Главные вкладки

    Проект по профилактике агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста
    проект (старшая группа) по теме

    Клыгина Людмила Александровна

    Данный проект был разработан и осуществлен совместно с социальным педагогом ДОУ и педагогом-психологом. Опыт был обобщен на муниципальном уровне, имел очень много положительных отзывов среди педагогов ДОУ.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл proekt_davayte_zhit_druzhno.docx37.82 КБ

    Предварительный просмотр:

    МБДОУ  «Детский сад № 75»

    ПРОЕКТ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ "ДАВАЙТЕ ЖИТЬ ДРУЖНО"

    подготовили:

    Клыгина Л.А. – педагог-психолог,

    Кругляк Ю.И. – социальный педагог

    Владимир

    2013

    Аннотация

    В данном проекте представлена форма работы с дошкольниками и их родителями с целью снижения уровня агрессивности и оптимизации межличностного общения в детском коллективе.

    В ходе работы над проектом разработан методический материал: конспекты комплекса занятий по снижению уровня агрессивности дошкольников и развитию коммуникативных способностей; консультации для родителей и педагогов по проблеме взаимодействия с агрессивными детьми и нравственного воспитания; сценарий развлечения «Добро сеять – добро пожинать»; памятки; стендовая информация. Подобрана методическая литература, составлены картотека игр, видеотека.

    Представленный материал поможет педагогам и родителям решать проблемы взаимоотношений в детском коллективе  и эффективно работать с детьми, проявляющими агрессивное поведение.

    Введение в проект

    Актуальность проекта. 

    Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом.

    Современные данные показывают, что в России увеличилось число людей, проявляющих в поведении агрессивные тенденции и стремления. В первую очередь это объясняется социально-психологическим фоном жизни, который и определяет выбор соответствующего типа коммуникативного взаимодействия – агрессивного, защитного. Рост эмоционально-психического напряжения среди взрослых приводит к распространению невротических явлений среди детей.

    Серьезную обеспокоенность педагогов вызывает омоложение агрессивных проявлений в детско-подростковой субкультуре. Сегодня устойчивые формы агрессии можно наблюдать даже среди  дошкольников.

    Проявление агрессивности - одна из частых проблем в среде детского коллектива. Те или иные формы ее характерны для большинства дошкольников. Но у определенной категории детей агрессия как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и развивается, трансформируясь в устойчивое качество личности. В итоге снижается продуктивный потенциал, сужаются возможности полноценного общения, деформируется личностное развитие.

    Агрессивность, в разной степени, присуща каждому человеку, в том числе детям, которые еще не научились контролировать свое поведение, и в наше время недостаточно нравственно воспитаны. Сталкиваясь со случаями агрессии, многие педагоги дошкольных образовательных учреждений затрудняются в выборе адекватных средств реагирования. Теоретическая подготовка педагогов к работе с агрессивными детьми, знания воспитателей ДОУ приемов саморегуляции эмоциональных состояний часто бывают недостаточны.

    Профилактическая работа с агрессивными детьми должна быть направлена на устранение причин агрессивного поведения, а не ограничиваться лишь снятием внешних проявлений нарушенного развития. Современный подход к профилактике агрессивности это не подавление агрессивного поведения у детей как деструктивной формы поведения, а совокупность педагогических действий, направленных на научение ребенка способам конструктивного взаимодействия.

    Вид проекта: Образовательный, долгосрочный.

    Участники проекта. Дети старшего дошкольного возраста, родители воспитанников, специалисты детского сада - воспитатели, педагог - психолог, социальный педагог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре.

    Цель проекта: развитие коммуникативных навыков и снижение уровня агрессивности у детей старшего дошкольного возраста.

    Задачи проекта:

    - развитие коммуникативных навыков детей старших групп;

    - воспитание нравственных чувств;

    - обучение способам конструктивного взаимодействия;

    - повышение уровня эмпатии;

    -  повышение уровня компетентности в нравственном воспитании у родителей.

    Гипотеза.

    В результате реализации проекта:

    - проведение своевременной диагностики агрессивного поведения;

    - повышение компетентности родителей и педагогов по проблемам взаимоотношений дошкольников;

    - проведение специальной коррекционно-развивающей работы с детьми;

    - взаимодействие семьи и ДОУ;  

    снизится уровень агрессивности детей.

    Ожидаемые результаты проекта.

    У детей:

    - снижение агрессивности;

    - развитие способности сочувствовать, понимать себя и другого человека;

    - развитие коммуникативных навыков.

    У родителей:

    - повышение компетентности родителей в вопросах взаимодействия с агрессивным ребенком, а также в вопросах нравственного воспитания детей.

    У педагогов:

    - повышение педагогической компетентности воспитателей по проблемам взаимоотношений детей в группе и  детской агрессивности.


    Этапы реализации проекта

    Этапы

    Направленность

    Цели этапа

    Содержание

    Ответственные

    Сроки

    1.

    Вводный

    сбор информации по проблеме детской агрессивности

    - постановка цели и определение задач проекта;

    - изучение педагогической литературы;

    - подбор диагностического материала;

    - подбор информации для консультаций;

    - разработка перспективного плана мероприятий проекта.

    педагог-психолог;

    социальный педагог

    август

    2.

    Основной

    Дети

    диагностическое

    исследование

    - изучение уровня агрессивности детей старших групп (экспертная оценка воспитателями и родителями);

    - социометрическое исследование;

    - формирование коррекционной группы.

    педагог-психолог;

    социальный педагог

    сентябрь

    коррекционно-развивающая работа

    - работа с коррекционной группой (игровые сеансы);

    - работа с возрастной группой (занятия по нравственному воспитанию);

    - развлечение «Цветик-семицветик»;

    -  акция «Неделя добрых дел»;

    педагог-психолог;

    социальный педагог

    октябрь-

    март

    январь

    Родители

    диагностическое

    исследование

    - исследование особенностей эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия;

    Педагог-психолог

    октябрь

    Повышение компетентности по проблемам общения дошкольников и агрессивного поведения у детей

      - индивидуальные консультации по запросу и по итогам диагностики;

    - клуб для родителей «Давайте жить дружно»;

    - памятки:  «Как правильно выбрать мультфильм для ребенка», «Шесть рецептов избавления от гнева»; «Советы для родителей»

    - акция «Всем миром»;

    -  акция «Неделя добрых дел»;

    Воспитатели;

     Педагог-психолог, социальный педагог,    музыкальный руководитель,

     

    октябрь

    ноябрь

    сентябрь

    декабрь

    Педагоги

    диагностическое

    исследование

    Диагностика коммуникативной толерантности  (автор В.В. Бойко)

    Педагог-психолог

    октябрь

    Повышение компетентности по проблемам общения дошкольников и агрессивного поведения у детей

    - Цикл практикумов для воспитателей «Эффективное общение» (6 занятий);

    - консультация для воспитателей старших групп «Как работать с агрессивными детьми»;

    - памятки «Общение», «Как научить детей общаться», «Агрессивный ребенок», «Учим детей добру», «Коммуникативные игры».

    - составление картотеки игр, аудио- и видеотеки;

    - презентация проекта «Давайте жить дружно!»

    педагог-психолог;

    социальный педагог;

    сентябрь – февраль

    октябрь

    январь

    3.

    Итоговый

    Анализ эффективности проектной работы

     - контрольное диагностическое исследование (исследование агрессивности, социометрическое исследование);

    - оформление проекта;

    - выставка рисунков «Мы умеем дружить»

    педагог-психолог;

    социальный педагог;

    педагог дополнительного образования

    март


    Реализация проекта.

    В ходе реализации проекта, был проделан анализ педагогической, психологической, методической литературы.

     Анализ научной литературы, а также данные диагностических исследований показали, что в настоящее время, для успешной реализации человека в жизни важной становится способность качественно взаимодействовать с окружающими людьми: поддерживать хорошие межличностные отношения, ориентироваться в социальных ситуациях, правильно определять личностные особенности и эмоциональные состояния людей, выбирать адекватные способы общения. Проявление же агрессивности как устойчивой формы поведения ведет к снижению продуктивного потенциала, ограничению общения, к появлению нежелательных моделей поведения, в  итоге затрудняется личностное развитие ребенка.

    Для решения данной проблемы был создан проект "Давайте жить дружно", в реализации которого приняли участие родители, дети, специалисты МДОУ "Детский сад № 75".

    Была разработана система групповых и индивидуальных занятий с детьми, направленных на развитие коммуникативных навыков детей старших групп,  воспитание у них нравственных чувств,  обучение способам конструктивного взаимодействия.

    Для эффективного вовлечения родителей в образовательный процесс были подготовлены: памятки «Как правильно выбрать мультфильм для ребенка», «Шесть рецептов избавления от гнева»; «Советы для родителей»; клуб для родителей «Давайте жить дружно»,  целью которого было повышение уровня компетентности в вопросах нравственного воспитания дошкольников, влияния СМИ на развитие ребенка. Родители также стали активными участниками акции «Неделя добрых дел».

    Для педагогов были проведены: цикл практикумов для воспитателей «Эффективное общение» (6 занятий); консультация для воспитателей старших групп «Как работать с агрессивными детьми»; изготовлены  памятки «Общение», «Как научить детей общаться», «Агрессивный ребенок», «Учим детей добру», «Коммуникативные игры»; составлены картотеки игр, аудио- и видеотеки.

    Таким образом, реализация проекта «Давайте жить дружно!» способствовала  снижению агрессивности;  развитию эмпатии и коммуникативных навыков.

    Образовательный проект «Давайте жить дружно!» способствовал повышению педагогической компетентности родителей и педагогов в вопросах взаимодействия с агрессивным ребенком, а также в вопросах нравственного воспитания детей. Выросла активность их взаимодействия по вопросам развития, обучения и воспитания детей.

    Список литературы.

    1. Алямовская В.Г. Профилактика психоэмоционального напряжения детей средствами физического воспитания: Учебное пособие. – Нижний Новгород: Изд-во НГПУ, 1998
    2. Иванова Н.В. "Социальное развитие детей в ДОУ" методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2008
    3. Кряжева, Н. Л. Мир детских эмоций. Дети 5-7 лет. - Ярославль, Академия развития, 2000
    4. Лютова, Е. К., Монина Г. Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. -СПб.: Речь, М.: Сфера, 2008.
    5. Лютова, Е. К., Монина Г. Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. -М.: Генезис, 2000.
    6. Пашкевич Т.Д. "Ребята давайте жить дружно" Методическое пособие. - Барнаул: АКИПКРО, 2007
    7. Смирнова, Е. О., Холмогорова, В. М. Межличностные отношения дошкольников: Диагностика, проблемы, коррекция. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
    8. Смирнова, Т. П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей. Серия «Психологический практикум».- Ростов н /Д: «Феникс», 2004.
    9. Хухлаева, О. В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки. – М.: Генезис, 2003.
    10. Чистякова М. И. Психогимнастика /под редакцией И. И. Буянова - М.: Просвещение, 1990.
    11.  Шевченко М. Психологические рисуночные тесты для детей и взрослых. – Екатеринбург: У-Фактория; М.: АСТ МОСКВА; Владимир: ВКТ, 2009. – 128с.
    12. Эмоциональное развитие дошкольника/под редакцией Кошелевой А. Д. - М.: Просвещение, 1985.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Учебно-методическое пособие «Агрессивное поведение детей старшего дошкольного возраста, современные технологии по преодолению агрессии у детей»

     Данная презентация рассказывает о технологиях, направленных на преодоление агрессии у детей, рассказывается о работе с детьми, о создании условий, о работе с родителями и педагогами по данному вопр...

    План работы с родителями по проблеме агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста.

    План работы с родителями по проблеме агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста....

    Игры для преодоления агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста

    Психотехнические освобождающие и режиссерские игры в коррекционной работе с агрессивными дошкольниками...

    консультация для родителей «Агрессивное поведение детей старшего дошкольного возраста»

    в консультации даны рекомедации родителям как преодолеть агрессию и злость у детей старшего дошкольного возраста,какие игры помогут в решении данной проблемы...