникативной культуры и развитие речевых коммуникативных навыков. Закрепление умения соблюдать нормы вежливого речевого общения.

2.Дальнейшее совершенствование умения составлять описательные рассказы о предметах и объектах, рассказы по картине и серии картин по данному или коллективно составленному плану.

3.Совершенствование умения составлять рассказы из личного опыта, рассказывать о переживаниях, связанных с увиденным, прочитанным.

4.Развитие индивидуальных способностей в творческой речевой деятельности. Формирование умения составлять рассказы

по картине с описанием предыдущих и последующих событий. Развитие умения отбирать для творческих рассказов самые интересные и существенные события и эпизоды, включая в повествование описания природы, окружающей действительности, используя вербальные и невербальные средства.https://multiurok.ru/files/proghramma-loghopiedichieskoi-ghruppy-dlia-dietiei.html

5.Дальнейшее совершенствование умений отвечать на вопросы по тексту литературного произведения и задавать их.

6.Совершенствование навыка пересказа небольших рассказов и «Сказки о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина по коллективно составленному плану. Закрепление навыка пересказа с изменением лица рассказчика и времени действия.


3. Организационный раздел

3.1Информационно – методическое обеспечение рабочей программы.

Для реализации задач программы используются следующие методические пособия и дидактические материалы.

1.Нищева Н.В. Примерная адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет  –СПБ.;ДЕТСТВО-ПРЕСС 2015 г.

2. Нищева Н.В.Комплексно-тематическое планирование коррекционной и образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи ( с 3 до 4 и с 4 до 5 лет) СПБ ДЕТСТВО-ПРЕСС 2016г.

3. Нищева Н.В. Речевая карта ребенка с общим недоразвитием речи (от 4 до 7 лет) СПБ ДЕТСТВО-ПРЕСС 2021 г.

4. Нищева Н.В.Картинный материал к речевой  карте ребенка с общим недоразвитием речи (от 4 до 7 лет)- СПБ ДЕТСТВО-ПРЕСС 2022 г.

5 Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в  группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелым нарушением речи с 4 до 5 лет (средняя группа).- СПБ ДЕТСТВО-ПРЕСС 2019.

6. Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в  группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелым нарушением речи с 5 до 6 лет (старшая группа).- СПБ ДЕТСТВО-ПРЕСС 2020.

7. Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в  группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелым нарушением речи с 6 до 7 лет (подготовительная группа).- СПБ ДЕТСТВО-ПРЕСС 2019.

8. Нищева Н.В. Обучение грамоте детей дошкольного возраста. Парциальная программа.- СПБ ДЕТСТВО-ПРЕСС 2018

9. Нищева Н.В. Планирование коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) и рабочая программа учителя-логопеда. Мет одический комплект программы Н.В. Нищевой СПБ ДЕТСТВО-ПРЕСС 2022

10. Нищева Н.В. Картотеки логопеда ДОУ. Методический комплект программы Н.В. Нищевой. СПБ ДЕТСТВО-ПРЕСС 2022

11. . Нищева Н.В. Развитие фонематических процессов и навыков звукового анализа и ситеза у старших дошкольников 5-7 лет СПБ ДЕТСТВО-ПРЕСС 2022

12. Нищева Н.В. Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста  с 2 до 7 лет  СПБ ДЕТСТВО-ПРЕСС 2022.

13. Нищева Н.В. Развитие связной речи детей дошкольного возраста. Методические рекомендации. Конспекты занятий. Методический комплект программы Н.В. Нищевой  СПБ ДЕТСТВО-ПРЕСС 2022.

14. Нищева Н.В. Занимаемся вместе. Средняя группа домашняя тетрадь (часть 1)- СПБ ДЕТСТВО-ПРЕСС 2022.

15. Нищева Н.В. Занимаемся вместе. Средняя группа домашняя тетрадь (часть 2)- СПБ ДЕТСТВО-ПРЕСС 2022.

16. Нищева Н.В. Занимаемся вместе. Старшая группа домашняя тетрадь (часть 1)- СПБ ДЕТСТВО-ПРЕСС 2021

17. Нищева Н.В. Занимаемся вместе. Старшая группа домашняя тетрадь (часть 2)- СПБ ДЕТСТВО-ПРЕСС 2019

18. Нищева Н.В. Занимаемся вместе. Подготовительная группа домашняя тетрадь (часть 2)- СПБ ДЕТСТВО-ПРЕСС 2021.

19. Нищева Н.В. Занимаемся вместе. Подготовительная группа домашняя тетрадь (часть 2)- СПБ ДЕТСТВО-ПРЕСС 2019.

20. Нищева Н.В. Тетрадь для обучения грамоте детей дошкольного возраста. №1 СПБ ДЕТСТВО-ПРЕСС 2020.

21. . Нищева Н.В. Тетрадь для обучения грамоте детей дошкольного возраста. №2 СПБ ДЕТСТВО-ПРЕСС 2020

22. . Нищева Н.В. Тетрадь для обучения грамоте детей дошкольного возраста. №3 СПБ ДЕТСТВО-ПРЕСС 2020

23. Нищева Н.В. Тетрадь взаимосвязи учителя - логопеда с воспитателями средней группы компенсирующей средней группы компенсирующей направленности ДОО для детей с ТНР СПБ ДЕТСТВО-ПРЕСС 2019

24. Нищева Н.В. Тетрадь взаимосвязи учителя - логопеда с воспитателями средней группы компенсирующей старшей группы компенсирующей направленности ДОО для детей с ТНР СПБ ДЕТСТВО-ПРЕСС 2018

25. . Нищева Н.В. Тетрадь взаимосвязи учителя - логопеда с воспитателями средней группы компенсирующей подготовительной к школе  группы компенсирующей направленности ДОО для детей с ТНР СПБ ДЕТСТВО-ПРЕСС 2020

26. Нищева Н.В. Обучение детей рассказыванию с опорой на картинки выпуск 1. 5-7 летСПБ ДЕТСТВО-ПРЕСС 2022

27. Нищева Н.В. Рассказываем по сериям картинок выпуск 2 .5-7 лет. СПБ ДЕТСТВО-ПРЕСС 2022

28. . Нищева Н.В. Веселая артикуляционная гимнастика СПБ ДЕТСТВО-ПРЕСС.2009

29. . Нищева Н.В.Играйка 9. Различайка  игры для развития фонетико-фонематической стороны речи у старших дошкольников СПБ ДЕТСТВО-ПРЕСС.2009

30. . Нищева Н.В. Ирайка 7 . Собирайка. Игры и упражнения для развития  речи, мышления, тонкой моторики для детей среднего и старшего дошкольного возраста СПБ ДЕТСТВО-ПРЕСС.2009

3.2 Материально-технические средства

1.Ноутбук и авторские компьютерные игры.

2.Подвесные модули для развития физиологического дыхания.

3.Мольберт с магнитной стороной и комплект материала к ней.

4. Песочный стол с подсветкой.

5.Комплект зондов для постановки звуков, артикуляционного массажа, шпатели Корицкого.

6. Дыхательные тренажеры, нетрадиционные материалы для развития направленной воздушной струи.

7. Специальные пособия и нетрадиционные материалы для развития мелкой моторики.

8. детские эспандеры, шарики су-джок, массажные кольца, массажные мячики, массажные коврики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедический досуг в старшей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) "Круглый год"

Логопедический досуг в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи "Круглый год", в ходе которого обобщаются и систематизируются знания о временах года, расширяется словарный запас п...

АДАПТИРОВАННАЯПРОГРАММА учителя-логопеда ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ (ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ) 5-7 ЛЕТ.

АДАПТИРОВАННАЯПРОГРАММАучителя-логопедаДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ   В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С  ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ              ...

Рабочая программа группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) в возрасте от 5 до 6 лет

Рабочая программа педагога ( далее-Программа) разработана с целью организации образовательной деятельности в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи...

«Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) 3х-летнего возраста»

Программа представляет собой целостную методологически обоснованную, систематизированную, четко структурированную модель педагогического процесса, для реализации в логопедической группе дошкольного об...

«Программа коррекционно-развивающей работы группе для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) средней логопедической группы»

laquo;Программа» представляет собой целостную методологически обоснованную, систематизированную, четко структурированную модель педагогического процесса, для реализации в средней логопедической...

Адаптированная образовательная программа коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи).

Адаптированная образовательная программа коррекционно-развивающей работы в группекомпенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общимнедоразвитием речи) с 5 до 8 лет (далее &laqu...

Семинар «Комплексная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет»

laquo;Комплексная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием  речи) с 3 до 7 лет» под редакцией Н.В. Нищевой является инновационным программн...