Памятка для педагогов " Релаксационные игры как способ снятия психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста"
материал на тему

Мрыхина Наталья Ивановна

Существуют разные релаксационные игры:

·  игры, помогающие достичь состояния релаксации путем чередования сильно­го напряжения и быстрого расслабления основных мышц тела;

·  игры, помогающие добиться состояния релаксации путем чередования рит­мичного дыхания и дыхания с задержкой;

·  игры с прищепками – релаксация достигается путем сжимания и разжимания кистями рук обычной бельевой прищепки;

·  игры - «усыплялки», колыбельные.

В данной памятке для педагогов ДОУ приведены примеры игр каждой группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Памятка для педагогов ДОУ72.5 КБ

Предварительный просмотр:

http://mbdou-ds49.ru/images/stories/2igr.jpg                                                                                   Памятка для педагогов

Релаксационные игры как способ снятия психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста

Существуют разные релаксационные игры:

  • игры, помогающие достичь состояния релаксации путем чередования сильного напряжения и быстрого расслабления основных мышц тела;
  • игры, помогающие добиться состояния релаксации путем чередования ритмичного дыхания и дыхания с задержкой;
  • игры с прищепками – релаксация достигается путем сжимания и разжимания кистями рук обычной бельевой прищепки;
  • игры - «усыплялки», колыбельные.

Приведу примеры игр каждой группы.

  1. Игры на основе нервно-мышечной релаксации

«Холодно - жарко»
Цепь: снять психоэмоциональное напряжение.
Процедура проведения. Ведущий: «Вы играете на солнечной полянке. Вдруг подул холодный ветер. Вам стало холодно, вы замерзли, обхватили себя ручками, головку прижали к ручкам - греетесь. Согрелись, расслабились. Но вот снова подул холодный ветер...» (Дети повторяют действия.)

«Улыбка»
Цель: снять напряжение мышц лица.
Процедура проведения. Детям показывают картинку с улыбающимся солнышком. Ведущий: «Посмотрите, какое красивое солнышко, оно широко улыбается для вас. Давайте улыбнемся солнышку в ответ. Почувствуйте, как улыбка переходит в ваши ручки, доходит до ладошек. Улыбнитесь еще раз и попробуйте улыбнуться пошире. Растягиваются ваши губки, напрягаются щечки. Дышите и улыбайтесь. Ваши ручки и ладошки наполняются улыбающейся силой солнышка».

«Муравей»
Цель: снять эмоциональное напряжение.                    
Процедура проведения. Все дети и взрослый сидят на ковре. Ведущий: «Мы сидим на полянке, ласково греет солнышко. Мы спокойно дышим - вдох, выдох. Вдруг на пальчики ног залез муравей. С силой потяните носочки на себя. Ножки прямые и напряжены. Прислушайтесь, на каком пальчике сидит муравей, задержите дыхание. Сбросим муравья с ножек, выдыхаем воздух. Носочки вниз, стопы в стороны, ножки расслаблены, отдыхают». (Повторить несколько раз.)

2. Игры на релаксацию путем чередования ритмичного дыхания и дыхания с задержкой.

«Согреем бабочку»
Цель: достичь релаксации через дыхательные техники.
Процедура проведения. Дети сидят в кругу на стульях. Ведущий показывает воображаемую бабочку, рассказывает, что она замерзла и не может взлететь. Предлагает согреть ее своим дыханием. Дети дышат на ладошки. Психолог рассказывает, что бабочка согрелась и ее надо сдуть с ладошки. Дети делают несколько глубоких вдохов через нос и выдохов через рот. На выдохе вытягивают губы трубочкой, подставляют под холодные струйки воздуха ладошки.

«Воздушный шарик»
Цель: развить у детей способности расслабления мышц живота.
Процедура проведения. Дети стоят в кругу. Ведущий: «У меня в руках воздушный шарик. Посмотрите, как я буду его надувать (надувает настоящий воздушный шарик, а затем сдувает его). А сейчас мы представим, что воздушный шарик находится у нас в животе и мы должны его надуть. Положите руку на живот. Шарик  сейчас не надут. Теперь набираем в него воздух, надуваем животик, будто он большой воздушный шар. Почувствуйте ручкой, как он растет. А теперь сделаем выдох и сдуем животик. Отлично! Давайте повторим еще раз. Вдох - выдох, еще один вдох - выдох. Молодцы!»

3. Игры с прищепками

«Игры с прищепками»
Цель: снять напряжение, развить мелкую моторику рук, развить коммуникативную функцию речи.
Процедура проведения. Ведущий показывает детям прищепки и рассказывает о предназначении их в быту, предлагает поиграть с ними – показывает, как тремя пальчиками можно прицепить прищепку к краю коробки, сопровождая действия словами:
Наша мамочка устала, 
Всю одежду постирала, 
Милой маме помогу, 
Все прищепки соберу.
(Дети повторяют текст и движения за ведущим.)
Затем ведущий показывает, как прищепка может открывать и закрывать «ротик». Далее прищепка «превращается» в волка: 
Серый волк – зубами щелк. 
Не боимся тебя, волк! 
(Дети повторяют текст и движения за ведущим.)

«Лиса»
Цель: снять напряжение, развить мелкую моторику рук, развить коммуникативную функцию речи.
Процедура проведения. Ведущий ритмично открывает и закрывает «ротик» прищепки, сопровождая действия проговариванием стихотворного текста.
Хитрая плутовка, рыжая головка,
Ротик открывает, зайчиков пугает.
(
Дети повторяют текст и движения за ведущим.)

4. Игры - «усыплялки», колыбельные.

«Усыплялка для ладошек»
Цель: подготовить ко сну, снять отрицательные эмоции, снять напряжение с рук.
Процедура проведения. Дети лежат в кроватях, взрослый обращает
внимание на их ладошки и начинает спокойным напевным голосом проговаривать текст, сопровождая его движениями. Дети повторяют за ним.

Устали наши ладошки,                  Показать ладони, несколько раз расслабленно
Хотят отдохнуть немножко.        
встряхнуть ими
Они собирали игрушки.                
Показать, как собирали невидимые игрушки
С мамой лепили плюшки.           
Полепить из невидимого теста
С бабулей варили кашку.            
Перемешать невидимую кашу
Рвали в саду ромашки.             
Сорвать несколько невидимых цветков
Кидали хлебные крошки           
Собрать пальцы горсточкой, перебирая ими,
Воробушкам на дорожке.            
кидая невидимые крошки
Устали наши ладошки,              
Сложить ладони одну на другую,
Пускай отдохнут немножко.       
расслабить руки.

«Зайки серые»
Цель: подготовить ко сну, снять психоэмоциональное напряжение.
Процедура проведения. Педагог укладывает детей в кровати и начинает напевать или произносить текст для засыпания: «Зайки серые устали и в постельку улеглись. И зайчонок Миша прилег, и зайчик пушистый Алеша прилег... Постельки у заек теплые, мягкие. И у беленькой зайки Марины теплая, и у... Лапки зайки вытянули, теплые лапки у зайчишек. И у зайчика Леночки теплые, и у... Закрываются глазки у зайчиков, спят зайки. И зайчик Машенька спит, и зайчик Сашенька спит. Хорошо, тепло моим заинькам!». Взрослый подходит к каждому ребенку, шепчет ему эти слова   ласково,   поглаживает   ручки, ножки, спинку. Уложив всех детей, взрослый садится в кресло и расслабляется.

Педагог-психолог

Мрыхина Н.И


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Релаксационные игры как способ снятия психоэмоционального напряжения у детей раннего возраста.

Психологическая безопасность сегодня рассматривается какодно из требований безопасности образовательного процесса. Маленькие дети нередко находят...

Релаксационные игры как способ снятия психоэмоционального напряжения у детей раннего возраста

Игрыдля детей раннего возраста на основе нервно-мышечной релаксации. Игры на релаксацию путем чередования ритмичного дыхания и дыхания с задержкой. Игры с прищепками. Игры - «усып...

Релаксационные игры как способ снятия психоэмоционального напряжения у детей раннего возраста Подборка игр для детей раннего возраста

Релаксационные игры как способ снятия психоэмоционального напряжения у детей раннего возраста Подборка игр для детей раннего возраста ...

Релаксационные игры как способ снятия психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста

Памятка для воспитателей старших и подготовительных групп по использованию в повседневной деятельности педагога релаксационных игр как способа снятия психоэмоционального напряжения у детей дошкольного...

Релаксационные игры как способ снятия психоэмоционального напряжения у детей раннего возраста

Современные дети периодически  испытывают  стресс и напряжение.Поэтому игры и упражнения на снятие эмоционального напряжения очень необходимы в детских учреждениях и дома в домашних условиях...

Релаксационные игры как способ снятия психоэмоционального напряжения у детей раннего возраста

Психика маленьких детей так устроена, что процессы возбуждения превалируют над процессами торможения.Поэтому порой очень сложно успокоить ребенка, который чем-то расстроен или, наоборот, слишком возбу...