Главные вкладки

    Статья (старшая, подготовительная группа) по теме:
    ЦЕННОСТНЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА через реализацию проекта по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста

    Фатеева Татьяна Витальевна

    Реализация долгосрочного проекта по патриотическому воспитанию, посвященного 70-летию Победы в Великой Отечественной войне "Никто не забыт, ничто не забыто"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya_patrioty.docx36.53 КБ

    Предварительный просмотр:

    ЦЕННОСТНЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    через реализацию проекта по патриотическому воспитанию

    детей старшего дошкольного возраста

    ГБДОУ детского сада № 63 Фрунзенского района Санкт-Петербурга, посвященного 70-летию со дня Победы в Великой Отечественной войне

    «Никто не забыт, ничто не забыто».

    «Любовь к родному краю, родной речи начинается с малого – любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству…..»

    Д.С. Лихачев

    Одна из задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования направлена на объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, норм поведения в интересах человека, семьи, общества.  В педагогической энциклопедии нравственное воспитание определяется как целенаправленное формирование морального сознания, развитие нравственных чувств, выработка навыков и привычек нравственного поведения [4]. Это сложный процесс, который происходит на уровне мыслей, чувств и воли личности человека. В связи с этим, нравственное воспитание может быть определено как единый процесс воспитания:

    -нравственных чувств: совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма;

    -нравственного облика: терпения, милосердия, кротости, незлобивости;

    -нравственной позиции: способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний;

    -нравственного поведения: готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли [4].

    Нравственное воспитание (грамотное, целенаправленное или протекающее стихийно) начинается уже с получения малышом первого социального опыта. При постепенном расширении взаимодействий его с другими людьми, увеличении социальных связей и отношений между ними результаты такого воспитания усиливаются и оставляют все более глубокий след в формирующемся характере ребенка. Именно в дошкольном возрасте закладываются первые глубинные представления о наиболее общих моральных понятиях, которые выражаются, прежде всего, в эмоциональном отношении ребенка к ним и стремлении действовать в соответствии с ними. На этих представлениях строится внутренний стержень личности человека – его отношение к себе и окружающим людям, к миру в целом. Именно в этот период закладываются интерес, уважение, любовь к своей стране, к своему краю, к своему городу к своей семье.

    Чувство  нравственности и патриотизма, любовь к Родине не возникают сами по себе, они формируются постепенно, с самого раннего детства. Дошкольное детство - время становления личности. Именно в этот период закладываются интерес, уважение, любовь к своей стране, к своему краю, к своему городу к своей семье.

    Понимание Родины у дошкольников связано с конкретными представлениями о том, что близко и дорого, - семьей, домом, городом, в котором живешь, местами нашей необъятной Родины, в которых уже, возможно, побывал. Большое влияние на формирование нравственных эталонов ребенка оказывает богатство  народного наследия: песни, сказки, пословицы и поговорки, игры, обряды произведения искусства народных ремесел и др. Особенно важную роль оно играет в развитии чувства патриотизма и нравственности  при становлении нравственного облика личности. Только впитывая исторические ценности и традиции своего народа, человек сможет вырасти истинным патриотом своей страны. Очень точно эту мысль высказал А.Д. Нечволодов — член Императорского Русского военно-исторического общества, в предисловии своей книги «Сказания о русской земле» в начале XX века. «Действительно, твердой опорой и неколебимой почвой для национального сознания и самопознания всегда служит национальная история...» [5].

     В старшем дошкольном возрасте необходимо расширять границы представлений детей о Родине, включая исторический аспект, связанный со становлением Руси, важными историческими событиями в жизни России. Рассказывая старшим дошкольникам об исторических событиях  России, о ее людях, включая их в проектную деятельность, мы стараемся дать  импульс формирования духовности, нравственности, патриотизма, гражданственности воспитанникам, а включая родителей в этот процесс, вспомнить о своих корнях, о своих предках, о членах семьи, которые участвовали в Великой Отечественной войне, пережили блокаду Ленинграда.  

    Значительную помощь в формировании нравственно-патриотических чувств оказывает   работа по этнокалендарю, который  позволяет, прежде всего, помнить об этнокультурных традициях, обрядности, обычаях русского народа, воспитывает толерантность.  Это  не только народные праздники, связанные с вероисповеданием, природными явлениями, но и праздники, события, наполненные патриотическим содержанием и смыслом: День Победы, День защитника Отечества, День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады, День города. На праздники, связанные с событиями Великой Отечественной войны, приглашаются ветераны войны и ветераны педагогического труда, многие из которых  пережили детьми трагедию блокадного города. Дошкольники с огромным интересом слушают рассказы ветеранов о прошедших событиях, проникаются переживаниями взрослых.  К Дню полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады, силами взрослых (родителей, сотрудников ГБДОУ) и детей организуется временная экспозиция (мини-музей), который наполняется экспонатами, принесенными из домашних архивов, детскими поделками и рисунками на военную тему. В мае 2014 года дети и родители нашего сада участвовали в городской акции «Бессмертный полк». Ежегодно  в преддверии дня Победы дети, воспитатели и родители возлагают цветы к памятнику Г.К. Жукову на проспекте Славы. В группах для детей старшего дошкольного возраста созданы уголки о Санкт-Петербурге, воспитателями и специалистами проводится совместная, проектная деятельность по ознакомлению дошкольников с достопримечательностями района, города, историческими событиями.  Так как  внутренний мир ребенка, его нравственные основы берут свое начало из ближайшего окружения ребенка — его семьи, во взаимодействие были включены и родители.

    В результате осуществления этого вида деятельности    дети    обогатили  свой опыт  в соответствии со своими возрастными особенностями о своей стране; основных народных праздниках, обрядах и традициях; о главных исторических лицах России и героях  великой Отечественной войны, о жителях блокадного Ленинграда, наблюдается развитие устойчивого интереса к изучению истории, искусства и традиций своей страны не только у детей, но и у большей части родителей: родители вместе с детьми стали чаще совершать прогулки и экскурсии по городу; с каждым разом все более активно включались в деятельность по выполнению совместных творческих заданий, организации и проведении праздников.

    В связи с проводимой работой по формированию нравственности  и патриотизма появилась потребность поделиться своим опытом с коллегами, повысить профессиональную компетентность педагогов в области развития нравственности  и патриотических чувств у детей, обогатить содержание проводимой работы, разнообразить виды деятельности. Было принято решение об установлении сотрудничества (сетевого взаимодействия) между  ГБДОУ детским садом № 60 Фрунзенского района Санкт-Петербурга и ГБДОУ детским садом № 63 Фрунзенского района Санкт-Петербурга.

    В рамках сетевого взаимодействия в 2013-2014 уч. году проводился обмен опытом педагогов наших учреждений в форме семинаров, консультаций.

    В мае 2014 года был проведен круглый стол на тему «Вопросы воспитания дошкольников в современных условиях». Участниками мероприятия было отмечено, что проблема нравственно-патриотического воспитания детей на сегодняшний момент является актуальной. Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Но в силу последних перемен все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. Дети не могут стать патриотами, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды. Поэтому на ступеньке дошкольного образования взрослые должны сформировать у ребенка элементы патриотизма, посеять зерна нравственного поведения, которые впоследствии станут базой для воспитания гражданина и патриота своей страны.

    Учитывая актуальность данной темы и в преддверии 70-летия со Дня Победы в Великой Отечественной войне, было решено продолжить взаимодействие между нашими учреждениями в 2014-2015 уч. году  в рамках реализации долгосрочного проекта «Никто не забыт и ничто не забыто», как наиболее эффективного метода организации процесса обучения, воспитания и развития дошкольников.  Военная тема трудно воспринимается детьми, но без нее невозможно становление гражданской позиции, воспитание патриотических чувств дошкольников. К участию в проекте были приглашены общественные, культурные, образовательные организации: детская библиотека № 9 Фрунзенского района «Сказка», ГБОУ СШ №201 Фрунзенского района, Совет ветеранов Фрунзенского района, жители блокадного Ленинграда, военно-патриотический клуб «Пересвет» при ГБОУ СШ № 443 Фрунзенского района.

    При разработке проекта учитывались комплексно-тематическое планирование образовательного процесса с учетом традиций, сложившиеся в наших учреждениях, желание и возможности педагогов и воспитанников.

    КАРТА ПРОЕКТА

    Участники:

    1. Воспитанники старшего дошкольного возраста 5-7 лет.

    2. Родители (законные представители) воспитанников.

    3. Заведующие учреждениями.

    4.Старший воспитатель,  заместитель заведующего по учебно-воспитательной работе.

    5. Воспитатели.

    6. Детская библиотека № 9 «Сказка, заведующий.

    7. ГБОУ средняя школа №201Фрунзенского район,заместитель директора по учебно-воспитательной работе, руководитель музея экипажа гвардейской подводной лодки Л-3 «Фрунзевец».

    8. Совет ветеранов Фрунзенского района, жители блокадного Ленинграда, председатель Совета ветеранов, ветераны, жители блокадного Ленинграда.

    9. Военно-патриотический клуб «Пересвет» при ГБОУ средняя школа №443 Фрунзенского района, педагоги, учащиеся старшей школы.

    Тип проекта: информационно-практико-ориентированный.

    Срок реализации: долгосрочный (сентябрь-май)

    Цель проекта: формирование у старших дошкольников гражданской позиции, патриотических чувств, любви к городу, стране на основе расширения представлений детей о событиях военных лет, о городе-герое Ленинграде, о ленинградцах, живших и защищавших город в годы Великой Отечественной войны.

    Задачи проекта: (для детей)

    1. Пополнение знаний детей о значении победы нашего народа в Великой Отечественной войне; ознакомление с историческими фактами военных лет.
    2. Формирование у детей интереса к истории своего города, событиям прошлых лет.
    3. Обобщение и систематизация знаний детей о городе Ленинграде в годы Великой Отечественной войны, людях, отстоявших город-герой.
    4. Ознакомление с памятниками и памятными местами, связанными с событиями Великой Отечественной войны Санкт-Петербурга.
    5. Формирование коммуникативных навыков детей, знакомство с произведениями художественной литературы и музыки военных лет.
    6. Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ, уважительного отношения к участникам Великой Отечественной войны, блокадникам, памятникам войны.

    Задачи проекта: (для педагогов)

    1. Создание в ГБДОУ предметно-развивающей среды для реализации проекта.
    2. Организация работы по нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников.
    3. Повышение профессиональной компетентности в вопросах нравственно-патриотического воспитания.

    Задачи проекта: (для родителей)

    1. Привлечение родителей к нравственно-патриотическому воспитанию ребенка в семье через знакомство с военным прошлым своей семьи, нашего города и страны.
    2.  Формирование у родителей активной позиции в воспитании у детей чувства патриотизма.
    1. Создание единого образовательного пространства через совместную деятельность педагогов, родителей и ребенка.

    Прогнозируемый результат:

    На уровне ребенка:

      Обогатятся представления детей о защитниках Родины в годы Великой Отечественной войны, героизме жителей Ленинграда, детей в годы блокады;

    Появится чувство гордости за стойкость и самоотверженность земляков в период Великой Отечественной войны;

    Сформируется внимательное и уважительное отношение у детей старшего дошкольного возраста к ветеранам Великой Отечественной войны, блокадникам и пожилым людям, желание оказать им помощь и заботу; умение представить творческо-поисковый продукт индивидуальной и коллективной деятельности.

    На уровне педагогов:

    Повысится качество методического сопровождения, самосовершенствование профессионального мастерства.

    Повысится уровень ответственности педагогов за формирование у детей патриотических чувств, гражданской позиции.

    Повысится способность педагогов обобщать, систематизировать, презентовать накопленный опыт по реализации детско-взрослых мини-проектов, акций патриотической направленности.

    На уровне родителей воспитанников:

    Повысится уровень ответственности родителей за формирование у детей патриотических чувств, гражданской позиции, улучшится взаимопонимание родителей с детьми через совместную творческую деятельность.

    Мероприятия проекта в рамках сетевого взаимодействия

    между  ГБДОУ детским садом № 60 Фрунзенского района Санкт-Петербурга  и ГБДОУ детским садом № 63 Фрунзенского района Санкт-Петербурга  по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Никто не забыт и ничто не забыто»

    1. Участие в районных, городских, всероссийских конкурсах рисунка «Наша Победа»;
    2. Сбор материалов для создания временной экспозиции «Помнить, чтобы жизнь продолжалась»
    3. Интервьюирование детей на тему  «Что я знаю о войне?» 
    4. Круглый стол участников проекта по патриотическому воспитанию для старших дошкольников «Никто не забыт, ничто не забыто» (ГБДОУ д/с № 60 и ГБДОУ д/с № 63; место проведения – музыкальный зал ГБДОУ д/с № 63) 
    5. Концерт, посвященный памяти о начале блокады Ленинграда
    6. Фотовыставка «Памятники, посвящённые военным событиям на карте моего района» – совместно с родителями
    7. Цикл тематических бесед «На привале» (военные профессии; знаменитые полководцы).
    8. Составление  воспитанниками совместно с родителями генеалогического древа, семейного герба; оформление стенгазеты «Я и моя семья».
    9. Изготовление книг «Страна моя – Россия» (совместная деятельность воспитателей, родителей с детьми)
    10. Организация книжной выставки  «Страна моя – Россия»
    11. Организация и проведение конкурса чтецов «Была война, но мы ее не знали» (подбор и разучивание стихов о войне родителей с детьми; проведение конкурса чтецов групп старшего дошкольного возраста)
    12. Гала-концерт «Была война, но мы ее не знали» – конкурс чтецов (совместное мероприятие с воспитанниками и родителями ГБДОУ д/с № 63 – победителями конкурса чтецов; место проведения – музыкальный зал ГБДОУ д/с № 63) 
    13. Просмотр фильмов о войне:  «Жила была девочка»,  «Жизнь детей блокадного Ленинграда».
    14. К Дню героев России: тематическая встреча 
    15. Выставка творческих работ «Ленинград – город-герой» (совместное мероприятие с ГБДОУ д/с № 63; место проведения – музыкальный зал ГБДОУ д/с № 63) 
    16. Беседа и изготовление с детьми елочных украшений «Ёлка блокадного Ленинграда»: игрушки войны.
    17. Организация в группах уголков памяти «Летопись военных лет».
    18. Выставка художественной литературы для детей «Детям о войне»
    19. Совместное изготовление родителей с детьми книг о членах семьи, участвовавших в Великой Отечественной войне, жителях и детях блокадного Ленинграда
    20. Литературная гостиная  «900 дней и ночей» (совместное мероприятие с детской библиотекой № 9 «Сказка»; место проведения – читальный зал детской библиотеки №9 «Сказка») 
    21. Совместное посещение родителей с детьми памятных мест блокадного города 
    22. Встреча с ветеранами ВОВ, жителями блокадного Ленинграда. Праздничный концерт «Подвигу твоему, Ленинград, посвящается…» (совместное мероприятие с ГБДОУ д/с № 63; место проведения – музыкальный зал ГБДОУ д/с № 60) 
    23. Беседы «Помощники при сражениях».
    24. Выставка рисунков и моделей военной техники
    25. Литературная гостиная  «Богатыри земли русской» (совместное мероприятие с детской библиотекой №9 «Сказка»; место проведения – читальный зал детской библиотеки №9 «Сказка») 
    26. Тематические беседы на группах «Города России»
    27. Досуг для подготовительной к школе группы «Люблю тебя, моя Россия!»
    28. Выступление воспитанников военно-патриотического клуба «Пересвет» 
    29. Спортивный праздник «Эскадрон гусар летучих» (совместно с ГБДОУ д/с № 63; место проведения – спортивный зал ГБДОУ д/с №60
    30. Музыкально-спортивные состязания ко Дню защитника Отечества «Папа, дедушка и я защитим страну всегда!»
    31. Встреча с папами  воспитанников старших групп  «Мой папа – военный»
    32. Экскурсии в школьный музей имени подводной лодки «Л-3» «Фрунзовец» 
    33. Семинар для педагогов Фрунзенского района «Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников» (совместное мероприятие с ГБДОУ д/с № 63; место проведения – музыкальный зал ГБДОУ д/с № 60) 
    34.  Изготовление  праздничных поздравительных открыток ветеранам Великой Отечественной войны «Спасибо за мир!» 
    35. Праздничный концерт «Победная весна» для ветеранов Великой Отечественной Войны и жителей блокадного Ленинграда  (совместное мероприятие с ГБДОУ д/с №63, ДДЮТ и детской музыкальной школой №4; место проведения – (возможно в зале администрации Фрунзенского района)). 
    36. Акция «Посади дерево Победы»
    37. Цикл тематических бесед о Санкт-Петербурге и Фрунзенском районе «Город, в котором мы живем», «Это Фрунзенский район», «Проспекты нашего города», «О чем говорят названия улиц в Купчино»
    38. Вернисаж детского творчества «Салют над городом в честь праздника Победы»
    39. Совместная экскурсия родителей и детей «Ленинград – город воинской славы» Организация в группах уголков памяти «День Победы»
    40. Праздничное шествие воспитанников ГБДОУ д/с № 60, № 63 и оркестра детской музыкальной школы Фрунзенского района «Бессмертный полк» к памятнику Г.К. Жукова с чтением стихов и возложением цветов.
    41. Конкурс детских рисунков на асфальте «Миру – мир». 
    42. Спортивный праздник  «Мы – будущие защитники Родины!», посвященный 70-летию со дня Победы в Великой отечественной войне (совместное мероприятие с ГБДОУ д/с № 63).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проект по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста "МОЯ РОССИЯ"

    Данный проект рассчитан на работу с детьми со среднего дошкольного возраста. На данный момент проект охватывает следующие темы:¨ Символика России¨ Природа России¨ Великая Отечественная Война 194...

    Проект по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста: "С чего начинается Родина"

    Проект по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста:  "С чего начинается Родина"...

    ПРОЕКТ по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «ЛЮБИМ, ПОМНИМ, ЧТИМ» К 70-ю Победы в Великой Отечественной войне

    Цель: формировать нравственные качества детей через ознакомление с событиями Великой Отечественной войны.Задачи: -...

    Проект по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста на тему: «Россия – территория гостеприимства»

    Целью данного проекта является приобщение детей старшего дошкольного возраста к традициям гостеприимства в России и других странах, развитие патриотических чувств в рамках реализации проекта "Россия -...

    Проект по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.

    Тема проекта: «Организация праздника  «Защитники Родины»».Автор проекта: Калмыкова Ирина Дмитриевна.Участники проекта: воспитатели групп, инструктор по физической культуре, музыкальный руководите...

    Презентация проекта по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста

    Фото отчёт по проекту: Организация праздника  «Защитники Родины»...

    проект по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста

    проект по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста...