ДОКЛАД на тему: «Особенности патриотического воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями речи»
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Дударева Елена Анатольевна

Практический опыт по воспитанию патриотизма у воспитанников с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_po_patriotizmu.docx27.9 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 7 «Золотой ключик»

ДОКЛАД

на тему: «Особенности патриотического воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями речи»

Учитель логопед: Дударева Е. А.

Декабрь 2019г.

В современных условиях социальным и государственным приоритетом становится воспитание человека - гражданина. В детях необходимо развивать нравственную и эмоциональную отзывчивость, без которой невозможно полноценное становление человека-патриота. С 2018 году в нашем саду реализуется проект, областной инновационной площадки «Патриоты России» целью которого является разработка системы педагогической деятельности по формированию гражданских позиций старших дошкольников на основе интеграции образовательной среды дошкольного учреждения. Первые чувства гражданственности и патриотизма, доступны ли они малышам? Как же объяснить детям, воспитанным на заморских играх и фильмах, для чего она – любовь к Родине? Задача педагогов пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать гражданином общества.

Патриотическому воспитанию в детском саду уделяется достаточно внимания. Работа ведется по четырём направлениям патриотического воспитания. В него входят: блок военно-патриотический, спортивно-патриотический, нравственно-патриотический и гражданско-патриотический. По каждому блоку ведется работа  не только воспитателями групп, но  и всеми узкими специалистами ДОУ, в том числе и логопедом.

Согласно календарно-тематическому планированию для детей с нарушениями речи проводятся логопедические занятия, которые включают в себя элементы заданий по всем представленным блокам, которые дети осваивают и закрепляют.

Первое направление: нравственно-патриотическое. В этот блок входят такие лексические темы как: «День матери», «Труд людей осенью», «Профессии», «Семья» и др.,  где формируется понятие о нужности и важности всех профессий. Об уважении к труду людей. Дети получают представление о родственных отношениях в семье. О любви и уважении внутри семьи, к старшему поколению, родному дому. Также обращается  внимание детей на красоту и богатство нашей природы. И необходимость бережного отношения к ней.

Второе направление: гражданско-патриотическое. Этот блок состоит из таких лексических тем как: «День народного единства» «Перелетные птицы», «Зимующие птицы», «Дикие и домашние животные», «Насекомые», «Рыбы», «ПДД» и др., обращается  внимание детей на красоту и богатство нашей природы. И необходимость бережного отношения к ней. Формируются  основы безопасности жизнедеятельности.

Третье направление: спортивно-патриотическое. В этот блок включены такие лексические темы, как «Защитники отечества», «День космонавтики», «ГТО» которые помогают формировать у детей чувство гордости за достижения своей страны, народа. Воспитывают чувство уважения и благодарности, к людям защищающих Родину, за их мужество и отвагу. Также развиваются  физические способности.

Особое внимание уделяется военно-патриотическому направлению и   главному празднику для нашей страны «Деню Победы». Очень важно сформировать у детей уважение к героям Великой Отечественной войны, к Победе нашего народа над врагом. Вызвать у детей глубокую благодарность к ветеранам войны. Необходимо ещё до школы сформировать у детей первоначальные достоверные представления об истории нашей Родины, интерес к её изучению в будущем. В отборе познавательного материала, учитываем возрастные особенности восприятия и социальную подготовленность ребёнка.

Так как речь является важным средством в познании окружающего мира, на логопедических занятиях мы работаем над системой развития речи, в которую входят, следующие разделы:

  • Развитие мелкой и общей моторики;
  • правильного звукопроизношения;
  • лексико-грамматического строя речи;
  • обогащение словарного запаса детей;
  • развитие связной речи.

Организация занятий строится с учетом коррекционных задач  и задач патриотического воспитания.

Развитие мелкой и общей моторики.

У детей с нарушением речи часто страдает физическое развитие мелкой и общей моторики. В связи с этим на логопедических занятиях особое внимание уделяется пальчиковым играм, которые подбираются согласно тематическим неделям. Обязательно включаются физ. минутки и упражнения на развитие общей моторики. У дошкольников с нарушением речи наблюдается быстрая утомляемость, что плохо влияет на мыслительную деятельность. Поэтому смена вида деятельности, помогает логопедам достичь поставленных задач.

Пальчиковая гимнастика:

«В огороде» (И. Михеева)

Вышла Люба в огород – (ставят руки на пояс)

Сколько у нее хлопот! (поднимают руки к щекам, покачивают головой)

Нелегко полить на грядке (разводят руки в стороны)

Овощи все по порядку: (указательным пальцем правой руки пересчитывают все овощи)

(поочередно загибают пальцы на правой, затем на левой руке на каждое название овоща)

Помидоры, лук, капуста

И горошек очень вкусный.

Репа, огурцы, чеснок,

Свекла, редька и укроп.

«Город чудный»

Город чудный, город древний,

Ты вместил в свои концы

(хлопок, кулачок)

И посады, и деревни,

И палаты, и дворцы…

На твоих церквах старинных

Вырастали дерева.        

(поочерёдно загибать пальчики)

Глаз не схватит улиц длинных…

Это матушка – Москва.

(сгибать, разгибать пальчики)

«Моя семья»
Знаю я, что у меня 
(поднимают руку ладонью к себе)
Дома дружная семья: 
(в соответствии с текстом)
Это – мама, ( 
в определенной последовательности загибают пальцы)
Это – я, (сначала безымянный, затем мизинец, указательный палец,)
Это – бабушка моя, (
средний и большой)
Это – папа,
Это – дед.
И у нас разлада нет.

Развитие правильного звукопроизношения.

В данном разделе по вышеуказанным направлениям подбираются специальные задания и упражнения (чистоговорки, пословицы, речевые и игры). Например:

Чистоговорки:

АША-АША-АША — Россия — родина наша;

ЕЧЬ-ЕЧЬ-ЕЧЬ- Родину будим беречь;

ТРУ-ТРУ-ТРУ — защитим страну

Ач-ач-ач – моя мама врач

Чей-чей-чей – не боимся мы врачей

Авт-авт-авт – мой дядя космонавт

Итель-итель-итель – буду я строитель

Ар-ар-ар – я ветеринар

Ля-ля-ля – учат нас учителя

Итель-итель-итель – я будущий учитель

Ец-ец-ец – в магазине продавец

Цом-цом-цом – хочу быть продавцом

Ар-ар-ар – пожарный потушит пожар

Ры-ры-ры – все пожарные храбры

Итов-итов-итов – полицейский ловит бандитов

Атель-атель-атель – поможет нам спасатель

Ны-ны-ны – все спасатели сильны

Атель-атель-атель – добрый воспитатель

Ашу-ашу-ашу – повар варит кашу  и т. д.

Пословицы и поговорки:

  • Армия дружбой сильна.
  • Бдительного воина врасплох не застанешь.
  • Без ракет армии нет.
  • Бей врага винтовкой, бей и сноровкой.
  • Богатырь умрёт - имя останется.
  • Бой отвагу любит.
  • Одна у человека родная мать, одна у него и Родина.
  •  Родная земля - матушка, чужая сторона - мачеха.
  • Птица рада весне, а младенец - матери.
  • Нет милее дружка, чем родная матушка.
  • При солнышке тепло, при матушке добро.

На занятиях решаются речевые задачи – автоматизация звукопроизношения, развитие логического мышления и долговременной памяти.

Развитие лексико-грамматического строя речи.

Использую логопедические игры, например

«Сложи и расскажи»

Цель: развивать умение концентрировать внимание, развитие мелкой моторики.

Игровые действия: из частей рисунка сложить картинку и рассказать о том, какой род войск на ней изображен

Словообразование: В играх: «Защитники Отечества» «Разные войска» «Назови военную профессию» словарь детей пополняется новыми словами-синонимами - Отечество - Отчизна - Родина; защитник Отечества - боец, воин, солдат; защищать Родину - охранять, беречь. Также дети учатся словообразованию на примере различных военных профессий         / граница -пограничник, артиллерия - артиллерист, и др./;

Использование предлогов: моряк — в море,

Преобразование прилагательных от существительных: слово – солдат ( каша - солдатская.(какая?) ремень - солдатский (какой?), сапоги — солдатские (какие?)

Глаголы (действие предмета) летчик — летает; солдат — защищает, пограничник — охраняет.

Обогащение словарного запаса детей.

Подбираем слова – синонимы (Родина — отечество, Отчизна); Защитник отечества (солдат, воин, боец); Расширяем словарный запас: подвиг, Победа, героический поступок, ветеран и т. д. В играх: "Кто что делает?", "Четвёртый лишний", "Угадай, кем я хочу быть?", "Кто больше?", "Кто работает на машинах?", "Расскажи о себе", "Разгадай слово", "Продолжи предложение", "Небылицы" дети обогащают свой словарный запас названиями профессий; «Букет красивых слов» - Словарь детей обогащается образными выразительными средствами речи /эпитетами, метафорами, синонимами, родственными словами, относящимися к Родине и родному городу.

Развитие связной речи.

Работая над развитием связной речи, мы закрепляем с детьми новые слова. Строим с ними фразы и предложения. Учимся составлять рассказы по сюжетной картинке, по мнемотаблице. Например, составляем рассказ по картинке «Ветераны», с наводящими вопросами, делаем вывод. Закрепляем понятие «Мир — строит, война — разрушает». Также используем большое количество дидактических словесных игр.

Подбери признак” / Какая у вас семья? - большая, дружная, крепкая, трудолюбивая, работящая, здоровая, заботливая, счастливая и др./;

Таким образом, решая очень важный момент в жизни наших малышей, как вопрос воспитания гражданственности и патриотизма, мы - логопеды ДОУ выполняем свои прямые профессиональные обязанности - развиваем речь детей, работая над расширением и актуализацией словаря, над лексико-грамматическими категориями и связной речью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование на тему: «Особенности литературного образования детей дошкольного возраста с нарушением речи»

Перспективное планирование на тему: «Особенности литературного образования детей дошкольного возраста с нарушением речи»...

Доклад к педсовету Тема: «Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» .

laquo;Все начинается с детства» - эта фраза как нельзя лучше ассоциируется с данной темой. Задумываясь об истоках нравственных чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства: это и д...

Проблема патриотического воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями речи.

      В статье рассматривается актуальность и проблема патриотического воспитания дошкольников с нарушениями речи....

Самообразование по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста». (Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей родного посёлка)

(Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей родного посёлка) « С любовью к родному краю, родной культуре, роднойречи начинается ...

Методическая разработка "Особенности музыкального воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями речи". Из личного опыта работы педагога.

Не секрет, что в наше время все больше становится детей с нарушениями речи. Эти ребята, посещая детский сад испытывают трудности не только в общении с детьми и взрослыми, но и в процессе освоения того...

Доклад на тему "Значимость патриотического воспитания детей дошкольного возраста"

Любовь к Родине закладывается у ребёнка не только в семье, но и в детском саду....