ЦЕННОСТНЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА через реализацию проекта по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста
статья (старшая, подготовительная группа) по теме

Фатеева Татьяна Витальевна

Реализация долгосрочного проекта по патриотическому воспитанию, посвященного 70-летию Победы в Великой Отечественной войне "Никто не забыт, ничто не забыто"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_patrioty.docx36.53 КБ

Предварительный просмотр:

ЦЕННОСТНЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

через реализацию проекта по патриотическому воспитанию

детей старшего дошкольного возраста

ГБДОУ детского сада № 63 Фрунзенского района Санкт-Петербурга, посвященного 70-летию со дня Победы в Великой Отечественной войне

«Никто не забыт, ничто не забыто».

«Любовь к родному краю, родной речи начинается с малого – любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству…..»

Д.С. Лихачев

Одна из задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования направлена на объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, норм поведения в интересах человека, семьи, общества.  В педагогической энциклопедии нравственное воспитание определяется как целенаправленное формирование морального сознания, развитие нравственных чувств, выработка навыков и привычек нравственного поведения [4]. Это сложный процесс, который происходит на уровне мыслей, чувств и воли личности человека. В связи с этим, нравственное воспитание может быть определено как единый процесс воспитания:

-нравственных чувств: совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма;

-нравственного облика: терпения, милосердия, кротости, незлобивости;

-нравственной позиции: способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний;

-нравственного поведения: готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли [4].

Нравственное воспитание (грамотное, целенаправленное или протекающее стихийно) начинается уже с получения малышом первого социального опыта. При постепенном расширении взаимодействий его с другими людьми, увеличении социальных связей и отношений между ними результаты такого воспитания усиливаются и оставляют все более глубокий след в формирующемся характере ребенка. Именно в дошкольном возрасте закладываются первые глубинные представления о наиболее общих моральных понятиях, которые выражаются, прежде всего, в эмоциональном отношении ребенка к ним и стремлении действовать в соответствии с ними. На этих представлениях строится внутренний стержень личности человека – его отношение к себе и окружающим людям, к миру в целом. Именно в этот период закладываются интерес, уважение, любовь к своей стране, к своему краю, к своему городу к своей семье.

Чувство  нравственности и патриотизма, любовь к Родине не возникают сами по себе, они формируются постепенно, с самого раннего детства. Дошкольное детство - время становления личности. Именно в этот период закладываются интерес, уважение, любовь к своей стране, к своему краю, к своему городу к своей семье.

Понимание Родины у дошкольников связано с конкретными представлениями о том, что близко и дорого, - семьей, домом, городом, в котором живешь, местами нашей необъятной Родины, в которых уже, возможно, побывал. Большое влияние на формирование нравственных эталонов ребенка оказывает богатство  народного наследия: песни, сказки, пословицы и поговорки, игры, обряды произведения искусства народных ремесел и др. Особенно важную роль оно играет в развитии чувства патриотизма и нравственности  при становлении нравственного облика личности. Только впитывая исторические ценности и традиции своего народа, человек сможет вырасти истинным патриотом своей страны. Очень точно эту мысль высказал А.Д. Нечволодов — член Императорского Русского военно-исторического общества, в предисловии своей книги «Сказания о русской земле» в начале XX века. «Действительно, твердой опорой и неколебимой почвой для национального сознания и самопознания всегда служит национальная история...» [5].

 В старшем дошкольном возрасте необходимо расширять границы представлений детей о Родине, включая исторический аспект, связанный со становлением Руси, важными историческими событиями в жизни России. Рассказывая старшим дошкольникам об исторических событиях  России, о ее людях, включая их в проектную деятельность, мы стараемся дать  импульс формирования духовности, нравственности, патриотизма, гражданственности воспитанникам, а включая родителей в этот процесс, вспомнить о своих корнях, о своих предках, о членах семьи, которые участвовали в Великой Отечественной войне, пережили блокаду Ленинграда.  

Значительную помощь в формировании нравственно-патриотических чувств оказывает   работа по этнокалендарю, который  позволяет, прежде всего, помнить об этнокультурных традициях, обрядности, обычаях русского народа, воспитывает толерантность.  Это  не только народные праздники, связанные с вероисповеданием, природными явлениями, но и праздники, события, наполненные патриотическим содержанием и смыслом: День Победы, День защитника Отечества, День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады, День города. На праздники, связанные с событиями Великой Отечественной войны, приглашаются ветераны войны и ветераны педагогического труда, многие из которых  пережили детьми трагедию блокадного города. Дошкольники с огромным интересом слушают рассказы ветеранов о прошедших событиях, проникаются переживаниями взрослых.  К Дню полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады, силами взрослых (родителей, сотрудников ГБДОУ) и детей организуется временная экспозиция (мини-музей), который наполняется экспонатами, принесенными из домашних архивов, детскими поделками и рисунками на военную тему. В мае 2014 года дети и родители нашего сада участвовали в городской акции «Бессмертный полк». Ежегодно  в преддверии дня Победы дети, воспитатели и родители возлагают цветы к памятнику Г.К. Жукову на проспекте Славы. В группах для детей старшего дошкольного возраста созданы уголки о Санкт-Петербурге, воспитателями и специалистами проводится совместная, проектная деятельность по ознакомлению дошкольников с достопримечательностями района, города, историческими событиями.  Так как  внутренний мир ребенка, его нравственные основы берут свое начало из ближайшего окружения ребенка — его семьи, во взаимодействие были включены и родители.

В результате осуществления этого вида деятельности    дети    обогатили  свой опыт  в соответствии со своими возрастными особенностями о своей стране; основных народных праздниках, обрядах и традициях; о главных исторических лицах России и героях  великой Отечественной войны, о жителях блокадного Ленинграда, наблюдается развитие устойчивого интереса к изучению истории, искусства и традиций своей страны не только у детей, но и у большей части родителей: родители вместе с детьми стали чаще совершать прогулки и экскурсии по городу; с каждым разом все более активно включались в деятельность по выполнению совместных творческих заданий, организации и проведении праздников.

В связи с проводимой работой по формированию нравственности  и патриотизма появилась потребность поделиться своим опытом с коллегами, повысить профессиональную компетентность педагогов в области развития нравственности  и патриотических чувств у детей, обогатить содержание проводимой работы, разнообразить виды деятельности. Было принято решение об установлении сотрудничества (сетевого взаимодействия) между  ГБДОУ детским садом № 60 Фрунзенского района Санкт-Петербурга и ГБДОУ детским садом № 63 Фрунзенского района Санкт-Петербурга.

В рамках сетевого взаимодействия в 2013-2014 уч. году проводился обмен опытом педагогов наших учреждений в форме семинаров, консультаций.

В мае 2014 года был проведен круглый стол на тему «Вопросы воспитания дошкольников в современных условиях». Участниками мероприятия было отмечено, что проблема нравственно-патриотического воспитания детей на сегодняшний момент является актуальной. Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Но в силу последних перемен все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. Дети не могут стать патриотами, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды. Поэтому на ступеньке дошкольного образования взрослые должны сформировать у ребенка элементы патриотизма, посеять зерна нравственного поведения, которые впоследствии станут базой для воспитания гражданина и патриота своей страны.

Учитывая актуальность данной темы и в преддверии 70-летия со Дня Победы в Великой Отечественной войне, было решено продолжить взаимодействие между нашими учреждениями в 2014-2015 уч. году  в рамках реализации долгосрочного проекта «Никто не забыт и ничто не забыто», как наиболее эффективного метода организации процесса обучения, воспитания и развития дошкольников.  Военная тема трудно воспринимается детьми, но без нее невозможно становление гражданской позиции, воспитание патриотических чувств дошкольников. К участию в проекте были приглашены общественные, культурные, образовательные организации: детская библиотека № 9 Фрунзенского района «Сказка», ГБОУ СШ №201 Фрунзенского района, Совет ветеранов Фрунзенского района, жители блокадного Ленинграда, военно-патриотический клуб «Пересвет» при ГБОУ СШ № 443 Фрунзенского района.

При разработке проекта учитывались комплексно-тематическое планирование образовательного процесса с учетом традиций, сложившиеся в наших учреждениях, желание и возможности педагогов и воспитанников.

КАРТА ПРОЕКТА

Участники:

1. Воспитанники старшего дошкольного возраста 5-7 лет.

2. Родители (законные представители) воспитанников.

3. Заведующие учреждениями.

4.Старший воспитатель,  заместитель заведующего по учебно-воспитательной работе.

5. Воспитатели.

6. Детская библиотека № 9 «Сказка, заведующий.

7. ГБОУ средняя школа №201Фрунзенского район,заместитель директора по учебно-воспитательной работе, руководитель музея экипажа гвардейской подводной лодки Л-3 «Фрунзевец».

8. Совет ветеранов Фрунзенского района, жители блокадного Ленинграда, председатель Совета ветеранов, ветераны, жители блокадного Ленинграда.

9. Военно-патриотический клуб «Пересвет» при ГБОУ средняя школа №443 Фрунзенского района, педагоги, учащиеся старшей школы.

Тип проекта: информационно-практико-ориентированный.

Срок реализации: долгосрочный (сентябрь-май)

Цель проекта: формирование у старших дошкольников гражданской позиции, патриотических чувств, любви к городу, стране на основе расширения представлений детей о событиях военных лет, о городе-герое Ленинграде, о ленинградцах, живших и защищавших город в годы Великой Отечественной войны.

Задачи проекта: (для детей)

  1. Пополнение знаний детей о значении победы нашего народа в Великой Отечественной войне; ознакомление с историческими фактами военных лет.
  2. Формирование у детей интереса к истории своего города, событиям прошлых лет.
  3. Обобщение и систематизация знаний детей о городе Ленинграде в годы Великой Отечественной войны, людях, отстоявших город-герой.
  4. Ознакомление с памятниками и памятными местами, связанными с событиями Великой Отечественной войны Санкт-Петербурга.
  5. Формирование коммуникативных навыков детей, знакомство с произведениями художественной литературы и музыки военных лет.
  6. Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ, уважительного отношения к участникам Великой Отечественной войны, блокадникам, памятникам войны.

Задачи проекта: (для педагогов)

  1. Создание в ГБДОУ предметно-развивающей среды для реализации проекта.
  2. Организация работы по нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников.
  3. Повышение профессиональной компетентности в вопросах нравственно-патриотического воспитания.

Задачи проекта: (для родителей)

  1. Привлечение родителей к нравственно-патриотическому воспитанию ребенка в семье через знакомство с военным прошлым своей семьи, нашего города и страны.
  2.  Формирование у родителей активной позиции в воспитании у детей чувства патриотизма.
  1. Создание единого образовательного пространства через совместную деятельность педагогов, родителей и ребенка.

Прогнозируемый результат:

На уровне ребенка:

  Обогатятся представления детей о защитниках Родины в годы Великой Отечественной войны, героизме жителей Ленинграда, детей в годы блокады;

Появится чувство гордости за стойкость и самоотверженность земляков в период Великой Отечественной войны;

Сформируется внимательное и уважительное отношение у детей старшего дошкольного возраста к ветеранам Великой Отечественной войны, блокадникам и пожилым людям, желание оказать им помощь и заботу; умение представить творческо-поисковый продукт индивидуальной и коллективной деятельности.

На уровне педагогов:

Повысится качество методического сопровождения, самосовершенствование профессионального мастерства.

Повысится уровень ответственности педагогов за формирование у детей патриотических чувств, гражданской позиции.

Повысится способность педагогов обобщать, систематизировать, презентовать накопленный опыт по реализации детско-взрослых мини-проектов, акций патриотической направленности.

На уровне родителей воспитанников:

Повысится уровень ответственности родителей за формирование у детей патриотических чувств, гражданской позиции, улучшится взаимопонимание родителей с детьми через совместную творческую деятельность.

Мероприятия проекта в рамках сетевого взаимодействия

между  ГБДОУ детским садом № 60 Фрунзенского района Санкт-Петербурга  и ГБДОУ детским садом № 63 Фрунзенского района Санкт-Петербурга  по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Никто не забыт и ничто не забыто»

  1. Участие в районных, городских, всероссийских конкурсах рисунка «Наша Победа»;
  2. Сбор материалов для создания временной экспозиции «Помнить, чтобы жизнь продолжалась»
  3. Интервьюирование детей на тему  «Что я знаю о войне?» 
  4. Круглый стол участников проекта по патриотическому воспитанию для старших дошкольников «Никто не забыт, ничто не забыто» (ГБДОУ д/с № 60 и ГБДОУ д/с № 63; место проведения – музыкальный зал ГБДОУ д/с № 63) 
  5. Концерт, посвященный памяти о начале блокады Ленинграда
  6. Фотовыставка «Памятники, посвящённые военным событиям на карте моего района» – совместно с родителями
  7. Цикл тематических бесед «На привале» (военные профессии; знаменитые полководцы).
  8. Составление  воспитанниками совместно с родителями генеалогического древа, семейного герба; оформление стенгазеты «Я и моя семья».
  9. Изготовление книг «Страна моя – Россия» (совместная деятельность воспитателей, родителей с детьми)
  10. Организация книжной выставки  «Страна моя – Россия»
  11. Организация и проведение конкурса чтецов «Была война, но мы ее не знали» (подбор и разучивание стихов о войне родителей с детьми; проведение конкурса чтецов групп старшего дошкольного возраста)
  12. Гала-концерт «Была война, но мы ее не знали» – конкурс чтецов (совместное мероприятие с воспитанниками и родителями ГБДОУ д/с № 63 – победителями конкурса чтецов; место проведения – музыкальный зал ГБДОУ д/с № 63) 
  13. Просмотр фильмов о войне:  «Жила была девочка»,  «Жизнь детей блокадного Ленинграда».
  14. К Дню героев России: тематическая встреча 
  15. Выставка творческих работ «Ленинград – город-герой» (совместное мероприятие с ГБДОУ д/с № 63; место проведения – музыкальный зал ГБДОУ д/с № 63) 
  16. Беседа и изготовление с детьми елочных украшений «Ёлка блокадного Ленинграда»: игрушки войны.
  17. Организация в группах уголков памяти «Летопись военных лет».
  18. Выставка художественной литературы для детей «Детям о войне»
  19. Совместное изготовление родителей с детьми книг о членах семьи, участвовавших в Великой Отечественной войне, жителях и детях блокадного Ленинграда
  20. Литературная гостиная  «900 дней и ночей» (совместное мероприятие с детской библиотекой № 9 «Сказка»; место проведения – читальный зал детской библиотеки №9 «Сказка») 
  21. Совместное посещение родителей с детьми памятных мест блокадного города 
  22. Встреча с ветеранами ВОВ, жителями блокадного Ленинграда. Праздничный концерт «Подвигу твоему, Ленинград, посвящается…» (совместное мероприятие с ГБДОУ д/с № 63; место проведения – музыкальный зал ГБДОУ д/с № 60) 
  23. Беседы «Помощники при сражениях».
  24. Выставка рисунков и моделей военной техники
  25. Литературная гостиная  «Богатыри земли русской» (совместное мероприятие с детской библиотекой №9 «Сказка»; место проведения – читальный зал детской библиотеки №9 «Сказка») 
  26. Тематические беседы на группах «Города России»
  27. Досуг для подготовительной к школе группы «Люблю тебя, моя Россия!»
  28. Выступление воспитанников военно-патриотического клуба «Пересвет» 
  29. Спортивный праздник «Эскадрон гусар летучих» (совместно с ГБДОУ д/с № 63; место проведения – спортивный зал ГБДОУ д/с №60
  30. Музыкально-спортивные состязания ко Дню защитника Отечества «Папа, дедушка и я защитим страну всегда!»
  31. Встреча с папами  воспитанников старших групп  «Мой папа – военный»
  32. Экскурсии в школьный музей имени подводной лодки «Л-3» «Фрунзовец» 
  33. Семинар для педагогов Фрунзенского района «Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников» (совместное мероприятие с ГБДОУ д/с № 63; место проведения – музыкальный зал ГБДОУ д/с № 60) 
  34.  Изготовление  праздничных поздравительных открыток ветеранам Великой Отечественной войны «Спасибо за мир!» 
  35. Праздничный концерт «Победная весна» для ветеранов Великой Отечественной Войны и жителей блокадного Ленинграда  (совместное мероприятие с ГБДОУ д/с №63, ДДЮТ и детской музыкальной школой №4; место проведения – (возможно в зале администрации Фрунзенского района)). 
  36. Акция «Посади дерево Победы»
  37. Цикл тематических бесед о Санкт-Петербурге и Фрунзенском районе «Город, в котором мы живем», «Это Фрунзенский район», «Проспекты нашего города», «О чем говорят названия улиц в Купчино»
  38. Вернисаж детского творчества «Салют над городом в честь праздника Победы»
  39. Совместная экскурсия родителей и детей «Ленинград – город воинской славы» Организация в группах уголков памяти «День Победы»
  40. Праздничное шествие воспитанников ГБДОУ д/с № 60, № 63 и оркестра детской музыкальной школы Фрунзенского района «Бессмертный полк» к памятнику Г.К. Жукова с чтением стихов и возложением цветов.
  41. Конкурс детских рисунков на асфальте «Миру – мир». 
  42. Спортивный праздник  «Мы – будущие защитники Родины!», посвященный 70-летию со дня Победы в Великой отечественной войне (совместное мероприятие с ГБДОУ д/с № 63).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста "МОЯ РОССИЯ"

Данный проект рассчитан на работу с детьми со среднего дошкольного возраста. На данный момент проект охватывает следующие темы:¨ Символика России¨ Природа России¨ Великая Отечественная Война 194...

Статья "Метод проектов в патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста"

Существенные изменения, произошедшие в стране за последние годы и новые проблемы, связанные с воспитанием детей, обусловили переосмысление сущности патриотического воспитания, его места и роли в общес...

Презентация к выступлению "Метод проектов в патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста"

Патриотическое воспитание дошкольников - актуальная проблема в условиях современной России. Вопрос патриотического воспитания не может быть формальным, он должен именно сообразовываться с личными пред...

Выступление "Метод проектов в патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста"

«Метод проектов в патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста».  Вопросы патриотического воспитания становятся приоритетными для нашего общества, решение которых позв...

Консультация для воспитателей ДОУ " Метод проектов в патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста"

       Сформировать нравственную основу и помочь ребёнку успешно войти в современный мир, занять  достойное место в системе отношений с окружающими невозможно без воспи...

В ПОМОЩЬ ВОСПИТАТЕЛЯМ. Проект "Нравственно – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе русской культуры". Руководители проекта:заведующий Афонина Р.М., воспитатель Чепелева Е.А.

Проблема «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом». С. МихалковВ старшей и под...

Проект «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность»

1.Актуальность        Воспитание гражданина и патриота не может быть успешно решено без глубокого познания истории своего народа, его культуры. Традиционные праздник...