Методическая разработка "Программа "Пластика движения как арттерапия для детей дошкольного возраста""
методическая разработка по музыке (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Александр Анатольевич Атнашев

В материале изложены теоретическое обоснование программы, технологии и способы реализации  в дошкольном учреждении,включая календарное планирование.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                 

Методическая разработка

ПРОГРАММA  ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

                                 ПЛАСТИКА  ДВИЖЕНИЯ

как вид арттерапии для детей всех возрастов

 дошкольного детства

Автор:

Педагог дополнительного образования

ГБДОУ №27 Красногвардейского р-на СПб

Атнашев Александр Анатольевич

                                                    Санкт-Петербург

                                                   2020 г.

Программа

ПЛАСТИКА  ДВИЖЕНИЯ

для детей дошкольного возраста.

1. Пояснительная записка

  1. Актуальность программы.

       Предмет «Пластика движения» способствует гармоничному развитию детей, учит их красоте и выразительности движений, развивает пластичность, гибкость, координацию и физическую силу, расширяет мироощущение, способствует развитию творческого мышления.

  1. Научная обоснованность.

      Пластика - это искусство движения телом. Основоположником системы пластического воспитания актера, известного под названием школы «mim pur», то есть «только пластика  (пантомима)», или «чистая пантомима» , является Этьен Декру. Появлению на свет школы Декру сопутствовало осмысление серьезнейших, коренных вопросов театра как такового. Вот почему можно говорить о том, что существует не только школа, но и теория «чистой пластики ( пантомимы)». Отдельные ее положения  оговорены в работах учеников и последователей Декру – Жана-Луи Барро, Жана Суберана, Марселя Марсо. Наиболее ценными материалами для постижения идей, выдвинутых Декру, стали его собственные заметки, высказывания и статьи разных лет.

        Модерн(контемпорари)-танец как выразительное средство, позволяющее воплотить на сцене переживания и проблемы современного человека. Идеи танца  модерн предвосхитил известный французский педагог и теоретик сценического движения Франсуа Дельсарт, утверждавший, что только жест, освобождённый от условности и стилизации (в том числе музыкальной), способен правдиво передавать все нюансы человеческих переживаний.

 

  1. Направленность и уровень программы (задачи, категория детей, возраст детей, показания и противопоказания к применению)

 Основными задачами занятий являются:

- обучение основам пластики движения с элементами пантомимы;

- обучение модерну, элементам восточной пластики;

- развитие чувства ритма, формирование культуры и эстетики движения;

- развитие координации, гибкости;

- обучение основам актерского мастерства через овладение искусством движения;

- воспитание творческого мышления, художественного вкуса;

- постановка сценических номеров.

    Программа «Пластика движения-модерн» доступна и понятна всем категориям детей от 3 до7 лет, без физической и танцевальной подготовки.

   Рассчитана на 4 года.

   1 год-для детей от 3 до 4 лет

   2 год-для детей от 4 до 5 лет

   3 год-для детей от 5 до 6 лет

   4 год-для детей от 6 до 7 лет

       Противопоказания к занятиям пластикой движения-модерн – такие же, как противопоказания к занятиям физической культурой.

1.4. Содержание программы (общая характеристика)

1.4.1. Особенности методики , общие положения

      Изучение пластики движения основывается на принципах изучения классической (французской)  пантомимы    

      Пантомима –это искусство движения тела. Основным принципом искусства пантомимы является принцип идентификации , отождествления себя с кем-то или с чем –то, иначе говоря, отождествления творящего субъекта с созидаемым объектом.

     Специфическим материалом искусства актера является его тело, он должен научиться с помощью своего тела творить на сцене любые пространственно-временные композиции подобно тому, как творит их живописец на пустом холсте.

     Для успешного решения творческих задач актеру прежде всего необходима суставно-мышечная гимнастика, поскольку в дело может быть вовлечен любой сустав ,каждый и которых должен быть готов к определенной нагрузке. Благодаря гимнастике , актер узнает механизм собственного тела, преодолевает его естественную инертность и подчиняет тело своей воле.

     Поэтому обучение пластике движения целесообразно начинать с занятий с так называемой суставно-мышечной гимнастики в виде экзерсиса (разминка), которая  нацелена на разработку природных и наиболее характерных для человека способов движения : смещение, вращение, наклоны, отклонения корпуса от привычного ему вертикального положения.

     При этом тело человека условно разделяется на несколько поясов: голова, шея, плечи, грудь, талия, таз.(Ноги и руки играют роль «продолжателей движений ,начатых корпусом).

     Целесообразно занятия  пластической гимнастикой  в виде экзерсиса (разминки) проводить на протяжении всего курса обучения, добиваясь увеличения амплитуды смещения во все стороны каждого из вышеназванных поясов. То же самое можно сказать о вращениях и наклонах. В конце концов, тело актера приобретет необычайно широкий диапазон пластической выразительности, не нарушая при этом свойственной ему природной органики.

С помощью этой же гимнастики приобретается умение пользоваться так называемым «локальным движением» , когда какая-либо часть тела сохраняет неподвижность относительно других, или может двигаться в ином характере, чем другие.

         Изучение модерна основывается  на использовании гравитации и работы с весом тела, на отсутствии стремления скрыть усилие, затрачиваемое при движении, на нарушение вертикальной оси держания тела, на фокусирование внимания на центре тела и работа с ним. Результатом ее становится эффективное, т.н. “экономичное” движение. Оно естественно, раскрепощено и прекрасно, как прекрасна свобода.

     Итак, основными пластическими упражнениями являются:

- круговые движения головой, шеей, плечевым поясом, грудным отделом, туловищем, тазом;

- смещение вперед, назад, вправо, влево головой, шеей, плечевым поясом, грудным отделом, туловищем, тазом;

- волновые движения в кисти, руке, включая плечо, в туловище до поясницы, во всем корпусе в профиль и фас;

- разминка стоп.

- синтезированные движения разными частями тела в разной  и амплитуде.

А так же добавляются разминочно-танцевальные движения для поддержания общей динамики экзерсиса (переступания, махи руками, развороты туловища, сгибания в локтевых и коленных суставах рук, ног). Весь процесс сопровождается танцевальной музыкой.  

        Основными  упражнениями на обучение модерну являются:

- сюжетно-сценическое перемещение в пространстве (нарочито) головой, плечевым поясом, грудным отделом, туловищем, тазом

- сюжетно-сценическое перемещение в пространстве (нарочито) (ведущие запястья, локти, кончики пальцев, кончики пальцев ног, колени.)

- сюжетно-сценическое перемещение в пространстве (нарочито) туловища, в положении «партер».

     От занятий пластикой постепенно переходят к элементам пантомимы.

     Основными упражнениями на развитие пантомимических навыков движения являются:

- сюжетные игры с воображаемыми предметами или отождествление себя с этим предметом ( «воздушный шар», «дерево», «фрукты», «домашние животные», «тяжелые вещи», «аквариум», «лабиринт», «ветер», «лифт», «кукла-марионетка», «кукловод», «люди-вещи», «скульптор», «роботы» и т.д.);

- упражнение «свеча»- изображение свечи с помощью кисти руки;

- изображение стеклянной стены в различных плоскостях;

- изображение передвижения конвейера с помощью рук в разных плоскостях;

- перетягивание воображаемого каната с разных сторон;

- воображаемое лазание по канату с различными заданиями;

- хождение по воображаемому канату;

- пантомимические шаги – имитация ходьбы вперед, назад, шаг «против ветра», шаг Пьеро, шаг Лакримозы и другие пантомимические шаги, соответствующие различным эмоциональным состояниям;

- движение пассе (имитация нарочито замедленного бега);

- различные движения в рапиде (преувеличенно замедленное движение).

     Неотъемлемой частью обучения пантомимой является развитие творческого мышления детей и актерского мастерства посредством этюдов. С первых занятий детям 3-его и 4-ого года обучения предлагается самостоятельно придумать и изобразить тот или иной сюжет согласно своему пониманию. Чтобы пробудить воображение, возбудить творческую фантазию детей в задания вносятся занимательные элементы. При работе над этюдом происходит закрепление пройденного материала, отработка движений и комбинаций будущего номера, а также используется джазовые импровизация.

Существует различное множество объектов ,которые могут быть воспроизведены  с помощью пластики движения и использованы в пластических этюдах.    

Например:

  1. Актер играет сразу два объекта : некий персонаж- человека и некий предмет (одушевленный или неодушевленный), с которым персонаж-человек вступает в непосредственное взаимодействие
  2. Человек, идущий против ветра. Ветер деформирует пластику человека, пытающегося продвигаться ему навстречу.
  3. Актер может сыграть только ветер, или пламя, или какое-то растение, или животное, или только человека, полностью подчиняя этой задаче пластику своего тела
  4. Несколько актеров могут создать единый образ, например дерева, или движущегося конвейера.

К концу 1-ого, 2-ого года обучения дети овладевают элементарными основами актерского мастерства через овладение искусством движения, умению подражать, начинают творчески мыслить, координировать себя.

К концу 3-его, 4-ого года обучения дети овладевают  элементарными пластическими навыками, элементами пантомимы, у них появляется координация, пластичность, придумывают пантомимические этюды, могут сценически импровизировать, формируется эстетический вкус.

     

1.5.2.Формы и методы проведения занятия.

     Основной формой проведения занятий является групповое занятие. В группе занимается от 6-ти до 14-ти человек . Занятие проводится как в форме игры (придумывается сюжет игры, в который вплетаются различные упражнения по пластике и модерну) , так  и в виде разминки и постановки пластических этюдов, номеров.

     Чтобы дети сразу поняли и почувствовали точную форму движения, то используется ПОКАЗ его детям; дробление движения на части , отработка каждого элемента , соединение воедино а затем выполнение движения ВМЕСТЕ С ДЕТЬМИ. При этом педагог следит за правильностью исполнения движения, при необходимости индивидуально помогает понять и правильно исполнить то или иное движение.

    На занятии используются упражнения, в которых ребенок ИНДИВИДУАЛЬНО работает над выразительностью своих движений, а также упражнения , в которых есть моменты импровизации , о чем говорилось выше. Также используется прием, когда один или два успевающих ребенка показывают движение всей группе. Это учит видеть и оценивать хорошее исполнение.

   Если нужно добиться синхронного исполнения движений, прочувствовать ритм, то используется метод исполнения упражнения под счет.

          Во время постановки  пластических номеров и этюдов очень важную роль играет эмоциональное перевоплощение в задуманного персонажа, которое является стимулом для осознания и более выраженного исполнения движений. Проводится краткая  БЕСЕДА с отрывками пластического движения, направляющая воображение детей на понимание того или иного образа.

1.5.3. Структура занятия

      1.Сообщение сюжета занятия.

      2. Вовлечение детей в игру.(правила игры , распределение ролей)

      3. Экзерсис (тематический)

4.Фиксация внимания на разучивании и отработке упражнений на развитие пластических  навыков движения.

5.Разработка, постановка, показ  пластических номеров (этюдов) детьми или постановочная работа педагогом.

1.6.Условия реализации программы

     Занятия проходят в просторном зале. На занятиях используется аудиозаписи на CD-дисках.  Известно, что первые впечатления обычно оставляют наиболее яркий след в психике детей и оказывают сильное воздействие на их отношение к занятиям и поведение на занятии. В силу этого, организация и проведение первых занятий  может стать фактором, определяющим весь дальнейший ход занятий, а следовательно и решающим для успеха в обучении.
     

      1. Эстетический внешний вид: дети переодеваются в специальную форму ( спортивные брюки, майки и футболки, не стесняющие движения , гибкая спортивная обувь или чешки или балетная обувь. Волосы должны быть убраны или на макушке головы, или внизу затылочной части)

      2. При выполнении творческих заданий по возможности соблюдать тишину и проявлять уважение к выступающему.

1.7. Взаимодействие специалистов

     При реализации программы по пластике и пантомиме возможно привлечение следующих педагогов : воспитателя, педагога по изобразительному искусству, музыке, театру.

Возможно привлечение художника по костюмам, парикмахеров, визажистов для создания того или иного образа.

                                      2.  Учебный тематический план

                                                   1 год обучения

№ п\п

                                             Тема

Кол-во занятий

1

Знакомство

2

2

Путешествие

5

3

Животные

6

4

Куклы

3

5

Воздушный шар

6

6

Деревья

3

7

Фрукты

4

8

Тяжелые вещи

4

9

Стеклянная стена

6

10

Космическое путешествие

5

11

Лабиринт

4

12

Цирк

6

13

Клоуны

5

14

Скульптор

5

15

Насекомые

4

16

Обобщение пройденного

4

Итого:

72

                                                   2 год обучения

№ п\п

                                             Тема

Кол-во занятий

1

Знакомство

2

2

Путешествие

5

3

Животные

6

4

Куклы

3

5

Воздушный шар

6

6

Деревья

3

7

Фрукты

4

8

Тяжелые вещи

4

9

Стеклянная стена

6

10

Космическое путешествие

5

11

Лабиринт

4

12

Цирк

6

13

Клоуны

5

14

Скульптор

5

15

Насекомые

4

16

Обобщение пройденного

4

Итого:

72

                                                   

                                                         

                                                   3 год обучения

№ п\п

                                             Тема

Кол-во занятий

1

Знакомство

2

2

Путешествие

5

3

Животные

6

4

Подводный мир

3

5

Воздушный шар

6

6

Роботы

3

7

Люди-вещи

4

8

Тяжелые вещи

4

9

Стеклянная стена

6

10

Космическое путешествие

5

11

Лабиринт

4

12

Кукловод

6

13

Клоуны

5

14

Скульптор

5

15

Насекомые

4

16

Подготовка к праздникам

4

Итого:

72

                                                            4 год обучения

№ п\п

                                             Тема

Кол-во занятий

1

Знакомство

2

2

Путешествие

5

3

Животные

6

4

Подводный мир

3

5

Воздушный шар

6

6

Роботы

3

7

Люди-вещи

4

8

Тяжелые вещи

4

9

Стеклянная стена

6

10

Космическое путешествие

5

11

Лабиринт

4

12

Кукловод

6

13

Клоуны

5

14

Скульптор

5

15

Насекомые

4

16

Подготовка к праздникам

4

Итого:

72

                     Примерный план проведения занятия по пластике , контемпорари

Тема « Космическое путешествие»

  1. Сообщение детям сюжета игры «Космическое путешествие»
  2. Превращение детей в космические корабли и полет кораблей в заданном  направлении с различными условиями : включение, выключение двигателя, повороты корабля, преодоление притяжения, выход в открытый космос, посадка. (отработка пластических движений : движение в рапиде, шаг лакримозы, обыгрывание притяжения планет).

  1. Посадка на горячую планету , обыгрывание ситуации : горячо различным частям тела.

  1. Экзерсис (тематический)

  1. Взлет и посадка на планету ветров : обыгрывание сопротивление ветру в разной динамике, изображение ветра.

  1. Взлет и посадка на планету воздушных шариков: отработка пантомимических движений надувания воздушных шаров, взаимодействия с воздушным шаром.

  1. Взлет и посадка на планету роботов: отработка пластических движений (крестообразное смещение головы ,плеч, туловища, избирательные движения руками и туловищем, работа с плоскостями, конвейерами, передвижение туловища в различной динамике.)

  1. Взлет и посадка на планету Земля.

Список литературы

1.Этьен Декру «Слово о миме»,  Архангельск., 1992 г.

3.Барро Ж-Л. «Воспоминания для будущего.» М.1979

2.Ваганова А.Я. «Основы классического танца», «Искусство», Ленинград, 1980 г

4.Дункан А. «Танец будущего. Моя жизнь» – Киев,1989 г

5.Зобов Р, Мостепаненко А. «О типологии пространственно-временных отношений в сфере искусства.»-Л. 1974 г.

6.Захаров Р. «Сочинение танца» – М, 1983 г

7.Коротеева Е.И. «Искусство и ты» – М, 2000 г

8.Марис Лиепа «Вчера и сегодня в балете», Москва, «Молодая гвардия», 1986 г

9.Руднева С., Фиш Э. «Музыкальное движение».-СПб,2000

             

                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект доминантного занятия по музыкально-ритмическим движениям с использованием жестов и имитационных движений "Весенний дождь" для детей дошкольного возраста

Использование жестов и имитационных движений на музыкально-ритмических занятиях с детьми с выраженной умственной отсталостью....

Методическая разработка "Методические рекомендации по развитию позитивного взаимодействия детей дошкольного возраста в играх с правилами"

Методическая  разработка " Методические рекомендации по развитию позитивного взаимодействия детей дошкольного возраста в играх с правилами"...

СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК ВИД АРТТЕРАПИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Ребенок появился на свет. Он добрый и открытый, наивный и доверчивый. Как сохранить в нем хорошие качества, заложенные природой? Как оградить его от жестокости современного мира? Как научить противост...

Приказ о составе творческой группы очного этапа методического квеста в рамках городской опорной площадки "Методические и содержательные основы ранней профориентации детей дошкольного возраста"

Приказ о составе творческой группы  городской опорной площадки "Методические и содержательные основы ранней профориентации детей дошкольного возраста"...