Главные вкладки

    Методическая разработка на тему: "Агрессивное поведение детей дошкольного возраста и возможные пути профилактики агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста"
    методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

    Причины агрессивного поведения дошкольника и возможные пути профилактики

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВЕРЕЩАГИНОЙ М.А.

    На тему: Возрастные особенности проявления агрессивного поведения ребёнка в дошкольном возрасте и возможные пути профилактики агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста.

     Важную роль в формировании агрессивного поведения играют обучение и воспитание. Мудрик А.В.  в книге «Социальная педагогика» признает, что над агрессивными проявлениями возможен контроль, связанный с процессом социализации. Социализацией агрессии можно назвать процесс учения контролю собственных агрессивных устремлений и выражения их в формах, приемлемых  в рамках данной цивилизации. В результате социализации многие учатся регулировать свои агрессивные импульсы, адаптируясь к требованиям общества.

    Многих исследователей волнует проблема педагогической работы с агрессивными детьми.

    В данной проблеме, как указывает А.Г. Асмолов, важную роль играет ранний опыт воспитания ребенка в конкретной культурной среде, семейные традиции и эмоциональный фон отношения родителей к ребенку.  

    А.Г. Асмолов  в предисловии к книге К. Бютнера «Жить с агрессивными детьми», говоря о росте преступности среди детей, отмечает необычность ситуации, которая состоит в том, что точкой приложения социальных, экономических и педагогических усилий общества становится исправление и профилактика жестокости, а не воспитание миролюбия.

     Интересно мнение Льва  Семеновича Выготского. Он  описывал тему насилия в фантазиях современных детей и доказал, что агрессивные воображения формируются под воздействием увиденных в качестве наблюдателя или  лично пережитых реальных сцен насилия. Само насилие воспринимается ребенком как любое действие, препятствующее удовлетворению его спонтанно возникающих желаний и побуждений.

    Даниил Борисович Эльконин считает, что родители, педагоги и психологи должны регулировать инстинктивную жизнь ребенка и в игровой форме, когда он берет на себя роль взрослого, у него происходит укрепление собственного «Я», формируются высокие мотивы, связанные с выполнением взятых на себя обязанностей. В игре ребенок воссоздает реальные отношения и проявляет присущие ему качества и некоторые эмоциональные переживания (он в игре руководитель с агрессией или заботой, а ещё он заботливый, застенчивый и робкий). Он отмечает, что  ребенок должен жить в раздвоенном мире - в своем мире и в мире взрослых. Свой мир - мир удовольствий, взрослый мир - мир реальности, мир принуждения.

    Как справедливо отмечает И.А. Фурманов, тема детской агрессивности долгое время была закрыта и поэтому не получила должной разработки в отечественной психологии, и даже в настоящее время публикации на эту тему у нас единичны. Что касается проблемы изучения агрессивных проявлений в дошкольном возрасте и их профилактики, особенно в русской психологии, то следуют подчеркнуть, что ей уделялось до последнего времени слишком мало внимания.

    Согласно многочисленным исследованиям  И.А. Фурманова, Дж. Лешли, Л. Берковец, Г. Бреслава, Х. Хекхаузена проявления  детской агрессивности являются одной из наиболее распространенных форм поведения, с которыми приходится иметь дело не только врачам, педагогам и психологам, но и обществу в целом. Как отмечает Г. Бреслав,  причины проявления агрессии у детей могут быть самыми разными:

    1) ухудшение социальных условий жизни детей;

    2) кризис семейного воспитания;

    3) невниманием педагогов и психологов  к нервно-психическому состоянию детей;

    4) увеличением доли патологических родов, оставляющих последствия в виде повреждений головного мозга ребенка».

    В социальной среде уровень агрессивности определяется степенью социализации и этнокультурными нормами, требованиями и установками. Как считает Х. Хекхаузен,   культура задает норму, определяет тип и частоту агрессивных форм поведения. Любая культура декларирует и санкционирует свои специфические нормы и критерии, предопределяя, тем самым, что следует разрешать, что запрещать и что поощрять. Однако, сколько бы ни социализировался человек, уйти от своей биологической природы он не может, поскольку наделен огромной и устойчивой силой агрессии. Любые человеческие отношения, даже если на первый взгляд они продиктованы позитивными чувствами, такими как любовь, дружба, кооперация, - это всегда более или менее выраженная борьба за власть, а, значит, в той или иной степени и проявление агрессии.

    Итак, мы видим, что искоренять проявления агрессии  не только бессмысленно, но и вредно. Скорее необходимо добиваться, чтобы они оказывались соразмерными обстоятельствам и социально допустимыми, и не ограничивали без необходимости права и свободы человека.

    Г.Э. Бреслав выделил пути социализации агрессии:

    1) на уровне общественных групп: соревнование  вместо вражды, стремление разрешить конфликт вместо попыток уничтожить или подчинить другую сторону, использование  негативной энергии сильных эмоций на позитивные цели;

    2) на уровне отдельного человека: осознание и принятие своих переживаний, признание возможности существования различных точек зрения, стремление к диалогу, установка на компромисс и позитивную самореализацию.

    Среди психологических особенностей проявления агрессивного поведения можно выделить: недостаточное развитие интеллекта, сниженная самооценка, низкий уровень самоконтроля, неразвитость коммуникативных навыков, повышенная возбудимость нервной системы вследствие различных причин (травмы, болезни и др.).

     Необходимо рассмотреть варианты особенностей проявления агрессивного поведения детей и механизмы его поведения в семье. 

    Первый вариант воспитания агрессивности:

    -  чрезмерно предупредительные родители. Постоянно добиваясь нужного результата с помощью агрессии, ребенок вырабатывает стереотип агрессивного поведения. При малейшем промедлении в выполнении его желаний он начинает кричать, топать ногами и проявлять другие формы вербальной, экспрессивной и  физической агрессии.  Такое поведение сначала формируется дома, затем оно переносится в общественную среду — детский сад, двор, дачу и пр. По мере взросления стереотип агрессивного поведения у такого ребенка перерастает в свойство личности, и это приносит немало хлопот и самому человеку, и всем окружающим. В характере уже выросшего существа обязательно будут отчетливо видны эгоцентризм и возбудимые черты.

     Второй вариант воспитания агрессивности:

    -  родители эмоционально отвергают ребенка, относятся к нему пренебрежительно или негативно (на мальчиков особенно влияет отсутствие внимания матери). Это рождает страх, влекущий за собой агрессию. Многочисленные истории болезней показывают, что большинство агрессивных детей в очень раннем возрасте были по разным причинам надолго оторваны от матерей. Появление агрессивности в этих случаях объясняется тем, что она приносит ребенку возможность какой-то эмоциональной разрядки и заставляет мать и или других близких обратить на него внимание. Альтернативный вариант развития при отвержении матерью или при оторванности от нее — замкнутый, очень тревожный, безынициативный ребенок, готовый подчиняться всем и каждому.

    Однако это крайние варианты, встречающиеся относительно нечасто: большая часть агрессивности детей развивается где-то между этими двумя противоположностями, приводящими к одинаковому исходу. Попав в ситуацию, когда его потребности не удовлетворены, ребенок (как и взрослый) реагирует на нее отрицательными эмоциями — в зависимости от темперамента и психологических особенностей это могут быть ярость, гнев, страх и тревога. Для того чтобы восстановить психологический комфорт, у него (опять же, как и у взрослого) есть только два пути:

    1) совладать с событиями и изменить ситуацию в нужном ему направлении;

    2) восстановить свое эмоциональное равновесие, несмотря на неблагоприятную ситуацию.

    Между тем, управляемые механизмы психологической защиты у маленьких еще не сформированы, поэтому обычно он стремится изменить ситуацию, и нередко - с помощью агрессии. Но рано или поздно проявление агрессивности перестает вызывать умилительные улыбки родителей и все чаще приводит к неодобрению, а то и наказанию, и это рождает у ребенка чувство тревоги и страха. У него вырабатывается комплекс вины, который затем будет частично превращаться в чувство совести и обрастать моральными нормами, способствуя его социализации и адаптации в окружающей среде. Дальше этот комплекс — вина, совесть и мораль — будут сопровождать подросшего ребенка всю жизнь, естественно, изменяясь и развиваясь.

    Для того чтобы вызывать одобрение родителей, ребенок учится контролировать свою агрессию, причем на первых порах это достигается внешним контролем, диктуемым реакциями окружающих и его страхом.

    И.А. Фурманов, основываясь на проявлениях агрессии, выделяет четыре категории детей:

    1. Дети, склонные к проявлению физической агрессии. Это активные, деятельные и целеустремленные ребята, отличающиеся решительностью, склонностью к риску, бесцеремонностью и авантюризмом. Их общительность, раскованность, уверенность в себе сочетается с честолюбием и стремлением к общественному признанию. Обычно это подкрепляется хорошими лидерскими качествами, умением сплотить сверстников, правильно распределить между ними групповые роли, увлечь за собой. В то же время они любят демонстрировать свою силу и власть, доминировать над другими людьми и проявлять садистские тенденции.

    2. Дети, склонные к проявлению вербальной агрессии. Этих ребят отличают психическая неуравновешенность, постоянные тревожность, сомнения и неуверенность в себе. Они активны и работоспособны, но в эмоциональных проявлениях склонны к сниженному фону настроения. Внешне часто производят впечатление угрюмых, недоступных и высокомерных, однако при более близком знакомстве перестают быть скованными и отгороженными и становятся очень общительными и разговорчивыми. Для них характерен постоянный внутриличностный конфликт, который влечет за собой состояния напряжения и возбуждения.

    В числе эмоциональных проявлений дошкольника, которые обращают на себя внимание и вызывают озабоченность, а нередко и обоснованную тревогу, - детская агрессивность (удары ногами и кулаками, щипание, угрозы, разрушение построек сверстников и т. п.). При этом мальчики чаще и в большей степени проявляют агрессивность, нежели девочки.

    Существенную роль в возникновении и закреплении этой формы выражения негативных эмоций играет семья.

    Поведение сверстников, просмотр телевизионных передач (сцен насилия) могут усиливать агрессивность ребенка. В предотвращении и коррекции агрессивности важна позиция взрослых (контроль агрессивных форм поведения, ограничение подверженности детей воздействиям, возбуждающим агрессию, обучение поведению, несовместимому с агрессией, а также управлению своим поведением  и др.).

    Еще одной особенностью таких детей является низкая фрустрационная толерантность, малейшие неприятности выбивают их из колеи. Поскольку они обладают сензитивным складом, то даже слабые раздражители легко вызывают у них вспышки гнева и страха. При этом они не умеют скрывать свои чувства и отношение к окружающим и выражают их в агрессивных вербальных формах.

     3. Дети, склонные к проявлению косвенной агрессии. Таких детей отличает чрезмерная импульсивность, слабый самоконтроль, недостаточная социализация влечений. Они редко задумываются о причинах своих поступков, не предвидят их последствий. Они с удовольствием отдаются чувственным наслаждениям, стремятся к немедленному и безотлагательному удовлетворению потребностей, не считаясь с обстоятельствами, моральными нормами и желаниями окружающих. Косвенный характер агрессии является следствием двойственности их натуры: с одной стороны, им свойственны смелость, решительность, склонность к риску и общественному признанию, с другой — мягкость, уступчивость, зависимость, нарциссизм (стремление привлечь к себе внимание путем экстравагантного поведения). Кроме того, из-за сензитивности ребята очень плохо переносят критику и замечания в свой адрес, поэтому люди, критикующие их, вызывают у них чувства раздражения, обиды и подозрительности.

     4. Дети, склонные к проявлению негативизма.

    Ребят этой группы отличают повышенная ранимость и впечатлительность. Основные черты характера — эгоизм, самодовольство, чрезмерное самомнение. Все, что задевает их личность, вызывает чувство протеста. Поэтому и критику, и равнодушие окружающих они воспринимают как обиду и оскорбление и не способны владеть эмоциями, начинают сразу же активно выражать свое негативное отношение. В то же время эти дети рассудительны, придерживаются традиционных взглядов, взвешивают каждое свое слово, и это часто ограждает их от ненужных конфликтов и интенсивных переживаний. Правда, они нередко меняют активный негативизм на пассивный — умолкают и разрывают контакт. Как показывает практика, проявлений физической агрессивности у детей много. Ребенок может разъяриться, осыпая ударами того, кто находится рядом. Вероятно, при этом ребенок чувствует собственную силу и малую вероятность ответной атаки. Для затурканного в семье ребенка младшие дети в яслях или саду могут стать самым первым объектом для выплескивания его агрессивных чувств на кого-то поменьше и  слабее.

    Физическая агрессия — это такая проблема, которая немедленно привлекает взрослых. Иногда настораживает только шум конфронтации. Если ребенок щиплется или кусается исподтишка, то возмутить взрослых может «скрытность» его действий. Такую проблему вряд ли оставишь без внимания, хотя у разных взрослых разные взгляды — некоторые вполне определенно терпят агрессивность мальчиков больше, чем девочек».

    Следует отметить, что огромную роль играет воспитание в семье, причем с первых дней жизни ребенка. Социолог М. Мид доказала, что если ребенка резко отлучают от груди и общение с матерью сводят до минимума, у детей формируются такие качества, как тревожность, подозрительность, жестокость, агрессивность, эгоизм. И наоборот, когда в общении с ребенком присутствуют мягкость, ребенок окружен заботой и вниманием, эти качества не вырабатываются.

    Агрессивные дети обычно  вырастают в семьях, где дистанция между детьми и родителями огромна, где мало интересуются развитием детей, где не хватает тепла, нежности, доброты  и ласки, отношение к проявлению детской агрессии безразличное или снисходительное, где в качестве дисциплинарных воздействий предполагают силовые методы, особенно физические наказания, которые вызывают следующие опасности:

    Во-первых, родители, наказывающие своих детей, фактически могут оказаться для тех примером агрессивности. В таких случаях наказание может провоцировать агрессивность в дальнейшем. Ребенок узнает, что физическая агрессия – средство воздействия на людей и контроля над ними, и будет прибегать к нему при общении с другими детьми.

    Во-вторых, дети, которых слишком часто наказывают, будут стремиться избегать родителей или оказывать им сопротивление.

    В-третьих, если наказание слишком возбуждает и расстраивает детей, они могут забыть причину, породившую подобные действия. То есть ребенок будет помнить только о боли нанесенной ему, а не об усвоении правил  поведения.

    На примере взаимоотношений между членами семьи  ребенок учится взаимодействовать с другими людьми, обучается поведению и формам отношений, которые сохраняются у него на всю жизнь.  Взгляды  родителей на неправильное поведение ребенка, характер отношений между родителями и детьми, уровень семейной гармонии или дисгармонии, характер отношений с родными братьями или сестрами – вот факторы, которые могут предопределять агрессивное поведение ребенка в семье и вне ее, а также влиять на отношения с окружающими людьми.

    Характеристика семьи, как «полная или неполная», влияет на формирование детской агрессивности.  Очень важно  один  или оба родителя живут с ребенком под одной крышей, и каков характер взаимоотношений между ними. Если у детей плохие отношения с одним или обоими родителями  и они  чувствуют, что их считают никуда не годными, или не ощущают родительской поддержки, они, возможно, окажутся втянутыми в преступную деятельность, будут злиться  на других детей, сверстники будут отзываться о них как об агрессивных, будут вести себя агрессивно по отношению к своим родителям.  

    Если женщина в детстве не получала от матери внимания и ласки, то впоследствии она будет склонна  применять карательные меры воспитания и срывать гнев на своих детях.  Согласно теории привязанности маленькие дети различаются по степени ощущения безопасности своих взаимоотношений с матерью. У надежно привязанного ребенка в прошлом – надежное, устойчивое и чуткое отношение со стороны матери; он склонен доверять другим людям, иметь довольно хорошо развитые социальные навыки. Ненадежно привязанный или тревожащийся по поводу своей привязанности ребенок будет либо резистентным, либо избегающим. Тревожный, избегающий ребенок, в общем, и в целом, избегает своей воспитательницы. Такие дети несговорчивы и сопротивляются контролю. Резистентный ребенок расстраивается при разлуке с матерью, а ей нелегко его успокоить при новой встрече. Такие дети проявляют физическую агрессию, импульсивны, для них характерны эмоциональные вспышки. Ненадежно привязанные дети оцениваются своими сверстниками как участвующие в большем числе драк, чем надежно привязанные.

    Необходимо рассмотреть характер семейного руководства, то есть действия родителей, имеющие своей целью «наставить детей на путь истинный» или изменить их поведение. Некоторые родители вмешиваются редко и  сознательно придерживаются политики невмешательства - позволяют ребенку вести себя как он хочет или просто не обращают на него внимания, не замечая, приемлемо или неприемлемо его поведение. Другие же родители вмешиваются часто, либо поощряя (за поведение, соответствующее социальным нормам), либо наказывая (за неприемлемое агрессивное поведение). Иногда родители непреднамеренно поощряют за агрессивное поведение или наказывают за принятое в обществе поведение.

    Наряду с прямыми поощрениями и наказаниями родители преподают своим детям урок на тему агрессивности непосредственной реакцией на детские взаимоотношения. В нескольких экспериментах изучался эффект от вмешательства родителей при агрессии между братьями-сестрами. Психологи утверждают, что подобный шаг со стороны родителей может на самом деле потворствовать развитию агрессии. Поскольку младшие дети на правах более слабых могут ожидать, что родители примут их сторону, они, не колеблясь, вступают в конфликт с более сильным противником. Подобное вмешательство родителей приводит к тому, что младшие дети первыми выходят на тропу войны и в течение длительного времени держат осаду старших братьев и сестер. Отсюда несколько неожиданный вывод, что без родительского вмешательства агрессивные взаимоотношения между их детьми редки по причине неравенства сил, обусловленного разницей в возрасте. А также дети редко ведут себя агрессивно, если родители не наказывают никого из детей, и часто проявляют агрессию, если наказывают старших.

    Существует  ряд факторов, специфических для семьи как социальной группы, ответственных как за формирование в ней      атмосферы близости и поддержки, так и за существующий потенциал атмосферы близости и поддержки, так и за существующий потенциал агрессивности и злоупотребления силой. Члены семьи постоянно взаимодействуют; они вовлечены в широкий круг совместной деятельности, что требует от каждого высокой самоотдачи. Можно предполагать, что кто-то из родственников сочтет своим правом и даже обязанностью воздействовать на поведение других, на их убеждения и ценности. Семья предоставляет множество возможностей для негативной взаимозависимости. За продолжительное время, проводимое членами семьи вместе, накапливается знание о сильных и слабых сторонах каждого, что может быть использовано для нападения на другого в ситуации конфликта.  

    Таким образом, на основании анализа теоретической литературы по особенностям проявления  агрессивного поведения ребёнка в дошкольном возрасте и влияния семьи на формирование детской агрессивности можно сделать вывод,  что:

    1. Агрессия в человеке заложена биологически и  выступает в качестве средства достижения необходимой цели, способа психологической разрядки, удовлетворения потребностей в самореализации и самоутверждении.

    2. Природа возникновения детской агрессивности складывается из трёх компонентов: познавательного, эмоционального и волевого.

    3. Особенностями проявления агрессивного поведения ребенка в дошкольном возрасте  являются: стремление привлечь к себе внимание сверстников; стремление получить желанный результат; стремление быть главным; зашита и месть; желание ущемить достоинство другого с целью подчеркнуть свое превосходство.

    4. Среди психологических особенностей  агрессивных дошкольников выделяют: недостаточное развитие интеллекта и коммуникативных навыков, сниженный уровень саморегуляции, неразвитость игровой деятельности, сниженную самооценку, нарушения в отношениях со сверстниками, низкую эмпатию и недоверие к окружающим.

    5. В основе детской агрессивности может лежать различная мотивационная направленность: в одном случае - спонтанная демонстрация себя, в другом - достижение своих практических целей, в следующем - подавление и унижение другого. Однако, несмотря на эти очевидные различия, всех детей объединяет одно общее свойство - невнимание к сверстникам, неспособность видеть и понимать их.

    6.  Предпочтение ребёнком, как агрессивных, так и неагрессивных моделей поведения является непосредственным отражением процесса социализации.

    7. Часто жертвами агрессии  в семье становятся близкие люди – родные, друзья и пр. Это своего рода процесс  «самоотрицания», поскольку такие действия направлены на разрыв кровных связей – жизненной основы существования человека.

    8. Вседозволенность в воспитании  приводит к тому, что дети перестают (вернее, не умеют) проводить необходимую грань между допустимым проявлением агрессии и непозволительным – у них не хватает практики. Реакция родителей и собственный страх от содеянного научат ребенка в дальнейшем соизмерять силу своей агрессии.

    Возможные пути профилактики агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста

     По мнению Запорожца А.В.: профилактика – это система мер государственного и общественного воздействия, направленная на выявление и устранение причин негативно влияющих на физическое и нравственное здоровье и развитие несовершеннолетних, а также на предупреждение безнадзорности, правонарушений и девиантного поведения.

    Профила́ктика — комплекс различного рода мероприятий, направленных на предупреждение какого-либо явления или устранение факторов риска.

     В социальной педагогике мы рассмотрим профилактику как  мероприятия, направленные на изучение физических, психологических, социально-культурных обстоятельств у человека;  сохранение, поддержание, защиту нормального уровня жизнедеятельности ребенка;  содействие ребенку в достижении социально-значимых целей.

     В ходе организации воспитательного процесса в детском саду актуальной задачей является обеспечение эффективными способами взаимодействия в различных ситуациях (ребенок -  ребенок, ребенок -  родитель, родитель - воспитатель), коррекция агрессивных проявлений детей, обучение их эффективным способам взаимодействий. Для этого необходимо установить открытые добрые и доступные отношения для понимания друг друга, создать ребенку позитивный образец для подражания.  Известно, что любая коррекционная работа с детьми не будет успешной без поддержки родителей, которых необходимо учить понимать ребенка. Работу с родителями агрессивного ребенка целесообразно проводить в двух  направлениях:  информирование (о том, что такое агрессия, каковы причины ее появления, чем она опасна для ребенка и окружающих)
    и обучение эффективным способам общения с сыном или дочерью.

    Работа с родителями предполагает индивидуальную работу в форме консультаций и обучения эффективным способам общения со своим ребёнком (например, тренинг детско-родительских отношений); групповую в виде родительских собраний и просвещения, т.е. информирования об агрессивности в детском возрасте. Работу с родителями агрессивных детей целесообразно проводить в двух направлениях: информирование (что такое агрессия, каковы причины ее появления, чем она опасна для ребенка и окружающих) и обучение эффективным способам общения с ребенком.

    Необходимую для себя информацию родители могут получить на лекциях, к проведению которых можно привлечь авторитетных специалистов, консультациях и в «Уголке психолога». Когда мать или отец осознают необходимость коррекционной работы с ребенком, психологу можно начинать их обучение эффективным способам взаимодействия с ребенком. Кроме этого, для родителей агрессивных детей будет полезна наглядная информация, размещенная на стендах  в кабинете психолога, в группе детского сада, в вестибюле. Возможно, что, получив хотя бы минимум знаний о причинах становления агрессивного поведения, родители обратятся за помощью к специалисту, и можно будет начать их обучение эффективным способам взаимодействия с ребенком по конкретной проблеме. В этом случае родители смогут не только слушать лекции, но и принимать участие в тренингах детско-родительских отношений, в семинарах, диспутах, клубах по интересам и т.п. Ведь проводить профилактику намного проще, чем впоследствии пытаться что-то изменить.

    Анализируя труды Запорожца А.В.  и Марковой Т.А. можно выделить подходы к осуществлению профилактики:

    1. Подход, основанный на распространении информации. Самый распространенный в профилактике. Недостатки: предоставленная информация носит частичный характер, основана на запугивании, не дает представления о результате. Метод не эффективен.

    2. Подход, основанный на  эмоциональном обучении. Все дети, склонные к правонарушениям, имеют недостатки развития чувственной сферы и проявляют отклонения в поведении. В данном подходе применяют тренинг эмоционального обучения, арт-педагогические и арт-терапевтические методы, приемы, направленные на снижение стрессовой ситуации.

    3. Подход, основанный на влиянии социальных факторов, в умении противостоять негативной среде, в умении сказать «нет». Программы: «Ровесник – ровеснику», «Негативное проявление волевых качеств».

    4. Подход, основанный на формировании жизненных навыков, на получении социальных навыков, которые не были привиты детям – получение нового опыта во взаимодействии с людьми.

    5. Подход, основанный на развитии альтернативной деятельности по устранению девиантного поведения (программы, где характерны авантюризм, склонность к риску, туристические программы, система дополнительного образования).

    6. Подход, основанный на укреплении здоровья: санитарно-гигиенические мероприятия, борьба с курением, дни здоровья.

    На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что  на начальных этапах взаимодействия педагогов и родителей в ДОУ  по профилактики агрессивного поведения дошкольников необходимо применять следующие формы взаимодействия с семьями детей: тематические родительские собрания и конференции, лектории, психолого-педагогические практикумы, индивидуальные и групповые консультации для родителей, дискуссии, родительские и семейные клубы, семейные праздники: День Матери, День Семьи.

    Индивидуальная работа с агрессивным ребенком  может проводиться по следующим направлениям:    

    1. Игра (наиболее часто используется в работе с детьми дошкольного возраста).
    2. Творческое самовыражение (рисование, конструирование, занятия музыкой и другими видами творческой деятельности).
    3. Сублимирование агрессии  в полезную деятельность (помощь взрослым, уход за домашними животными, забота о больных и пожилых родственниках и пр.).
    4. Приобщение детей к групповым видам спорта: футбол, баскетбол и пр., требующим навыков сотрудничества.  Индивидуальные  виды  спорта, например, бокс или карате  иногда  бывают нежелательны.

    Для лучшего понимания переживаний ребенка, особенностей его личности, системы отношений и реагирования, можно применять различные проективные тесты (Рене-Жиля, Розенцвейга, «Несуществующее животное», «Рисунок семьи» и пр.), а также просить ребенка нарисовать свое видение проблемы, ситуации или конфликта.

    Результаты рисуночного теста семьи рекомендуется анализировать совместно с родителями детей. Это нередко дает эмоциональный эффект и служит способом лучшего понимания как ребенка, так и семейных проблем вообще. Нередко родители, которым показывали детские рисунки и объясняли их смысл, испытывали сильное эмоциональное потрясение и меняли свои взгляды на семейные взаимоотношения.   Ведь многие родители не знают эмоциональных потребностей своих детей и не обладают необходимыми навыками для эффективного взаимодействия с детьми,  им нужно помочь овладеть навыками, которые способствовали бы развитию позитивных детско-родительских отношений. В этом может помочь детско-родительская терапия, которая  выстроена таким образом, чтобы укрепить отношения между родителями и ребенком.

    В процессе занятий родители становятся более чувствительными к запросам и потребностям своих детей и учатся относиться к ним с пониманием, создавая в доме такую атмосферу принятия, в которой ребенок может чувствовать себя комфортно и безопасно. Родители, принимая участие в совместных семейных  занятиях, проводят время вместе с ребенком, играют с ним, тем самым разделяют с ним его интересы.

    В процессе работы ребенок начинает воспринимать родителей по-новому, как союзников. Ребенок получает у родителя поддержку, учится правильно оценивать свои возможности, что способствует формированию адекватной самооценки.

    Наше исследования показали, что в  процессе  профилактической работы можно говорить с ребенком о том, что такое злость, каковы ее разрушительные действия, а также о том, каким злым и некрасивым становится человек в данной ситуации. Социальный педагог может работать непосредственно с детьми и корректировать восприятие ребенком окружающего мира, которое повлечет за собой изменения в поведении.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Учебно-методическое пособие «Агрессивное поведение детей старшего дошкольного возраста, современные технологии по преодолению агрессии у детей»

     Данная презентация рассказывает о технологиях, направленных на преодоление агрессии у детей, рассказывается о работе с детьми, о создании условий, о работе с родителями и педагогами по данному вопр...

    Проект по профилактике агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста

    Данный проект был разработан и осуществлен совместно с социальным педагогом ДОУ и педагогом-психологом. Опыт был обобщен на муниципальном уровне, имел очень много положительных отзывов среди педагогов...

    Знакомство детей дошкольного возраста с русскими народными традициями. Развлечение для детей старшего дошкольного возраста «Прощай, масленица!»

    «Свой обычай в чужой дом не вноси» «Не сошлись обычаями, не бывать дружбе» Проблема приобщения детей дошкольного возраста к русской народной культуре, народным традициям неоднократно рассматривалась у...

    ЦЕННОСТНЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА через реализацию проекта по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста

    Реализация долгосрочного проекта по патриотическому воспитанию, посвященного 70-летию Победы в Великой Отечественной войне "Никто не забыт, ничто не забыто"...

    Методическая разработка по профилактике агрессивного поведения детей дошкольного возраста

    Разработка представляет собой программу. Программа направлена на профилактику агрессивности и проявления агрессивного поведения у детей дошкольного возраста. Программа рассчитана на десять (10) часов,...