«Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста: психолого-педагогическая проблема и направления ее разрешения»
статья

Новикова Нина Марковна

Данная статья является обобщением материала, посвященного проблеме патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Рассматриваются основные подходы к пониманию термина. Также автор работы постарался проанализировать причины, которые встречаются в процессе формирования патриотического воспитания у детей раннего и старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл novikova_nina_markovna_sentyabr_2019.docx30.32 КБ

Предварительный просмотр:

 «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста: психолого-педагогическая проблема и направления ее разрешения»

Выполнила: Новикова Н.М.,

воспитатель высшей категории

МДОУ ВМР «ЦРР- детский сад № 17 «Ладушки»

г. Вольска Саратовской области»

Ключевые слова: ребенок дошкольного возраста, патриотическое воспитание, основы патриотического воспитания, любовь к Родине.

В последнее время в современном обществе все чаще можно услышать такое понятие, как «патриотическое воспитание». Культ патриотического воспитания все больше набирает обороты. И стоит согласиться с тем, что это одно из важных направлений в становлении и развитии нравственных ценностей личности. В своих работах, авторы связывают патриотизм с проявлением любви к Родине, Отечеству, зачастую патриотизм неразрывно связан с историей, культурой, достижениями, проблемами, притягательными и неотделимыми в силу своей неповторимости и незаменимости, составляющими духовно-нравственную основу личности, формирующими ее гражданскую позицию и потребность в достойном, самоотверженном, вплоть до самопожертвования, служении Родине.

На сегодняшний день патриотическое воспитание детей дошкольного возраста является одной из психолого-педагогических проблем, поскольку именно с раннего детства необходимо закладывать в сознание детей важные, жизненно определяющие принципы, нормы, установки. Считается, что в раннем дошкольном возрасте дети наиболее податливы и восприимчивы, в определенной степени внушаемы, доверчивы и склонны к подражанию черт взрослых, высок уровень авторитета взрослого, и приобретенные в данном периоде установки остаются с ребенком до конца жизни.

Особенности воспитания патриотизма у старших дошкольников — это воспитание положительного отношения детей к истории и современности родного края, к людям, его населяющим, его культуре и традициям, к своей Родине. Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач учреждения дошкольного образования. Это сложный педагогический процесс, в основе которого лежит развитие нравственных чувств.

Как мы отмечали ранее, существуют различные подходы к пониманию термина «патриотическое воспитание». Каждый трактует его со своей точки зрения, однако, среди большого разнообразия мнений, автор работу импонирует определение, данное  Козловой С. А., а именно: «патриотическое воспитание детей дошкольного возраста — это целенаправленный процесс педагогического воздействия на личность ребенка с целью обогащения его знаний о Родине, воспитание патриотических чувств, формирование умений и навыков нравственного поведения, развитие потребности в деятельности на общую пользу». Так же отвечает нашему взгляду на определение упомянутого термина, содержание озвученное педагогом Л. Е. Никоновой, которая говорит, что патриотическое воспитание — это процесс освоения наследия традиционной отечественной культуры, формирование отношения к стране и государству, где живёт человек. Исследователь И. Ф. Харламов рассматривает патриотизм как взаимосвязанную совокупность нравственных чувств и черт поведения, включающую любовь к Родине, активный труд на благо Родины, следование и умножение трудовых традиций народа, бережное отношение к историческим памятникам и обычаям родной страны, привязанность и любовь к родным местам, стремление к укреплению чести и достоинства Родины, готовность и умение защищать ее, воинскую храбрость, мужество и самоотверженность, братство и дружбу народов, нетерпимость к расовой и национальной неприязни, уважение обычаев и культуры других стран и народов, стремление к сотрудничеству с ними[1].

Отмечаем, что проанализировав и обобщив мнения ученых теоретиков и практиков, они сходятся во мнении, что целью патриотического воспитания является сформированность основ патриотизма как нравственного качества личности, развитие в личности высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление личности, обладающей позитивными ценностями и качествами, способной проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества; воспитание убежденного патриота, любящего свою Родину, преданного Отечеству, готового служить ему своим трудом и защищать его интересы. В широком смысле слова, патриотизм можно определить как такое нравственное качество человека, которое выражается в его любви и преданности своей родине, осознании ее величия и славы и переживании своей духовной связи с ней, в потребности и стремлении в любых условиях беречь ее честь и достоинство, практическими делами укреплять ее могущество и независимость. Следует, однако, более детально уяснить содержание патриотизма. В частности, Новосёлова О.П. в своей статье «Патриотическое воспитание детей как психолого-педагогическая проблема дошкольного образования» выделяет следующие ключевые моменты, характеризующие патриотизм: «чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос; уважительное отношение к родному языку; заботу об интересах родины; проявление гражданских чувств и сохранение верности родине; гордость за ее социальные и культурные достижения; отстаивание ее свободы и независимости; уважительное отношение к историческому прошлому родины и унаследованным от него традициям; стремление посвящать свой труд, силы и способности расцвету родины»[2]. Но патриотическое чувство не возникает у людей само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с раннего возраста, который формируется под влиянием образа жизни, воспитательной работы в семье и дошкольном учреждении, в школе, в трудовом коллективе.

Отечественный педагог В. А. Сухомлинский утверждал, что детство — каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтоб оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе (селе, поселке), усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры[3]. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине — месту, где родился человек. Сегодня как никогда становится ясно, что без воспитания патриотизма у подрастающего поколения ни в экономике, ни в культуре, ни в образовании нельзя уверенно двигаться вперед, так как наше будущее должно иметь свою духовно-нравственную основу, свой духовно-нравственный стержень — Любовь к Отечеству, к своей Родине. С раннего возраста человек начинает осознавать себя частицей своей семьи, своей нации, своей Родины. Поэтому именно с дошкольного возраста следует воспитывать в детях чувство достоинства и гордости, ответственности и надежды, раскрыть им истинные ценности семьи, нации, Родины.

Период дошкольного возраста по своим психологическим характеристикам наиболее благоприятен для воспитания патриотизма, так как дошкольника отличает доверие взрослому, ему присуща подражательность, внушаемость, эмоциональная отзывчивость, искренность чувств. Знания, впечатления, пережитые в детстве, остаются с человеком на всю жизнь. За последнее время всё большее распространение приобретает взгляд на патриотическое воспитание как на важнейшую ценность, интегрирующую не только духовно-нравственный, идеологический, военно-исторический компонент, но и социально-культурный, гражданственный.

В государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ» (2010г.) дано следующее определение патриотического воспитания: это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. В концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации цель патриотического воспитания это — развитие в российском обществе высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества, укрепления государства, обеспечения его жизненно важных интересов и устойчивого развития. Решая задачи патриотического воспитания, педагог должен строить свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей, учитывая следующие принципы:

‒ «позитивный центризм» (отбор знаний, наиболее актуальных для ребёнка данного возраста);

‒ непрерывность и преемственность педагогического процесса;

‒ дифференцированный подход к каждому ребёнку, максимальный учёт его психологических особенностей, возможностей и интересов;

‒ рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;

‒ деятельностный подход;

‒ развивающий характер обучения, основанный на детской активности[4].

Комплекс задач по патриотическому воспитанию детей должен быть отражен в региональных документах социально- культурного характера, поскольку только с учетом специфики местного колорита, можно истинно прочувствовать особенности своей малой Родины, полюбить ее, гордиться ею. Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Зарождение этих чувств начинается уже в дошкольном возрасте. В. А. Сухомлинский утверждал, что детство — каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия. Основа патриотического воспитания, воспитания любви к родной земле, к Родине — это введение растущего человека в поле родной культуры, в духовную атмосферу того места, с которого начинается его судьба. Считаем, что в настоящее время, на уровне региона не в полном объеме реализуются мероприятия патриотического характера, а именно, недостаточным является количество встреч и событий, повествующих о героях малой Родины- простых людях, живших, живущих на территории региона, муниципалитета. Считаем, необходимо стараться использовать всяческие возможности, чтобы популяризировать интерес к событиям, повлиявшим на ход истории, становление региона, его развитие и тд. Особый интерес вызывают у дошкольников встречи с ветеранами, очевидцами событий, о которых они узнают от педагогов ДОУ, родителей. Эти люди способны рассказать множество историй, передать в ярких красках эмоции, знания и тд.

Таким образом, резюмируем следующее. Мир взрослых и сверстников, мир культуры представлены во внутреннем мире ребенка, который интенсивно развивается под влиянием разнообразных видов деятельности. В связи с этим большое значение для формирования начал патриотизма у детей дошкольного возраста приобретает как собственная, так и совместная с взрослым активность[5]. К  старшему дошкольному возрасту у детей увеличивается общая произвольность поведения на основе активного развития волевых процессов. Развивается способность сдерживать непосредственные побуждения, подчинять свои поступки выдвигаемым требованиям. Деятельность ребенка начинает определяться общественными целями. Складываются действенные отношения к родине, проявляющиеся в умении заботиться о родных и близких людях, делать нужное для других, беречь то, что создано трудом человека, ответственно относиться к порученному делу, бережно обращаться с природой. Кроме того, в этом возрасте у ребенка появляется соподчинение мотивов, на основе чего формируются общественные мотивы различных видов деятельности. Это имеет большое значение для воспитания патриотизма у дошкольников, поскольку появление социальных мотивов деятельности является основой развития нравственных качеств личности. Следовательно, воспитание патриотизма как интегративного нравственного качества личности должно осуществляться комплексно через развитие и обогащение эмоциональной, когнитивной и мотивационно-потребностной сфер психики дошкольника. В воспитании дошкольников большое значение имеет пример эмоционального отношения взрослых к действительности. От богатства проявлений чувств взрослых зависит эмоциональное восприятие детьми того или иного явления действительности. Отечественные психологи подчёркивают важность возникновения ростков патриотизма, которые составляют «прошлый опыт» человека, опыт чувств, отношений к окружающей действительности. Если ребёнок в детстве испытал чувство жалости к другому человеку, радость от хорошего поступка, гордость за своих родителей, уважение к трудящемуся человеку, восхищение подвигом, подъём от соприкосновения с прекрасным, он тем самым приобрёл «эмоциональный опыт», «фонд эмоциональных переживаний», который будет иметь громадное значение для его дальнейшего развития. Тем самым будут «проторены пути для ассоциаций эмоционального характера», а это является основой, фундаментом более глубоких чувств, условием полноценного эмоционального развития человека. Вместе с тем отечественные психологи утверждают, что нравственные чувства не могут возникнуть путём естественного вызревания. Их развитие зависит от средств и методов воспитания, от условий, в которых живёт ребёнок. При целенаправленном воспитании чувства ребёнка гораздо богаче, разнообразнее и проявляются они раньше, чем у детей, не получивших правильного воспитания.

Библиографический список:

  1. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования. Приказы и письма Министерства образования и науки Российской Федерации. / Сост. Т.Цветкова. — М.: Сфера, 2016. — 96 с.
  2. Александрова Е.Ю., Гордеева Е.П. Система патриотического воспитания в ДОУ. — Волгоград «Учитель», 2007. — 200с.
  3. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников / Н.В. Алешина. — М.: ЦГЛ, 2005. — 256 с.
  4. Алябьева Е.А. Тематические дни и недели в детском саду / Е.А. Алябьева. — М.: Творческий Центр Сфера, 2007. — 64 с.
  5. Андреева Н.Ф. Планирование работы по патриотическому воспитанию в ДОУ/ Н.Ф. Андреева// Управление ДОУ. — 2005. — № 1. — С.16–24. 
  6. Новосёлова О. П. Патриотическое воспитание детей как психолого-педагогическая проблема дошкольного образования [Текст] // Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2017 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2017. — С. 35-38. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/213/12166/ (дата обращения: 08.09.2019).

[1] Андреева Н.Ф. Планирование работы по патриотическому воспитанию в ДОУ/ Н.Ф. Андреева// Управление ДОУ. — 2005. — № 1. — С.16–24.

[2] Новосёлова О. П. Патриотическое воспитание детей как психолого-педагогическая проблема дошкольного образования [Текст] // Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2017 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2017. — С. 35-38. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/213/12166/ (дата обращения: 08.09.2019).

[3] Андреева Н.Ф. Планирование работы по патриотическому воспитанию в ДОУ/ Н.Ф. Андреева// Управление ДОУ. — 2005. — № 1. — С.16–24.

[4] Александрова Е.Ю., Гордеева Е.П. Система патриотического воспитания в ДОУ. — Волгоград «Учитель», 2007. — 200с.

[5] Алябьева Е.А. Тематические дни и недели в детском саду / Е.А. Алябьева. — М.: Творческий Центр Сфера, 2007. — 64 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста как одно из ведущих направлений работы современной дошкольной организации»

Формирование патриотического сознания одна из важнейших проблем современного общества, это процесс, в основе которого лежит развитие нравственных чувств. Массовая культура не ориентирует детей в нравс...

ОСНОВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ПЕТЕРБУРГОВЕДЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ – НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ОСНОВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ПЕТЕРБУРГОВЕДЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ – НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...

«Организация работы по направлению духовно-нравственного, патриотического воспитания детей дошкольного возраста через приобщение их к культуре народов Крыма»

Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и   телесных; приобретения знаний об окружающем мире, образования нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте п...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально- педагогической направленности по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста «Я и мой поселок»

Программа составлена по возрастным группам. Она охватывает четыре возрастных периода развития детей: младший возраст 3 – 4года (младшая группа), средний возраст 4 – 5лет(средняя группа), с...

Проблема патриотического воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями речи.

      В статье рассматривается актуальность и проблема патриотического воспитания дошкольников с нарушениями речи....

Самообразование по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста». (Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей родного посёлка)

(Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей родного посёлка) « С любовью к родному краю, родной культуре, роднойречи начинается ...


 

Комментарии

Мордовина Юлия Юрьевна

Патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста все чаще уделяется внимание, как на федеральном, так и на региональном и муниципальных уровнях, поскольку очевидно, что закладывать ростки основополагающих ценностей необходимо с раннего возраста. Кроме прочего, необходимо давать больше информации, прививать интерес у ребенка к познанию новых граней мира. Данный материал собрал в себе актуальную информацию по данному вопросу и, на мой взгляд, может быть весьма полезен в качестве методической наработки.