Выступление на семинаре "Речевое развитие детей с расстройствами аутистического спектра"
материал по коррекционной педагогике на тему

Хрулёва Светлана Борисовна

Выступление.                  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на семинаре – практикуме для учителей – логопедов, дефектологов

Речевое развитие детей с расстройствами аутистического  спектра                     

Коррекцию речевых расстройств у детей с РАС следует начинать как можно раньше, так как требуется очень длительный период систематической работы целой команды специалистов (психолог, логопед, музыкальный  руководитель, социальный педагог).  Даже в условиях комплексной, целенаправленной работы сформировать развитую коммуникативную речь у неговорящего ребенка очень трудно.

Ведущим понятием коммуникативно-речевого развития является общение, ведь именно в способности ребенка с аутизмом общаться стоит стремиться, начинать  коррекционную работу по данному направлению: раздел    «Речевое Развитие» -   Программы состоит из следующих подразделений:  -«Особенности развития коммуникативно-речевой сферы у детей с аутизмом».

«Оценка индивидуального уровня развития коммуникативно-речевых навыков».

«Коммуникативно-речевое развитие в онтогенезе».

« Принципы планирования работы».

 « Направления коррекционной  работы с коммуникативно-речевого развития», где представлено методическое содержание Этапов образовательного процесса для детей с аутизмом.

 «Альтернативные методы коммуникации и организация среды», основной целью которого является необходимость сообщить о дополнительных возможностях и направлениях коррекционно-развивающей работы и оптимизации процесса обучения детей с аутизмом.

Развитие речевых и коммуникативных способностей является едва ли не самым значимым и сквозным в обучении детей с РАС.

 Нарушение коммуникаций (вербальной и невербальной) относят к диагностическим критериям расстройств аутистического спектра.

Прежде всего необходимо определить понимает ребенок обращенную речь. Коммуникативно-речевое развитие идет  от довербального к вербальному. Это означает, что развитие довербальной коммуникации предшествует развитию сознательного применения речи с целью общения.  Употребление слов надстраивается на довербальные  коммуникативные навыки. Если ребенок не говорит, первоочередное внимание уделяют развитию довербальных социальных и коммуникативных навыков.

 Довербальный уровень развития понимания речи у ребенка  с аутизмом предусматривает использование педагогом ситуативных, паралингвистических  «подсказок» (жесты,  интонация, указания взглядом),что просто необходимо для взаимопонимания.

Вербальный же уровень понимания речи требует дальнейшего определения степени понимания значений отдельных слов, комбинации слов, связанных сематическими связями, грамматических конструкций предложений и связной речи.

На довербальном уровне коррекционной работы важно и необходимо высказываться как можно проще, обращаясь к ребенку, и сопровождать свою речь жестами. Ребенок  должен привыкнуть к тому , что взрослый может участвовать в его действиях, выполнять определенные действия с ними ( обнимать, щекотать, крутить,) или с предметом его интересующим ( стоить из кубиков, катать мяч).  Важно произносить имя ребенка, не забывать улыбаться.

Как только замечено, что ребенок использует звуки для коммуникации, стоит начинать  дифференцировать звуки  для ребенка « ММ» может означать « мороженое» в  одной  ситуации «мама» , в другой , «ку»- может стать «курочкой» , а «ка»- « кататься» .

В этом контексте можно помочь звукам приобрести смысл в словах. Это будет учить ребенка тому , что речь имеет значение. За вербальной продукцией стоит содержание.

Особое и отдельное внимание на довербальном уровне следует уделить побуждению и обучению  принимать принимать  необходимые жесты для общения жесты: а именно « да»- утвердительный кивок головой , «нет» - отрицающие движения головы или руки, «дай»- открытая ладонь вытянутой вперед руки и указательный жест.

Для обучения жестами «да» и «нет» следует использовать предметы, фотографии или картинки, которые хорошо известны ребенку. Надо научить ребенка отвечать на вопрос…. Жестом или словом.

Дети с аутизмом склонны прибегать к не желательному поведению в ситуациях, которые  противоречат их желанию, таким как, крик, отталкивание предметов, бросание учебного материала.

Поэтому, использование жеста или речи является не только средством общения, но и методом уменьшения количества  и интенсивности нежелательных поведенческих проявлений.

Работая с книгой и обучая ребенка пересказывать содержание прочитанного для него, следует использовать иллюстрации как наглядную опору для перевода, можно переводить содержание рассказа или сказки , необходимо поощряя .

Драматизация и инсценировка - отличный способ наглядного изображения сюжета сказок, рассказов, реальных событий и хороший помощник в обучении ребенка с аутизмом связной речи.

Разнообразные методы и приемы работ способствуют формированию различных сторон речевой деятельности ребенка.

Правильная организация работы по развитию речи повышает эффективность этой работы.

Под воздействием коррекционного обучения речь умственно отсталых детей дошкольного возраста значительно совершенствуется и, хотя и не достигает уровня нормального развития, обеспечивает ребенку общение с окружающим  и обучение в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях.

ПРИНЦИПЫ ПЛАНИРОВАНИЯ РАБОТЫ

-коммуникативно-речевое развитие идет от довербального к вербальному.

-Индивидуальное планирование

-Поведение и успеваемость ребенка с аутизмом.

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ СЛЕДУЮЩИЕ ЭТАПЫ:

-развитие умения концентрировать внимание и реагировать на обращение окружающих.

-работа по формированию умения слушать, прислушиваться, различать звуки окружающей действительности.

-развитие ручной моторики.

-развитие речевой моторики; длительного выдоха без участия речи.

-развитие элементарных произносительных навыков.

-развитие понимания обращенной речи.

-снятие психоэмоционального напряжения через организацию динамической паузы.

-развитие активной речи.

- подведение итога занятия с целью получения обратной связи от обучающихся, которая предполагает эмоциональную и познавательную оценку приобретенных знаний, умений и навыков.

Учитель – логопед: Хрулева С.Б.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дети с расстройством аутистического спектра. Особенности развития и поведения детей с аутистическим проявлениями.

Материал будет полезен родителям, работникам дошкольных образовательных учреждений, всем, кто работает с дошкольниками, особенно если есть нарушения в поведении ребёнка, задержка по линиям развития, т...

Дополнительная общеразвивающая программа «Развитие речи у детей с расстройствами аутистического спектра» Для детей дошкольного и младшего школьного возраста

Программа предназначена для работы с детьми с расстройствами аутистического спектра. Целью программы является исправление или ослабление имеющихся проявлений аутизма и вызванных им нарушений, стимуляц...

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ СРАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРАРазвитие детей определяется многочисленными факторами, среди которых особое место занимает игровая деятельность, являющаяся ведуще...

Социально-значимый проект: «Развитие социально-коммуникативных навыков и интерес к школьному обучению у детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) и задержкой психического развития (ЗПР) посредством взаимодействия со школой «Перспектива»

Паспорт проекта Название проекта«Развитие социально-коммуникативных навыков и интереса к школьному обучению у детей с РАС и ЗПР посредством взаимодействия со школой «Перспектива»...

"Детский сад для всех" Инновационная технология воспитания и развитие детей с расстройствами аутистического спектра ДОУ

Комплексное сопровождение детей с РАС сборник материалов II Всероссийской научно-практической  конференции   стр.168...

Лего-конструирование в развитии детей с расстройствами аутистического спектра

Детский аутизм проявляется в разных формах, при различных уровнях интеллектуального и речевого развития (Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В).Важно не только дать детям систему знаний, умений и навыков в со...