Сопровождение в инклюзивной практике образовательных организаций Российской Федерации
методическая разработка по коррекционной педагогике на тему

Афанасьева Юлия Вячеславовна

В 1998 году Елена Ивановна Казакова сделала доклад на конференции в Санкт-Петербурге, где определила понятие психолого-медико-педагогического сопровождения и концептуально его описала. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл inklyuziya_1.docx13.82 КБ
Файл inklyuziya_2.docx14.03 КБ

Предварительный просмотр:

Сопровождение в инклюзивной практике

образовательных организаций Российской Федерации

В 1998 году Елена Ивановна Казакова сделала доклад на конференции в Санкт-Петербурге, где определила понятие психолого-медико-педагогического сопровождения и концептуально его описала. В 1998 году в документе, регламентирующем деятельность психологических центров России, было определено пять групп таких центров. Одним из них стал Центр психолого-медико-педагогического сопровождения. Именно тогда понятие психолого-педагогического сопровождения учащихся закрепилось в организационном понятии. Оно укрепилось в организационных формах и в технологической деятельности междисциплинарных команд. Создание таких центров – это реальный шаг в сторону организации психолого-педагогического сопровождения.

Основные характеристики сопровождения: динамичность, долговременность, независимость, погруженность в реальную ситуацию, качество отношений между участниками, педагогика успеха (опора на внутренний потенциал), право субъекта самостоятельно делать выбор и нести за него ответственность.

Одним из основных принципов психолого-педагогического сопровождения стало право самостоятельно делать выбор и нести за него ответственность. Сопровождение предполагает, что тот, кого сопровождают сам вправе решить сопровождать ли его, помогать ли ему, если помогать, то как и чем, сколько времени ему помогать. Предоставление субъекту права принимать решения – это принципиально важный принцип инклюзии. До недавнего времени подход к праву человека с ОВЗ был другим – за него принимали решения, как ему жить и учиться. И такой подход делал из человека объект, которым можно управлять. Теперь адаптированную образовательную программу подписывает родитель учащегося с ОВЗ или инвалидностью. Тем самым определяется, что мнение и желание самого субъекта должно быть приоритетным. Это определяет и то, что только субъект, какие бы ни были его ограниченные возможности здоровья, может выстраивать траекторию своей жизни, иметь цели, перспективы. И может быть, в какой-то момент, иметь возможность оторваться от сопровождения.

Цель сопровождения заключается не в том, чтобы постоянно вести за руку, постоянно поддерживать и быть костылем, а в том, чтобы появляться в те моменты, когда он действительно нужен сопровождаемому, в формировании навыков самостоятельности субъекта.

Второй человек, который оказал принципиально важное влияние на формирование концепции сопровождение – это Мария Ростиславовна Битянова. Она сформулировала другую концепцию психолого-педагогического сопровождения. Если Е.И. Казакова говорила о медико-психологическо-педагогическом сопровождении, то М.Р. Битянова сформулировала концепцию психолого-педагогического сопровождения, говоря о нем как об органичном процессе любого образовательного учреждения.

В реальности оба подхода хорошо ложатся в технологии сопровождения в инклюзивном образовании.

То понимание инклюзивного сопровождения, которым руководствуются образовательные организации, прописано в Федеральном государственном образовательном стандарте. Во ФГОСах и начального и общего образования есть часть Основной образовательной программы, которая называется Программа коррекционной работы школы. Это очень важный элемент, который определяет развитие инклюзивного процесса в конкретном образовательном учреждении. Потому что именно он определяет все условия, все требования к этим условиям в части и диагностики, и коррекции и сопровождения и базовых психолого-педагогических средств, сервисов и условий.



Предварительный просмотр:

Реализация сопровождения в инклюзивной практике

образовательных организаций в соответствии с требованиями ФГОС

Во ФГОСах очень четко прописаны условия, на которые нужно ориентироваться директору, когда он утверждает основную образовательную программу, или руководителю центра инклюзивного обучения образовательной организации. Именно основная образовательная программа дает экономические основы существования образовательной организации и ее финансирование. Именно она задает все лицензионные требования к кадровому составу, дидактическому наполнению, средовым условиям. Частью ООП является программа коррекционной работы школы, а одной из частей ПКР является комплекс нормативов психолого-педагогического сопровождения.

ФГОСом определяется диверсификация уровней психолого-педагогического сопровождения в процессе инклюзии – индивидуальный, групповой, уровень класса, уровень учреждения. Эти уровни сопровождения выглядят достаточно условными и формальными, потому что они основаны на системных элементах.

Также Государственным стандартом определяется, что вся деятельность психолого-педагогического сопровождения определяется в виде форм этого сопровождения: просвещение, диагностика, профилактика, развивающая работа, экспертиза, консультирование и коррекционная практика.

Все эти формы сопровождения могут осуществлять несколько команд: психолого-медико-социальный центр (ПМС-центр), психолого-медико-психологическая комиссия (ПМПКомиссия) и школьный консилиум.

Психологическое и педагогическое сопровождение учащихся с особыми возможностями здоровья не стоит рассматривать не только в отношении непосредственно психологов, но и специалистов более широкого спектра – дефектологов, логопедов, тьютеров, социальных педагогов и других. Фактически имеет смысл использовать опыт всех специалистов, у которых есть опыт в образовательном процессе. В данном случае имеется в виду необходимость создания оптимальной, с точки зрения целесообразности образовательных задач и возможностей учащегося, системы взаимодействия ребенка и образовательной среды. Такое сопровождение полезно, а в некоторых случаях необходимо учащимся с ОВЗ с целью, во-первых, оптимальной приспособленности ребенка к образовательной среде, а во-вторых, с поддержанием оптимального уровня этой адаптированности.

ФГОСы, по которым ориентируется современное образование, обращают особое внимание на необходимость создания оптимальных условий для получения образования. Во-первых, законодательно прописана необходимость создания условий для освоения основной образовательной программы (ООП), во-вторых, для формирования удобной образовательной среды приветствуется создание мест дополнительного образования – клубов, кружков и т.п. в рамках внеучебного времени.

Также ФГОСы предполагают участие родителей или законных представителей в формировании индивидуальных учебных планов. При этом, в статье 7 действующего закона об образовании предусматривается, что для реализации ООП для детей с ОВЗ и особенностями адаптации, могут быть установлены специальные федеральные государственные образовательные стандарты, а нормативный срок освоения основной образовательной программы для людей с особенностями здоровья может быть увеличен в соответствии с особенностями ребенка по решению ПМПК.

Вопросы медико-психологического сопровождения учащегося с ОВЗ рассматриваются во ФГОС в контексте коррекционно-развивающей работы с учетом особенностей их психического состояния и оказания им помощи в освоении основной образовательной программы. И это положение вполне согласуется с практикой, когда не все учащиеся могут освоить ООП, и коррекционная работа нужна тем, кто будет осваивать программу специальных образовательных стандартов. Таким образом, коррекционная программа должна обеспечить не только выполнение индивидуального образовательного плана, но и необходимую психолого-педагогическую помощь в соответствии с рекомендациями ПМПК и учетом их особенностей. Следует отметить, что реализация этих задач возможна лишь при условии эффективного функционирования психолого-медико-педагогического консилиума конкретной образовательной организации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», Конвенцией ООН о правах ребенка, Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273-

Программа  разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», Конвенцией ООН о правах ребенка, Конституцией Российской Федерации,  Федераль...

Сопровождение в инклюзивной практике образовательных организаций Российской Федерации

Сопровождение в инклюзивной практике образовательных организаций Российской Федерации...

Консультация: Сопровождение в инклюзивной практике образовательных организаций Российской Федерации

Сопровождение в инклюзивной практике образовательных организаций Российской Федерации...

Сопровождение в инклюзивной практике образовательных организаций Российской Федерации

Сопровождение в инклюзивной практике образовательных организаций Российской Федерации...

Нормативно-правовые основы инклюзивного образования в Российской Федерации

Нормативно-правовые основы инклюзивного образования в Российской ФедерацииВедение     На протяжении всей истории человечества у людей рождались дети, которые отличались от остальных. Ес...