Проблемы коммуникации у детей дошкольного возраста и примеры игр по преодолению данных коммуникативных нарушений
учебно-методический материал на тему

Вяхирева Анна Михайловна

 

Типизация проблемы коммуникации у детей дошкольного возраста и примеры 2,3 игр по преодолению данных коммуникативных нарушений

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проблемы коммуникации у детей дошкольного возраста

К проблемам коммуникации можно отнести:

*коммуникативные барьеры: логические, стилистические, семантические, лингвистические и фонетические;

*психологические барьера: установки, психологическая защита, характер/ объяснимые и необъяснимые понятия.

   У детей дошкольного возраста типизировать проблемы коммуникации можно следующим образом.  Разделим эти «проблемы» на две группы трудностей:

  1. К первой группе отнесем трудности психологического контакта, застенчивость, избегание неудачи, обидчивость;
  2. Трудности коммуникативного характера, связанные с вербальной и невербальной  компетентностью/у дошкольников это будет повышенная агрессивность и демонстративность.

   Современные дети в большинстве своем не привыкли к свободному взаимодействию. Набор игр, в которые они играют, как правило, традиционен и весьма ограничен: «Дочки-матери», «Больница», «Постройки из кубиков». В таких играх дети используют стандартный набор речевых высказываний. Для преодоления сложившихся стереотипов необходимо использовать игры с необычным сюжетом. Эти игры должны помочь детям преодолеть коммуникативные нарушения, снять агрессивность или  справиться с застенчивостью. Главная цель таких игр – переход к непосредственному общению, что предполагает отказ от привычных для детей вербальных и предметных способов взаимодействия. Дети должны научиться общаться без слов (чтобы исключить ссоры, конфликты), и если у них это получиться, они смогут в дальнейшем  без серьезных проблем строить межличностные отношения, общаться друг с другом на «ноте» взаимоуважения, поддержки ,  доброжелательности.

 Одна из таких игр – это игра «Жизнь в лесу». Взрослый садится на пол и рассаживает детей вокруг себя, говорит:

– Давайте поиграем в животных в лесу. Звери не знают человеческого языка. Но ведь им надо как-то общаться, поэтому мы придумаем свой язык. Когда мы хотим поздороваться, мы киваем головой. Когда хотим что-то спросить, мы хлопаем своей ладонью по ладони другого. Когда хотим сказать, что все хорошо, кладем свою голову на плечо другому. Когда хотим выразить дружбу и любовь – ласково гладим по голове.

Воспитатель сопровождает объяснение показом движений, затем предлагает начать игру:

– Готовы? Тогда – начали. Сейчас раннее утро, выглянуло солнышко, вы только что проснулись…

Дальнейший ход игры разворачивается произвольно, взрослый следит за тем, чтобы дети не разговаривали между собой.

   Для того чтобы преодолеть коммуникативные нарушения у дошкольников, необходимо формировать у детей способности видеть друг друга, обращать внимание на сверстника и уподобляться ему. Многие дети настолько сосредоточены на себе, что другие дети становятся лишь фоном их собственной жизни.  Поэтому педагогам необходимо использовать  такие игры, которые направлены на развитие способности увидеть другого, почувствовать единство с ним.

  Одной из таких игр является игра (не из числа традиционных)  «Переходы»:

Дети садятся в круг. Воспитатель просит их внимательно посмотреть друг на друга: «У каждого из вас волосы отличаются по цвету. Теперь поменяйтесь местами так, чтобы крайним справа, вот на это стульчике, сидел тот у кого самые светлые волосы, рядом с ним – у кого потемнее, а крайний справа, на этом стульчике, сидел тот, у кого самые тёмные волосы. Никаких шумных обсуждений.  Начали». Взрослый помогает детям подходит к каждому из них, прикасается к их волосам, советуется с другими, куда его посадить,  и т.д. Таким же образом можно меняться местами по цвету глаз  - от самых светлых до самых черных.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья. Проблемы обучения рисованию детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

В данной статье отражаются проблемы обучения рисованию детей дошкольного возраста с нарушениями речи....

Методы развития невербальной коммуникации у детей дошкольного возраста.

Описаны игровые методы развития невербального поведения у детей дошкольного возраста. Формулируются цели и задачи,  решаемые данными методами. Описание авторских игр : "Настроение", "О чём грусти...

Фольклор в воспитании детей дошкольного возраста на примере проекта: “Колыбельная песня как источник мировоззрения детей дошкольного возраста”

Паспорт проектаВид проекта: Познавательно - творческий.Актуальность.В современном мире у детей проявляется большой интерес к народным традициям, праздникам, а в целом - к знаниям культурных ценностей ...

Проблема заикания у детей дошкольного возраста по данным научно-исследовательской литературы.

Проблему заикания можно считать одной из самых древних в истории развития учения о расстройствах речи....

Проблема патриотического воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями речи.

      В статье рассматривается актуальность и проблема патриотического воспитания дошкольников с нарушениями речи....

Средства коммуникации (социализации) детей дошкольного возраста с различными нарушениями речи

В данной статье рассмотрены проблемы коммуникации (социализации) детей дошкольного возраста с различными нарушениями речи....

"Речевые нарушения у детей дошкольного возраста, причины и пути их преодоления"

В данном материале даётся информация о речевых нарушениях у детей, о вторичных отклонениях, которые могут возникнуть в школе, об особенностях дошкольников, об организации логопедической помощи в ДОУ....