Консультация педагога-психолога на тему: «Способы снятия психоэмоционального напряжения у детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста»
консультация по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

Моисеева Ирина Сергеевна

Консультация предназначена для воспитателей, родителей. В ней представлено подробное описание психоэмоционых напряжений, причины появления, признаки. А так же рассказывается как можно помочь ребенку справится с этим состоянием.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_psiholga_snyatie_psem_napryazheniya.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация педагога-психолога на тему:

«Способы снятия психоэмоционального напряжения у детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста»

Что такое психоэмоциональное напряжение?

Психомоциональное напряжение –негативные эмоциональные состояния, которые связаны с неудовлетворенными потребностями. Основная причина — неумение выплескивать негативные эмоции.  

Часто  «психоэмоциональное напряжение» связывают с разнообразными неблагоприятными эмоциональными состояниями, связанными с неудовлетворенностью основных жизненных потребностей: фрустрация, дискомфорт, стресс, тревога, депрессия, состояние неудовлетворенности…

Стадии психоэмоционального напряжения?

Психоэмоциональное напряжение развивается в несколько стадий.

1. Мобилизация активности. Происходит повышение физической и умственной работоспособности, возникает вдохновение при решении нестандартных, творческих задач или при дефиците времени. Если такая мобилизация организма недостаточна, возникает вторая стадия эмоционального напряжения.

2. Стеническая отрицательная эмоция. Происходит максимальная мобилизация всех ресурсов организма и сопровождается яркими эмоциональными реакциями  (злость, ярость, одержимость). Если и этого недостаточно, возникает третья стадия.

3. Астеническая отрицательная эмоция. Проявляется в виде угнетения эмоциональных проявлений (тоска, "подкашиваются" ноги, "опускаются" руки). Эта стадия является своеобразным сигналом опасности, она призывает человека сделать другой выбор, отказаться от поставленной цели либо пойти другим путем к ее достижению. Игнорирование требований 3-й стадии неизбежно приводит к возникновению 4-й стадии

4. Невроз: отсутствие выбора, в свою очередь провоцирует психосоматические заболевания.

 

Признаки психоэмоционального напряжения

Субъективные признаки:

  1. В области Чувств: усталость от всего, подавленность, незащищенность, отсутствие желаний, страх ошибок, страх неопределенных неконтролируемых ситуаций, страх показаться недостаточно сильным, недостаточно совершенным
  2. В области Мыслей: о несправедливости действий в отношении себя, незаслуженности своего положения в обществе, недостаточной оцененности окружающими собственных трудовых усилий, о собственном несовершенстве.
  3. В области Действий: критика в отношении окружающих и самого себя, стремление быть замеченным или, наоборот, незаметным, стремление все делать очень хорошо или совсем не стараться.

 

Объективные признаки психоэмоционального напряжения:

  1. Трудность засыпания и беспокойный сон.
  2. Усталость после нагрузки, которая совсем недавно не утомляла.
  3. Беспричинная обидчивость, плаксивость или, наоборот, повышенная агрессивность.
  4. Рассеянность, невнимательность.
  5. Беспокойство, непоседливость.
  6. Отсутствие уверенности в себе.
  7. Проявление упрямства.
  8. Боязнь контактов, стремление к уединению.
  9. Снижение массы тела или, напротив, проявление симптомов ожирения.

10.  Повышенная тревожность.

11.  Дневное и ночное недержание мочи, которого ранее не наблюдалось.

Все вышеперечисленные признаки могут говорить о том, что человек или ребенок находится в состоянии психоэмоционального напряжения, только в том случае, если они не наблюдались ранее.

Причины возникновения психоэмоционального напряжения у детей

  1. Плохой сон
  2. Усталость
  3. Загруженность
  4. Проблемы в семье
  5. Конфликты в группе и т.д.

Способы снятия психоэмоционального напряжения

1. Дыхательные упражнения:

Вдох состоят из трёх фаз вдох – пауза – выдох. При повышенной возбудимости, беспокойстве, нервозности или раздражительности нужно увеличить время на все 3 фазы. Начните с 5 секунд. Долго дышать в таком ритме не нужно. Следите за результатом и по нему ориентируйтесь. Можно увеличивать длительность каждой фазы. Для того что бы поднять общий тонус, собраться с силами чередование фаз должно быть следующим вдох-выдох-пауза.

Медленное и глубокое дыхание – понижает возбудимость нервных центров, способствует мышечному расслаблению, то есть релаксации. Частое дыхание, наоборот, обеспечивает высокий уровень активности организма, поддерживает нервно-психическую напряжённость. То есть, изменяя ритмику дыхания, можно из расслабленного спокойного состояния перейти в более активное, бодрое.

 2. Массаж и самомассаж

Задачами массажа здесь будут: нормализация психоэмоционального состояния, улучшение обменных процессов, метаболизма тканей, улучшение крово- и лимфообращения, снятие гипертонуса мышц, снятие образовавшейся доминанты в нервной системе, нормализация сна.

Методика массажа. Применяют поглаживание, растирание, неглубокое спокойное разминание. Исключаются ударные приемы и интенсивные техники. Массируют затылок, воротниковую область, спину, нижние конечности, грудная клетка, верхние конечности.

 3. Психологические и релаксационные упражнения, медитации.

Умение снимать мышечные зажимы позволяет снять нервно-психическое напряжение. Говорят: клин клином вышибают, и мы поступим точно так же. Что бы достичь максимального расслабления, нужно напрячься максимально сильно. Для этого подходит ряд упражнений, таких как «Сосулька», « Мышечная энергия», «Лимон» и др.

Упражнения на релаксацию

        «Игра с песочком». Ребенок должен сесть на стульчик, упершись в его спинку. Он должен представить себе, что находится на берегу речки с сыпучим и прохладным песком. Малыш, закрыв глаза, на глубоком вдохе должен словно набрать его в кулачок. Пальцы необходимо как можно крепче сжать. В таком положении ребенок должен посидеть некоторое время. При выдохе воображаемый песок необходимо медленно «высыпать» на колени. По окончании упражнения руки следует «уронить» вдоль туловища.

        «Дудочка». Это упражнение позволит малышу расслабить мышцы лица. Ребенок должен представить себе, что держит в руках дудочку. Для «игры» на инструменте малышу необходимо предложить набрать как можно больше воздуха в легкие, а затем вытянуть губы трубочкой и произносить длинный звук «у-у-у».

        «Солнечный зайчик». Выполнение этого упражнения также способствует расслаблению лицевых мышц. Малыш должен представить, что лучик солнца «гуляет» по его личику. Сначала яркий «зайчик» прыгает на его глазки – их нужно зажмурить. Потом лучик перебирается на щечку, лобик, носик, рот и подбородок. Этого игривого «зайчика» малышу нужно ласково погладить.

        «Сосулька». При выполнении данного упражнения достигается релаксация мышц всего тела. Взрослый предлагает малышам представить себя в роли сосульки, закрыв глаза и встав с поднятыми вверх руками. В такой позе следует находиться одну-две минуты. Затем детям предлагается представить, как медленно тает сосулька, согретая теплыми солнечными лучами. При этом следует расслабить кисти рук, а после этого мышцы шеи, плеч, туловища и ног. Одновременно могут быть применены тексты для релаксации. Для детей такая «игра» будет наиболее интересна. Так, во время выполнения данного упражнения воспитателю предлагается произносить следующие слова: «Под крышей нашего дома сосулька висит. Солнышко пригреет, она растает и упадет».

        «Прогулка». При выполнении данного упражнения дети рассаживаются на стулья. Для напряжения мышц они должны приподнять ноги и, не касаясь пола, «побегать» и «походить». И в это время могут быть использованы тексты для релаксации. Например: Собрались мы погулять. Поскорей, не отставать! Все немного побежали, ножки наши подустали. Мы недолго посидим, ну а после поглядим.

        Применение данных игр и упражнений должны помочь детям расслабится, тем самым снять психоэмоциональное напряжение.

Список использованных источников:

1.https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2016/07/03/snyatie-psihoemotsionalnogo-napryazheniya-u-detey

2.http://открытыйурок.рф/статьи/412479/

3.http://pandia.ru/text/80/150/35829.php

4.https://kopilkaurokov.ru/psihologu/prochee/sposoby-sniatiia-psikhoemotsional-nogho-napriazhieniia-u-dietiei-doshkol-nogho-vozrasta

5.https://abramceva-push-druzhba61.edumsko.ru/folders/post/konsul_taciya_dlya_vospitatelej_relaksacionnye_igry_kak_sposob_snyatiya_psihoemocional_nogo_napryazheniya_u_detej

6. https://37школа.рф/zdorovesberezhenie/522-psixoemoczionalnoe-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для педагогов " Релаксационные игры как способ снятия психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста"

Существуют разные релаксационные игры:·  игры, помогающие достичь состояния релаксации путем чередования сильно­го напряжения и быстрого расслабления основных мышц тела;·  игры, помогающие д...

Релаксационные игры как способ снятия психоэмоционального напряжения у детей раннего возраста.

Психологическая безопасность сегодня рассматривается какодно из требований безопасности образовательного процесса. Маленькие дети нередко находят...

Релаксационные игры как способ снятия психоэмоционального напряжения у детей раннего возраста

Игрыдля детей раннего возраста на основе нервно-мышечной релаксации. Игры на релаксацию путем чередования ритмичного дыхания и дыхания с задержкой. Игры с прищепками. Игры - «усып...

Релаксационные игры как способ снятия психоэмоционального напряжения у детей раннего возраста Подборка игр для детей раннего возраста

Релаксационные игры как способ снятия психоэмоционального напряжения у детей раннего возраста Подборка игр для детей раннего возраста ...

Релаксационные игры как способ снятия психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста

Памятка для воспитателей старших и подготовительных групп по использованию в повседневной деятельности педагога релаксационных игр как способа снятия психоэмоционального напряжения у детей дошкольного...

Релаксационные игры как способ снятия психоэмоционального напряжения у детей раннего возраста

Современные дети периодически  испытывают  стресс и напряжение.Поэтому игры и упражнения на снятие эмоционального напряжения очень необходимы в детских учреждениях и дома в домашних условиях...