Программа профилактики агрессивного поведения детей дошкольного возраста
методическая разработка

У дошкольников одним, из часто проявляющихся эмоциональных состояний,  является агрессия. Для психики ребенка характерными становятся обостренная восприимчивость и ранимость, неспособность противостоять неблагоприятным воздействиям. Дошкольный возраст является периодом формирования личности ребенка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл knyazeva_yu.i._programma_1.docx136.36 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание программы

Разделы программы

стр

1

Актуальность программы

2

2

Цель и задачи программы

2

3

Нормативно-правовое основание разработки и реализации программы

3

4

Принципы и подходы, осуществляемые в процессе реализации

программы

4

5

Участники реализации программы. Возрастные особенности детей, на которых рассчитана программа

4

6

Планируемые результаты освоения программы

5

7

Диагностические процедуры и технологии, позволяющие эффективно реализовать программу

5

8

Реализация программы. Сроки, этапы, алгоритм

6

9

Занятия по профилактике агрессивного поведения дошкольников

7

10

Практическая апробация программы. База практической апробации программы

14

11

Результаты реализации программы

24

12

Литература

25


  1. Актуальность программы

У дошкольников одним, из часто проявляющихся эмоциональных состояний,  является агрессия. Для психики ребенка характерными становятся обостренная восприимчивость и ранимость, неспособность противостоять неблагоприятным воздействиям. Дошкольный возраст является периодом формирования личности ребенка. В дошкольном детстве закладываются ценности и нормы, принятые в обществе, происходит воспитание нравственных и моральных качеств ребенка. Под влиянием взрослых активно формируются умения правильно оценивать свои поступки и поступки сверстников.

В число приоритетных задач дошкольного образования на современном этапе развития общества входит организация учебно-воспитательного процесса, направленного на социализацию ребенка, развитие его общения со взрослыми и сверстниками, на нравственное воспитание.

Одной из самых современных и сложно разрешаемых проблем в дошкольной педагогике и психологии является проблема детской агрессии. Агрессивное поведение детей дошкольного возраста является одним из самых распространенных нарушений во взаимоотношениях. Сложившееся еще в детстве агрессивное поведение, становится устойчивой чертой характера и может сохраняться на протяжении дальнейшей жизни человека. В Федеральном государственном образовательном стандарте в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» в качестве основных направлений определены: воспитание уважительного отношения к окружающим; формирование готовности у детей к осуществлению совместной деятельности и умению договариваться. Важным является и умение самостоятельно разрешать конфликты со сверстниками.

  1. Цель и задачи программы.

Цель: формирование у дошкольников, склонных к проявлению агрессии, устойчивых поведенческих реакций, которые обеспечивают эмоциональную адекватность в контактах с окружающим миром.

Задачи:

  1. Способствовать снижению уровня агрессивности и тревожности.
  2. Обучать конструктивным способам регуляции эмоционального поведения.
  3. Научить анализировать свое внутреннее состояние;
  4. Способствовать развитию речевых средств общения, умению конструктивно общаться и взаимодействовать, находить выходы из конфликтных ситуаций.


  1. Нормативно-правовое основание разработки и реализации программы.

Международные:

Конвенция ООН о правах ребенка.

Федеральные:

– Конституция РФ;

– Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка» от 24.07.1998г. №124 Ф3 (изменения и дополнения от 20.07.2000г.);

– Трудовой кодекс Российской Федерации (Федеральный Закон от 30.12.2001 г. № 197 ФЗ);

– Федеральный закон № 436-ФЗ от 29.12.2010 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»;

– Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ,

– Указ Президента Российской Федерации от 29 мая 2017 г. № 240 «Об объявлении в Российской Федерации десятилетия детства»;

– Приказ Министерства образования РФ № 636 от 22.10.1999.г. «Об утверждении Положения о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации»;

– Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 (ред. от 21.01.2019) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384)

Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 июня 2015 года № 514н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»;

– Приказ Минобрнауки России от 11 мая 2016 г. №536 «Особенности режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность»;

– Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27.03.2000 № 27/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения»;

– Письмо Министерства образования РФ, департамента государственной политики в сфере защиты прав детей от 02.03.2016 г. № 07-871 «О психологической службе образования в Российской Федерации»;

– Концепция развития психологической службы в системе образования Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена Минобрнауки России 19.12.2017 г.)

Региональные:

Закон Воронежской области от 06.03.2014 г. № 24-ОЗ «О регулировании некоторых вопросов, связанных с реализацией на территориях муниципальных образований Воронежской области мероприятий по профилактике заболеваний и формированию здорового образа жизни

4. Принципы и подходы, осуществляемые в процессе реализации

программы.

1. Безусловное принятие ребенка педагогом (воспитателем).

2. Демократизм в построении общения и взаимоотношений взрослого и ребенка, соблюдение равноправия в контакте и безусловное принятие.

3. Всемерное поощрение достижений ребенка в процессе приобретения продуктивности в деятельности и творческой самостоятельности.

4. Символическое отреагирование детских проблем, вызывающих агрессивное поведение, их творческая проработка.

Программа построена на гуманитарном и системно–деятельностном подходах.

Гуманитарный подход предполагает гуманитаризацию процесса: признание права ребенка на разностороннее проявление способностей и развитие, постановка в центр внимания уникальной личности ребенка, человечность и равенство, справедливость, а так же человечность как норму взаимотношений в образовательном учреждении.

Системно–деятельностный подход заключается в удовлетворении потребности ребенка в создании и конструировании своего будущего. В системно–деятельностном деятельность предполагает активное взаимодействие ребенка с окружающей его действительностью и направлено на ее познание и преобразование с целью удовлетворения потребностей.

5. Участники реализации программы. Возрастные особенности детей, на которых рассчитана программа.

Участники реализации программы – старшие дошкольники в количестве 8 человек.

А. Н. Леонтьев рассматривал дошкольный возраст, как важный период в жизни человека, когда происходит первоначальный склад личности и становление важных новообразований – формируется самосознание и развиваются эмоциональная и мотивационная сферы [12, с. 36].

Эмоциональная жизнь дошкольника интенсивна и насыщена, но постепенно более уравновешенными становятся эмоциональные процессы [10, с. 37]. Уже к концу дошкольного возраста ребенок идентифицирует свои эмоциональные состояния и учится их обозначать словосочетаниями «я рад», «я сержусь» и другими.

Круг эмоций, характерных для ребенка, расширяется. Общение детей и взаимодействие способствуют появлению сочувствия по отношению к другому и сопереживания.


Агрессивное поведение, проявляющиеся в старшем дошкольном возрасте, являются показателями социальной дезадаптации. Агрессивность препятствуют развитию личности ребенка и общения его со сверстниками и взрослыми людьми[11, c. 39].Как правило, это результат негативного воспитания:

– демонстрация родителями недоброжелательного и неуважительного отношения к ребенку, неприятие и отвержение его;

– наказание за самую малейшую провинность, чрезмерно требовательное отношение и чрезмерная критика;

– отсутствие возможности проявления самостоятельности, сверхзабота, гиперопека.

Эмоциональное неблагополучие ребенка вызывает серьезные проблемы во взаимодействии с окружающим миром. Дошкольник растет агрессивным.

Личностное развитие дошкольника характеризуется обогащением чувств, возникновением возможностей предвидеть последствия своего поведения, формированием самооценки. Именно под руководством взрослого ребенок получает социальный опыт. Это путь, который позволяет раскрыть потенциал дошкольника и вступить во взрослую жизнь.

6. Планируемые результаты освоения программы.

Реализация программы будет способствовать достижению следующих результатов:

  1. Профилактика, преодоление и снижение агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста.
  2. Формирование умения у детей старшего дошкольного возраста самостоятельно снижать уровень агрессивных проявлений.
  3. Позитивные изменения в системе взаимоотношений «ребенок–ребенок», «ребенок–родитель»; «ребенок–воспитатель».
  4. Повышение профессиональной компетентности родителей и воспитателей в вопросах профилактики агрессивного поведения и эмоционально-волевого развития старших дошкольников.

7. Диагностические процедуры и технологии, позволяющие эффективно реализовать программу.

Результативность и эффективность Программы можно выявить путем психодиагностического обследования. В ходе реализации Программы диагностическое обследование проводится два раза – до проведения занятий по Программе – входящая диагностика и по окончанию реализации Программы – итоговая диагностика. По результатам итоговой диагностики делается вывод о динамике и об эффективности произошедших изменений у каждого ребенка.


При проведении психодиагностического обследования  используется следующий психодиагностический инструментарий:

1. Графическая методика «Кактус». М.А.Панфилова.

2. Методика «Межличностные отношения ребенка». Рене–Жиль.

3. Методика диагностики агрессивного поведения детей (структурализированное наблюдение, проводимое воспитателем). Г.П. Лаврентьева.

Идеи большинства упражнений, входящих в состав Программы, не являются авторскими разработками. Они описаны в специальной литературе. Однако, процедуры их проведения во многих случаях модифицированы, а компоновка авторская.

8. Реализация программы. Сроки, этапы, алгоритм.

Объем программы: рассчитана на 10 занятий. Частота встреч – 1 раз в неделю. Продолжительность одного занятия – 20 минут.

Наполняемость группы – 8 человек. Основанием для зачисления ребенка в группу являются результаты первичной диагностики, в ходе которой определяются дети, которые имеют склонность к агрессивному поведению. Форма работы с детьми – подгрупповая.

Примерная структура занятия

1. Вводная часть. Ритуалы приветствия, подвижные игры, способствующие сплочению группы, созданию положительного эмоционального фона и настрою на совместную работу.

2. Основная часть. Игры, игровые ситуации, беседы с детьми, этюды, имеющие целью профилактику агрессивного поведения и обучение бесконфликтному общению детей.

3. Заключительная часть. Игры на расслабление и упражнения на релаксацию и дыхание.

В процессе проведения занятий решаются следующие задачи:

1. Снизить эмоциональное напряжение и агрессивные проявления; обучить понимать эмоциональное состояние другого человека и развивать умение выразить своё.

2. Формировать социальное доверие между детьми, оказать помощь в преодолении негативных переживаний и снятия агрессивных импульсов во взаимодействии с другими детьми и взрослыми. Воспитать уверенность в себе.

3. Способствовать формированию адекватной самооценки у детей. Корректировать поведение и учить распознавать эмоции по внешним сигналам, тренировать психомоторные функции.

4. Обучать умению самостоятельно решать проблемы. Формировать самостоятельность, уверенность и новые формы поведения, знакомить с приемами саморасслабления.


5. Развивать навыки общения, способствующие построению бесконфликтного общения. Учить осознавать своё поведение.

Основная часть занятия занимает примерно 70% времени занятия

В процессе проведения занятий использовались следующие методы:

1. Игровые методы (в начале занятия) – подвижные игры с целью создания у дошкольников позитивного настроения и формирования уверенности. Укрепление психомоторного комплекса.

2. Игровые методы (в основной части занятия).

3. Метод бесед и обсуждений.

4. Метод релаксации и снятия мышечного напряжения (применяется в конце занятия) способствует снятию психоэмоционального напряжения и усталости.

9. Занятия по профилактике агрессивного поведения дошкольников.

Занятие 1.

1. Приветствие. Упражнение ««Здоровалки».

Цель:вхождение детей в новую ситуацию, знакомство, создание рабочего настроения.

Ход упражнения: дети встают в круг. Каждый дошкольник представляется и здоровается по кругу со всей группой. Первымпредставляется педагог-психолог. Когда все дети по кругу представятся, они сходятся в центр круга и обнимаются.

2. Упражнение «Курица, цыплята и ястреб».

Цель: побуждение каждого ребенка к активности, мобилизация психики ребенка.

Ход игры: один из дошкольников изображает курицу, а другой ястреба. Остальные дети – цыплята. Цыплята вместе с курицей бегают по комнате, клюют корм. На определенный сигнал вылетает ястреб и старается поймать цыплят.Цыплята от него убегают в очерченное место – сарай в углу комнаты. Пойманный цыпленок уходит вместе с ястребом и выбывает из игры.

3. Упражнение «Общий круг».

Цель: сосредоточить внимание детей друг на друге и установить контакт между детьми.

Ход игры: педагог-психолог собирает детей около себя и говорит: «Чтобы вы могли видеть меня и друг друга, а я могла бы видеть вас, сядьте на ковер и образуйте круг. А теперь мы с вами поздороваемся глазами. Я поздороваюсь первая с каждым из вас, глядя в глаза. Я слегка кивну головой и дотронусь до плеча того, кто рядом со мной, своего соседа. А дальше каждый из вас улыбкой и взглядом будет приветствовать своих товарищей».

Дети должны избегать словесных приветствий. А если кто–то из ребят захочет что-то сказать другому, то педагог-психолог не препятствует.


4. Упражнение «Рефлексия».

Цель: стимулировать потребность детей совершать добрые поступки.Ход упражнения: детям задаются вопросы:

1. Какие хорошие поступки ты можешь назвать? О чем хочешь рассказать?

Педагог-психолог делает предложение дошкольникам – запомнить хорошие поступки, которые сделает ребенок в следующие дни.На следующем занятии записать эти поступки в «книгу Добра»

2. Вам понравилось здороваться друг с другом в кругу? Почему?

3. А в каких случаях и ситуациях можно здороваться так же как мы это делали сегодня?

4. Вам хотелось бы попробовать это сделать самим в садике или дома?

5. Упражнение «На море».

Цель: снятие психофизиологического напряжения.

Ход упражнения: Дети лежат на коврике с закрытыми глазами. Педагог-психолог читает: «Представьте, что вы на море. Вы выходите из прохладной воды немного усталые после долгого купания. Вам очень хочется прилечь на горячий песок. Вот вы, наконец-то, дошли до песка и упали на него. Песок согревает ваше тело. Вам приятно и хорошо. Солнце греет ваше лицо. Вы лежите расслабленные, дышите спокойно и ровно.Вас ничего не беспокоит». Через 10-15 секунд педагог-психолог говорит: «А теперь откройте глаза очень медленно и посмотрите друг на друга».

Все это время играет музыка со звуками моря.

Занятие 2.

  1. Упражнение «Приветствие».

Цель: способствование снятию агрессивного поведения у дошкольников и создание комфортных условий для активизации деятельности детей.

Ребята разбиваются на пары. По команде педагога-психолога дети учатся здороваться различными способами – руками, протянув правую руку к правой руке, носами, пятками, бедрами, спинами и т.д. Упражнение проводится в быстром активном темпе.

2 Упражнение «Веретено».

Цель: обучение детей подчинятся правилам, активизация каждого ребенка, организация, дисциплинирование и сплачивание играющих.

Ход игры: Дети делятся на две группы, встают друг за другом. Звучит команда «Начинаем!» и дети, которые стоят первыми должныочень быстро, как веретено, обернуться вокруг себя. Затем сосед берет ребенка за талию и оборачиваются в веретено уже вдвоем и так происходит до тех пор, пока все ребята не дойдут до последнего в ряду.

Победителем становится та группа, в которой дети обернулись быстрее. Музыкальное сопровождение: «Лезгинка». Такая игра проводится несколько раз. Желательно, чтобы каждая из подгрупп побыла победителем.


3 Упражнение «А я …»

Цель: формирование потребности у дошкольников делать добрые дела, обучение четкому дифференцированию добрых и злых поступков и усвоение моральных норм.

Ход упражнения: Напоминание детям о задании на прошлом занятии (книга «Добра»). Выяснение поступков, которые дети смогли совершить за этот период времени. Обсуждение совместно с педагогом-психологом этих поступков и занесение их в «книгу Добра». Совместное с детьми, выделение ребенка, который больше всех совершил хороших поступков.

4. Упражнение «Мама устала»

Цель: закреплениеумения дифференцировать понятия «зло» и «добро».Понимание моральной стороны поступков. Обучение дошкольников способам выражения сострадания, сочувствия и сопереживания. Развитие эмпатии.

Ход упражнения: Дети стоят в кругу. В центр круга ставится стул. По желанию выбирается ребенок на роль матери. Он (она) становится или садится в круг. Детям дается следующее задание: «Представьте, что мама пришла с работы очень уставшая. Вы хотите ей помочь. Как это можно сделать? Как вы это сделаете? С какими словами вы обратитесь к маме? Ребенок, который выбран на роль мамы, должен постараться выразить с помощью мимики и пантомимики ее состояние. Если детямтрудно это сделать, то педагог-психолог предлагает варианты возможного оказания помощи родителям, например что-нибудь принести или помочь накрыть на стол, либо убрать со стола и  помыть посуду и другое.

5 Упражнение «Рисуем эмоции пальцами».

Цель: выражение дошкольниками своего эмоционального состояния.

Ход игры: Ребятам предлагается нарисовать пальцами свои эмоции. Дети рисуют свои эмоции гуашевой краской. Когда все закончат,педагог-психолог общается с детьми и обсуждает рисунки тех детей, которые изъявили желание.

Занятие 3.

1. Упражнение «Доброе утро». Приветствие.

Дети вместе с педагогом-психологом садятся в круг. Ребятам предлагается поприветствовать друг друга (по кругу), кому и как нравится, например: «Доброе утро Сережа. Здравствуй Ваня. Привет, Оля…и так далее.

2. Упражнение «Лохматый пес».

Цель: психофизиологическая мобилизация.

Ход игры: Ребята выбирают «пса» или кто-нибудь из детей выходит по собственному желанию. Пес сидит в стороне. Ребята очень медленно и аккуратно идут к нему. Педагог-психолог читает текст:

«Вот сидит лохматый пес,

В лапки он уткнул свой нос.

Мирно, тихо он сидит.


Мы подойдем к нему, разбудим.

Посмотрим, что же будет?!

Дети подходят и хлопают в ладоши. «Пес» ловит детей. Игра повторяется 3-4 раза.

3 Упражнение «Попроси игрушку» (вербальный вариант).

Цель: обучение детей конструктивным способам общения.

Ход упражнения: Ребята делятся на пары. Один ребенок из пары (ребенок 1) берёт в руки какой-либо предмет, например, карандаш или игрушку т. д. Другой ребенок (ребенок 2) должен попросить этот предмет. Задание ребенку 1: «Ты держишь в руках предмет, который очень нужен тебе, но этот предмет очень нужен и твоему приятелю. Он будет у тебя этот предмет просить. Постарайся оставить его (этот предмет) у себя, а отдашь еготолько в том случае приятелю, если тебе действительно это захочется сделать». Задание ребенку 2: «Подбери такие нужные слова и постарайся попросить так игрушку, чтобы тебе ее отдали». Затем дети меняются ролями.

4 Упражнение «Рефлексия».

Цель: осознание детьми чувств, которые они испытывали на занятии, конструктивное поведение во взаимодействии.

Ход упражнения: Педагог-психолог обсуждает с детьмиигру «попроси игрушку». Дети по кругу делятся своими впечатлениями и эмоциями. Ребята отвечают на вопросы:

– когда было легче просить предмет (игрушку);

– когда действительно хотелось ее отдать, а когда нет;

– какие нужно было произносить слова, чтобы захотелось отдать другому предмет?

5 Упражнение «Фея (волшебник) сна»

Цель: поощрение выделившегося своей добротой и приятным общением ребенка из группы, плавное завершение занятия.

Ход упражнения: Дети сидят на стульях, которые стоят по кругу на большом расстоянии друг от друга. Звучит музыка – «Колыбельная». К ребятам подходит педагог-психолог с тоненькой палочкой в руке – это фея Фея касается плеча одного из детей палочкой и ребенок засыпает (наклоняет голову и закрывает глаза). Фея обходит всехребят, касаясь их волшебной палочкой. Через некоторое время Фея говорит: «Доброе утро, Друзья». Все просыпаются. Ребята делятся своими впечатлениями.

Занятие 4.

1. Приветствие. Упражнение ««Здоровалки».

Цель: создание рабочего настроения.

Ход упражнения: дети встают в круг. Каждый ребенок по кругу здоровается со всей группой и представляется. Первым представляется педагог-психолог. Когда все дети представятся, сходятся к центру и обнимаются вместе.


2. Упражнение «Пластилин–силач».

Цель: отреагирование агрессивных тенденций, снятие напряжения.

Ход игры: Настрой на работу. Педагог-психолог говорит: «Надеваю я передник, сразу к столику сажусь. Я творю, я не бездельник и собою я горжусь!» Сегодня мы с Вами будем работать с пластилином. «Мягкий, мягкий пластилин в ручки наши угодил. Мы помнем его еще, чтобы стало горячо».

Возьмите в руки кусочек пластилина, того цвета, который Вам хочется и со злостью его помните в руках, до тех пор пока он не станет мягким. При этом представьте свою злость. А теперь отрывайте маленькие кусочки и размазывайте их по листу, давите сильнее, чтоб получился тонкий слой.

Обсуждение с детьми: «Что у Вас получилось? На что это похоже?»

3. Упражнение «Я сердит».

Цель: формирование осознания собственных эмоций.

Перед детьми разложены картинки с изображением детей в разных эмоциональных состояниях. Ребятам предлагается найти изображение злости, гнева, радости, печали и других эмоциональных состояний. Обращается внимание на мимику лица. Педагог-психолог просит детей изобразить мимикой то, что нарисовано на рисунке и описать то, что они чувствуют.

4. Дыхательное упражнение.

Педагог-психолог: «Ребята, встаньте прямо, ноги расставьте на ширине плеч, голову опустите. Вдохните глубоко, напрягите ноги, руки сожмите в кулаки, задержите дыхание, посчитав до десяти. Выдохните и расслабьтесь. Повторить 3 раза.

Окончание занятия. Педагог-психолог: «Потекла вода из крана, я в ладони наберу. Ручки с мылом вымыть надо, грязным в группу не пойду.

Занятие 5.

  1. Упражнение «Приветствие».

Цель: создание комфортных условий для активизации детей, снятие агрессивного поведения.

Ребята разбиваются на пары. По ходу игры участники меняются. По команде педагога-психолога дети здороваются друг с другом различными способами – руками, носами,пятками, бедрами, спинами, ногами. Упражнение проводится в быстром темпе.

2. Упражнение «Злой Буль».

Цель: обучение отреагированию негативного эмоционального состояния социально приемлемыми способами.

Педагог-психолог читает ребятам сказку М. Пляцковского «Сердитый дог Буль». «Дог Буль всегда рычал. Кого только он ни увидит, сразу начинает свои зубы скалить и глаза таращит. Это для того, чтобы все его боялись. Подзывает он как-то к себе утенка Крячика: «Иди сюда». «А не укусишь?» — спросил утенок. «Очень мне надо тебя кусать!»


Утенок остановился возле Буля, а тот спрашивает: «У тебя много друзей?» Утенок ответил: «Много!».

И начал считать: цыпленок Фью,козленок Мармеладик, корова Мурена, поросенок... » Буль перебил его: «Хватит. Ты лучшемнескажи, почему так получается, что у тебя, такого слабенького и крошечного, столько друзей, а у меня, такого сильного и большого нет ни одного?»

Утенок замахал крылышками и ответил: «Вот еще! Кто же согласится дружить с таким вредным и злым псом? Вот если ты перестанешь на всех лаять, бросаться и пугать, тогда другое дело!»

Педагог-психолог: «Вот так бывает и с детьми. Тот, кто вредничает, злится может остаться без друзей».

3. Упражнение «Шкала злости».

На стене висит мишень. В руках у педагога-психолога мешочек, который заполнен фасолью. Педагог-психолог дает задание, обращаясь к ребенку: «Нужно постараться  попасть мешочком в мишень. Главное – сила, с которой ты будешь бросать мешочек. Сила должна быть такой же, как твоя злость, недовольство и раздражение. Для этого тебе нужно вспомнить ситуации, случаи, когда ты былачем-то раздражена или злилась. Теперь возьми мешочек и скажи слова: «Я не очень сильно разозлилась (ся), когда......» и не очень сильно брось мешочек в мишень. Дальше: «Я разозлилась сильнее, когда меня толкнули», бросай мешочек в мишень с большей силой. «Я разозлилась очень сильно, когда мне не дали игрушку, в которую я очень хотела поиграть». Необходимо перечислять все ситуации, которые злят ребенка. Таким образом, это упражнение проделывают со всеми детьми.

Педагог-психолог: «В такой мешочек можно собрать злость, а потом выбросить. Для этого нужно поднести «Мешочек злости» к губам (ребята подносят кулачки к губам) и изо всей силы крикнуть в него: «Уходи, злость, уходи!».

4. Упражнение «Чудо–кактус».

Цель: гармонизация эмоционального состояния, отреагирование агрессивных тенденций, снятие напряжения.

Педагог-психолог читает сказку Сучковой Н.О. «Чудо-кактус». Звучит тихая спокойная музыка. Ребята сидят за столиками. На столиках –пластилин, салфетки для рук и шаблоны цветов из цветной бумаги.

Сказка «Чудо-кактус» На песчаных золотых просторах жил-был сердитый кактус. Он был таким колючим и мрачным, что вокруг него образовалось невидимая и огромная преграда. Всякий, кто приближался к нему ближе, чем его колючки, «ойкал» каждый раз от неприятных и болезненных уколов. Все в округе называли кактус «Дерущаяся Злюка». Вокруг только и слышалось: «Ты не ходи этой дорогой, там Дерущаяся Злюка!» или «Опять подралсяДерущаяся Злюка!», «Чаще нужно наказыватьДерущуюся Злюку, тогда он перестанет вредничать».


После таких слов колючки у кактуса росли еще больше и становились все острее, чем были раньше. В один из моментов, когда колючки стали у кактуса совсем огромными, неожиданно пошел дождь. Капли дождя были такими свежими и большими, что разбудили всех обитателей песчаных просторов.Они стали бегать под дождем, громко смеяться  и прыгать через лужи. Через некоторое время дождь закончился. Выглянуло солнышко. Оно стало щекотать лучами обитателей песчаных просторов. Вдруг один из участников веселья заметил, что на кактусе стали появляться красивые прекрасные цветы. Тогда он подошел к Дерущейся Злюке, стал петь песни и смеяться.

А тем временем, цветов на кактусе становилось все больше и больше, а колючки становились все меньше. Увидев это, все жители стали смеяться, радоваться и петь песни. Они встали как можно ближе к Дерущейся Злюке и говорили: «О чудо! Колючки исчезли совсем. Теперь на кактусе было много красивых ароматных цветов. С тех пор, Дерущуюся Злюку все стали называть Чудо-Кактус.

Творческая работа. Педагог-психолог: «Сегодня мы с Вами будем работать с пластилином. «Мягкий, мягкий пластилин в ручки наши угодил. Мы помнем его еще, чтобы стало горячо. Возьмите пластилин, из которого вы будете лепить кактус. Представь себе, что он чувствовал, когда был один, какие эмоции испытывал. Вылепите его из пластилина. Какие у него были колючки и почему? Что с ним произошло потом? Украсьте свой кактус цветами».

4. Релаксационное упражнение «Улыбка».

Педагог-психолог: «Ребята, устроитесь удобнее на нашем красивом ковре и закройте глаза. Сейчас я буду говорить, а каждый из вас постарается представить то, о чем я буду рассказывать. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха. Во время каждого выдоха ты почувствуешь, как лицо всѐ больше и больше расслабляется. С каждым выдохом расслабляется твой рот, нос, уши, лоб, глаза. А сейчас вдохни глубоко–глубоко и задержи дыхание. Сделай сильный выдох, выдувая воздух как можно выше, чтобы он долетел, как шарик, до потолка. Повтори это ещѐ раз. Глубоко вдохни… Задержи воздух… Сильно выдохни, выдувая шарик до потолка. Теперь снова вдохни. Когда будешь выдыхать, улыбнись. Сделай это ещѐ раз – вдохни, выдохни и улыбнись пошире. Представь, что видишь перед собой на рисунке красивое солнышко, у которого ротрасплылся в широкой дружеской улыбке. Когда ты сейчас снова улыбнѐшься, почувствуй, как улыбка переходит в руки, доходит до ладошек. Дыши и улыбайся. Почувствуй, как руки и ладони наполняются улыбающейся силой солнышка. Улыбайся и почувствуй, как твоя улыбка спускается всѐ ниже и доходит до ног, до самых кончиков ступней. Ощути тепло солнышка под подошвами ног. Почувствуй улыбку во всѐмсвоѐм теле. Теперь снова глубоко вдохни и задержи на мгновение дыхание. Представь, что у тебя внутри, в твоей груди находится большой золотой шар.


Это настоящее солнышко внутри тебя. Когда ты будешь сейчас выдыхать, пусть это солнышко улыбается. Теперь немного потянись, выпрямись. Открой глаза и снова окажись в нашей комнате.

10. Практическая апробация программы. База практической апробации программы.

База практической апробации программы – МКДОУ Яменский детский сад.

На этапе предварительного тестирования апробации программы мы провели графическую методику «Кактус». Автор – М.А. Панфилова. Методика проективная, показывает актуальное состояние агрессивности детей, проводится в групповой форме, после выполнения методики детям задаются уточняющие вопросы. Получены следующие результаты:

Таблица 1 – Показатели выраженности качеств личности дошкольника, наличия агрессивности

Ф.И. ребенка

Качества личности дошкольника

Агрессивностьивность

Импульсивность

Эгоцентризм, стремление к лидерству

Неуверенность, зависимость

Демонстративность

Скрытность, осторожность

Оптимизм

Тревожность

Женственность

Экстравертированность

Интровертированность

Стремление к домашней защите, чувство семейной общности

Одиночество

Наличие агрессивности

Д.Е..

-

-

-

-

+

-

-

+

-

-

-

-

+

-

И. А..

-

+

+

-

-

-

-

+

-

-

+

-

-

-

Д. К.

-

+

-

-

-

+

-

+

-

-

+

+

-

-

Г. М.

-

+

-

-

-

+

-

+

-

-

+

+

-

-

А.М.

+

-

-

+

-

-

+

+

-

-

+

+

+

+

Б. В.

+

+

+

-

+

-

-

+

-

-

+

-

-

+

У. С.

+

+

+

-

+

-

-

-

+

-

+

+

-

+

П. А.

+

-

+

-

+

-

-

-

+

-

+

+

-

+

Н. Н

+

+

+

-

-

-

+

+

+

+

-

+

-

+

Д.П.

-

-

-

+

+

-

-

-

-

-

+

+

-

-

А. К.

+

+

-

+

+

-

-

+

-

+

+

-

+

+

П. Р.

+

-

+

-

+

-

-

-

+

-

+

-

+

+

К.Л.

+

+

+

-

-

-

-

+

-

-

+

+

-

+

Г.А

-

-

+

-

+

-

+

-

+

-

+

-

-

-

Т. Е

-

-

+

+

-

+

-

-

-

+

-

+

-

-

Кол-во

человек

8 чел

8 чел

9 чел

4 чел

8 чел

3 чел

3 чел

9 чел

5 чел

3 чел

12 чел

9 чел

4 чел

8 чел.

Агрессивность (по методике) – наличие иголок, особенно их большое количество. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг к другу иголки отражают высокую степень агрессивности.


В нашем случае выявлено 8 человек с агрессивными проявлениями поведения, что составляет 53,3% от общего количества детей: А.М., Б В., У.С., П.А., Н. Н., А.К., П.Р., К.Л.

Таблица 2 – Количественные показатели выраженности качеств личности дошкольника, наличия агрессивности

Количественный

показатель

Качества личности дошкольника

Агрессивностьивность

Импульсивность

Эгоцентризм,

стремление к лидерству

Неуверенность, зависимость

Демонстративность

Скрытность, осторожность

Оптимизм

Тревожность

Женственность

Экстравертированность

Интровертированность

Стремление к домашней защите, чувство семейной общности

Одиночество

В % соотнош

53,3%

53,3%

60

%

26,7%

53,3%

20

%

20

%

60

%

33,3%

20

 %

80

%

60

%

26,7%

Таким образом, мы определили процентную выраженность каждого качества в группе наших детей. Это является очень важным для определения эмоционально-личностного фона и состояния группы. По данным результатам можно ориентироваться в выборе игр с детьми, в подборе тем бесед, в выборе тематики родительских собраний и рекомендаций.

Для проведения групповой работы и индивидуальной работы с детьми и родителями необходимым стало рассмотрение эмоционально-личностной сферы ребенка, определение его настроения и психологического состояния, отношения к значимым людям и событиям, выявление эмоциональных и психологических проблем. Эта проективная методика позволяет дать подробную характеристику.Данные результаты озвученыродителям дошкольников и даны рекомендации по каждому ребенку.

Данную методику мы провели со всей группой детей (15 человек). Это необходимо нам для того, чтобы знать эмоциональное состояние не только детей с проявлениями агрессивного поведения, но и у всей группы.

Получены следующие результаты:

Агрессивность – наличие иголок, особенно их большое количество. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг к другу иголки отражают высокую степень агрессивности у 8 человек, что составляет 53,3%.

Импульсивность – отрывистые линии, сильный нажим у 8 человек – 53,3%.

Эгоцентризм, стремление к лидерству – крупный рисунок, расположенный в центре листа у 9 человек – 60%.

Неуверенность в себе, зависимость – маленький рисунок, расположенный внизу листа у 4 человек – 26,7%.

Демонстративность, открытость наличие выступающих отростков в кактусе, вычурность форм у 8 человек – 53,3%.

Скрытость, осторожность – расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса у 3 человек – 20%.


Оптимизм – изображение радостных кактусов, использование ярких цветов варианте с цветными карандашами у 3 человек – 20%.

Тревожность – преобладание внутренней штриховки, прерывистые линии, использование темных цветов варианте с цветными карандашами у 9 человек – 60%.

Женственность – наличие мягких линий и форм, украшений, цветов у 5 человек – 33,3%.

Экстравертированность – наличие на рисунке других кактусов, цветов у 3 человек – 20%

Интровертированность – на рисунке изображен только один кактус у 12 человек – 80%.

Стремление к домашней защите, чувство семейной общности – наличие цветочного горшка на рисунке, изображение домашнего кактуса у 9 человек – 60%.

Одиночество – дикорастущий кактус (не домашний) у 4 человек – 26,7%.

Для этих детей, имеющих отклонения в эмоционально – личностной сфере в виде агрессивности, необходимо проведение групповых занятий по преодолению и профилактике агрессивного поведения.

Далее мы провели методику «Исследование межличностных отношений ребёнка» (9 диагностических заданий по методике). Автор – Рене–Жиль. Данная методика является полупроективной. Может проводиться как в групповой, так и в индивидуальной форме В своей работе мы использовали 9 диагностическийх заданий, определяющих степень агрессивности ребенка и направленность агрессии на конкретных лиц – сверстников, маму и папу. Данную методику мы проводили с группой детей, у которых была выявлена агрессивность по методике «Кактус», т.е у 8 человек: А.М., Б.В., У.С., П.А., Н. Н., А.К., П. Р.,К. Л. Проведение данной методики позволило нам произвести оценку поведенческих реакций детей, у которых нами была выявлена агрессивность по предыдущей методике. Интерпретация осуществлялась нами следующим образом:

1. На картинках 22-24 (по методике) изображены потенциально конфликтные ситуации. Если ребенок ставит себя «крестиком» в центр событий или находится рядом, то поведение засчитывается, как агрессивное.

2. В перечисленных ситуациях 25, 33-35, 37-38 даны ситуации, в которых ребенку необходимо выбрать стратегию поведения в конфликтной ситуации с родителями и со сверстниками. Если ребенок дает ответы следующего характера: кричать; смеяться над кем-то; протестовать; пойти куда-то вопреки запрету; злиться; ударить; обзывать, бить; отобрать, то такие ответы трактуются, как активно-агрессивная реакция на окружающих, в которой выплескивается раздражение, гнев, враждебность.

По шкале «Конфликтность, агрессивность» существуют нормативные данные.


В соответствии с методикой, баллы 1 – 4 являются границами нормы по показателю «выраженность агрессивности». Показатели по баллам, превышающие данные границы, свидетельствуют о наличии агрессивности у ребенка в построении межличностных отношений.

Ответы детей, полученные в ходе предварительного тестирования апробации программы, дифференцируют на три категории поведенческих реакций детей:

1. Активно-агрессивная реакция, при которой на окружающих выплескивается раздражение, гнев, враждебность. Варианты ответов: кричать; смеяться над кем-то; протестовать; пойти куда-то вопреки запрету; злиться; ударить; обзывать, бить; отобрать.

2. Пассивно-страдательная реакция, к типичным проявлениям которой относят возврат к более примитивным формам поведения (регрессия) и понижение эффективности деятельности: плакать; обидеться; жаловаться; «надуться».

3. Нейтральная, индифферентная реакция – по мнению авторов методики, наиболее адекватная, свидетельствующая о «фрустрационной толерантности» – отсутствии переживания фрустрации или устойчивости к фрустратору. Также в данном случае можно говорить не столько о спокойном состоянии, сколько о напряжении, усилии, сдерживании нежелательных импульсивных реакций: не сказать ничего; не сделать ничего; пожать плечами; продолжать играть дальше; сделать замечание.

Вначале, мы определили уровень конфликтности и агрессивности у наших 8 дошкольников по данной методике по шкале «Конфликтность, агрессивность» и получили следующие результаты:

– у 6 человек конфликтность и агрессивность выражена (75%);

– у 2 человек конфликтность и агрессивность не выражена (25%)

Мы получили следующие результаты:

Таблица 3 – Количественные показатели выраженности конфликтности и агрессивности в межличностных отношениях у дошкольников

  Уровень агрессивности

Кол-во детей

Выражена

Не выражена

Количество детей

75%

25%

Таким образом, агрессивность по данной методике у нас выражена у 6 человек (75%): Б.В., У. С., П. А.,А. К., П. Р., К. Л.

Проведение данной методики позволило нам так же произвести и оценку поведенческих реакций и выявление конфликтных зон у этих детей, что необходимо для прогнозирования дальнейшей работы с ними.

Для детей, имеющих отклонения в эмоционально – личностной сфере в виде агрессивного поведения , необходимо проведение групповых занятий по его профилактике.


Таблица 4 – Показатели выраженности конфликтности и агрессивности в межличностных отношениях у дошкольников

Ф.И Ребенка

Конфликтность и агрессивность

(диагностические задания)

22

23

24

25

33

34

35

37

38

Уровень агрессивности

А.М.

-

-

-

+

-

+

+

-

-

не выражена

Б. В.

+

+

+

+

+

+

+

-

-

выражена

У.С.

+

+

+

+

+

+

+

-

-

выражена

П. А.

+

+

+

+

+

+

+

-

-

выражена

Н. Н

-

-

-

-

+

-

+

-

-

не выражена

А. К.

+

+

+

+

-

-

+

-

-

выражена

П. Р.

+

-

-

+

-

-

+

-

+

выражена

К. Л.

-

+

+

+

+

-

+

+

+

выражена

Общее количество

5 чел

5 чел

5 чел

7 чел

5 чел

4 чел

8 чел

1 чел

2

чел

Мы рассмотрели конфликтные зоны у наших детей в системе межличностных отношений. Полученные нами результаты показывают, что конфликтными зонами в системе межличностных отношений в нашей группе являются следующие:

– взаимоотношения со сверстниками – у 5 человек. Здесь ребята отвечали на вопросы, касающиеся ссор своих товарищей между собой, и обозначали свое возможное поведение при этом (вопросы: 22,23,24);

– ответная реакция дошкольников агрессией на агрессивное поведение товарищей в отношении себя: при физической агрессии ответная агрессивная реакция у 7 человек (вопрос 25);при вербальной агрессии ответная агрессивная реакция у 5 человек (вопрос 33).

– эмоциональная реакция агрессии на агрессию в отношении своего друга со стороны других детей – у 4 человек. В данном случае дети в основном дали ответы, свидетельствующие об индифферентной реакции;

– поведенческая агрессивная реакция детей на возможность отобрать принадлежащий им предмет – у 8 человек (вопрос 35). В методике эта ситуация является спорной, т. к. перечень возможных вариантов ответов в этом задании не предполагает нейтрально-индифферентного (социально адекватного) ответа. Здесь можно предположить, что реакцию «отобрать» можно считать социально-нормативной для данного возраста, несмотря на то что эта реакция носит активно-агрессивной характер.

Ответы детей на вопросы 37 и 38, касающиеся взаимоотношений с родителями в потенциально конфликтной ситуации не носят активно-агрессивную направленность. Это говорит о том, что в данном возрасте ситуации, когда ребенок выстраивает свои позиции не в соответствии с ожиданиями взрослых, встречаются чрезвычайно редко.


Таким образом, проведенное нами предварительное тестирование апробации программы, позволяет сделать вывод о необходимости создания определенных мер по профилактике агрессивного поведения детей дошкольного возраста. И от того, смогут ли родители и педагоги уловить перемены, понять изменения, происходящие с ребенком, и в соответствии с этим изменить свои отношения, будет зависеть тот положительный эмоциональный контакт, который является основой нервно-психического здоровья ребенка. Для детей, имеющих отклонения в эмоционально – личностной сфере в виде агрессивного поведени, необходимо проведение групповых занятий по его профилактике. Наша программа «Программа профилактики агрессивного поведения детей дошкольного возраста» является адаптированной и составлена на основе программ, реализуемых в ДОО. При составлении программы мы использовали литературу, указанную в конце программы.

С детьми с выраженным уровнем агрессивности (8 человек мы проводили следующую работу:

1. Групповую работу по составленной нами программе с учетом результатов проведенной диагностики по трем методикам.

2. Провели беседы с воспитателями и родителями дошкольников. Дали рекомендации по каждому ребенку, полученные в ходе рассмотрения эмоционально-личностной сферы ребенка по методике «Кактус». Мы предоставили подробную характеристику актуального состояния ребенка, наличие у него проблем именно сейчас – психологическое состояние, отношения к значимым людям и событиям, эмоциональные и психологические проблем.

Затем была проведеноитоговое тестирование апробации программы  с использованием тех же методик. При проведении повторной диагностики мы работали с группой детей из 8 человек. Те, которые у нас были выявлены по предрасположенности к агрессивному поведению: А. М., Б. В., У. С., П. А., Н. Н., А. К., П. Р.,К. Л.

1) графическая методика «Кактус» М.А.Панфилова. Цель – изучение динамики изменений в наличие агрессии у детей и ее направленности, степени ее интенсивности.

Таблица 5 – Процентное соотношение выраженности наличия агрессивности дошкольников и степени ее интенсивности

Этап исследования

Агрессия выражена

Агрессия не выражена

Предварительное тестирование

100%

0%

Итоговое тестирование

37,5%

62,5%

Данные результаты наглядно представлены на рисунке 1.


Рисунок 1 – Представленность выраженности динамики наличия агрессивности дошкольников

В характеристиках дошкольников мы рассмотрели эмоционально-личностные особенности детей: агрессивность; импульсивность; эгоцентризм и стремление к лидерству, неуверенность и зависимость; демонстративность; скрытность и осторожность; оптимизм; тревожность; женственность; экстравертированность; интровертированность        ; стремление к домашней защите и чувство семейной общности; одиночество.

На предварительном этапе исследования нами была выявлена группа детей, у которых выражена агрессивность (8 человек). Соответственно, это принято нами за 100%.

Сравнивая данные по методике на двух этапахтестирования, мы можем отметить, что на втором этапе изменилось процентное соотношение выраженности наличия агрессивности дошкольников.

– Выраженная агрессия стала ниже (было 100% – стало 37,5%). Соответственно, вначале нашего исследования агрессивные проявления отмечались у 8 человек, а после проведения нашей программы по профилактике выраженность агрессивности отмечена у 3 человек.

Это, безусловно, указывает на положительную динамику и эффективность применения нашей программы.

Мы пришли к выводу, что трое из наших детей видят проявления агрессивного поведения дома (беседы и консультации с родителями детей).

В этом случае необходимым становится осуществление организованной воспитательно–педагогической работы с родителями и взаимодействие с семьёй, повышении уровня психолого-педагогической культуры родителей.

Далее мы провели методику «Исследование межличностных отношений ребёнка» (9 диагностических заданий по методике). Автор – Рене–Жиль.


Проведение данной методики позволило нам произвести оценку поведенческих реакций детей, у которых нами была выявлена агрессивность и определить динамику выраженности конфликтности и агрессивности в межличностных отношениях у дошкольников. Данные представлены в таблице.

Таблица 6 – Процентное соотношение выраженности конфликтности и агрессивности в межличностных отношениях у дошкольников

Этап исследования

Конфликтность и агрессия выражены

Конфликтность и агрессия не выражены

Предварительное тестирование

75%

25%

Итоговое тестирование

25%

75%

Данные результаты наглядно представлены на рисунке 2.

Рисунок 2 – Представленность выраженности динамики конфликтности и агрессивности в межличностных отношениях у дошкольников

Сравнивая данные на двух этапах тестирования апробации программы, мы можем отметить, что на втором этапе изменилось процентное соотношение выраженности конфликтности и агрессивности в межличностных отношениях у дошкольников. Выраженная конфликтность и агрессия стала ниже (было 75% – стало 25%). Соответственно, вначале нашего исследования конфликтные и агрессивные проявления в межличностных отношениях отмечались у 6 человек, а после проведения нашей программы по профилактике агрессивного поведения выраженность конфликтности и агрессивности отмечена у 2 человек.

Это, безусловно, указывает на положительную динамику и эффективность применения нашей программы. На наш взгляд, такие результаты были достигнуты нами благодаря реализации нашей программы, так как в ходе занятий использовалось большое количество игр и упражнений на коррекцию эмоционального состояния.


Однако, следует отметить, что на наличие таких личностных качеств, как конфликтность в общении с другими и агрессивность, большое влияние оказывает семейное воспитание и видение ребенком примера таких отношений дома.

По окончании апробации нашей программы мы провели методику диагностики агрессивного поведения детей (структурализированное наблюдение, проводимое воспитателем). Автор – Г.П. Лаврентьева.

Проведение данной методики позволило нам произвести оценку поведенческих реакций детей, у которых нами была выявлена агрессивность.Мы осуществили наблюдение за детьми и узнали мнение воспитателей в отношении детей. Критериями агрессивности определения у ребенка для взрослых людей (воспитателей и родителей) являются следующие:

1. Часто (чаще по сравнению с поведением других детей, окружающих ребенка) теряет контроль над собой

2. Часто спорит, ругается с детьми и взрослыми

3. Намеренно раздражает взрослых, отказывается выполнять их просьбы

4. Часто винит других в своем «неправильном» поведении и ошибках

5. Завистлив и мстителен

6. Часто сердится и прибегает к дракам

Мы получили следующие результаты:

Таблица 7 – Показатели выраженности агрессивности у дошкольников с позиции оценивания воспитателем

Уровеньагрессивности

Ф.И. детей

Повышенный

уровень

Высокий уровень

Средний уровень

Слабый

уровень

А. М.

5 б

Б. В.

13 б

У. С.

12 б

П. А.

10 б

Н. Н

7 б

А. К.

5 б

П. Р.

7 б

К. Л.

4 б

Общее количество

0 чел

3 чел

2 чел

3 чел

В нашем случае:

– повышенный уровень (самый высокий) отсутствует;

– высокий уровень у 3 человек:

– средний уровень у 2 человек;

– слабый уровень у 3 человек.


Далее мы определили проявление агрессивности детей в целом по нашей группе.

Таблица 8 – Количественные показатели выраженности тревожности

у дошкольников с позиции оценивания воспитателем

  Уровень страха

Кол-во детей

Повышенный

уровень

Высокий уровень

Средний уровень

Слабый уровень

Количество детей

37,5%

25%

37,5%

Учитывая, что средний и слабый уровень агрессивности являются нормальным состоянием личности, а повышенный уровень (максимальный) у нас отсутствует, мы можем сказать, что агрессия, по мнению воспитателей, у нас проявляется всего у 3 человек.

Данные результаты наглядно представлены на рисунке 3

Рисунок 3 – Представленность выраженности тревожности

у дошкольников с позиции оценивания воспитателем

Можно предположить, что остальные ребята, входящие в нашу группу «агрессивных», умеют контролировать свое состояние, обучены конструктивным взаимоотношениям с детьми и взрослыми.

В нашем случае, только у 3 человек воспитателями отмечено агрессивное поведение. По методике «Кактус» эти дети дали такие пояснения в своих рисунках:

– кактус колючий, если осторожно, то можно дотронуться только в перчатках;


– кактус потрогать нельзя, нравится, когда за ним ухаживают

– кактус сильно трогать нельзя, нравится когда его поливают

Очевидно, что у этих ребят существуют проблемы с выстраиванием взаимоотношений. Их агрессивность может исходить не только из неумения общаться, что и отмечено было воспитателями в опроснике, но и из невозможности выстраивать такие взаимоотношения. В этих семьях (по нашему изучению семейной ситуации у этих детей) часто происходят ссоры. В одной из семей родители разводятся.

Результаты итогового тестирования апробации программы показали, что существует положительная динамика в решении проблемы. Значительно снизился уровень выраженности агрессии, так же значительно понизился уровень выраженности конфликтности и агрессии в межличностных отношениях. Однако, остались дети, у которых решение данных проблем требуют более длительного сопровождения всех специалистов: воспитателя, психолога, а так же активного участия родителей в решении данной проблемы.

11. Результаты реализации программы.

1. Проведенная нами предварительная диагностика по изучению агрессивного поведения детей дошкольного возраста позволила определить старшик дошкольников со склонностью к агрессивному поведению. Методика «Кактус» является проективной, это дало нам возможность говорить о том, что состояния ребенка является актуальным, то есть наличие у него проблем именно сейчас.

2. У наших дошкольников с выраженной агрессивностью отмечен так же выраженный уровень конфликтности и агрессивности в междичностных отношениях по методике «Исследование межличностных отношений ребёнка» (9 диагностических заданий по методике.Автор – Рене–Жиль).

Мы определили, что конфликтными зонами в системе межличностных отношений у наших детей являются следующие:

– взаимоотношения со сверстниками;

– ответная реакция дошкольников агрессией на агрессивное поведение товарищей в отношении себя;

– эмоциональная реакция агрессии на агрессию в отношении своего друга со стороны других детей;

– поведенческая агрессивная реакция детей на возможность отобрать принадлежащий им предмет.

Ответы детей на вопросы, касающиеся взаимоотношений с родителями в потенциально конфликтной ситуации, не носили активно-агрессивную направленность.

Разработанная нами программа была направлена на профилактику агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста.


Мы предполагали, что наши занятия будут способствовать снижению, преодолению и профилактике агрессивного поведения у старших дошкольников; стимулированию собственных возможностей детей старшего дошкольного возраста в снижении уровня агрессивных проявлений; позитивному изменению в системе взаимоотношений «ребенок–ребенок», «ребенок–родитель», «ребенок–воспитатель»; повышению профессиональной компетентности родителей и воспитателей в вопросах эмоционально-волевого развития старших дошкольников.

Результаты итогового тестирования показали, что существует положительная динамика по окончании реализации Программы. Значительно снизился уровень выраженности агрессии, так же значительно понизился уровень выраженности конфликтности и агрессии в межличностных отношениях. Однако, остались дети, у которых решение данных проблем требуют более длительного сопровождения всеми специалистами: воспитателем, педагогом–психологом, а так же активное участие  родителей в решении данной проблемы.

12. Литература

  1. Аплеева И. А. Влияние развивающей среды на формирование индивидуально-психологических качеств личности ребенка дошкольного возраста – М. :Аст-пресс, 2015. – 126 с.
  2. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Развитие ребенка в дошкольном детстве: пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М : Педагогика, 2014. – 80 с.
  3. Ганичева И. В. Телесно-ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми. М. : Книголюб, 2014. – 214 с.
  4. Данилина Т. А. В мире детских эмоций: пособие для практических работников ДОУ. – М. : Айрис-пресс, 2014. – 160 с.
  5. Дементий Л. И. Агрессия: понятие, подходы, диагностика: учебно–методическое пособие. – Омск : Омский госуниверситет, 2014. – 40 с.
  6.  Долгова А. Г. Агрессия в младшем школьном возрасте. Диагностика и коррекция. – М. : Генезис, 2015. –216 с.
  7.  Дубровина И. В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми. – М. :Аст-пресс, 2015. – 160 с.
  8. Жаназарова З. Ж. Теоретические основы социализации личности в семье. – М. : Флинт, 2014. – 150 с.
  9. Захаров А. И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. – М. :Владос, 2013. – 115 с.
  10. Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. – Ярославль : Академия развития, 2013. – 237 с.


  1. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. – Ярославль : Академия развития, 2014. – 197 с.
  2. Леонтьев А. Н. Деятельность Сознание. Личность. – М. : Педагогика, 2014. – 304.
  3. Малыхина Л. В. Профилактика агрессивного поведения у воспитанников детского сада // Молодой ученый. – 2017. – № 43. – С. 108–111.
  4.  Мельников В. М. Агрессивность в контексте психологической науки // Вестник Бурятского Государственного университета. −2015. − № 2. – С. 184–186.
  5. Миронова М. М. Психология: разработка занятий. Средний и старший дошкольный возраст. – Волгоград : Корифей, 2016. – 111 с.
  6. Немов Р. С. Психология: Учеб.для студентов высш. пед. учеб. заведений. – М. :Владос, 2014. – 576 с.
  7. Пахальян В. Э. Развитие и психологическое здоровье: дошкольный и школьный возраст: учебное пособие для вузов. – СПб. : Питер, 2014. – 240 с.
  8. Семенюк Л. М. Психологические особенности агрессивного поведения детей и подростков и условия его коррекции. – М. : Сфера, 2014. – 214с.
  9. Семенюк Л. М. Методы изучения агрессивности детей. – М. :Владос, 2016. – 214 с.
  10. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? – М. : Генезис, 2015. – 158 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: " Профилактика агрессивного поведения детей дошкольного возраста"

Статья посвящена проблеме агрессивного поведения дошкольника. В ней  представлены рекомендации для родителей и игры  на стятие агрессивного поведения...

Игрушка в профилактике агрессивного поведения детей дошкольного возраста.

Актуальность проблемы определяется необходимостью изучения влияния современных игрушек на психическое развитие детей дошкольного возраста, так как на современном этапе развития нашего общества появила...

Родительское собрание с элементами практического семинара "Роль семьи в профилактике агрессивного поведения детей дошкольного возраста"

Данная работа может быть интересна педагогам-психологам, воспитателям  ДОО при организации работы с детьми....

Методическая разработка по профилактике агрессивного поведения детей дошкольного возраста

Разработка представляет собой программу. Программа направлена на профилактику агрессивности и проявления агрессивного поведения у детей дошкольного возраста. Программа рассчитана на десять (10) часов,...

Программа профилактики агрессивного поведения детей дошкольного возраста (презентация)

У дошкольников одним, из часто проявляющихся эмоциональных состояний,  является агрессия. Для психики ребенка характерными становятся обостренная восприимчивость и ранимость, неспособность против...

Физическая активность как средство профилактики агрессивного поведения детей дошкольного возраста.

В статье рассматриваются проблемы агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста, специфика проявления детского агрессивного поведения. Предлагаются наиболее продуктивный путь профилактики...

Картотека игр для коррекции и профилактики агрессивного поведения детей дошкольного возраста.

Картотека игр адресована педагогам ДОУ для проведения данных игр в процессе организации совместной деятельности с детьми, во время режимных моментах и на прогулке. Может быть рекомендована родителям с...