картотека игр с использованием пособий М.Монтессори
картотека по коррекционной педагогике на тему

Котина Наталья Александровна

картотека разработана и апробирована для детей с ОВЗ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека игр

с элементами пособий М.Монтессори

Выполнили:

Учитель-дефектолог: Котина Н.А.

2017-18уч.г.

Картотека игр с элементами пособий М.Монтессори

«Бусы порвались» «В сад за ягодами» «Ягоды рассыпались»

Цель: развитие мелкой моторики трех основных пальцев (большой, указательный,  средний). Развитие координации движений, аккуратности. Развитие способности концентрировать внимание. Развитие умений сортировать предметы по цвету.

Возьмите любую небольшую коробочку и сложите туда бусинки разных цветов и размеров. Предложите ребенку разложить эти перемешанные бусинки в две или три другие коробочки по принципу цвет, размер или форма. Причем пусть ребенок попробует сам выбрать этот принцип. Бусинки ребенок должен брать только двумя пальчиками. Начиная это упражнение не берите слишком много бусин, чтобы ребенку эта игра не надоела.

«Игры с крупой»

Цель: развитие навыков практической жизни. Развитие мелкой моторики рук, развитие мускулатуры рук, обогащение тактильных ощущений.

Возьмите поднос и рассыпьте немного крупы, а затем покажите как можно собрать крупу с помощью щетки и совка.

Постепенно усложняем задачу. Рассыпьте крупу разных сортов и предложите отобрать ребенку каждый вид крупы отдельно в кучку, а затем уже смести с помощью щетки и совка.

После занятия покажите ребенку как можно вымыть поднос при помощи губки, а затем предложите ему помыть поднос самостоятельно.

«Беспорядок» « Игры с водой: вылови из воды»

«Игры с водой. Пипетка»

Цель: развитие навыков практической жизни. Развитие мелкой моторики рук, развитие мускулатуры рук. Развитие движений рук.

Возьмите большую кастрюлю или тазик и вместе с малышом побросайте туда разные мелкие предметы. Например, пуговицы, мячики, фишки, детали от конструктора и т.д. Важно, чтобы ребенок бросал поочередно то правой, то левой рукой и непременно тремя пальцами. Затем наполните емкость водой и предложите ребенку поиграть в рыбака, который будет ловить рыбу. В качестве "удочки" возьмите поварешку, ложку с длинной ручкой, дуршлаг или палочку. Пусть ребенок пробует выловить предметы разными "удочками" и обязательно только одной рукой, не прибегая к помощи другой. Ваша задача комментировать процесс "рыбалки", а именно какие предметы плавают, а какие лежат на дне.

«Рисование на манке»

Цель: активизация тактильного восприятия и различение предметов; развитие мелкой моторики пальцев рук; игра тонизирует речевые отделы головного мозга, обогащает сенсорный опыт ребёнка.

Насыпьте на поднос тонким слоем манку. Пальчиками одной или обеих рук можно рисовать все, что захочется. А не понравится рисунок - слегка встряхните поднос и рисуйте снова.

Сухой пальчиковый бассейн.

Насыпьте в большую миску много гороха. На дне «бассейна» спрятать игрушки из киндер – сюрпризов. Опустить кисти рук в «бассейн», «помешать» горох, затем найти и достать игрушки.

«Рамки-вкладыши» «Чей малыш?» «Кто что любит?»

Цель: развитие навыков практической жизни. Развитие навыков пользования предметами быта. Совершенствовать работу обеих рук. Развитие соотносящих действий.

Представляют собой 16 рамок с вкладышами в виде геометрических фигур. Каждый вкладыш имеет маленькую ручку, чтобы вынимать и вкладывать фигурку в гнездышко. Монтессори дала идею игры, сейчас в магазинах можно найти множество различных модификаций рамок вкладышей, это  различные зверюшки, фигурки, предметы. Можно изготовить фигурки самостоятельно из плотного картона. Обклеить края бумагой или скотчем , для удобства. Просто играть с такими рамочками можно с детьми 10-12 месяцев.

«Платье испачкалось»

Цель: Развитие навыков практической жизни. Развитие мелкой моторики рук. Развитие мускулатуры рук. Активизация тактильных ощущений.  Развитие умения различать на ощупь мокрое и сухое.

«Крышечки» «Шумовые баночки» «Цилиндры»

Цель: развитие слухового восприятия.

Возьмите разные бутылки, банки, чтобы крышки были все разные по размеру. Начинайте медленно отворачивать крышки на глазах у ребенка. Расскажите малышу как подбираются крышки. Затем смешайте все крышки, предложите ребенку найти подходящие крышки для каждой емкости, которые у Вас на столе.

«Липучка» «Молния» «Пуговицы»

Цель: развитие навыка застегивать и расстегивать застежки. Учить ориентироваться в пространстве. Развивать целостный образ предметов окружающего мира.

Возьмите несколько кусочков плотной ткани, вырежете из них разных животных. Например, зайчика, морковку, машинку, колеса, ежика, грибочки. Вместо рта , носа или глаз пришейте пуговицы разных размеров или нарисуйте их фломастерами или пришейте кусочки блестящей бумаги. На машинке пришейте пуговицы или кнопки или прилепите  липучки, а на колесиках сделайте прорези или петли для крючков. С другими "игрушками" проделайте то же самое. Смысл в том, чтобы к машинке, например, можно было прилепить колеса липучками или вдеть в прорезь пуговку или закрепить колеса крючком. Для этого занятия пойдут в ход любые подручные средства:шнурочки, ремешки, тесемочки, пуговки, крючки и т.д.

«Лоскутки ткани» «Подбери правильно»

Цель: развитие тактильной чувствительности. Знакомить с различными фактурами ткани. Развивать умение сопоставлять предметы по сенсорным свойствам.

Возьмите кусочки ткани разной текстуры. Например, мех, хлопок, кожа, мохер, шерсть. Важно, чтобы они отличались друг от друга по текстуре. Посоветуйте ребенку внимательно приглядеться,подержать,  потрогать или даже понюхать кусочки ткани. Затем одну пару лоскутков положите в непроницаемый пакет, а вторую на стол. Предложите малышу найти в мешочке пару для кусочка ткани, который Вы оставили на столе. Т.е. ребенок должен на ощупь найти нужный кусочек и собрать все пары лоскутков.

Волшебный мешочек

Цель: умение ориентироваться на плоскости. Развитие силы пальцев рук. Развитие зрительно-моторной координации.

Возьмите непроницаемый мешочек и положите туда любимые игрушки ребенка. Например, расческу, мягкую игрушку, свисток, маленькую куклу и т.д. Завяжите малышу глаза, а потом предложите вытаскивать из мешочка предметы и называть их. Когда это упражнение будет освоено, поменяйте предметы. Можно усложнить задачу, предложив ребенку вытаскивать игрушки на определенную букву. Например, куклу, кошелек, кружок и т.д. Второй вариант этого упражнения. Положите в мешочек предметы из дерева, пластмассы, бумаги, резины и т.д. Предложите ребенку вытаскивать из мешочка сначала деревянные предметы, затем бумажные и т.д.

«Прищепки»

Цель: развивать пинцетный захват, развивать силу пальцев рук, умение открывать и закрывать прищепки. Создавать целостный образ предметов окружающего.

Отличный материал для развития мелкой моторики малыша обычные бельевые прищепки. Давайте возможность ребенку вместе с вами развешивать белье, пусть ребенок использует прищепки  как игрушки, как украшение или как составление орнамента. Пусть малыш продемонстрирует свои творческие способности... Ведь мы, родители, так хотим , чтобы наш ребенок был самым лучшим, самым умным...

«Расстегни пуговицы. Развяжи, завяжи шнурочки»

Цель: развитие концентрации и устойчивости внимания, развитие у ребенка наблюдательности и воспитание бережного отношения  к одежде.

К этим материалам относятся - рамки с застежками - обучение конкретным, навыкам, необходимым при одевании. Детям предлагают рамки с пуговицами, кнопками, молнией, пряжками, шнурками, крючками, булавками и бантами.

.

«Доски для ощупывания поверхности»

Цель: Развитие чувства осязания, знакомство с различными структурами поверхности: гладкой и шершавой, развития тонкой моторики. Очень хорошая подготовка к письму

С помощью кончиков пальцев учатся определять гладкую и шершавую поверхности. Происходит утончение тактильных ощущений, чувственное сравнение и анализ, концентрация внимания, координация движений, подготовка руки к письму, подготовка к восприятию разнообразия окружающего мира.

 



Предварительный просмотр:

Сенсорное развитие и восприятие

Выполнили:

Учитель-дефектолог: Котина Н.А.

2017-18уч.г.

СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ И ВОСПРИЯТИЕ

Октябрь 1-я неделя

Тема: знакомство с кабинетом Монтессори

  1. Осматриваем кабинет
  2. Хлопаем имя
  3. Знакомство с сенсорной дорожкой, в т.ч. на ощупь.
  4. Мягкая игрушка Котенок

Октябрь 2-я неделя

Тема: знакомство продолжается

  1. Летели птички
  2. Домик для птички
  3. Хлопаем имя
  4. Колокольчики: на красный хлопаем, на домик топаем.
  5. Знакомство с сенсорной панелью
  6. Котенок

Октябрь 3-я неделя

Тема: сенсорные эталоны. Знакомство с цветами синий и зелёный.

  1. Летели птички
  2. Хлопаем имя
  3. Магнитная доска. Раскладываем магниты синего цвета к фигурке котенка, зелёного – к фигурке птицы
  4. Занятие по программе «Фантазеры»: покажи, где такой же (по образцу), где … цвет (по словесной инструкции)?
  5. Котенок.

Ноябрь 1-я неделя

Тема: сенсорные эталоны. Красный и жёлтый цвета. Отличение от других.

  1. Летели птички
  2. Домик для птички.
  3. Магнитная доска. Раскладываем магниты красного цвета к фигурке кошки, желтого – к фигурке птички. В коробке есть и другие цвета.
  4. Убираем магниты обратно в корзинку. Каждый цвет по очереди. «Сортировщик»
  5. Занятие с программой «Фантазеры»: покажи синий цвет,  зелёный, жёлтый, красный? Покажи такой же.
  6. Хлопаем имя
  7. Котенок

Ноябрь 2-я неделя

Тема: сенсорные эталоны. Основные цвета. Отличие от других.

  1. Летели птички
  2. Домик для собачки
  3. Дружат в нашей группе…
  4. Магнитная доска. Выбор, различение цветов. Раскладываем магниты разного цвета по четырём углам доски к фигуркам собачки, птички, котенка, белочка.
  5. Убираем магниты обратно в корзинку. Каждый цвет по очереди. «Сортировщик»
  6. Хлопаем имя
  7. Собачка «Ты собачка, не лай…»

Ноябрь 3-я неделя

  1. Летели птички
  2. Домик для собачки
  3. Домик звуков (неречевые звуки) интерактивная программа на доске «Развитие речи»
  4. Сенсорная панель: покажи цвет.
  5. Покажи цвета в одежде и вокруг.
  6. Хлопаем имя
  7. Собачка

Ноябрь 4-я неделя

Тема: внимание, использование сенсорных эталонов в деятельности.

  1. Летели птички
  2. Как выглядит неваляшка? Каждый делает неваляшку из 2 магнитов одного цвета и разного размера: сверху поменьше, снизу – побольше.
  3. Какого цвета неваляшка у …?
  4. Хлопаем имя «Эхо»
  5. Лисичка

Декабрь 1-я неделя

Тема: цвета зелёный, синий, жёлтый, красный различение+развитие мелкой моторики

  1. Летели снежинки
  2. Разложи сокровища. Шкатулка с разноцветными мелкими и крупными камешками. На стол кладется лист бумаги, на него браслеты резинки синий, красный, жёлтый, зелёный. Раскладываем в них цветные камешки соответствующего цвета. Все остальные цвета остаются в шкатулке.
  3. Хлопаем имя «Эхо»
  4. Ветерок радости

Декабрь 2-я неделя

Тема: внимание, ощущение, память

  1. Летели снежинки
  2. Посмотри, потрогай, отвернись (4 игрушки)
  3. Хлопаем имя «Эхо»
  4. Ветерок  радости

Декабрь 3-я неделя

Тема: внимание, сенсорные эталоны.

  1. Летели снежинки
  2. Только из одинаковых магнитов делаем бусы на елку, соблюдая численность по образцу (три маленьких, один большой).
  3. Хлопаем имя «Эхо»
  4. Ветерок радости

Декабрь 4-я неделя

Тема: сенсорика, внимание, память

  1. Летели снежинки
  2. Яркая ткань с изображением котиков и зайчиков, одетых по –новогоднему, шариков синих и красных, звёздочек жёлтых, веточек зелёных, шишек и ягод.  Все по очереди показывают, например, красные шарики.
  3. Хлопаем имя «Эхо»
  4. Зайчата

Январь 2-я неделя

Тема: форма

  1. Комментированное рисование «Праздники и дед Мороз»
  2. Летели снежинки
  3. Домик для зайчика
  4. Квадрат, круг,  разного размера и цвета. Выложить на магнитную доску по образцу формы.
  5. Игра «Эхо»
  6. Дорога  радости.

Январь 3-я неделя

Тема: форма на ощупь

  1. Летели снежинки
  2. Домик для зайчика
  3. Квадрат,  круг лежат в мешочке. Найти на ощупь фигуру и сказать, что это или найти фигуру по запросу педагога.
  4. Игра «Эхо»
  5. Дорога  радости.

Январь 4-я неделя

Тема: форма на ощупь

  1. Летели снежинки
  2. Домик для зайчика
  3. Квадрат, круг,  треугольник лежат в мешочке. Найти на ощупь фигуру по просьбе.
  4. Игра «Эхо»
  5. Дорога  радости.

Февраль 1-я неделя

Тема: развитие речи, расширение словарного запаса, повторение сенсорных эталонов

Тема: ощущения

  1. Летели снежинки
  2. Домик для зайчика
  3. Хлопаем имя
  4. Исследуем тактильные ощущения в кабинете Монтессори  шершавый-гладкий, тёплый-холодный.
  5. Тихий час для зайчат.

Февраль 2-я неделя

Тема: ощущения, восприятие

  1. Летели снежинки
  2. Домик для зайчат
  3. Хлопаем имя
  4. Разные пуговки россыпью. Найди две одинаковые, каждый по очереди. Сказать, какие они – гладкие, шершавые, нравятся или нет.
  5. Дружат в нашей группе мальчики и девочки…
  6. Тихий час для зайчат.

Февраль 3-я неделя

Тема:  слуховые впечатления, звукоразличение.

  1. Летели снежинки
  2. Домик для зайчат
  3. Колечко
  4. Хлопаем имя
  5. Слушаем звуки: кто больше услышит.
  6. Звуки за ширмой: угадать (бумагу комкаю, рву, шуршит пакет, звенит колокольчик)
  7. Мышата

Февраль 4-я неделя

Тема: ощущения (тактильные)

  1. Подул ветерок
  2. Домик для мышат
  3. Хлопаем имя
  4. Шершавые фигуры: сначала ощупываем каждый каждую, затем угадываем.
  5. Мышата

Март 1-я неделя

Тема: цветоразличение, внимание

1. Подул ветерок

2.Домик для мышат

3.Хлопаем имя

4. У кого в одежде есть красный цвет – встаем! (все основные цвета)

5. Игра «ручеек»

6. Ручеек радости

Март 2-я неделя

Тема: цвето и звуко различение, внимание

1.Летели гуси

2.Домик для бегемота

3.Хлопаем имя

4. Домик звуков

5. Игра «Потерялся бегемот»

6. Ручеек радости

Март 3-я неделя

Тема: зрительное внимание и память.

  1. Летели гуси
  2. Домик для бегемота
  3. «По дороге в детский сад»
  4. Отвернись! (3-5 игрушек)
  5. Эхо
  6. Ручеек радости.

Март 4-я неделя

Тема: тактильное восприятие.

  1. Летели гуси
  2. Домик для бегемота
  3. «Волшебный мешочек» с обсуждением приятно-неприятно.
  4. Эхо
  5. Встаньте те, кто (цвета)
  6. Ручеек радости.

Апрель 1-я неделя

Тема: тактильное восприятие, световой песочный модуль.

  1. Летели гуси
  2. Домик для бегемота
  3. Обсуждение актуальных для детей тем.
  4. Рисование пальцами по образцу взрослого прямых и волнистых линий, кругов разного размера и спиралей на световом песочном модуле
  5. Ручеек радости.

Апрель 2-я неделя

Тема: слуховое внимание, развитие фонематическогог слуха.

  1. Летели птички
  2. Домик для птиц
  3. Обсуждение актуальных для детей тем.
  4. Слушаем звуки разных животных и звуки природы, узнаем и запоминаем (компьютер)
  5. Эхо
  6. Ручеек радости.

Апрель 3-я неделя

Тема: зрительное внимание и память. Слуховое внимание (повторение)

  1. Летели птички
  2. Домик для птиц
  3. Как выглядит кошка? Расскажи по памяти.
  4. Пять игрушек.
  5. Дружат в нашей группе…
  6. Ручеек радости.

Апрель 4-я неделя

Тема: зрительное внимание и память. Слуховое внимание (повторение)

  1. Летели птички
  2. Домик для птиц
  3. Найти две одинаковые картинки.
  4. Найти картинки, у которых нет пары.
  5. Кто тебя позвал?
  6. Ручеек радости.

Май 2-я неделя

Тема: тактильные ощущения

  1. Летели бабочки
  2. Домик для птиц
  3. Рисование пальцами по образцу взрослого прямых и волнистых линий, кругов разного размера и спиралей на световом песочном модуле. Использование «песочного карандаша».
  4. Ручеек радости.

Май 3-я неделя

Тема: я знаю свой детский сад

  1. Летели бабочки
  2. Домик для птиц
  3. Экскурсия по всем кабинетам, где занимались
  4. Обсуждение: что мне нравится и что не нравится.
  5. Ручеек радости.

Май 4-я неделя

Тема: коллективная работа.

  1. Летели птички
  2. Домик для птичек
  3. Рисование мелками на одном  большом листе бумаги «Наша группа»
  4. Дружат в нашей группе…
  5. Водопад
  6. Ручеек радости.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр с использованием фитболов

Подбор разнообразных упражнений фитбол-гимнастики стимулирует двигательную активность занимающихся и по­вышает интерес к занятиям, снижает утомление....

КАРТОТЕКА ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МАССАЖЖНОГО ШАРИКА СУ-ДЖОК, ЭСПАНДЕРА И ПРИЩЕПОК

ЧТО ТАКОЕ СУ- ДЖОК? В переводе с корейского языка Су означает кисть, Джок – стопа. Таким образом, Су- Джок терапия - это метод лечения с использованием кистей и стоп. В строении кисти и стопы про...

Картотека игр с использованием метода ТРИЗ

Цель: воспитание творческой личности через формирование талантливого, диалектического мышления. Задачи : формировать навык творческой, познавательной и практической деятельности;развива...

Картотека игр с использованием метода ТРИЗ

Цель - воспитание творческой личности через формирование талантливого, диалектическогомышления.Задачи :формировать навык творческой, познавательной и практической деятельности;развивать творческие спо...

Картотека занятий с использованием противоречий.

Картотека занятий с использованием противоречий....

Картотека потешек для использования в процессе развития культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей третьего года жизни

Картотека потешек для использования в процессе развития культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей третьего года жизни...