СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК ВИД АРТТЕРАПИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
консультация по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

Коростылева Светлана Владимировна

Ребенок появился на свет. Он добрый и открытый, наивный и доверчивый. Как сохранить в нем хорошие качества, заложенные природой? Как оградить его от жестокости современного мира? Как научить противостоять злу и творить добро? Эта проблема стара, как мир и знакома родителям и педагогам во все времена.

Каким человеком вырастет ребенок, во многом зависит от окружающих его людей,  от того, как его будут воспитывать и чему учить. В век компьютерных игр, мультфильмов про монстров и зомби, страшных боевиков и прочих «достижений» цивилизации очень сложно не дать разрушить психику ребенка, помочь ее сохранить и поддержать. Что может помочь нам в этом? Что близко и понятно ребенку с самого раннего возраста? Это, конечно же, сказка.

 Хочу рассказать о том, как сказка, вернее сказочная терапия, помогает нам в работе с детьми дошкольного возраста, какие положительные результаты дает в воспитании у детей самых хороших качеств.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazkoterapiya.docx19.36 КБ

Предварительный просмотр:

СКАЗКОТЕРАПИЯ  КАК ВИД АРТТЕРАПИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

С.В. Коростылева, Н.В. Жиркова, воспитатели,  МАДОУ

Лужниковский  детский  сад комбинированного вида «Вишенка»,

 г .о. Ступино

                                                                 «Сказка -  ложь, да в ней намек,

                                                                               добрым молодцам – урок»

Ребенок появился на свет. Он добрый и открытый, наивный и доверчивый. Как сохранить в нем хорошие качества, заложенные природой? Как оградить его от жестокости современного мира? Как научить противостоять злу и творить добро? Эта проблема стара, как мир и знакома родителям и педагогам во все времена.

Каким человеком вырастет ребенок, во многом зависит от окружающих его людей,  от того, как его будут воспитывать и чему учить. В век компьютерных игр, мультфильмов про монстров и зомби, страшных боевиков и прочих «достижений» цивилизации очень сложно не дать разрушить психику ребенка, помочь ее сохранить и поддержать. Что может помочь нам в этом? Что близко и понятно ребенку с самого раннего возраста? Это, конечно же, сказка.

 Хочу рассказать о том, как сказка, вернее сказочная терапия, помогает нам в работе с детьми дошкольного возраста, какие положительные результаты дает в воспитании у детей самых хороших качеств.

Наверное, нет такого психологического, психотерапевтического или педагогического направления, которое обошлось бы без использования сказки. Особенно, если это касается детей. В коррекционной педагогике в последние годы появился термин – арттерапия. Это направление стало очень популярным среди педагогов и психологов. Одним из направлений его является сказкотерапия. Что же это такое? Прежде всего – это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни, это лечение сказкой.  Ребенок, находясь в атмосфере сказки, взаимодействует  со многими сказочными героями и, как в жизни, ищет пути решения проблем, которые встают перед ним. Не секрет, что проблем у детей даже дошкольного возраста становится год от года все больше и больше. И чем раньше увидеть эту проблему и скорректировать ее, тем меньше будет проблем во взрослой жизни. Поэтому, мы обратились к методу сказкотерапии.

Свою работу мы начали с проектной деятельности. Наш проект назывался «Что за прелесть, эти сказки!» В ходе его реализации выяснилось, что дома детям читают недостаточно. Дети знают, в основном, «программные» сказки. Начали с пополнения групповой библиотеки новыми книгами со сказками, яркими, красочными. Стали читать больше перед дневным сном, в свободное время, которого совсем немного. Постепенно стал повышаться интерес к сказке, появились любимые сказочные герои, любимые книги, любимые темы для обсуждения. Стали устраивать театральные представления по сказкам, рисовать,  лепить, клеить, мастерить. Родители сделали ширму, теперь есть свой минитеатр, где нет отбоя от исполнителей разных ролей. Игра в театр стала одной из самых любимых. Приобрели несколько наборов для драматизации, рисуем сами шапочки героев.

 На последнем этапе проекта провели конкурс «Сочини свою сказку». Справились, конечно, не все, но было очень много интересных моментов. Пожалуй, самой интересной и поучительной стала сказка Саши «Про мишку – силача». Ее мудрость в том, что сила не в мышцах, а в умной голове. Мальчик, рассказывая ее, чувствовал себя настоящим героем, сильным, смелым. Этих качеств ему очень не хватало в действительности.

Так мы пришли к необходимости создания психокоррекционных сказок. Некоторые из них мы взяли в соответствующих сборниках, некоторые придумали сами, некоторые сочинили дети. Такие сказки помогают нам мягко влиять на поведение детей. Некоторые сказки обсуждаются сразу, а после прочтения других надо дать детям побыть наедине с собой, подумать. При помощи таких сказок решаются проблемы страхов, неуверенности, хвастовства, капризов, мелкого воровства. Некоторые дети сразу понимают, что к чему, поэтому важно, чтобы сказка не обидела, закончилась добром, помогла обрести уверенность в том, как правильно поступить.

 К работе по сказочной терапии постепенно привлекли родителей. В беседах с ними мы выяснили, что их больше всего беспокоит в детях, как они преодолевают трудности в воспитании. Идея сказкотерапии им очень понравилась. Некоторые стали знакомиться с методом, спрашивали совета, как читать поучительные сказки, о чем говорить с детьми.  В нашей группе есть интерактивная доска. Мы собираем коллекцию дисков со сказками, записываем сказки детей на диски, слушаем их, обсуждаем, придумываем новые. Сделали из картона медальки «Лучший сказочник». Награждаем всех, кто придумал сказку, пусть даже самую короткую.

 Работая в тесном контакте со старшим воспитателем, учителем – логопедом и заведующей, мы создали в группе ту необходимую среду, которая дает возможность детям развивать свою фантазию, реализовывать свои творческие замыслы, а главное - чувствовать себя комфортно.

Альберт Энштейн говорил: «Если вы хотите, чтобы ваши дети были умными  - читайте им сказки. Если вы хотите, чтобы ваши дети были еще умнее – читайте им больше сказок». Эта истина актуальна  и в наши дни. Наши предки, занимаясь воспитанием детей, не спешили наказывать провинившегося ребенка, а часто рассказывали ему сказку, из которой становился ясным смысл поступка. Сказочная терапия для детей – это способ, в результате которого без нотаций и ругани можно  помочь ребенку избавиться от вредных привычек, привить хорошие качества, сформировать у него умение и желание быть добрым, отзывчивым, смелым и т.д. Сказка – это именно то общение с ребенком, которое больше всего ему понятно. Сказка не только воспитывает, но и способствует налаживанию добрых отношений между взрослыми и детьми, что в будущем поможет избежать многих конфликтных ситуаций. 

Роль сказки в развитии и воспитании ребенка настолько велика, что без нее трудно представить себе взросление современного дошкольника. Добрые и злые, щедрые и скупые, хитрые и простодушные герои сказочного произведения всегда должны быть рядом с малышом. Именно они дают ему необходимую опору в жизни, учат отличать добро от зла, развивают фантазию и интеллект.

 Каких же результатов мы ждем еще? У детей должно четко сформироваться мнение, что выход из любой ситуации есть всегда, надо только его найти. Воспитание сказкой – прочный фундамент успеха во взрослой жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование коррекционных технологий, арттерапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с логоневрозом

Пояснительная записка:В данной работе раскрывается необходимость работы над эмоциональной сферой детей дошкольного возраста с логоневрозом и разнообразные методы коррекционной работы.Цель: Через разви...

"Коррекция и развитие речевых навыков детей дошкольного возраста посредством арттерапии"

В настоящее время в практике дошкольного образования для осуществления коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушениями речи заметен интерес к методикам, построенных на применении различных видо...

Методическая разработка "Программа "Пластика движения как арттерапия для детей дошкольного возраста""

В материале изложены теоретическое обоснование программы, технологии и способы реализации  в дошкольном учреждении,включая календарное планирование....

Использование арттерапии в процессе формирования креативных качеств личности у детей дошкольного возраста

Независимо от того, что ребенок и взрослый выбирают для своих занятий, основная цель использования изотерапии всегда одна и та же: помочь ребенку начать осознавать себя и свое существование в мире....

Использование арттерапии в процессе формирования креативных качеств личности у детей дошкольного возраста

Для благоприятных условий формирования креативных качеств личности эффективно используется сказкотерапия. Сказкотерапию проводить лучше в отдельном небольшом помещении, хорошо освещенном. В...

Использование арттерапии в процессе формирования креативных качеств личности у детей дошкольного возраста

Для благоприятных условий формирования креативных качеств личности эффективно используется сказкотерапия....

Использование арттерапии в процессе формирования креативных качеств личности у детей дошкольного возраста К И Н Е З О Т Е РА П И Я

Кинезотерапия в основном используется в подвижных играх, поэтому в период адаптации чаще всего используются игры, направленные на сближение детей друг с другом и воспитателем («Давайте познакоми...