Методическая разработка по профилактике агрессивного поведения детей дошкольного возраста
методическая разработка на тему

Соломоненко Евгения Александровна

Разработка представляет собой программу. Программа направлена на профилактику агрессивности и проявления агрессивного поведения у детей дошкольного возраста. Программа рассчитана на десять (10) часов, периодичность проведения занятий 2 часа в неделю, продолжительность программы – 5 недель. Реализуется данная программа в дошкольном учреждении . Форма проведения групповая.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Современные технологии профилактической работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста»

Методическая разработка воспитателя ГБДОУ детский сад №10 комбинированного вида Красносельского района г.Санкт-Петербурга

Программа профилактики агрессивного поведения у детей дошкольного возраста

Соломоненко Е.А.

Санкт-Петербург

2018 г.

  1. Пояснительная записка

Общая характеристика программы.

Программа направлена на профилактику агрессивности и проявления агрессивного поведения у детей дошкольного возраста. Программа рассчитана на десять (10) часов, периодичность проведения занятий 2 часа в неделю, продолжительность программы – 5 недель. Реализуется данная программа в дошкольном учреждении . Форма проведения групповая.

Новизна и актуальность.

В дошкольный период детства в целях профилактики агрессивности еще не поздно предпринять своевременные меры. Дети иногда проявляют агрессивность лишь потому, что не знают других способов выражения чувств. Задача специалистов- научить детей выходить из конфликтных ситуаций приемлемыми способами. С этой целью можно на занятии обсудить с детьми, наиболее часто встречающиеся конфликтные ситуации. Например, как поступить ребенку, если ему нужна игрушка, с которой уже кто-то играет. Такие беседы помогут ребенку расширить свой поведенческий репертуар - набор способов реагирования на определенные события [4].


Цель программы: предупредить проявления агрессивного поведения у детей

Задачи: 1. Формирование у детей конструктивного поведения в конфликтной ситуации;

2. формирование доброжелательного отношения к сверстникам и взрослым;

3. формирование умения адекватно выражать свои чувства.

Планируемый результат.

Умение ребенка адекватно реагировать на конфликтную ситуацию, адекватно выражать свои чувства и желания, владение ребенком конструктивными формами поведения в конфликте

Параметры результативности и диагностика:

В качестве критериев эффективности программы используются результаты сравнительной оценки уровня агрессивности  ребенка в начале и по окончании проведения профилактической работы.

Для измерения исходного уровня агрессивности подобраны  следуючие диагностические методики: методика Розенцвейга, методика Л. Бендер, опросник АСВ для родителей "Анализ семейных взаимоотношений детей в возрасте от 3-х до 10-ти лет" (Э.Г. Эйдемиллер)

Адресат – воспитанники ДОУ.

  1. Концептуальные компоненты программы.

Направления работы: диагностическое, профилактческое консультационное.
Принципы программы: принцип непрерывности воздействия, принцип комплексности диагностических и коррекционно-развивающих компонентов, принцип постоянного усложнения материала, принцип учета сложности материала и создания эмоционально комфортной среды.

Поурочно-тематический план

Тема/упражнения

Цель

1

Проведение диагностики

Установление исходного уровня агрессивности детей

2

Групповое занятие «Волшебные очки», «Конструктор»

Введение в тему занятий, формирование положительного отношения к окружающим, формирование конструктивных форм поведения в конфликтной ситуации

3

«Добрый и злой мячик», «Клоуны ругаются»

формирование умения адекватно выражать свои чувства

4

«Битва на шарах», «Маленькое привидение»

формирование умения адекватно выражать свои чувства

5

«Апельсин» , «Жужа», Золотая рыбка»

формирование положительного отношения к окружающим, формирование конструктивных форм поведения в конфликтной ситуации

6

Занятие «Пойми меня»

формирование положительного отношения к окружающим, формирование конструктивных форм поведения в конфликтной ситуации

7

Занятие «Вежливый стул»

формирование положительного отношения к окружающим, формирование конструктивных форм поведения в конфликтной ситуации

8

Занятие «Дружба»

формирование положительного отношения к окружающим, формирование конструктивных форм поведения в конфликтной ситуации

9

«Добрый и злой мячик», «Жужа»

релаксация

формирование умения адекватно выражать свои чувства, формирование умения расслабляться

10

Проведение контрольной диагностики

Выявить изменения в уровне агрессивности детей, провести сравнительный анализ диагностик

Заключение.

Агрессивность - это способ поведения человека, через которое он выражает свое отношение к окружающим. Это может быть способ защиты или способ отношения человека к негативным параметрам жизни, но наиболее настораживает детская агрессивность.

Детская агрессивность есть комплексное, личностное образование, а причинами агрессивного поведения могут быть как психологические (нарушения в мотивационной, эмоциональной, волевой или нравственной сферах), так и социально-психологические факторы (дезинтеграция семьи, нарушение эмоциональных связей в системе детско-родительских отношений, особенности стиля воспитания).

Важнейшим условием эффективной профилактики становления агрессивных форм поведения является изменение отношения к окружающим людям и выработку социальных навыков решения проблем неагрессивным путём. Такие изменения маленьких агрессоров медленно, но верно ведут к искоренению факторов, предрасполагающих агрессивных детей к опасным выпадам против других людей.

Таким образом, актуальной проблемой на сегодняшний день в воспитании агрессивных детей, при определенной несформированности у них навыков коммуникации, является обучение их умению эффективно общаться, снижение агрессивных тенденций в поведении, снятие защитных реакций, обособленности, включение в жизнь группы, накопление опыта положительного взаимодействия.

Список литературы:

  1. Ватова Л. Как снизить агрессивность детей / Дошкольное воспитание. 2000
  2. Волкова, Е.В. Скажем «нет!» агрессии! / Психологическая газета.2007
  3. Детский психолог  / Под ред. Е.И.Рогова. 2008
  4. Колосова, С.Л. Детская агрессия / С.Л. Колосова.2008.
  5. Крюкова, С.В. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: практическое пособие . 2003.
  6. Лютова, Е.К. Шпаргалка для взрослых. Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми  .2006.
  7. Минаева, В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры .1999.
  8. Майерс, Д. Социальная психология . 2007.
  9. Смирнова, Е.О. Агрессивные дети // Дошкольное образование.2003
  10. Фурманов, И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция . 2006.

.

Приложение

Упражнение «Волшебные очки».

Цель: формирование положительного отношения к сверстникам

Ведущий объявляет: «Я хочу показать вам волшебные очки. Тот, кто их наденет, видит только хорошее в других, даже то, что человек прячет от всех. Вот сейчас я примерю эти очки… ой, какие вы все красивые, веселые, умные!». Подходя к каждому ребенку, ведущий называет какое-либо его хорошее качество. «А теперь мне хочется, чтобы вы по очереди примерили эти очки и хорошенько рассмотрели своего соседа. Может быть, вы заметите то, чего раньше не замечали».

Упр. «Конструктор».
Цель:
формирование конструктивных форм поведения в конфликтной ситуации

 Детям предлагается вдвоем или втроем собрать какую-нибудь фигуру из деталей «Конструктора». По ходу игры взрослый помогает решать возникшие конфликты и избегать их. После игры проигрываются конфликтные ситуации с нахождением путей выхода из них.

Упражнение «Добрый и злой мячик».

Цель: формирование умения адекватно выражать свои чувства

Ребенку дают мяч (например, теннисный), просят его со всей силы ударить мяч об стенку и поймать его. Мяч с силой отлетает в ребенка. Затем, ребенка просят ударить мяч ласково. Мяч прилетает обратно в руки. Во время игры с ребенком проводится беседа о том, что как кинешь мячик, так он и вернется. Этот вывод необходимо помочь ребенку перенести на социальные ситуации общения: «Как относишься к людям, так и они в ответ относятся к тебе».

Упражнение «Клоуны ругаются».

Цель: снятие вербальной агрессии.

Участники превращаются в клоунов, которые ругаются друг на  друга «Овощами и фруктами». Участникам разрешается менять партнеров, «ругаться» вместе или по очереди. Ведущий руководит игрой, останавливает, если используются другие слова или физическая агрессия. Затем игра продолжается, изменяя эмоциональный настрой. Клоуны ласково называют друг друга цветами. Интонирование должно быть адекватным.

Упражнение «Битва на шарах».

Цель: формирование умения адекватно выражать свои чувства

Участники выбирают для себя шары и надувают их. При надувании можно предложить им вдохнуть вместе с воздухом в шар всю свою злость, обиду, гнев и т.п. ведущий делит группу на пары. Взяв шары, пары выстраиваются напротив друг друга. По команде ведущего, сначала один участник из пары становится нападающим, другой только отражает нападение, не имея права самому нападать. По сигналу участники меняются ролями. Затем группа делится на две команды. Между командами оставляется расстояние около 2-х метров. Участники выстраиваются в линию напротив друг друга. На полу обозначается граница, через которую нельзя переступать. В руках каждого участника надутый воздушный шар. По сигналу ведущего необходимо «забомбить» группу противника шарами. Побеждает та команда, на территории которой окажется меньшее количество шаров. Обсуждение.

Упражнение «Маленькое привидение».

Цель: научить детей выплеснуть в приемлемой форме накопившийся гнев.

Мы будем играть роль маленьких добрых приведений. Нам захотелось немного похулиганить и слегка напугать друг друга. По моему хлопку вы будете делать руками вот такое движение (согнутые в локтях руки, пальцы растопырены) и произносить страшным голосом звук «У». Если я буду тихо хлопать, вы будете тихо произносить «У», если я буду громко хлопать, вы будете пугать громко. Но помните, что мы добрые привидения и хотим только слегка пошутить.

Упражнение «Апельсин».

Цель: обучить ребенка управлять своим гневом и снизить уровень личностной тревожности.

Ребенок лежит на спине, голова слегка на бок, руки и ноги слегка расставлены в стороны. Ребенку нужно представить, что к его правой руке подкатывается апельсин, пусть он возьмет его в руку и начнет выжимать из него сок (рука должна быть сжата в кулак и очень сильно напряжена 8-10 секунд). «Теперь необходимо разжать кулак, откатить апельсин, ручка теплая, мягкая, отдыхает». Затем апельсин подкатился к левой руке. И та же процедура с левой рукой. Желательно делать упражнение 2 раза (при этом поменять фрукты) если оно выполняется только одно; если в комплексе с другими упражнениями – достаточно одного раза ( с левой и правой рукой). 

Для того чтобы результат работы с агрессивными детьми был устойчивым, необходима проработка каждой характерологической особенности данного ребенка, чтобы коррекция носила системный, комплексный характер. В целях эффективности проводимой коррекции необходима также работа с родителями агрессивного ребенка.

Упражнение «Жужа».

Цель: научить агрессивных детей быть менее обидчивыми, дать им уникальную возможность посмотреть на себя глазами окружающих, побыть на месте того, кого они сами обижают, не задумываясь об этом.

«Жужа» сидит на стуле. Все остальные бегают вокруг нее, строят рожицы, дразнят, дотрагиваются. «Жужа» терпит, но когда ей это надоедает, она вскакивает и начинает гоняться за обидчиками, стараясь поймать того, кто ее обидел больше всех, тот и будет «Жужей». Ведущий следит, чтобы дразнилки были не слишком грубыми. Обсуждение.

Упражнение «Золотая рыбка».

Цель: снятие агрессивности, развитие навыков общения.

Все встают в круг, плотно прижавшись, друг к другу плечами, ногами, взявшись за руки. Это сеть. Водящий – золотая рыбка стоит в кругу. Его задача – выбраться из круга, а задача остальных не выпустить рыбку. Если водящему долго не удается выбраться из сети, ведущий просит участников помочь рыбке.

Занятие  «Пойми меня!»

Цель: личностное развитие ребенка.

Задачи: формировать позитивное отношение к своему «Я»; развивать чувство принадлежности к группе, толерантное поведение; развивать умение открыто проявлять свои эмоции и чувства, высказывать их.

Условия проведения: участвуют все дети одной группы; есть возможность стоять, сидеть в кругу, свободно рисовать.

Материалы: изоматериалы (бумага, краски, карандаши, фломастеры); ножницы, клей, кисти, разные крупные бусины по количеству детей, шнурок для бусин, шляпа, стул, красивая накидка на стул; аудиозапись красивой спокойной мелодии.

Ведущий. (Дети стоят в кругу.) Здравствуйте, ребята! Посмотрите друг на друга. Какие мы? Чем мы похожи, чем отличаемся? (Ответы детей.) Да, мы все разные! У нас разные имена, и нам нравятся разные игрушки. Назовите, пожалуйста, каждый свое имя и любимую игрушку по кругу. (Ответы детей.) Хорошо. А ведь есть и то, чем мы похожи.

- Поднимите руки те, кто любит конфеты.

- А теперь встаньте те, кто любит мультфильмы.

- Возьмитесь за руки те, кто умеет читать.

- Подойдите к столу те, кто любит рисовать.

Здорово! Я предлагаю порисовать. Обведите свою ладошку, как я, и раскрасьте ее вашими любимыми цветами. Вот все необходимые материалы, выберите то, что вам нужно, и начинайте работать, не спешите, вы все успеете сделать. (Дети рисуют, фоном звучит красивая, спокойная мелодия. Когда работа будет закончена, раскладываем все на столе для того, чтобы краска подсохла. Рассматриваем ладошки друг друга. Отмечаем, что они разноцветные, так как у каждого свои любимые цвета).

Ребята, посмотрите, что у меня в руках! Это волшебный мешочек, а там бусинки, которые подскажут нам, какие мы необычные. Каждый возьмет одну бусинку и положит ее себе на ладошку. Посмотрите, какая она красивая! А теперь каждый по кругу расскажите, чем вы хороши! Кто уже придумал, нанижите бусинку на шнурок. (Дети, по очереди, говорят о себе что-то хорошее и нанизывают бусины на шнурок. Когда все выскажутся, шнурок завязать и рассмотреть бусы, отметить их красоту, необычность, напомнить детям их хорошие высказывания о себе.)

Молодцы! Вы умеете говорить себе комплименты! А теперь давайте попробуем похвалить друг друга! (Достает шляпу.) На ком окажется шляпа, тот говорит комплимент соседу справа, а потом соседу слева. (Шляпа передается по кругу, а ведущий прислушивается, все ли дети получили комплимент, или были высказаны и негативные суждения.)

Трудно было говорить комплименты другим? Что легче, говорить о себе или о других? (Обсуждение вопроса.)

Занятие «Вежливый стул»

Ведущий ставит в середине круга стул.

Ребята, это не просто стул. (Накрывает красивой тканью.) Это трон. Мне очень хочется, чтобы на троне сегодня оказался Петя. (Ребенок, о котором говорили плохо.) А мы все вместе подумаем, чем хорош Петя. (Если возникают трудности, то можно сказать, что каждый человек в жизни совершает некрасивые поступки, даже взрослые могут ошибаться. Главное, чтобы человек понял свою ошибку и смог исправить ее. Как правило, после этого дети легче находят хорошие слова для сидящего на троне.)

Спасибо! Я очень рада, что все вместе мы нашли добрые слова о Пете. Молодцы! Думаю, что он тоже вас хочет поблагодарить.

Теперь давайте вернемся к нашим ладошкам. Возьмите ножницы и аккуратно вырежьте свою ладошку. Не спешите. Кто справился с работой, подойдите к доске. (Здесь подготовлен большой лист бумаги с окружностью посередине, вокруг которой дети приклеивают свои ладошки.)

Посмотрите, что получилось? (Солнышко, цветочек…) А ведь это наши ладошки. В таком виде они будут согревать вашу группу, напоминать вам, какие вы все разные, а еще вы дружные, у вас доброе сердце. По отдельности вы все лучики, лепестки, а вместе - теплое доброе солнышко, которое дарит всем свое тепло. Спасибо вам за работу! Встаньте, пожалуйста, в круг, возьмитесь за руки, почувствуйте тепло ваших ладошек-лучиков. Думаю, что теперь вы чаще будете замечать друг в друге хорошее, заботиться друг о друге, помогать, как помогли сегодня Пете. До свидания! [34]

Занятие  «Дружба»

Цель: личностное развитие ребенка.

Задачи: развивать навыки общения, дружеские отношения между детьми, позитивное социальное поведение; поддерживать у детей интерес друг к другу, желание приносить своими поступками радость окружающим, сотрудничать; формировать благоприятный психологический климат группы.

Условия проведения: обеспечить возможность сидеть и стоять в кругу, смотреть мультфильм, рисовать.

Материалы: бумага, краски, фломастеры, карандаши; телевизор и видеопроигрыватель; видеозапись мультфильма «Он попался!» (режиссер В. Котеночкин, «Союзмультфильм», 1981).

Ведущий. Здравствуйте, ребята! Садитесь. Я хочу спеть вам песенку, подпевайте мне:

От улыбки хмурый день светлей,

От улыбки в небе радуга проснется…

С голубого ручейка начинается река,

Ну а дружба начинается с улыбки!

Давайте мы тоже улыбнемся друг другу. Передайте свою улыбку друзьям!

Скажите, а что такое дружба? Кого называют другом? Есть ли у вас друзья? Какими качествами обладает друг, какой он? (Обсуждение вопросов, обобщение.)

Как вы думаете, легко ли найти себе друзей? Придумайте способы, как можно познакомиться, подружиться с человеком, который тебе нравится. (Проиграть каждый предложенный вариант).

А что может помешать дружбе? (Обсудить варианты ответов детей).

Да, ребята, друзей найти непросто, а уж если они есть, то нужно дорожить ими. Ведь друг из любой беды выручит, всегда поможет. И веселиться вместе интереснее. Дружбу нужно беречь! Я думаю, вам интересно будет посмотреть мультфильм о дружбе лесных жителей. Рассаживайтесь поудобнее, и наш киносеанс начинается… Мультфильм называется «Он попался!» (Просмотр мультфильма длится примерно 10 минут.)

Беседа по мультфильму. Вопросы:

Легко ли было смотреть мультфильм?

О чем он?

Вспомните персонажей, какие они по характеру?

Какие поступки они совершают?

Хотелось ли вам иметь таких друзей?

Чем закончился мультфильм?

Да, медведь устроил чаепитие для всех друзей зайчика и подружился с ними сам. Наверное, в лесу теперь никто никогда никого не обижает, все живут дружно, помогают друг другу.

Ребята, вы сказали, что у всех вас есть друзья. Я предлагаю сделать подарок своему другу - нарисовать дружбу. (Дети самостоятельно выбирают изоматериалы, после окончания рисования работы оставляем для просушивания.)

Ведущий приглашает детей в круг.

В начале нашей встречи мы передали улыбки друг другу. Они очень много значаит, когда хочешь подружиться. А теперь я предлагаю вам обняться - положите руки на пояс соседу. Посмотрите, какое у нас получилось крепкое дружеское объятие. Ведь мы с вами друзья и в нашей группе живет дружба! 

Занятие -релаксация

Представляемые образы (лес, поляну, море…) можно менять, а после сеанса желательно обмениваться впечатлениями, хорошо, если дети опишут картины, которые им представлялись. После аутогенной тренировки целесообразно показать слайды: бабочек, цветы, лес, водопад и т.п.

Установка на расслабление может даваться детям в стихотворной образной форме:

Глаза закрыли, гладкий лоб и губы без движения, разжаты зубы, спит язык, лицо без напряжения.

И шея вялая совсем и мягкая как вата, всё напряжение из неё умчалось прочь куда-то…

И руки брошены лежат, тряпичны без движения, и пальцы ватные, сквозь них уходит напряжение.

Всё тело, грудь, живот, спина - беспомощны, воздушны, мы дышим ровно и легко, мы ветерку послушны.

Спокойна каждая нога, лежит и отдыхает, не шевельнуться через них усталость вытекает.

Мы словно таем и парим, о добром лишь мечтаем, и мышца каждая у нас блаженно отдыхает. Мы отдохнули, силы к нам, энергия - вернулись. Мы потянулись от души, друг другу улыбнулись.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: " Профилактика агрессивного поведения детей дошкольного возраста"

Статья посвящена проблеме агрессивного поведения дошкольника. В ней  представлены рекомендации для родителей и игры  на стятие агрессивного поведения...

Игрушка в профилактике агрессивного поведения детей дошкольного возраста.

Актуальность проблемы определяется необходимостью изучения влияния современных игрушек на психическое развитие детей дошкольного возраста, так как на современном этапе развития нашего общества появила...

Родительское собрание с элементами практического семинара "Роль семьи в профилактике агрессивного поведения детей дошкольного возраста"

Данная работа может быть интересна педагогам-психологам, воспитателям  ДОО при организации работы с детьми....

Программа профилактики агрессивного поведения детей дошкольного возраста

У дошкольников одним, из часто проявляющихся эмоциональных состояний,  является агрессия. Для психики ребенка характерными становятся обостренная восприимчивость и ранимость, неспособность против...

Программа профилактики агрессивного поведения детей дошкольного возраста (презентация)

У дошкольников одним, из часто проявляющихся эмоциональных состояний,  является агрессия. Для психики ребенка характерными становятся обостренная восприимчивость и ранимость, неспособность против...

Физическая активность как средство профилактики агрессивного поведения детей дошкольного возраста.

В статье рассматриваются проблемы агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста, специфика проявления детского агрессивного поведения. Предлагаются наиболее продуктивный путь профилактики...