Главные вкладки

    Конспект открытого логопедического подгруппового занятия по теме "Звуки "Р", "Рь"
    план-конспект занятия по коррекционной педагогике (подготовительная группа) по теме

    Сидоренко Елена Андреевна

    Конспект открытого логопедического подгруппового занятия по теме "Звуки "Р", "Рь".

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_logopedicheskogo_zanyatiya_zvuk_r.docx22.48 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема занятия: Звуки «Р», «Рь».

    Цель: 

    1. Закрепить правильное произношение и дифференциацию звуков «Р», «Рь».
    2. Закрепить понятия «Звук», «Буква», «Слог», «Слово», «Согласный», «Гласный».
    3. Закрепить навыки звуко-буквенного анализа, фонематического восприятия, используя метод наглядного моделирования.
    4. Продолжить обучение детей приемам мышечного расслабления. Обучение правильному диафрагмальному дыханию посредством дыхательных упражнений.
    5. Увеличить объем дыхания, нормализовать его ритм, выработать плавный длительный выдох.

    Задачи:

    1. Организовать рациональную двигательную активность на занятии: артикуляционная, дыхательная, пальчиковая гимнастика, физминутка.
    2. Применять психологические и психопрофилактические средства и методы, включающие в себя психогимнастику: игры и упражнения с рычащими звуками для развития эмоциональной сферы, тренинги для устранения отрицательных эмоций и снятия невротических состояний, музыкотерапия.

    Оборудование:

    Фонетическая символика гласных Т.А. Ткаченко, схема анализа звуков, мяч, запись песенки «Хорошо шагать по свету», записи спокойной расслабляющей музыки, игрушки «Тигр» и «Тигренок», магнитная доска с буквами, сюжетная картинка «Паровозики» для определения позиции звука в слове, картинки со звуками «Р» и «Рь».

    Ход занятия

    1. Орг. момент.

     Дети выстраиваются по краю ковра, логопед предлагает вспомнить, какие речевые звуки мы знаем (гласные и согласные).

           Разминка. 

    Четко артикулировать и пропевать гласные с движением. Логопед демонстрирует фонетическую символику гласных Т.А. Ткаченко.

    «А-А-А-А-А» - покажем горлышко Айболиту.

    Вытяните руки, соедините над головой и опустите вниз.

    «У-У-У-У-У» - гудит поезд.

    Тянем указательными пальцами губы в трубочку.

    «О-О-О-О-О» - Оля удивилась.

    Делаем удивленное лицо, губы овальчиком.

    «Ы-Ы-Ы-Ы-Ы» - хнычет Хныкса.

    Губы пальчиками тянем в стороны.

    «Э-Э-Э-Э-Э» - как не стыдно плакать.

    Разводим руки в стороны и соединяем ладошки внизу.

    «И-И-И-И-И» - запела песенку лошадка на лужайке. Тянем губы указательными пальцами в улыбку.

    1. Дети садятся на ковер, логопед ведет беседу:

    - Как называются звуки, которые мы тянули голосом? (гласные)

    - Как произносим согласные звуки? (коротко). Логопед обращает внимание детей на схему для характеристики звуков.

    - Какие бывают согласные? (звонкие и глухие; твердые и мягкие)

    - Как определим, что согласный звук звонкий? (положим руку на горлышко, если горлышко звенит, то согласный звонкий)

    - А если голосок не звенит? (согласный глухой)      

    1. Дидактическая игра «Поймай мяч»

    Логопед называет твердый согласный, а ребенок называет мягкий согласный. Логопед бросает мяч по очереди детям.    

    1. Логопед включает запись песни «Хорошо шагать по свету». Дети шагают по ковру, как лучшие друзья, делают круг и рассаживаются. Логопед достает игрушечного тигра: «Р-Р-Р» и игрушечного тигренка: «Рь-Рь-Рь». Логопед просит детей порычать, как тигр и как тигренок.
    2. Пальчиковая гимнастика:

    Этот пальчик в лес пошел (из сжатого кулака выбрасывается мизинец),

    Этот пальчик гриб нашел (выбрасывается безымянный палец),

    Этот пальчик гриб сорвал (выбрасывается средний палец),

    Этот пальчик жарить стал (выбрасывается указательный палец),

    Этот пальчик все и съел (ладошка крепко сжимается)

    1. Упражнение на мышечное расслабление и правильное диафрагмальное дыхание.

    Дидактическая игра «Мороженое»

    Звучит расслабляющая музыка. Логопед предлагает детям лечь на ковер. Вы не дети, а мороженое. Вас положили на тарелочку в холодильник. Дышим спокойно носом. Ваши ножки заморозились, ваши ручки заморозились, тело стало холодное. Глаза закрываем. А теперь тарелочку с мороженым вынули и поставили на стол. Ножки оттаяли, ручки оттаяли, плечики расслаблены, дышим спокойно и глубоко. Сложите руки в замочек и положите на живот. Дышим животом. Замочек поднимается и опускается.

    Дидактическая игра «На волне»

    Логопед кладет на живот одного ребенка тигра, а на живот другого тигренка. Давайте посмотрим как игрушка поднмается, когда вы делаете вдох, и опускается, когда вы делаете выдох. Дети следят глазами за своими игрушками. Логопед произносит:

    Качаю тигра на волне,

    То вверх (вдох),

    То вниз (выдох)

    Плывет по мне.

    Поднимите глаза, посмотрите вверх. Садитесь, посмотрите вперед. Поднимайтесь.

    1. Определение места звуков «Р», «Рь» в словах.

    На магнитную доску прикрепляются синий и зеленый паровозики. На каком поезде поедет тигр? (на синем). А тигренок? (на зеленом). Дети, давайте подарим тигру картинки в названии которых есть звук «Р». А тигренку картинки, в названии которых есть звук «Рь».

    На столах у детей картинки, дети определяют, какой звук слышат в своем слове «Р» или «Рь» и определяют позицию звука в слове. Затем каждый ребенок прикрепляет картинку на доску к зеленому или синему паровозику. Дети прощаются с тиграми.

    Итог:

    Кто к нам приходил в гости? Как рычал тигр, а как тигренок? Звук «Р» какой? (согласный и твердый). Звук «Рь» какой?(согласный и мягкий). Сегодня вы все правильно отвечали на вопросы, молодцы.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект открытого логопедического подгруппового занятия в подготовительной группе по теме "Животные жарких стран".

    В данном материале представлены разработки по профилактике дисграфии у детей-логопатов.В конспекте показаны разные методы и приёмы по преодолению недосформированностифонематических функций у детей с О...

    Конспект открытого логопедического подгруппового занятия в подготовительной группе по развитию речи "Люблю тебя, Петра творенье..."

    Конспект представлен, как обобщающая совместная деятельность педагога с детьми по закреплению знаний о Санкт-Петербурге, в процессе которой совершенствуются фонематический, лексико-грамматический стро...

    Конспект открытого коррекционного (подгруппового) занятия с детьми 7-го года жизни Тема: «Осенние дары»

    Цель коррекционной работы: - Развитие зрительного восприятия, памяти, сообразительности, моторной ловкости.- Закрепление представлений об овощах и фруктах и их разнообразных качествах (цвет, форм...

    Конспект открытого логопедического подгруппового занятия по теме "Автоматизация звука [P] в прямых и обратных слогах, словах, предложениях."

    Подгрупповое занятие по логопедии по теме " Автоматизация звука [ P] в прямых и обратных слогах, словах, предложениях" проводится с использованием инновационных технологий ( ппроектор). На экран вывод...