Проблема заикания у детей дошкольного возраста по данным научно-исследовательской литературы.
статья по коррекционной педагогике на тему

Баранцевич Елена Вацлавовна

Проблему заикания можно считать одной из самых древних в истории развития учения о расстройствах речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проблема заикания у детей дошкольного возраста по данным научно-исследовательской литературы.

                 Проблему заикания можно считать одной из самых древних в истории развития учения о расстройствах речи. Уже в древности учёные изучали эту проблему. В наиболее ранних источниках в заикании преимущественно усматривали болезнь, связанную с накоплением влажности в головном мозге или неправильным соотнесением частей артикуляционного аппарата.

                 Позднее, на рубеже17-18 веков, анатом Санторини считал, что заикание возникает при отверстии в твёрдом нёбе,через которое якобы слизь попадает на язык и затрудняется речь.

                 Другие исследователи связывали заикание с нарушениями в функционировании речевых органах: судорожное закрытие голосовой щели (Арнот,Шультесс),быстрый выдох(Беккерель),несогласованность процессов мышления и речи(Блюме).

                Были и такие авторы, которые говорили о том, что заикание-это «дурная» привычка(БРАЗЕЛЬ),а Денгард  говорил,что заикание « воображаемая трудность».

                В конце 19в. всё определённое становится мнение ,что заикание –это сложное психофизическое расстройство. Одни авторы считали, что в основе этого расстройства лежат нарушения физиологического характера, а психологические проявления носят вторичный характер (А.Гутцман 1879г;А.Куассмауль 1878г. и другие).

               Другие исследователи наоборот, указывали. что первичными являются психологические особенности, а физиологические проявления при заикании это лишь следствие этих психологических недостатков (А.Коэн-1878;Г.Д.Неткачёв-1913г. и другие).

                Некоторые авторы пытались рассмотреть заикание как невроз ожидания, невроз страха, невроз неполноценности.

                Таким образом, в литературе прошлого можно встретить разнообразные толкования механизмов заикания.

                Проблемой заикания занимаются и современные исследователи. Однако, нельзя сказать, что механизм заикания полностью разгадан. Но логично сделать вывод ,учитывая современные исследования и опыт прошлого, заикание относится к числу неврозов.

                Многие авторы обращались к проблеме заикания у детей дошкольного возраста.

                Так, В.С.Кочергина выделяет у детей ,у которых неуравновешенность поведения проявилась вследствие заикания; детей, у которых неуравновешенное поведение отмечается с детства  и является индивидуальной особенностью их личности ,а развитие заикания способствует усилению их неуравновешенности и появлению черт общей детской нервности.(1959).

                Б.И.Шостак (1963)обнаружила у заикающихся детей значительные нарушения речевой и общей моторики. Она отметила, что помимо судорог в речевом аппарате, у заикающихся детей нередки случаи насильственных движений(тики)в мышцах лица, шеи ,рук.

                У заикающихся детей часто наблюдается общее моторное напряжение, скованность движений или двигательное беспокойство. расторможенность или вялость движений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемы коммуникации у детей дошкольного возраста и примеры игр по преодолению данных коммуникативных нарушений

Типизация проблемы коммуникации у детей дошкольного возраста и примеры 2,3 игр по преодолению данных коммуникативных нарушений...

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме математического развития детей дошкольного возраста

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме математического развития детей дошкольного возраста...

Консультация для родителей «Проблема заикания у детей дошкольного возраста»

Проблема заикания занимает уже умы не одного поколения людей и её можно считать одной из самых древнейших в истории развития учения о расстройствах речи. В литературе прошлого встречались весьма разно...

Проблема заикания у детей дошкольного возраста

Материал для консультирования родителей...

Проблема заикания у детей дошкольного возраста

Заикание – такое нарушение плавности речи, при котором запинки, повторение и растяжение слогов сопровождается мышечным напряжением – судорогой органов артикуляции, дыхания, голоса. Попытка...

Консультация педагога-психолога для родителей «Проблема заикания у детей дошкольного возраста»

Предоставлен материал для родителей по предотвращению заикания у дошкольников...