Сказкотерапия с дошкольниками, имеющими логопедические проблемы
статья по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему

Гунькова Татьяна Ивановна

В статье представлен опыт коррекционно-развивающей работы по одной из здоровьесберегающей технологии - сказкотерапия. На примере одной из сказок показано, как можно решить множество задач по развитию произвольного внимания и обучению искусству расслабления, которое позволяет устранить беспокойство, возбуждение, скованность, пробуждает творческий потенциал у старших дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сказкотерапия с дошкольниками, имеющими логопедические проблемы

В нашем МАДОУ детский сад комбинированного вида №55 «Березка» две логопедические группы и логопункт. Изучая психолого-педагогическую литературу, я выбрала в работе с этими детьми  метод сказкотерапии, который является здоровьесберегающей технологией, а именно комплексной системой, направленной на коррекцию речевых нарушений, личностное развитие ребенка и сохранение его здоровья, и позволяет в рамках сказки решать обучающие, коррекционные, воспитательные задачи. Два года подряд я работаю по коррекционно-развивающей программе Н.Погосовой «Погружение в сказку»  и просто в нею влюбилась.

Дети воспринимают все происходящее в сказке как реальность. Этого требует его внутренний мир. Перевоплощаясь в сказочных героев, в принцев и принцесс, в колдунов и фей, в птиц и животных, дети с большим энтузиазмом и удовольствием выполняют задания, чем, будучи просто Петей, Мишей, Галей, Таней.

Предлагаемый цикл занятий по программе  «Погружение в сказку» решает множество задач. Наиглавнейшими из них являются: развитие произвольного внимания и обучение искусству расслабления, которое  позволяет устранить беспокойство, возбуждение, скованность, пробуждает дремлющий творческий потенциал.

Количество занятий -26.  Занятия провожу один раз в неделю, длительность их  25-30 минут и чуть более с учетом возраста и психических возможностей детей. Если вижу, что дети утомились, то занятие останавливаю, объясняя это тем, что «волшебная сила» иссякла и, нет возможности сегодня продолжать путешествие по сказке, что следующая встреча с героями сказки состоится в другой раз.

 Занятие провожу в музыкальном зале, так как  там места достаточно много и мы с детьми располагаемся на ковре в так называемой позе расслабления: сидя на пяточках, опустив свободно руки вдоль туловища или положив их на бедра. В основном все дети легко к этому привыкают, конечно, труднее возбудимым, двигательно расторможенным детям. Хорошо, что занятия построены таким образом, что долго сидеть не приходится.

Каждое занятие построено так, что ход сказки прерывается различными упражнениями, подобранными по смыслу содержания сказки. Это упражнения, направленные на расслабление по контрасту с напряжением  (например, «замерзнуть» - сжаться от холода, напрячь все мышцы, согреться- расслабиться, почувствовать тепло и мягкость во всем теле; расслабление с фиксацией внимания на дыхании: вдо-о-о-ох-х…вы-ы-до-о-х-… дышим животиком… животик поднимается…опускается…лицо расслабляется…и т.д.; расслабление - медитация (дети перевоплащаются в героев сказки и как можно ярче передают заданный образ, например, через подвижную игру или танец с последующим расслаблением в сочетании с дыханием). 

Такие  игры и упражнения, направленные на высокую двигательную активность, чередование состояний активности и пассивности повышают гибкость и подвижность нервных процессов, развивают моторику и координацию движений, снимают физическое и психическое напряжение, увеличивают работоспособность детей.

          Очень важным моментом является вхождение в сказку. Это - момент волшебства, таинства, «наполнения суперэнергией». Для того, чтобы перенестись в необычное пространство, нужна «волшебная сила».

Например, в сказке «Царевна-лягушка» волшебную силу детям  дает лягушка из «волшебного мешочка», в сказке «Цветик-семицветик» насыщаются силой «волшебного цветка». А в сказке  «Ёжик и море»

показываю детям три выложенных перед ними дороги и рассказываю о том, что каждая из трех дорог приведет вас в сказку, что  дороги волшебные, все они наделяют идущего силой, которая поднимается от ступней и заполняет все тело. Первая дорога - самая легкая, ровная и гладкая (на пол кладется шарф). Вторая дорога труднее: она состоит из кочек, и по ней надо не идти, а прыгать, попадая точно в цель (на полу раскладываются обручи). Но эта дорога дает, идущему по ней, больше волшебной силы. Третья дорога - самая трудная. Она колючая и болезненная (раскладываются аппликаторы Кузнецова). Но зато и силу она дает огромную, гораздо больше, чем первые две. Дети выбирают сами, по какой дороге идти. Смотрим с воспитателем, кто из детей какую дорогу выбрал. 

 Слово «слушать», употребляемое на занятиях, означает способность чувствовать, ощущать «внутренние звуки» (это ощущения легкости, тяжести, покалывания и других ощущений). Их предлагаю, молча «послушать»  и рассказать о своих ощущениях. Прививается умение вслушиваться в звуки природы, музыки, колоколов и др.

От ведущего занятия зависит, какую атмосферу, какое настроение он создаст, как будет направлять внимание детей, активизировать и успокаивать их. На занятии чтение сюжета сказки постоянно чередуются с какими-то упражнениями, танцами. Это очень энергозатратно. Для каждого занятия необходимо готовить  атрибуты сказок, наглядность, музыкальные произведения.

На примере одной сказки «Заяц-Коська и Родничок»  я бы хотела представить разнообразие методов и приемов, используемых на занятии.

Сказка начинается с беседы о воде, где дети что-то сами рассказывают, остальное дополняет ведущий. Дети рассказывают, какой бывает вода: холодной, теплой, бархатистой, свежей, чистой и т.д.  Выясняют,  бывает ли вода твердой (лед, град), легче воздуха (пар, туман, облака), где  встречается в природе (в реке, озере…), как называется то место, где начинается ручей (родник, ключ, источник). Благодаря этой беседе у детей расширяется кругозор, активизируется и обогащается словарный запас, развивается речь при ответах детей на вопросы, умение свободно и ясно выражать свои мысли, а также дает возможность подойти к началу сказки. Дети, как положено по ритуалу, наполняются волшебной силой  от ручейка. Под звукозапись журчания ручейка дети идут на носочках по «ручью» (голубому шнуру), вслушиваясь в журчание и «наполняясь волшебной силой».

Узнав о зайце-Коське, дети показывают, как он косит глазами то вправо, то влево, вот вам и  гимнастика для глаз. Но вот зайка встречается с белкой и тут дети говорят, как белка готовится к зиме (запасает семечки, грибы). Белка дарит детям орешки. Орешки дети кладут между ладонями и перекатывают с разным темпом выполнения и направления. Это упражнение способствует развитию моторики руки, укрепляются мышцы и суставы рук. Ребята проговаривают, что чувствуют их ладони и пальцы.

-А теперь давайте немного охладим руки, подуем на них. Дети плавно и длительно дуют на руки через слегка вытянутые трубочкой губы, ощущая прохладу воздуха.

- А теперь искупаем ручки в прохладном ручейке, споем песенку водички: с-с-с-с-с-с-с-с.

Сказка рассказывается дальше, где по содержанию заяц встречается с филином. Дети превращаются в зайчиков и прыгают в танце, а когда появляется филин, то  замирают от страха и  мимикой передают испуг зайца: замирают на месте, приоткрыв рот, округляя глаза, поднимая брови, напрягая руки, плечи, шею, «съеживаются» от страха. 

 Таким образом, дети знакомятся с эмоцией страха и связанным с ним физическим состоянием напряженности в теле.

Детям предлагается покричать как филин: у-ху, у-ху. Внимание детей концентрирую на мышцах живота, которые втягиваются внутрь в конце выдоха. Это упражнение позволяет научить детей умению длительно выдыхать, развивает моторику речевого аппарата, звукоподражанию птицам. 

Если мы добиваемся заметных результатов в работе над дыханием, слуховым или зрительным вниманием, в способности детей чувствовать и понимать других, то это неминуемо благотворно сказывается на речи.

Затем по содержанию сказки зайка встречается с Родничком, с которым они устраивают бег наперегонки. Дети берутся за руки и под музыку цепочкой бегут по залу, преодолевая разные препятствия: перебегают через дорогу (полоса картона), пробегают под мостом (обручем), забегают за холм.

После упражнения дети садятся на пяточки, расслабляются, успокаивают дыхание и отвечают на вопросы о том, что на их пути встречалось, и  что они сделали? (Мы пробежали под мостом) и т.д.

Это упражнение закрепляет умение ориентироваться в пространстве, двигаться в определенном темпе, ритме, в соответствии с характером музыки.

Далее по сказке Родничок с другими родничками попадает в реку.

Все дети – «роднички». Они танцуют с ленточками.  Как только музыка останавливается, дети берутся за руки и образуют круг – это  «роднички» сливаются в одну «реку»). Я, как ведущая делаю попытки разъединить, расцепить руки детей и обращаю их внимание на то, что все вместе они очень сильные, река у них получилась могучая, полноводная.

При соединении в реку спрашиваю детей: «Какие у вас сейчас руки? Напряженные или расслабленные, сильные или слабые, мягкие или твердые?»

- Теперь разъедините свои руки, пусть они свободно свисают. Сейчас они какие: напряженные или расслабленные, мягкие или твердые?

Необходимо помнить, что всё, выполняемое детьми, все их слова, движения, даже импровизации (их надо поощрять особо!) являются успешными, удачными, наилучшими и прекрасными. И неважно, как это выглядит со стороны. Важно, чтобы дети чувствовали себя свободными, раскрепощенными, чтобы поверили в себя и в свои силы.

Каждый делает лучшее, на что способен. Детей постоянно подбадриваю, словесно поощряю и за особо трудные упражнения обязательно хвалю. Способность выражать через тело свое внутреннее эмоциональное состояние обогащает и облегчает общение ребенка с окружающим миром.

И вот Родничок в сказке превращается в облачко. Дети с удивлением его спрашивают (каждый ребенок по очереди): «Да как же ты туда попал?».  Еще  одно упражнение на эмоции. Сказка продолжается и заканчивается тем, что Родничок встречается с зайчиком в виде снега.

Дети превращаются в «сугробы», а один ребенок – «солнышко», который мягким и нежным прикосновением помогает «сугробам» растаять. Это упражнение, направленное на расслабление по контрасту с напряжением. 

Сказка подошла к концу, так как «волшебная сила» закончилась. Дети вспоминают все превращения Родничка и изменения. А я узнаю у них, не устали, ли они, что было им трудно, что больше всего понравилось.

В заключение мы все беремся за руки и передаем энергию тепла, добра  друг другу.

На первый взгляд в предлагаемых сказочных занятиях мало видимой работы над словом. Но есть работа невидимая, незаметная на первый взгляд, которая готовит почву для коррекции речевых расстройств. Очень трудно логопедам, например, выполнять  артикуляционную гимнастику с возбудимыми, двигательно расторможенными детьми. У них не только непослушный язык, но и тело. Они постоянно отвлекаются, суетятся, пытаются о чем-то рассказать. А дети вялые, ослабленные, с высокой истощаемостью нервной системы после нескольких минут работы устают. У таких детей, как правило, трудно ставятся звуки, требующие активного выдоха, медленно и вяло происходит автоматизация. Существуют проблемы с дыханием, когда оно не свободное и плавное, а зажатое или прерывистое и многие другие проблемы. 

Решать все эти проблемы помогают занятия по сказкотерапии.



Предварительный просмотр:

Сказкотерапия с дошкольниками, имеющими логопедические проблемы

В нашем МАДОУ детский сад комбинированного вида №55 «Березка» две логопедические группы и логопункт. Изучая психолого-педагогическую литературу, я выбрала в работе с этими детьми  метод сказкотерапии, который является здоровьесберегающей технологией, а именно комплексной системой, направленной на коррекцию речевых нарушений, личностное развитие ребенка и сохранение его здоровья, и позволяет в рамках сказки решать обучающие, коррекционные, воспитательные задачи. Два года подряд я работаю по коррекционно-развивающей программе Н.Погосовой «Погружение в сказку»  и просто в нею влюбилась.

Дети воспринимают все происходящее в сказке как реальность. Этого требует его внутренний мир. Перевоплощаясь в сказочных героев, в принцев и принцесс, в колдунов и фей, в птиц и животных, дети с большим энтузиазмом и удовольствием выполняют задания, чем, будучи просто Петей, Мишей, Галей, Таней.

Предлагаемый цикл занятий по программе  «Погружение в сказку» решает множество задач. Наиглавнейшими из них являются: развитие произвольного внимания и обучение искусству расслабления, которое  позволяет устранить беспокойство, возбуждение, скованность, пробуждает дремлющий творческий потенциал.

Количество занятий -26.  Занятия провожу один раз в неделю, длительность их  25-30 минут и чуть более с учетом возраста и психических возможностей детей. Если вижу, что дети утомились, то занятие останавливаю, объясняя это тем, что «волшебная сила» иссякла и, нет возможности сегодня продолжать путешествие по сказке, что следующая встреча с героями сказки состоится в другой раз.

 Занятие провожу в музыкальном зале, так как  там места достаточно много и мы с детьми располагаемся на ковре в так называемой позе расслабления: сидя на пяточках, опустив свободно руки вдоль туловища или положив их на бедра. В основном все дети легко к этому привыкают, конечно, труднее возбудимым, двигательно расторможенным детям. Хорошо, что занятия построены таким образом, что долго сидеть не приходится.

Каждое занятие построено так, что ход сказки прерывается различными упражнениями, подобранными по смыслу содержания сказки. Это упражнения, направленные на расслабление по контрасту с напряжением  (например, «замерзнуть» - сжаться от холода, напрячь все мышцы, согреться- расслабиться, почувствовать тепло и мягкость во всем теле; расслабление с фиксацией внимания на дыхании: вдо-о-о-ох-х…вы-ы-до-о-х-… дышим животиком… животик поднимается…опускается…лицо расслабляется…и т.д.; расслабление - медитация (дети перевоплащаются в героев сказки и как можно ярче передают заданный образ, например, через подвижную игру или танец с последующим расслаблением в сочетании с дыханием). 

Такие  игры и упражнения, направленные на высокую двигательную активность, чередование состояний активности и пассивности повышают гибкость и подвижность нервных процессов, развивают моторику и координацию движений, снимают физическое и психическое напряжение, увеличивают работоспособность детей.

          Очень важным моментом является вхождение в сказку. Это - момент волшебства, таинства, «наполнения суперэнергией». Для того, чтобы перенестись в необычное пространство, нужна «волшебная сила».

Например, в сказке «Царевна-лягушка» волшебную силу детям  дает лягушка из «волшебного мешочка», в сказке «Цветик-семицветик» насыщаются силой «волшебного цветка». А в сказке  «Ёжик и море»

показываю детям три выложенных перед ними дороги и рассказываю о том, что каждая из трех дорог приведет вас в сказку, что  дороги волшебные, все они наделяют идущего силой, которая поднимается от ступней и заполняет все тело. Первая дорога - самая легкая, ровная и гладкая (на пол кладется шарф). Вторая дорога труднее: она состоит из кочек, и по ней надо не идти, а прыгать, попадая точно в цель (на полу раскладываются обручи). Но эта дорога дает, идущему по ней, больше волшебной силы. Третья дорога - самая трудная. Она колючая и болезненная (раскладываются аппликаторы Кузнецова). Но зато и силу она дает огромную, гораздо больше, чем первые две. Дети выбирают сами, по какой дороге идти. Смотрим с воспитателем, кто из детей какую дорогу выбрал. 

 Слово «слушать», употребляемое на занятиях, означает способность чувствовать, ощущать «внутренние звуки» (это ощущения легкости, тяжести, покалывания и других ощущений). Их предлагаю, молча «послушать»  и рассказать о своих ощущениях. Прививается умение вслушиваться в звуки природы, музыки, колоколов и др.

От ведущего занятия зависит, какую атмосферу, какое настроение он создаст, как будет направлять внимание детей, активизировать и успокаивать их. На занятии чтение сюжета сказки постоянно чередуются с какими-то упражнениями, танцами. Это очень энергозатратно. Для каждого занятия необходимо готовить  атрибуты сказок, наглядность, музыкальные произведения.

На примере одной сказки «Заяц-Коська и Родничок»  я бы хотела представить разнообразие методов и приемов, используемых на занятии.

Сказка начинается с беседы о воде, где дети что-то сами рассказывают, остальное дополняет ведущий. Дети рассказывают, какой бывает вода: холодной, теплой, бархатистой, свежей, чистой и т.д.  Выясняют,  бывает ли вода твердой (лед, град), легче воздуха (пар, туман, облака), где  встречается в природе (в реке, озере…), как называется то место, где начинается ручей (родник, ключ, источник). Благодаря этой беседе у детей расширяется кругозор, активизируется и обогащается словарный запас, развивается речь при ответах детей на вопросы, умение свободно и ясно выражать свои мысли, а также дает возможность подойти к началу сказки. Дети, как положено по ритуалу, наполняются волшебной силой  от ручейка. Под звукозапись журчания ручейка дети идут на носочках по «ручью» (голубому шнуру), вслушиваясь в журчание и «наполняясь волшебной силой».

Узнав о зайце-Коське, дети показывают, как он косит глазами то вправо, то влево, вот вам и  гимнастика для глаз. Но вот зайка встречается с белкой и тут дети говорят, как белка готовится к зиме (запасает семечки, грибы). Белка дарит детям орешки. Орешки дети кладут между ладонями и перекатывают с разным темпом выполнения и направления. Это упражнение способствует развитию моторики руки, укрепляются мышцы и суставы рук. Ребята проговаривают, что чувствуют их ладони и пальцы.

-А теперь давайте немного охладим руки, подуем на них. Дети плавно и длительно дуют на руки через слегка вытянутые трубочкой губы, ощущая прохладу воздуха.

- А теперь искупаем ручки в прохладном ручейке, споем песенку водички: с-с-с-с-с-с-с-с.

Сказка рассказывается дальше, где по содержанию заяц встречается с филином. Дети превращаются в зайчиков и прыгают в танце, а когда появляется филин, то  замирают от страха и  мимикой передают испуг зайца: замирают на месте, приоткрыв рот, округляя глаза, поднимая брови, напрягая руки, плечи, шею, «съеживаются» от страха. 

 Таким образом, дети знакомятся с эмоцией страха и связанным с ним физическим состоянием напряженности в теле.

Детям предлагается покричать как филин: у-ху, у-ху. Внимание детей концентрирую на мышцах живота, которые втягиваются внутрь в конце выдоха. Это упражнение позволяет научить детей умению длительно выдыхать, развивает моторику речевого аппарата, звукоподражанию птицам. 

Если мы добиваемся заметных результатов в работе над дыханием, слуховым или зрительным вниманием, в способности детей чувствовать и понимать других, то это неминуемо благотворно сказывается на речи.

Затем по содержанию сказки зайка встречается с Родничком, с которым они устраивают бег наперегонки. Дети берутся за руки и под музыку цепочкой бегут по залу, преодолевая разные препятствия: перебегают через дорогу (полоса картона), пробегают под мостом (обручем), забегают за холм.

После упражнения дети садятся на пяточки, расслабляются, успокаивают дыхание и отвечают на вопросы о том, что на их пути встречалось, и  что они сделали? (Мы пробежали под мостом) и т.д.

Это упражнение закрепляет умение ориентироваться в пространстве, двигаться в определенном темпе, ритме, в соответствии с характером музыки.

Далее по сказке Родничок с другими родничками попадает в реку.

Все дети – «роднички». Они танцуют с ленточками.  Как только музыка останавливается, дети берутся за руки и образуют круг – это  «роднички» сливаются в одну «реку»). Я, как ведущая делаю попытки разъединить, расцепить руки детей и обращаю их внимание на то, что все вместе они очень сильные, река у них получилась могучая, полноводная.

При соединении в реку спрашиваю детей: «Какие у вас сейчас руки? Напряженные или расслабленные, сильные или слабые, мягкие или твердые?»

- Теперь разъедините свои руки, пусть они свободно свисают. Сейчас они какие: напряженные или расслабленные, мягкие или твердые?

Необходимо помнить, что всё, выполняемое детьми, все их слова, движения, даже импровизации (их надо поощрять особо!) являются успешными, удачными, наилучшими и прекрасными. И неважно, как это выглядит со стороны. Важно, чтобы дети чувствовали себя свободными, раскрепощенными, чтобы поверили в себя и в свои силы.

Каждый делает лучшее, на что способен. Детей постоянно подбадриваю, словесно поощряю и за особо трудные упражнения обязательно хвалю. Способность выражать через тело свое внутреннее эмоциональное состояние обогащает и облегчает общение ребенка с окружающим миром.

И вот Родничок в сказке превращается в облачко. Дети с удивлением его спрашивают (каждый ребенок по очереди): «Да как же ты туда попал?».  Еще  одно упражнение на эмоции. Сказка продолжается и заканчивается тем, что Родничок встречается с зайчиком в виде снега.

Дети превращаются в «сугробы», а один ребенок – «солнышко», который мягким и нежным прикосновением помогает «сугробам» растаять. Это упражнение, направленное на расслабление по контрасту с напряжением. 

Сказка подошла к концу, так как «волшебная сила» закончилась. Дети вспоминают все превращения Родничка и изменения. А я узнаю у них, не устали, ли они, что было им трудно, что больше всего понравилось.

В заключение мы все беремся за руки и передаем энергию тепла, добра  друг другу.

На первый взгляд в предлагаемых сказочных занятиях мало видимой работы над словом. Но есть работа невидимая, незаметная на первый взгляд, которая готовит почву для коррекции речевых расстройств. Очень трудно логопедам, например, выполнять  артикуляционную гимнастику с возбудимыми, двигательно расторможенными детьми. У них не только непослушный язык, но и тело. Они постоянно отвлекаются, суетятся, пытаются о чем-то рассказать. А дети вялые, ослабленные, с высокой истощаемостью нервной системы после нескольких минут работы устают. У таких детей, как правило, трудно ставятся звуки, требующие активного выдоха, медленно и вяло происходит автоматизация. Существуют проблемы с дыханием, когда оно не свободное и плавное, а зажатое или прерывистое и многие другие проблемы. 

Решать все эти проблемы помогают занятия по сказкотерапии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованная деятельность как средство коррекционной работы с дошкольниками, имеющими проблемы речевого развития.

Я работаю в подготовительной логопедической группе с дошкольниками,  имеющими самые различные речевые проблемы. Трудности речевого общения, характерные для детей с речевыми патологиями ста...

Применение массажера Су-джок в логопедической коррекции с дошкольниками, имеющими речевые нарушения

Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Поэтому так важно заботиться о формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различ...

Применение массажера Су-Джок в логопедической коррекции с дошкольниками, имеющими речевые нарушения

Применение массажера Су-Джок в логопедической коррекции с дошкольниками, имеющими речевые нарушения...

Применение массажера Су-джок в логопедической коррекции с дошкольниками, имеющими речевые нарушения.

Цель данной работы - коррекция речевых нарушений с помощью массажера су - джок у дошкольников.Исходя из данной цели были поставлены следующие задачи:1. Воздействовать на биологически активные точки ки...

Методические рекомендации по организации логопедической работы с дошкольниками имеющими нарушение речевого развития

В настоящее время логопедическая помощь стала весьма востребованной и актуальной для детей и взрослых. Конечно, более эффективной и правильной была бы работа именно с раннего возраста ребенка, когда н...

Занятие с дошкольниками, имеющими проблемы познавательного и речевого развития.

Программное содержание:1)Расширять и углублять представление о зимовке зверей, птиц, рыб, насекомых: медведь и ёж зимой спят, у зайца и белки изменяется окраска и густота шерсти, зимующие птицы прибли...