Проблема патриотического воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями речи.
статья по логопедии (старшая группа)

Костенкова Валерия Александровна

        В статье рассматривается актуальность и проблема патриотического воспитания дошкольников с нарушениями речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проблема патриотического воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями речи.

Автор: Костенкова В.А.,

учитель – логопед МБДОУ д/с №2 г. Ставрополь.

        В статье рассматривается актуальность и проблема патриотического воспитания дошкольников с нарушениями речи.

        Святое чувство – патриотизм – поистине является источником духовной силы российского человека, побуждает каждого готовить себя к защите Отечества, предполагает формирование высоких нравственных, морально-психологических и этических качеств, гражданского и воинского долга, ответственности за судьбу Отечества.

        Патриотизм – наиболее сложное человеческое чувство. Оно так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ. Это уважение к защитникам Отчизны, уважение к Государственному гимну, флагу, гербу, Родине. Знания о Родине святы для русского народа. Это не просто сведения, которые должны знать дети. Это истины, которые должны затрагивать их чувства. Воспитание патриотизма требует творческих усилий и педагогических поисков. Для успешного осуществления такой сложной задачи важна личная заинтересованность воспитателей, постоянное пополнение знаний.

       Проблема патриотического воспитания приобрела в последние годы государственное значение. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006– 2010 гг.», утвержденная Постановлением Правительства РФ от 11.07.2005 г., определила основные пути патриотического воспитания, цели и задачи, которые направлены на «формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время».

         Патриотическое воспитание начинается в дошкольные годы, но для того, чтобы с малых лет растить патриотов, педагоги должны представлять себе, в чем состоит своеобразие патриотизма ребенка-дошкольника, каковы пути и методы патриотического воспитания в дошкольном образовательном учреждении. В современных условиях нет задачи важнее, чем формирование патриотизма. Вместе с тем нет задачи и сложнее. Но сложно не означает невозможно, поэтому каждому педагогу, важно продумать собственную идеологию воспитания чувства любви к Родине.

        Патриотизм – сложное чувство, которое возникает ещё в детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Патриотическое воспитание напрямую связано с духовностью человека, её глубиной, поэтому, не будучи патриотом, сам педагог не сможет и в ребенке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение. Огромное значение имеет формирование интереса у детей к явлениям общественной жизни, российским традициям, праздникам: дню города, Дню защитников Отечества, Родительскому дню, Дню Победы, Дню Конституции. Дети всегда должны быть участниками всех событий родного края. Это рождает прекрасные чувства к своей Родине. Чувства любви к Родине «вырастают» из любви и привязанности к близким людям, к семье, где ребенок окружен заботой, вниманием, лаской. Постепенно чувство любви, уважения к родным расширяется и переносится на других людей – работников дошкольного учреждения, соседей, знакомых.

        Дошкольное учреждение – вторая семья ребенка, где он окружен вниманием, любовью и заботой работников детского сада. У детей воспитывается уважение к труду тех, кто их воспитывает, лечит, кормит, заботится о чистоте помещений. Организуя наблюдения за трудом няни, прачки, повара, дворника и других работников, воспитатель раскрывает детям смысл их действий, направленных на создание в детском саду чистоты, уюта, обеспечение детей вкусной едой, заполнение их жизни содержательной, интересной деятельностью. Дети должны стремиться беречь результаты туда взрослых и по возможности помогать им, вместе создавать красоту окружающего быта.

        В дошкольных учреждениях в логопедических группах учителя-логопеды, традиционно занимаясь коррекцией речи, развитием памяти, внимания, мышления, обучением грамоте, занимаясь художественно-эстетическим, умственным, коммуникативным, нравственным воспитанием дошкольника, уделяют внимания патриотическому воспитанию.

        Дошкольники с нормальным речевым развитием и с нарушениями речи и носило сопоставительный характер. Это обусловлено тем, что речь занимает центральное место в процессе развития ребенка и внутренне связана с развитием мышления и сознания в целом, отклонения в развитии речи затрудняют общение с окружающими, препятствуют правильному формированию познавательных процессов. Обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети с нарушениями речи отстают в развитии наглядно-образной сферы мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением.

        Общеизвестно, что воспитание и обучение неразрывно связаны между собой. В воспитательный общедидактический принцип мы должны включать патриотическое воспитание с детьми с нарушениями речи.