Развитие речи ребенка. Рекомендации логопеда.
консультация по коррекционной педагогике на тему

Капшук ЕГ

     Речь детей формируется под влиянием речи взрослых, педагогического воздействия и условий жизни. Если ребенок слышит « нормальную речь», тогда это влияние можно считать благотворным, но если это не так, неблагоприятная речевая среда может вызвать задержку речевого развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rrr.docx17.02 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речи ребенка. Рекомендации логопеда.

Автор: Капшук Е.Г.

         Зачастую многие родители игнорируют особенности детской речи, или, что еще хуже, не только умиляются, но и начинают подражать ей, что формирует нездоровую речевую среду в семье. Не нужно надеяться на то, что когда ребенок вырастет, речь сама придет в норму. Это не так. Чем дольше в семье потакают неправильной речи ребенка, тем прочнее закрепляется неправильное произношение и тем больше возникает проблем при обучении в школе.

         Речь детей формируется под влиянием речи взрослых, педагогического воздействия и условий жизни. Если ребенок слышит « нормальную речь», тогда это влияние можно считать благотворным, но если это не так, неблагоприятная речевая среда может вызвать задержку речевого развития.

         У большинства детей к 5-6 годам внятность речи достигает нормы и большинство звуков «встает» самостоятельно, включая и пресловутый звук «р». Однако, в силу неблагоприятной речевой среды в семье, социальных или педагогических особенностей, а также, если в семье общение происходит на двух или более языках, речевое развитие может задерживаться до 7-9 лет.

         Не стоит забывать о возрастных особенностях развития речи. Если у маленького ребенка отсутствует или искажен звук «р» без видимых анатомических аномалий( например, короткая подъязычная уздечка), то это возрастная особенность. Но если ребенок уже пошел в школу, а «картавость» сохраняется, то это уже стойкий дефект и ребенку нужна помощь специалиста-логопеда. При короткой уздечке требуется консультация детского стоматолога.

         Часто встречаются речевые нарушения, связанные с недостатком речевого выдоха, слабостью голосовых связок, интонационным нарушением речи (речь носит смазанный, «невнятный» характер), патологическим расположением аденоидов, (при их патологическом разрастании они могут перекрыть евстахиевы трубы, что приводит к «недослышанию», а в дальнейшем к стойким проблемам, связанным с письменной речью), искривлением носовой перегородки (в этом случае обязательно нужна консультация лор-врача) и др.

         Иногда лишь в процессе логопедической помощи можно определить причину речевого нарушения. Зачастую у ребенка нет никаких анатомических особенностей органов артикуляционного аппарата или же проблем со здоровьем иного рода, что могло бы отрицательно сказаться на речи ребенка. Но, тем не менее, малыш плохо говорит, тогда следует обратить внимание на общение в семье: возможно, кто-то «сюсюкает» с ребенком или сам имеет недостатки речи ( не выговаривает «р», «л») или говорит на нескольких языкахах ребенок не может сориентироваться в звуковом потоке.

Без наличия благоприятной речевой среды невозможно нормальное речевое развитие ребенка. Дети, выросшие вдали от человеческого общества (дети-Маугли), даже будучи абсолютно здоровыми, практически не владели речью, поскольку их развитие проходило вне речевой среды.

         Какие же советы можно дать родителям для того, чтобы избежать отклонений в речевом развитии ребенка?

         Рекомендую:

- поправлять ребенка и добиваться правильного произношения слов (вы даете только правильный образец слова, даже если оно трудно по произношению);

- расширять словарный запас речи;

- развивать мелкую моторику (можно и специальными играми, и путем развития навыков самообслуживания);

- ни в коем случае не «сюсюкать» и не умиляться речи маленького ребенка;

- придерживаться в общении с ребенком одного языка;

- читать больше книг ребенку (соблюдать при этом регулярность в чтении, а не от случая к случаю);

- объяснять значение «трудных» слов;

- своевременно обращаться к специалистам: логопеду, неврологу, лору. Не «тянуть» до школы и не ждать, когда « оно само пройдет!»

Если вашему ребенку исполнилось 5 лет, а он все еще плохо говорит, обратитесь к специалисту. Чем раньше это случится, тем быстрее вы справитесь речевыми «затруднениями», тем меньше у ребенка будет проблем в школе!

Желаю успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Советы логопеда. Влияние речи родителей на развитие речи ребенка

ВЛИЯНИЕ РЕЧИ РОДИТЕЛЕЙ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ РЕБЕНКА...

Развитие речи ребенка.Когда обращаться к логопеду.

У ребенка могут возникать различные речевые нарушения, причин может быть великое множество, начиная от патологии, возникшей у его мамы во время беременности и осложнений при родах, и за...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЛОГОПЕДА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Роль семьи в развитии речи ребенка

                Консультация для родителей             Роль семьи в развитии речи ребёнка...

Речевое развитие детей 4-5 лет. Рекомендации по развитию речи ребенка в семье и в ДОУ. Профилактика задержки речевого развития.

    У детей пятого года жизни отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Речь его становится разнообразней, точнее и богаче по содержанию. Возрастает устойчивость...

Советы логопеда по развитию речи ребенка 5-7 лет

Советы логопеда по развитию речи ребенка 5-7 лет...

Речевое развитие детей 4-5 лет. Рекомендации по развитию речи ребенка в семье и в ДОУ. Профилактика задержки речевого развития.

У детей пятого года жизни отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Речь его становится разнообразней, точнее и богаче по содержанию. Возрастает устойчивость внимания к ре...