Программа профилактики агрессивного поведения детей дошкольного возраста (презентация)
презентация

У дошкольников одним, из часто проявляющихся эмоциональных состояний,  является агрессия. Для психики ребенка характерными становятся обостренная восприимчивость и ранимость, неспособность противостоять неблагоприятным воздействиям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon prezentatsiya_3_knyazeva_yu.i.red_.ppt2.44 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Яменский детский сад Программа профилактики агрессивного поведения детей дошкольного возраста Составитель: Педагог-психолог ВКК Князева Ю.И.

Слайд 2

Актуальность программы Актуальность программы обусловлена тем, что агрессивное поведение детей является наиболее острой проблемой не только для родителей, педагогов и психологов, а для общества в целом. Число детей, склонных к агрессивному поведению, стремительно увеличивается. Поэтому особенно важным становится изучение и своевременная профилактика агрессивного поведения в дошкольном возрасте. В число приоритетных задач дошкольного образования на современном этапе развития общества входит организация учебно-воспитательного процесса, направленного на социализацию ребенка, развитие его общения со взрослыми и сверстниками, на нравственное воспитание. В Федеральном государственном образовательном стандарте в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» в качестве основных направлений определены: воспитание уважительного отношения к окружающим; формирование готовности у детей к осуществлению совместной деятельности и умению договариваться. Важным является и умение самостоятельно разрешать конфликты со сверстниками. Актуальной является необходимость поиска способов профилактики агрессивного поведения у детей дошкольного возраста, разработка методических рекомендаций, программ и пособий для родителей и воспитателей ДОО по данному вопросу.

Слайд 3

Цель и задачи программы Цель: формирование у дошкольников, склонных к проявлению агрессии, устойчивых поведенческих реакций, которые обеспечивают эмоциональную адекватность в контактах с окружающим миром. Задачи: Способствовать снижению уровня агрессивности и тревожности. Обучать конструктивным способам регуляции эмоционального поведения. Научить анализировать свое внутреннее состояние; Способствовать развитию речевых средств общения, умению конструктивно общаться и взаимодействовать, находить выходы из конфликтных ситуаций.

Слайд 4

Нормативно-правовое основание разработки и реализации программы Международные: Конвенция ООН о правах ребенка. Федеральные : – Конституция РФ; – Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка» от 24.07.1998г. №124 Ф3 (изменения и дополнения от 20.07.2000г.); – Трудовой кодекс Российской Федерации (Федеральный Закон от 30.12.2001 г. № 197 ФЗ); – Федеральный закон № 436-ФЗ от 29.12.2010 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»; – Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ, – Указ Президента Российской Федерации от 29 мая 2017 г. № 240 «Об объявлении в Российской Федерации десятилетия детства»; – Приказ Министерства образования РФ № 636 от 22.10.1999.г. «Об утверждении Положения о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации»; – Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 (ред. от 21.01.2019) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384) Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 июня 2015 года № 514н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»; – Приказ Минобрнауки России от 11 мая 2016 г. №536 «Особенности режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность»; – Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27.03.2000 № 27/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения»; – Письмо Министерства образования РФ, департамента государственной политики в сфере защиты прав детей от 02.03.2016 г. № 07-871 «О психологической службе образования в Российской Федерации»; – Концепция развития психологической службы в системе образования Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена Минобрнауки России 19.12.2017 г.) Региональные: – Закон Воронежской области от 06.03.2014 г № 24-ОЗ «О регулировании некоторых вопросов, связанных с реализацией на территориях муниципальных образований Воронежской области мероприятий по профилактике заболеваний и формированию здорового образа жизни.

Слайд 5

Принципы и подходы, осуществляемые в процессе реализации программы 1. Безусловное принятие ребенка педагогом (воспитателем). 2. Демократизм в построении общения и взаимоотношений взрослого и ребенка, соблюдение равноправия в контакте и безусловное принятие. 3. Всемерное поощрение достижений ребенка в процессе приобретения продуктивности в деятельности и творческой самостоятельности. 4. Символическое отреагирование детских проблем, вызывающих агрессивное поведение, их творческая проработка. Программа построена на гуманитарном и системно–деятельностном подходах. Гуманитарный подход предполагает гуманитаризацию процесса: признание права ребенка на разностороннее проявление способностей и развитие, постановка в центр внимания уникальной личности ребенка, человечность и равенство, справедливость, а так же человечность как норму взаимотношений в образовательном учреждении. Системно–деятельностный подход заключается в удовлетворении потребности ребенка в создании и конструировании своего будущего. В системно–деятельностном деятельность предполагает активное взаимодействие ребенка с окружающей его действительностью и направлено на ее познание и преобразование с целью удовлетворения потребностей.

Слайд 6

Участники реализации программы . Участники реализации программы – старшие дошкольники в количестве 8 человек. А. Н. Леонтьев рассматривал дошкольный возраст, как важный период в жизни человека, когда происходит первоначальный склад личности и становление важных новообразований – формируется самосознание и развиваются эмоциональная и мотивационная сферы. Эмоциональная жизнь дошкольника интенсивна и насыщена, но постепенно более уравновешенными становятся эмоциональные процессы Уже к концу дошкольного возраста ребенок идентифицирует свои эмоциональные состояния и учится их обозначать. Круг эмоций, ребенка расширяется. Общение детей и взаимодействие способствуют появлению сочувствия по отношению к другому и сопереживания. Агрессивное поведение, проявляющиеся в старшем дошкольном возрасте, являются показателями социальной дезадаптации. Агрессивность препятствуют развитию личности ребенка и общения его со сверстниками и взрослыми людьми. Эмоциональное неблагополучие ребенка вызывает серьезные проблемы во взаимодействии с окружающим миром. Дошкольник растет агрессивным. Личностное развитие дошкольника характеризуется обогащением чувств, возникновением возможностей предвидеть последствия своего поведения, формированием самооценки. Именно под руководством взрослого ребенок получает социальный опыт.

Слайд 7

Планируемые результаты освоения программы Реализация программы будет способствовать достижению следующих результатов : Профилактика, преодоление и снижение агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста. Формирование умения у детей старшего дошкольного возраста самостоятельно снижать уровень агрессивных проявлений. Позитивные изменения в системе взаимоотношений «ребенок–ребенок», «ребенок–родитель»; «ребенок–воспитатель». Повышение профессиональной компетентности родителей и воспитателей в вопросах профилактики агрессивного поведения и эмоционально-волевого развития старших дошкольников.

Слайд 8

Диагностические процедуры и технологии программы Результативность и эффективность Программы можно выявить путем психодиагностического обследования. В ходе реализации Программы диагностическое обследование проводится два раза – до проведения занятий по Программе – входящая диагностика и по окончанию реализации Программы – итоговая диагностика. По результатам итоговой диагностики делается вывод о динамике и об эффективности произошедших изменений у каждого ребенка. Используется следующий психодиагностический инструментарий: 1. Графическая методика «Кактус». М.А.Панфилова. 2. Методика «Межличностные отношения ребенка». Рене–Жиль. 3. Методика диагностики агрессивного поведения детей (структурализированное наблюдение, проводимое воспитателем). Г.П. Лаврентьева.

Слайд 9

Реализация программы. Сроки, этапы, алгоритм. Объем программы : рассчитана на 10 занятий. Частота встреч – 1 раз в неделю. Продолжительность одного занятия – 20 минут. Наполняемость группы – 8 человек. Основанием для зачисления ребенка в группу являются результаты первичной диагностики, в ходе которой определяются дети, которые имеют склонность к агрессивному поведению. Форма работы с детьми – подгрупповая. Примерная структура занятия 1. Вводная часть. Ритуалы приветствия, подвижные игры, способствующие сплочению группы, созданию положительного эмоционального фона и настрою на совместную работу. 2. Основная часть. Игры, игровые ситуации, беседы с детьми, этюды, имеющие целью профилактику агрессивного поведения и обучение бесконфликтному общению детей. 3. Заключительная часть. Игры на расслабление и упражнения на релаксацию и дыхание. Основная часть занятия занимает примерно 70% времени занятия.

Слайд 10

Задачи занятий 1. Снизить эмоциональное напряжение и агрессивные проявления; обучить понимать эмоциональное состояние другого человека и развивать умение выразить своё. 2. Формировать социальное доверие между детьми, оказать помощь в преодолении негативных переживаний и снятия агрессивных импульсов во взаимодействии с другими детьми и взрослыми. Воспитать уверенность в себе. 3. Способствовать формированию адекватной самооценки у детей. Корректировать поведение и учить распознавать эмоции по внешним сигналам, тренировать психомоторные функции. 4. Обучать умению самостоятельно решать проблемы. Формировать самостоятельность, уверенность и новые формы поведения, знакомить с приемами саморасслабления. 5. Развивать навыки общения, способствующие построению бесконфликтного общения. Учить осознавать своё поведение.

Слайд 11

Методы, используемые на занятиях 1. Игровые методы (в начале занятия) – подвижные игры с целью создания у дошкольников позитивного настроения и формирования уверенности. Укрепление психомоторного комплекса. 2. Игровые методы (в основной части занятия). 3. Метод бесед и обсуждений. 4. Метод релаксации и снятия мышечного напряжения (применяется в конце занятия) способствует снятию психоэмоционального напряжения и усталости.

Слайд 12

Занятия по профилактике агрессивного поведения дошкольников (на примере 2 занятий) Занятие 1. 1. Приветствие. Упражнение ««Здоровалки». Цель:вхождение детей в новую ситуацию, знакомство, создание рабочего настроения. 2. Упражнение «Курица, цыплята и ястреб». Цель: побуждение каждого ребенка к активности, мобилизация психики ребенка. и выбывает из игры. 3. Упражнение «Общий круг». Цель: сосредоточить внимание детей друг на друге и установить контакт между детьми. 4. Упражнение «Рефлексия». Цель: стимулировать потребность детей совершать добрые поступки.Ход упражнения: детям задаются вопросы: 5. Упражнение «На море». Цель: снятие психофизиологического напряжения. Занятие 2. 1 Упражнение «Приветствие». Цель: способствование снятию агрессивного поведения у дошкольников и создание комфортных условий для активизации деятельности детей. 2 Упражнение «Веретено». Цель: обучение детей подчинятся правилам, активизация каждого ребенка, организация, дисциплинирование и сплачивание играющих. 3 Упражнение «А я …» Цель: формирование потребности у дошкольников делать добрые дела, обучение четкому дифференцированию добрых и злых поступков и усвоение моральных норм. 4. Упражнение «Мама устала» Цель: закреплениеумения дифференцировать понятия «зло» и «добро».Понимание моральной стороны поступков. Обучение дошкольников способам выражения сострадания, сочувствия и сопереживания. Развитие эмпатии. 5 Упражнение «Рисуем эмоции пальцами». Цель: выражение дошкольниками своего эмоционального состояния.

Слайд 13

Практическая апробация программы 1 Этап – предварительное тестирование группы детей из 15 человек по вышеуказанным методикам. Результат - мы определили выраженность агрессивности по методике «Кактус», конфликтность и агрессивность в межличностных отношениях по методике «Исследование межличностных отношений ребёнка» (9 диагностических заданий методики Рене-Жиля). Нами было выявлено 8 человек с агрессивными проявлениями поведения. Проведенное нами предварительное тестирование позволило сделать вывод о необходимости создания определенных мер по профилактике агрессивного поведения у данных детей. 2 Этап ­ - коррекционно-развивающая работа : 1. Групповая работа по составленной нами программе 2. Проведение беседы с воспитателями и родителями дошкольников. Рекомендации по каждому ребенку, полученные в ходе рассмотрения эмоционально-личностной сферы ребенка по методике «Кактус» – характеристика актуального состояния ребенка, наличие у него проблем именно сейчас – психологическое состояние, отношения к значимым людям и событиям, эмоциональные и психологические проблем. 3 Этап – итоговое тестирование апробации программы с использованием тех же методик. При проведении повторной диагностики мы работали с группой детей из 8 человек. Те, которые у нас были выявлены по предрасположенности к агрессивному поведению

Слайд 14

Представленность выраженности динамики наличия агрессивности у дошкольников по методике «Кактус» после проведения Программы . Выраженная агрессия стала ниже (было 100% – стало 37,5%).

Слайд 15

Представленность выраженности динамики конфликтности и агрессивности в межличностных отношениях у дошкольников по методике «Исследование межличностных отношений ребёнка», 9 диагностических заданий Рене-Жиля после проведения Программы Выраженная конфликтность и агрессия стала ниже (было 75% – стало 25%).

Слайд 16

Представленность выраженности агрессивности у дошкольников с позиции оценивания воспитателем (Методика структурализированного наблюдения, проводимого воспитателем после реализации Программы) Воспитателем отмечены только 3 ребенка (37,5%) с выраженным агрессивным поведением из 8 детей, занимавшихся по Программе.

Слайд 17

Результаты реализации программы 1. Проведенная нами предварительная диагностика по изучению агрессивного поведения детей дошкольного возраста позволила определить старших дошкольников со склонностью к агрессивному поведению (методика «Кактус»). 2. У наших дошкольников с выраженной агрессивностью отмечен так же выраженный уровень конфликтности и агрессивности в межличностных отношениях по методике «Исследование межличностных отношений ребёнка» (9 диагностических заданий по методике Рене–Жиля. Конфликтными зонами в системе межличностных отношений у наших детей являются следующие: – взаимоотношения со сверстниками; – ответная реакция дошкольников агрессией на агрессивное поведение товарищей в отношении себя; – эмоциональная реакция агрессии на агрессию в отношении своего друга со стороны других детей; – поведенческая агрессивная реакция детей на возможность отобрать принадлежащий им предмет.

Слайд 18

Результаты реализации программы 3. Разработанная нами программа была направлена на профилактику агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста. Мы предполагали, что наши занятия будут способствовать снижению, преодолению и профилактике агрессивного поведения у старших дошкольников; стимулированию собственных возможностей детей старшего дошкольного возраста в снижении уровня агрессивных проявлений; позитивному изменению в системе взаимоотношений «ребенок–ребенок», «ребенок–родитель», «ребенок–воспитатель»; повышению профессиональной компетентности родителей и воспитателей в вопросах эмоционально-волевого развития старших дошкольников. 4. Результаты итогового тестирования показали, что существует положительная динамика по окончании реализации Программы. Значительно снизился уровень выраженности агрессии, так же значительно понизился уровень выраженности конфликтности и агрессии в межличностных отношениях. Однако, остались дети, у которых решение данных проблем требуют более длительного сопровождения всеми специалистами: воспитателем, педагогом–психологом, а так же активное участие родителей в решении данной проблемы.

Слайд 19

Литература 1 Аплеева И. А. Влияние развивающей среды на формирование индивидуально-психологических качеств личности ребенка дошкольного возраста – М. :Аст-пресс, 2015. – 126 с. 2 Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Развитие ребенка в дошкольном детстве: пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М : Педагогика, 2014. – 80 с. 3 Ганичева И. В. Телесно-ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми. М. : Книголюб, 2014. – 214 с. 4 Данилина Т. А. В мире детских эмоций: пособие для практических работников ДОУ. – М. : Айрис-пресс, 2014. – 160 с. 5 Дементий Л. И. Агрессия: понятие, подходы, диагностика: учебно–методическое пособие. – Омск : Омский госуниверситет, 2014. – 40 с. 6. Долгова А. Г. Агрессия в младшем школьном возрасте. Диагностика и коррекция. – М. : Генезис, 2015. –216 с. 7 Дубровина И. В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми. – М. :Аст-пресс, 2015. – 160 с. 8 Жаназарова З. Ж. Теоретические основы социализации личности в семье. – М. : Флинт, 2014. – 150 с. 9 Захаров А. И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. – М. :Владос, 2013. – 115 с. 10 Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. – Ярославль : Академия развития, 2013. – 237 с.