КАК ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА ВЛИЯЕТ НА УМСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА
статья по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

О влиянии пальчиковой гимнастики на развитие речи ребенка дошкольного возраста. Примеры пальчиковых игр с пояснениями о их проведении, для каждого возраста отдельно. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл palchikovaya_gimnastika.docx20.95 КБ

Предварительный просмотр:

КАК  ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА ВЛИЯЕТ

НА УМСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА


            Известный педагог В.А. Сухомлинский сказал: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. "
            Действительно пальчиковая гимнастика имеет большое значение для развития ребенка. Одним из самых распространенных видов пальчиковой гимнастики являются пальчиковые игры.
           Игры с пальчиками развивают не только ловкость и точность рук, но и мозг ребенка, стимулируют творческие способности, фантазию и речь. Целью занятий по развитию ловкости и точности пальцев рук является развитие взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизация их работы. В правом полушарии мозга возникают образы предметов и явлений, а в левом они вербализируются, т.е. находят словесное выражение. А происходит этот процесс благодаря "мостику" между правым и левым полушариями. Чем крепче этот мостик, считают ученые, тем быстрее и чаще по нему идут нервные импульсы, активнее мыслительные процессы, точнее внимание, выше способности.
         Пальчиковые игры влияют на пальцевую пластику, руки становятся послушными, что помогает ребенку в выполнении мелких движений, необходимых в рисовании, а в будущем и при письме.   А это значит, что пальчиковая гимнастика влияет не просто на развитие речи, но и на ее выразительность, формирование творческих способностей.
         Пальчиковые игры, по мнению ученых, – это отображение реальности окружающего мира - предметов, животных, людей, их деятельности, явлений природы. В ходе игры дети, повторяют движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
       Упражнения для пальчиковой гимнастики подбираются с учетом возраста ребенка.

Дети в возрасте до 2-х лет:


*знакомятся с ладонью, выполняют простые движения: похлопывание, постукивание по коленям, прятанье рук за спину;
*с помощью взрослого показывают фигурку одной рукой (лучики, коготки, колечко, клювик, веер, дождик);
       Начинать пальчиковую гимнастику рекомендуется с разминки пальцев: сгибания и разгибания. Можно использовать для этого упражнения резиновые игрушки с пищалками. Упражнение начинается с объяснения его выполнения, показывается поза пальцев и кисти. Постепенно от показа переходят к словесным указаниям. Сначала все упражнения выполняются медленно. Если ребенок не может самостоятельно принять позу и выполнить требуемое движение, педагог берет руку ребенка в свою и действует вместе с ним; можно научить ребенка самого поддерживать одну руку другой или помогать свободной рукой действиям работающей.
Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически по 2-5 минут ежедневно.
     Эти правила соблюдаются при проведении пальчиковой гимнастики с детьми любого возраста.

                              Дети в возрасте 2 - 3 лет выполняют:

*энергичные движения кистями рук (месим тесто, забиваем гвоздик).

*простые фигуры из пальчиков одной руки.
После самостоятельного выполнения фигур, можно разыграть сценки или небольшие сказки, распределив роли между педагогом и детьми (например, встреча ёжика и зайчика в лесу).
*составление простых фигур из пальцев и ладоней (колечко, ковшик);
*игры с участием двух рук (домик, ворота, замок, очки, цепочка).

                                             Дети 3 – 4 лет.

*Игры с участием двух рук, но при этом у каждой руки свое движение.
- выполняется фигура животного (сначала одной рукой, а затем другой, потом двумя руками вместе).
- разучивается вторая фигура по этому же принципу.
- дети выполняют одной рукой первую фигуру, другой – вторую, положение рук меняется.
- Освоив свободное выполнение фигур, усложняются упражнения: разыгрываются небольшие сценки, пересказываются короткие рассказы с сопровождением построения фигур из кисти и пальцев рук.
* Сгибание и разгибание пальцев правой (левой) руки поочередно.

                                           Дети с 4 до 5 лет:

*выполняют разные фигуры и движения правой и левой рукой;
*сжимают и разжимают пальцы обеих рук вместе и поочередно;
*составляют фигуру из обеих рук, совмещая пальцы. Ладони вниз, пальцы перекрещены и опущены вниз. Большие пальцы к себе. Передвигаем на пальчиках ладони сначала в одну сторону, затем в другую.
* Четырехлетние дошкольники могут играть в игры, используя несколько событий, сменяющих друг друга.  


                                         Дети 5 - 7 лет

* Рассказывают руками стихи, потешки с частой сменой фигур.
*Составляют из пальцев фигурки животных с использованием дополнительных материалов (шарик, платочек, карандаш).
*Совмещают пальцы одной руки поочередно (1-2, 1-3, 1-4, 1-5). Затем другой рукой и обеими руками параллельно.
           При выполнении упражнений обращается внимание на качество составления фигуры, умение удержать предмет.
         Упражнения можно подбирать с учетом тематического единства. Например выбираем тему и придерживаемся ее все занятие. 
          Задания такого плана:
- Выложить горохом по нарисованному контуру. Выложить из мелких геометрических фигур рисунок по образцу.
- "Чудесный мешочек" Найти грибок среди нескольких различных игрушек.
- Дорисуй узор и т.д.

           Выбирая тему занятия, стоит ориентироваться на интерес ребенка. Его любимая игрушка, игра и т.д.
         Интересным упражнением в пальчиковой гимнастике является пальчиковый театр. Он позволяет инсценировать рифмованные истории, сказки при помощи пальцев, чем и привлекает детей. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях "вправо", "влево", "вверх", "вниз" и т.д. В возрасте 5-6 лет мастерство пальчикового театра готовит руку к письму. Спектакли на пальчиках рекомендуется показывать ребенку с самого раннего возраста.
      Игры с пальчиковым кукольным театром развивают у ребенка любознательность, воображение, коммуникабельность, интерес к творчеству, помогают справиться с застенчивостью, способствуют развитию памяти, внимания, усидчивости, расширению кругозора.
       В пальчиковой гимнастике можно использовать счетные палочки. Оперируя ими по заданию педагога, дети знакомятся с геометрическими фигурами, на основе которых построены все остальные. Фигуры сопровождаются стихотворениями для того, чтобы у ребенка возникал не только зрительный образ предмета, но и слуховой.
       В упражнениях для пальчиковой гимнастики можно использовать семена растений, пуговицы, прищепки и другие предметы.
          Развитию мелкой моторики способствуют:
- лепка,
- рисование,
- конструирование,
- аппликация,
- собирание пазлов,
- собирание мозаик.
        Развитие пальцевой моторики положительно сказывается на становлении речи, необходимой при письме, рисовании, любой игровой и бытовой деятельности. Тренировка пальцев через определенные зоны в коре головного мозга стимулирует подвижность органов артикуляции, делая речь ребенка более четкой и правильной. Систематические занятия, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, давая мощный толчок ребенку к познавательной и творческой активности. Регулярное повторение двигательных упражнений для пальцев способствует развитию внимания, мышления, памяти, оказывает благоприятное влияние на речь ребенка. Кисти рук становятся более подвижными и гибкими, что помогает будущим школьникам успешно овладеть навыками письма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВЛИЯНИЕ ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКИ НА УМСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА

Самые простые упражнения пальчиковой гимнастики...

Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие ребенка

Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие ребенка...

Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие ребенка

Чем полезна пальчиковая гимнастика для дошкольников...

ВЛИЯНИЕ ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКИ НА УМСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА

Известный педагог В.А. Сухомлинский сказал: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев, "Рука – это инструмент всех инструментов", заключал еще Аристотель. "Рука – это своего рода внешний мозг", - ...

Консультация для родителей "ВЛИЯНИЕ ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКИ НА УМСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА"

Движения пальцев и кистей рук имеют особое развивающее воздействие. Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно еще до нашей эры в Китае. Игра с участием рук и пальце...

Консультация для родителей « ВЛИЯНИЕ ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКИ НА УМСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА»

Консультация для родителей « ВЛИЯНИЕ ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКИ НА УМСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА»...