Главные вкладки

    Консультация для воспитателей "Особенности физического воспитания детей с нарушением речи"
    консультация по коррекционной педагогике на тему

    Данный материал будет полезен воспитателям и инсрукторам по физической культуре, работающим с детьми логопедических групп.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл kons_nar_rechi_i_fizra.docx18.42 КБ

    Предварительный просмотр:

    Консультация для воспитателей «Особенности физического воспитания детей с нарушением речи».

    К этой категории дошкольников относятся дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохраненном интеллекте.

    Нарушения речи многообразны, они различаются по форме и степени. Одни формы нарушений проявляются в фонетической, другие в смысловой стороне речи, словарном запасе, грамматическом строе. Особое место занимают нарушения темпа и плавности речи.

    У детей с нарушениями речи наблюдается отставание психомоторного развития по различным параметрам:

    1) По развитию физических качеств.

    Дети с расстройствами речи отличаются от здоровых низким уровнем ловкости и быстроты. По выносливости, силе и гибкости различий нет.

    2) По степени сформированности двигательных навыков.

    Дети с расстройствами речи отличаются от здоровых детей отсутствием автоматизации движений и низкой обучаемостью.

    Эти особенности сопряжены с низким уровнем развития когнитивных процессов (восприятия, внимания, памяти).

    В этой связи занятия физическими упражнениями должны способствовать коррекции не только двигательного, но речевого, эмоционального и общего психического развития.

    Этиология речевых расстройств так многообразна, и структура дефекта настолько неоднородна, что составление коррекционного курса по физическому воспитанию должно опираться только на результаты развернутого психомоторного обследования детей и оценку сформированности двигательных навыков в соответствии с возрастной нормой.

    Дети с нарушением речи имеют нарушения опорно-двигательного аппарата. Следовательно, предметом особого внимания служит работа над осанкой, т. к. тяжелая походка (на всю стопу, боковые раскачивания тела, полусогнутые ноги, опускание головы, неравномерность шагов) обычно бывают главной проблемой детей с задержкой речевого развития. У этих детей снижена двигательная активность из-за нарушений общей и мелкой моторики, координации движений, равновесия.

    Для детей с речевыми нарушениями автоматизацию движений необходимо проводить с речевым сопровождением, то есть при проговаривании различных стихотворных текстов. Ритм стихов помогает подчинить движения тела определенному темпу, сила голоса определяет их амплитуду и выразительность.

    Необходимо постоянно контролировать физическое состояние детей. Дети, с нарушением речи, как правило, относятся ко второй - третьей группам здоровья. У многих из них есть противопоказания, которые необходимо учитывать на занятиях физическими упражнениями.

    В работе с этими детьми надо исключить следующие виды движения: спрыгивания с возвышенности, прыжки в длину и в высоту, резкие движения позвоночника, кувырки и т. д.

    В начале занятия проводить упражнения на разгрузку позвоночника в и. п. – лежа на полу, фитболе. Игры и упражнения направлены на формирование правильной осанки, укрепление мышечного корсета и укрепление сводов стопы. Освоению каждого упражнения способствует музыка и стихотворные строчки, которые приучают ребенка выполнять упр. в определенном ритме, координируя движения и речь. Использование ребенком подобных упр. со стихами стимулирует речь, активизирует артикуляцию и силу голоса, что также является отличительной и необходимой составляющей в работе с детьми логопедических групп.

    Особое внимание, необходимо уделять дыхательным упражнениям, учитывая, что наряду с работой над физиологическим дыханием, осуществляется коррекция речевого дыхания, то есть работа над коротким вдохом и длительным речевым выдохом.

    Дыхательные упражнения проводятся без музыки. Необходимо помнить, что дыхательная гимнастика должна выполняться в медленном темпе, спокойно, без напряжения, с паузами отдыха, не вызывая дыхательного дискомфорта. Обучение проводиться под контролем педагога и по его показу. Для этого предлагаются дыхательные упражнения в образном оформлении, чтобы детям были более понятны их действия при вдохе и выдохе. Вдоху способствуют упражнения, связанные с выпрямлением туловища, разведением рук в стороны; выдоху – упражнения в сгибании туловища вперед, приседании, сведение и опускание рук.

    Важным средством физического воспитания детей являются подвижные игры. Для детей с речевыми нарушениями необходимо, чтобы эти игры сочетались с текущей логопедической работой и являлись стимулирующим дополнительным коррекционным средством, способствующим психомоторной и речевой коррекции. Учитывая, что недостатки речи детей тесно связаны с нарушением развития мелкой моторики, в частности мышц кисти, надо использовать упражнения на развитие «ручной умелости» и отводить им значительное место в процессе физического совершенствования.

    Помощь детям с нарушением речи состоит из организации физкультурно - оздоровительных мероприятий, направленных на укрепление нервной системы. Поэтому на занятиях создается положительный эмоциональный фон, речь педагога плавная, певучая, спокойная. Целенаправленно создаются ситуации, помогающие детям почувствовать себя ловкими и сильными. В результате проводимой работы и использования индивидуально – дифференцированного подхода у детей наблюдается положительная динамика:

    - вырабатываются навыки правильной осанки, укрепляется мышечный корсет;

    - происходит увеличение выносливости, силы мышц спины, брюшного пресса, увеличиваются показатели динамометрии;

    - у детей  повышается двигательная активность за счет снижения моторной напряженности, движения приобретают плавность, развивается координация движений, появляется моторная ловкость;

    - развивается образная речь как способ выражения отношения к миру и самовыражения.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    Физическое воспитание  является  одним из основных направлений в развитии дошкольников, с помощью которого у детей формируются не только основные двигательные навыки и физические качес...

    Физическое воспитание детей с нарушениями зрения

    В данных файлах будут описаны физические упражнения с мячом, их роль в развитии детей с нарушением зрения...

    Ритмопластика, как инновационный подход в системе физического воспитания детей с нарушением слуха

    Ритмопластика, как инновационный подход в системе физического воспитания детей с нарушением слуха...

    Средства физического воспитания детей с нарушениями речи

    Статья адресована учителям -логопедам для работы с дошкольниками и учениками младших классов, имеющих речевые нарушения...

    Консультация для педагогов «Воспитание детей, имеющих нарушения речи»

    Консультация для педагоговТема: «Воспитание детей, имеющих нарушения речи» В настоящее время отмечается рост речевых нарушений у детей дошкольного возраста. Это является довольно серь...

    Консультация для педагогов "Музыкальное воспитание детей с нарушениями речи"

    Консультация для педагогов "Музыкальное воспитание детей с нарушениями речи"...